Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре

28 февраля 2015 года, в субботу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Завершилась первая седмица Великого поста. Обычно люди, старающиеся посещающать храм каждый день на этой седмице, исповедуются в пятницу или в субботу и причащаются Святых Христовых Таин в субботу или в воскресенье. Таинством святой Евхаристии завершается подвиг первой седмицы Великого поста. И потому уместно подумать о том, чем является для нас причащение Святых Христовых Таин, что означает участие в святой Евхаристии для верующего человека.

И снова, как это неоднократно мы делали в течение первой седмицы Великого поста, обратимся к мудрости святых отцов. Святой Иоанн Златоуст говорит, что когда мы причащаемся, то «не только становимся соучастниками и сообщниками, но соединяемся со Христом». Эти слова «соучастник и сообщник» требуют толкования.

Мы знаем, что такое соучаствовать в каком-либо деле. Это значит не только наблюдать со стороны, но и включиться в дело. Сегодня мы соучаствовали в Божественной литургии. Мы ведь не только наблюдали со стороны, как люди в театре смотрят спектакль, со стороны наблюдая за некими действиями, — мы соучаствовали в общей молитве.

В каком же смысле мы можем растолковать слова Иоанна Златоуста о том, что мы соучастники и даже больше — сообщники Господа и Спасителя? Этими двумя словами святитель Иоанн помогает нам понять, что такое Церковь, что такое Таинство и что такое действие Святого Духа. Господу было угодно, чтобы все то, что Он совершил — Его учение, Тайная вечеря, страдания, смерть и Воскресение — навсегда вошли в жизнь людей, в человеческую историю.

Людям не дано разрывать притяжение времени и выходить за пределы пространства. И потому невозможно прошлое сделать актуальным в каждый момент времени. У человека, у человечества, у всего космоса нет таких сил. А Господь возжелал. И когда Он совершал Тайную вечерю, сказал, благословляя хлеб и вино, удивительные слова о том, что это Тело и Кровь Его: И сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). И когда мы совершаем Таинство Святой Евхаристии, когда силой Святого Духа хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя, то это не просто воспоминание. Вспоминать можно и дома, как мы вспоминаем что-то, листая альбом с фотографиями или читая какие-то тексты. Но то, что происходит в момент Святой Евхаристии, это особое воспоминание. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Тайная вечеря, жертва Спасителя, принесенная на кресте, и Его славное воскресение актуализируются. И мы становимся, по слову Иоанна Златоуста, соучастниками — не зрителями, не наблюдателями — соучастниками всего того, что Христос сделал для нашего спасения.

Вся Литургия и есть таинственная актуализация Евангельских событий силой Святого Духа. Прошлое выходит за пределы времени и становится настоящим и будущим. Поэтому мы вспоминаем за Божественной литургией не только то, что Господь совершил, не только Крест, тридневное Воскресение, но и на небеса восхождение и второе славное страшное Пришествие. Потому что в этот момент действием Духа Святого мы оказываемся вне времени и пространства.

Замечательные слова святителя Иоанна Златоуста помогают нам понять суть того, что есть Церковь. Церковь есть община, где Духом Святым актуализируется все то, что Христос совершил, включая Его смерть и Воскресение. Это и есть Божие таинство, таинство Церкви, Таинство Святой Евхаристии. Но святой Иоанн Златоуст говорит еще более: мы не только становимся соучастниками и сообщниками, но соединяемся со Христом.

Человеческому разуму не дано все это понять, потому что там, где Бог, заканчиваются пределы возможностей для человеческого разума. Вот почему люди иногда говорят: не могу поверить в чудо. Да как же в чудо можно поверить, если только не прикоснуться к нему так, как прикасались к чуду святые апостолы, жены-мироносицы, те, кто сопутствовал Христу Спасителю. Но ведь и тогда были те, кто не верил, подобно тем, о ком сегодня мы слышали из Евангелия от Марка (Мк. 2:23-3:5), которые ждали в синагоге: а не исцелит ли Спаситель сухорукого человека, человека с неподвижной рукой, парализованного, не совершит ли Он это чудо в субботу. Ждали, с тем, чтобы тут же Его осудить, потому что по еврейским законам нельзя было работать в субботу. А для них это была некая работа, некое действие.

Те люди тоже не верили в чудо, хотя и видели его. Для того чтобы поверить, понять, войти в эту жизнь, нужна помощь Божия. Без помощи Божией веру невозможно сохранить, не только в чудеса поверить. Никаких сил не хватит жить по закону Христову. И сколько бы мы ни напрягали свои силы, как во время первой седмицы Великого поста, мы не можем достичь цели, опираясь только на самих себя, потому что Господь оставляет и для Себя пространство, чтобы спасти наши души, и наполняет это пространство Своею благодатью и силой. И мы достигаем цели, хотя по своей человеческой слабости и греховности достичь этой цели не смогли бы никогда, — мы соединяемся со Христом.

Что же происходит в результате этого соединения? Мы ведь грешные люди, и, даже раскаиваясь в своих грехах, не можем искупить все то, что сделали в течение своей жизни. Признаёмся на исповеди священнику, пред Господом раскаиваемся, просим прощения, но искупить всего не можем. Какие бы нужно было страдания понести, чтобы все эти грехи искупить! Господь искупил за нас наши грехи по Своей великой любви. И нас, нечистых, грешных, несовместимых с Его святостью, Он включает в Свою Божественную жизнь. По Его милости мы соединяемся с Богом.

Может грязь соединиться с чистотой? Нет, тогда чистота перестает быть чистотой. Каждый знает, попробуйте на белую ткань нанести хотя бы одно темное грязное пятно — вся ткань становится грязной. Но Господь нас грешных и грязных включает в Свою светлую Божественную чистейшую жизнь не по нашим заслугам, а через Свои страдания, смерть и Воскресение...

И что далее, вопрошает святой Иоанн Златоуст, происходит с причащающимися? И отвечает: иы становимся Телом Христовым, не разными телами, а одним Телом. Значит, через Причащение мы соединяемся не только с Богом, соединяемся друг с другом. И в этом соединении таких разных людей Божественной силой преодолеваются все человеческие разделения, и наши различия в характерах, и наши национальные, культурные, языковые, политические, социальные, имущественные различия — все исчезает, когда мы как одна община из одной Чаши причащаемся Единого Тела и Крови Господа и Спасителя нашего и становимся Церковью, Телом Христовым, и несем на себе печать Божественной святости. Именно это таинственное действие Силы Божией и преобразует нашу жизнь. В Таинстве Святой Евхаристии прощаются наши грехи.

Мы завершаем первую седмицу Великого поста этим великим таинственным актом соединения со Христом, соединением друг с другом, соучастием в жизни, смерти и Воскресении нашего Господа. Мы наполняемся Божественной благодатью. И что же нам остается? Нам остается совсем немного: постараться задержать в себе эту благодать, те мысли, которые у нас возникают во время службы от слышания Слова Божия, задержать в себе этот маленький луч Божественного Царства, который из вечности озаряет нас в момент причащения Святых Христовых Таин. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси