Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

6 апреля 2014 года, в неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Ваше Высокопреподобие, отец Николай, настоятель сего святого храма! Досточтимые отцы, братия и сестры!

Я с особым радостным чувством совершил сегодня Божественную литургию в этом храме Нерукотворного Спаса на Сетуни, одном из самых первых храмов в городе Москве, которые были возвращены Русской Православной Церкви после долгих лет гонений. Я помню этот храм год спустя после возвращения, в 1990 году, когда здесь только-только начались восстановительные работы. Помню, с каким энтузиазмом и с какой радостью люди восприняли то, что святыня возвращена Церкви. Хотя внешне храм нес на себе страшные раны, нанесенные разрушениями, человеческой ненавистью, человеческим беспамятством и преступлениями, святыня оставалась святыней. И сегодня, празднуя 25 лет с того дня, когда совершилось это историческое деяние, мы можем с радостью свидетельствовать, что храм Нерукотворного Спаса на Сетуни — один из самых благоустроенных храмов города Москвы. И здесь не только внешне замечательный храм, но и хорошо организованная приходская жизнь, включая хор, воскресную школу и многие приходские программы, с которыми я знакомился перед тем, как к вам ехать, и был рад узнать о том, что здесь совершается.

Сегодня на Церковь Божию возлагается особая ответственность не только за спасение человеческих душ, хотя это самая главная ответственность Церкви, но и за устроение земной жизни людей, потому что земная жизнь есть некое преддверие жизни вечной. И если в земной жизни много беспорядка, несправедливости, человеческого горя, человеческого бесчувствия по отношению к горю и много другого, что отягощает жизнь людей, то это преддверие к вечной жизни становится очень и очень тяжелым, нередко побуждающим людей не к тому, чтобы совершенствоваться, но к тому, чтобы умаляться.

Говоря так, я совсем не имею в виду отсутствие человеческих скорбей. Скорби, человеческое горе будут всегда, пока жив человек и пока существует род человеческий. Потому что скорбь и горе, включенные в человеческое бытие, имеют своим происхождением не наши с вами прегрешения, а тот великий порок, то великое злодеяние, которое было совершено на заре человеческой истории, когда грех как явление через грех прародителей вошел в человеческую историю, вошел в жизнь людей, а значит, и в жизнь каждого из нас. И грех всегда сопровождается болью. Зараженное грехом человеческое общество несет в себе страдания как некую данность. И, может быть, самый важный вопрос, который должен стоять перед верующим человеком и на который он должен иметь ясный ответ, заключается в следующем: а как же воспринимать эти страдания, эту скорбь, которые являются данностью человеческой жизни, которые нельзя из этой жизни исключить?

Сегодняшнее Евангельское чтение очень поучительно (Мк. 10:32-45). Два близких Спасителю ученика, Иаков и Иоанн, обращаются к Нему после того, как Он сказал, какая страшная скорбь ждет Его в Иерусалиме, — о том, что Он будет схвачен, предан избиению, оплеванию, мучениям, затем будет распят и в третий день воскреснет. Он, может быть, впервые говорил так ясно ученикам о Своих страданиях, и, казалось бы, ответ учеников должен был быть соответствующим. Они должны были явить любовь, может быть, стремление и желание разделить с Учителем Его страдания, или иначе выразить свою солидарность, попытавшись оградить Спасителя от страданий. Ничего такого не произошло. Напротив, ближайшие ученики, Иаков и Иоанн, подошли к Нему и говорят: «Господи, когда Ты будешь в славе Своей, посади нас по правую и по левую стороны от Себя». Господь ответил: «Вы не понимаете, что говорите. Можете ли вы креститься крещением, которым Я буду креститься, и пить ту чашу, которую Я должен испить?», — имея в виду чашу Крови Своей и крещение в Крови Своей. И отвечают Иаков и Иоанн: «Сможем». И тогда говорит Господь: «Чашу, которую Я буду пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься, — предвидя их мученическую кончину. — А вот посадить вас по правую и по левую стороны не в Моей власти».

Как нам понимать эти замечательные слова? Святой Симеон Новый Богослов, замечательный поздневизантийский церковный писатель, святой отец Церкви, говорит замечательные слова: «Бог сделает того первым, как обещал, кто с терпением и благодарностью примет поругание и заушение». Вот почему Господь, отвечая апостолам о посаждении их по правую и по левую стороны, связал это первенство с испитием Его чаши, чаши Его страданий. Может быть, непросто людям современным, живущим в этой повседневной круговерти событий, понять смысл того, что сказал Господь. Но смысл этот велик и спасителен: первым в очах Божиих становится тот, кто достойно переносит скорбь и страдания, являющиеся данностью этого мира.

Действительно, всегда будут болезни, всегда будет смерть, всегда будет человеческая несправедливость, всегда будет страдание людей, — много что будет всегда, до скончания века. На протяжении истории не было того, чтобы страдания уходили из человеческой жизни. Да, конечно, люди всегда мечтали о рае на земле, создавали политические утопии о построении некоего общества, где всё будет справедливо, где все будут наслаждаться равенством. Но даже эти утопии пытались избегать темы страданий, потому что их творцы сознавали, что страдание будет всегда и оно не зависит ни от общественного устройства, ни от государственного строя, ни от того, как устроены экономика или политика, ни от того, насколько развита благотворительность в обществе. Страдание — это то, что принадлежит человеческой природе, и оно будет всегда. Более того, именно с этим состоянием человека Бог и связывает его первенство в Своих очах, как замечательно говорит нам об этом и сегодняшнее Евангелие, и замечательные слова Симеона Нового Богослова.

Что же это означает для нас? Это означает следующее. Когда Господь посещает нас скорбью, а нередко и страданием, мы не должны быть малодушными, мы не должны терять веры. Более всего, мы никогда не должны роптать на Бога. Мы должны воспринимать страдания как данность и никогда в этот момент не сравнивать себя с другими — мол, вот этот вроде как хуже меня, а не страдает. Ведь мы не знаем, что происходит в жизни и в душах других людей. Наша задача встретить собственную скорбь достойно и не дать этой скорби разрушить целостность нашей личности, ослабить нас, сделать несчастными; и мы должны с преданностью воле Божией нести свой крест, помня, что достойное несение креста и является необходимым условием подлинного первенства. Не того, суетного, которое формируется человеческими обычаями, политической конъюнктурой или количеством денег, а подлинного первенства пред Богом, которое только и имеет непреходящую ценность.

Мы вспоминаем сегодня Марию Египетскую — удивительную женщину, жизнь которой в молодости не была отмечена никакими особенными скорбями. Она жила веселой, распутной жизнью, но в какой-то момент Господь помог ей осознать опасность этой жизни. И что же она делает? Она сама себя поставляет в положение, которое проводит ее через многие скорби и тяжкие физические страдания. Она уходит в пустыню, где претерпевает и жар, и холод. Она остается без воды и без еды, питаясь только травами и колючками, и так живет многие годы, полностью посвятив себя общению с Богом. И что же с ней происходит? Она преодолевает и скорбь, и страдания. Она становится ангелоподобным существом. Зосима, монах из монастыря преподобного Герасима на берегу Иордана, встретившись с этой женщиной в пустыне, видел, как во время молитвы она поднимается от земли, глазами своими видел, как она перешла Иордан как посуху, достигнув действительно ангелоподобного жития, первенства у Бога. Мария прошла через несомненные скорби и страдания, о которых сама рассказала Зосиме, так достойно, с такой верой и с такой благодарностью Богу, что обрела это первенство.

Многие люди, живя в нашем мире, возлагают на себя особые вериги, то есть некую тяжесть, сознательно, — чтобы пройти через испытания, чтобы обрести благодать пред Богом. Такой веригой, таким испытанием является монашеская жизнь, строгое монашеское житие. Монах добровольно помещает себя в ситуацию, которая для обычного человека была бы невыносимой. Это отказ от всего — и от материальных благ, и от сытной еды, и от комфортной жизни; это отказ от своей воли. Но, проходя достойно через эти испытания, человек обретает первенство пред Богом, а, проще говоря, спасение, наследуя жизнь вечную.

Но не только в вечной жизни человек получает ответ от Бога. Эта жизнь становится наполненной глубоким смыслом, радостью, подлинным счастьем. Вся эта суета, которая дает нам видимое, такое скоропреходящее счастье, уходит куда-то за горизонты зрения; и человек обретает в общении с Богом подлинное счастье, непреходящую радость и Царство Небесное.

Всему этому мы научены сегодня через чтение Евангелия, через воспоминание о подвиге святой Марии Египетской. Мы далеки, конечно, от этого подвига, и, может быть, и не требуется в условиях большого города этот подвиг повторять. Но мы должны помнить, что когда Господь попустит нам скорбь и проведет через страдания и испытания, мы должны воспринимать эти скорби с терпением и благодарением Богу; и, может быть, мы во многом сравняемся с теми, кто добровольно принимает на себя скорбь, чтобы быть ближе к Господу и обрести Его благоволение. Молитвами святой преподобной Марии Египетской да поможет Господь каждому из нас на том месте, на котором он находится, жить по Его заповедям, дабы обретать Его благоволение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси