Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в храме в честь святых Мефодия и Кирилла на Дубровке
13 декабря 2015 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, празднование памяти апостола Андрея Первозванного, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, на Дубровке, а затем возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, днем памяти святого апостола Андрея Первозванного и с освящением первого из храмов, строящихся по «Программе-200» в городе Москве.
Сегодня действительно знаменательное событие. Оно наполнено многими смыслами, но любая попытка выразить их вне связи с Евангелием будет поверхностной. Поэтому мы будем говорить об этих смыслах после того, как скажем о сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 13:10-17).
А чтение удивительное. Господь присутствует в синагоге на молитве, и среди молящихся — женщина согбенная, скорченная. Трудно понять, что за болезнь так страшно поразила эту несчастную, но долгие годы она не могла выпрямиться. Господь исцеляет ее, а начальник синагоги с раздражением говорит: «Есть шесть дней недели, когда можно исцелять, но в субботу исцелять нельзя». Он будто бы защищал некий религиозный порядок, но ведь не мог человек с добрым сердцем такое сказать. Такие слова не могли вырваться из доброго сердца. И Господь говорит ему: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола и осла в день субботний и не ведет ли его поить? Как же эту несчастную, связанную дьяволом на 18 лет, нельзя исцелить в субботу!»
Это были резкие, гневные слова. Наверное, они не были бы обращены к человеку, который говорил бы просто по недомыслию, по желанию сохранить некий порядок в том месте, куда собирались на молитву. Но начальник синагоги был жестоким. А иначе как можно было не порадоваться тому, что получила исцеление женщина, 18 лет пребывавшая в страшном болезненном состоянии и с верою приходившая на молитву в дом Божий? Не возблагодарить Господа, а осудить Того, через Кого Божественная сила исцелила немощную?
Жестокость — одно из самых страшных проявлений греха в человеке. Грехи могут быть разные — и зависть, и осуждение, и пустословие, и плотские грехи, от которых так часто страдают люди. Но жестокость особым образом парализует духовную жизнь человека. Жестокий человек не способен ни на какое доброе дело. Жестокость есть некий признак господства темной силы в жизни человека.
Не может быть жестокости, которая передавалась бы по наследству, которая связывала бы человека с предшествующими поколениями, в недрах которых она родилась. Жестокость всегда формируется в сердце человека под влиянием его собственного мировоззрения, его собственного отношения к жизни. И нет ничего более страшного и более разрушительного для человеческих отношений. Все можно простить, но простить жестокость чрезвычайно тяжело, потому что в жестокости зло проявляется в максимальной степени. Вот почему Господь и отреагировал столь гневно на то, что сказал начальник синагоги.
Спаситель принес в мир слова, которые никак не соответствуют злому и жестокому образу жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Мф. 7:12). Замечательно говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: ты не можешь просить Господа о милости к себе даже в трудных обстоятельствах жизни, если ты жесток по отношению к ближнему. Действительно, жестокость парализует всякую возможность человека обращаться к Богу, потому что никакая просьба жестокого человека не может быть Богом удовлетворена. Такой человек никому никогда и ни в чем не помогает, а стало быть, нет пределов для его недоброжелательного отношения к ближним.
Сегодня мы живем в мире, где жестокость, которая обычно вызывала у людей отвращение, страх, осуждение, теперь входит в наш быт и даже в нашу культуру, особенно через кинематограф. Нас убеждают, что только жестокостью можно разрешить все конфликты. Выигрывает тот, кто бьет так, что другой встать не может, кто метко стреляет, кто уничтожает. Постепенно в массовое сознание входит образ человека, уничтожающего врагов вокруг себя, жесткого, неспособного ни на какие компромиссы. И если такой образ будет усвоен, если вместо положительного героя нашей классической художественной литературы, в основу которой был положен нравственный идеал, будет навязан образ человека жестокого, то мы разорвем связи со своей традицией, мы создадим страшное общество. Когда я говорю «мы», я имею в виду не только Россию, не только Русь — я имею в виду весь род человеческий, потому что образ жестокого героя не соответствует нравственной природе людей.
Господь принес Слово Свое, Благую весть, чтобы мир не стал жестоким. Чтобы человек был всегда способен на милосердие. Чтобы доброта, а если возможно, и любовь присутствовали в сердце людей. Господь начертал нам контуры совсем иной цивилизации, совсем иного человеческого общежития, и как замечательно, что евангельское слово было подхвачено и вошло в культуру многих стран мира. А началось все с проповеди и, если говорить о России, с проповеди первозванного апостола Андрея, который благовествовал на землях Святой Руси. Есть предание о том, что он достиг Киева и даже Новгорода, а затем земли россов достигло великое слово равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. И вот в день памяти святого Андрея Первозванного мы освящаем храм в честь равноапостольных братьев — первый из тех, что был заложен в городе Москве (в рамках программы строительства новых храмов в столице, инициированной в 2010 году — ред.).
Эти совпадения неслучайны, потому что со строительством храмов мы связываем не только увеличение количества людей, которые посещали бы богослужения, но также изменение к лучшему духовного, нравственного климата в нашей столице.
Никогда страшные образы преуспевающих жестоких людей не должны стать притягательными для нашей молодежи, для нашего народа. Иначе мы погубим самих себя, разорвем связь с Богом, Господь от нас отступится. Он не будет слышать наши молитвы, как предупреждает нас святой Иоанн Златоуст. И для того чтобы Москва стала духовно другой, чтобы мир стал духовно иным, чтобы величайшие идеалы Евангелия проникли в сознание современного человека и в современную культуру, мы и строим сегодня Божии храмы в Первопрестольном граде и, по милости Божией, по всему лицу Святой Руси.
Верю, что молитвами и святого первозванного апостола Андрея, и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и святого князя Владимира, в честь которого освящен один из приделов этого храма, Господь приклонит милость к Церкви Русской, к народу нашему и поможет нам, несмотря на многие трудности, идти навстречу тому свету, который излучает в мир Его Божественное Слово.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии