Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня в Соловецком монастыре

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня в Соловецком монастыре

19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий! Матушки игумении, досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемый Игорь Анатольевич, губернатор Архангельской области!

Хотел бы всех вас сердечно поздравить с престольным праздником главного храма Соловецкой обители, с праздником Преображения Господня, который занимает особое место в ряду других церковных праздников, ибо в основе его лежит евангельское событие огромной важности, событие, которое имеет прямую проекцию на каждого человека, на каждую эпоху, на состояние человеческого общества.

Мы узнаем об этом евангельском событии не через хитросплетенные басни (2 Пет. 1:16), как говорит апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении (2 Пет. 1:10-19), но от самих очевидцев. Апостол Петр так и называет себя ― очевидцем явления славы и силы Божией, случившегося, когда Бог обратился к Сыну Своему на горе Фавор и произнес великие слова: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17:5; 2 Пет. 1:17).

Апостол Петр знал, о чем говорил. В его время источником религиозного энтузиазма, религиозных идей часто были различного рода философские хитросплетения, культурные изыски, ведь это была античная эпоха, эпоха многобожества, эпоха так называемого религиозного плюрализма ― верь во что хочешь и как хочешь. В основе каждого из этих религиозных изысков было некое человеческое учение, которое апостол называет «хитросплетенными баснями». Проповедь же апостолов была проповедью очевидцев, в том числе, очевидцев явления силы и славы Божией. Вот почему Церковь так бережно хранит их свидетельство.

Мы знаем, как важно свидетельство очевидцев в любом деле, особенно таком, которое рассматривают следственные органы. Без свидетельских показаний не может быть вынесен приговор: свидетельства очевидцев есть самое сильное доказательство. Как же мы должны быть уверены в правоте своей веры, в правоте Евангелия, если в основе их лежат не человеческие хитросплетения, может быть, даже очень возвышенные и подкрепленные знанием, но все же происходящие от ума человеческого, а свидетельства очевидцев. Именно на этом апостольском свидетельстве и основывается вся вера Церкви. Каждый, кто принимает на себя апостольское служение, каждый из архиереев Божиих призван в переживаемую им эпоху продолжить это свидетельство очевидцев через проповедь, через молитву и через пример собственной жизни.

Итак, апостол Петр повествует нам о событии Преображения. Человеческая природа Спасителя внешне ничем не отличалась от природы других людей, а потому и все окружающие, включая апостолов, относились к Господу и Спасителю как к обычному человеку, несомненно, одаренному дарами свыше, но все же человеку. И вот на горе Фавор происходит преображение человеческой природы Спасителя. Это преображение происходит силой благодати Божией, и голос был от Бога Отца: Сей Сын Мой Возлюбленный! Апостолы пали ниц, сраженные этим потрясающим видением преобразившегося на их глазах Иисуса, с Которым они ходили по этим пыльным дорогам Палестины, Которого так легко было обидеть, Который был настолько смиренным, что не отвечал на человеческие обиды, Который так же как и они испытывал жажду и холод, Который так же ударялся ногами о камни и спотыкался на этих тропах своего земного странствия. И вдруг на этой горе происходит чудо Преображения: Иисус из Назарета предстает Сыном Божиим в блистающей как снег одежде.

Мы часто используем слово «преображение», но использовать его нужно очень осторожно. Не всякое изменение человеческой личности является преображением, даже если это изменение связано с усовершенствованием личности. Мы, несомненно, усовершенствуем себя, когда получаем образование, когда под воздействием культуры обретаем остроту эстетического восприятия мира, когда получаем многие знания. Если сравнить человека, прошедшего жизненный путь, с тем отроком или отроковицей, которые этот путь еще только начинали, то будет видно, как усовершенствовался человек, особенно если он прикладывал много сил. Однако это несомненное усовершенствование нельзя назвать преображением. Подлинное преображение личности есть такое развитие образа Божиего в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу.

Мы знаем, что в результате обычного усовершенствования личности или даже общественных отношений, развития науки, техники, искусства, несомненно, являющихся следствием некоего прогресса, может вовсе и не наступить преображение: прогресс может быть обращен во зло и знания человека могут нести смерть и разрушения. Знания человека могут быть использованы не Божественной силой, а дьявольской. И мы знаем, в какой ад нередко превращают люди свою жизнь, в том числе опираясь на свои знания и опыт ― происходит не преображение, а духовный регресс вместо прогресса.

Как же важно понять, что развитие человеческой личности и всего общества определяется не внешним прогрессом и изменением, а преображением. Без преображения не может быть полноты человеческого счастья и благополучия. История показывает, как рушились великие культуры, которые впитали в себя колоссальный человеческий опыт, связанный с образованием, развитием, напряжением сил многих цивилизаций. Они покрылись прахом. Вместо них только археологические раскопки, так как ничто, что развивается вне преображения, не связано с вечностью. Поэтому преображение есть такое изменение образа, которое приобщает человека к Богу и делает человека причастником вечности.

А что же род человеческий, человеческое общество? Мы же хотим, чтобы оно становилось лучше. Но обществу не дано преобразиться по образу и подобию фаворского Преображения. Не дано… Только человеку дано преобразиться по этому образу и подобию. А что же общество человеческое, безразлично ли для нас будет, какие отношения сегодня и завтра будут связывать граждан нашей страны и всей исторической Руси? Можем ли мы сказать, что забота о социальном благе лежит вне внимания Церкви? Совсем нет. Мы как Церковь, зная, что есть подлинное Преображение, должны воздействовать и на человеческое общество через работу над самими собой, достигая того преображения, которое блистало на горе Фавор, в той мере, в какой это для нас будет доступно. Тогда изменится и человеческое общество.

Трудно представить, чтобы в обществе святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и угодников Соловецких были проблемы, конфликты и недоразумения, которые нужно было бы особыми усилиями исцелять. Святой человек, живущий в общении с Богом, вокруг себя создает мир, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Поэтому главное усилие Церкви в области улучшения социальной жизни народа заключается в воспитании личности, но также и в воздействии на сферу общественных отношений. И хотя преображение по образу фаворскому невозможно для социального измерения человеческой жизни, но если будем стремиться к своему личному преображению, то изменится и жизнь человеческого общества.

Примером этого социального изменения к лучшему, устремленности к преображению является монастырская община. Вот почему такие большие требования к монастырям: как к личной жизни монахов, так и к построению их отношений друг с другом. Если здесь не может формироваться некий зародыш общественного преображения, то что же говорить о той жизни, которая за пределами монастыря? Поэтому каждый, переступающий порог обители и желающий присоединиться к монашеской общине, должен помнить, что он приходит сюда спасать свою душу, достигать своего личного преображения, но одновременно и всячески содействовать построению той общинной жизни, которая должна быть устремлена к высочайшему идеалу Божественного преображения.

Я хотел бы всех вас, мои дорогие, сердечно поздравить с сегодняшним праздником, особенно братию обители во главе с отцом архимандритом. Хотел бы поблагодарить вас за те дары, которые вы мне преподнесли. Со своей стороны хотел бы одновременно преподнести образ святого, которого я лично очень почитаю. Преподобный Серафим Вырицкий ― замечательный угодник Божий, практически наш современник. Он жил в Петербурге, занимался, как теперь мы сказали бы, бизнесом, был состоятельным человеком, купцом. Но в какой-то момент оставил все и ушел в Александро-Невскую лавру, предварительно приняв постриг в Сергиевом Посаде, стал духовником монашеской лаврской обители и сподобился великих даров, которыми Господь его наделил. К нему приходили тысячи и тысячи людей и получали не только утешение, но и помощь.

Среди тех, кто приходил к преподобному, были и мои родители, которые в самый тяжелый ответственный момент своей жизни испросили у него совета и, следуя этому совету (хотя с человеческой точки зрения это было совсем непросто), обрели счастье, радость и мир в семье, через рождение одного из своих чад. Поэтому я храню в памяти своей образ святого преподобного Серафима, которого в своих домашних молитвах долгое время поминал просто как схииеромонаха, а после его прославления в лике святых молюсь ему каждый день, ибо знаю, какой огромной духовной силой предстательства пред Господом обладает этот преподобный отец. Пусть его образ пребывает в вашей обители и помогает, может быть, многим, кто будет притекать к нему, обретать духовное утешение, мир и покой в сердце.

А архимандриту Порфирию в благодарность за его труды хотел бы преподнести юбилейный крест, который был создан в связи с празднованием 700-летия со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского.

Всех вас поздравляю с праздником!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси