Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы 1-й седмицы Великого поста после богослужения в Новоспасском монастыре

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы 1-й седмицы Великого поста после богослужения в Новоспасском монастыре

Вечером 27 февраля 2015 года, в канун субботы 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Новоспасском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Та внутренняя работа, которую каждый христианин должен осуществить в течение Великого поста, предполагает рассмотрение своих недостатков, грехов и слабостей. А потому, выявляя некий грех, нужно знать, как его следует преодолевать. И ничего не нужно выдумывать, потому что в двухтысячелетней истории Церкви накоплен огромный опыт мудрости, вдохновленной Божественным словом.

Этой мудростью питались святые отцы, подвижники благочестия, множество монашествующих. И запечатлена эта мудрость, в том числе, в их писаниях. А потому чтение святоотеческих текстов весьма полезно и тогда, когда мы особым образом сосредотачиваем свое внимание на внутренней жизни.

Чтение этих текстов приводит к мысли о том, что в основе любого греха лежит особое состояние человека, человеческого духа, именуемое гордостью. Преподобный Кассиан Римлянин в согласии со всеми другими отцами, которые говорили на эту тему, утверждает, что гордость есть причина грехопадения и начало всех болезней. А если гордость — причина грехопадения, то, значит, в гордости, как ни в каком другом грехе, обнаруживается самоя природа греха.

Грехопадение было совершено в небесном невидимом мире. И ангел света Денница стал Люцифером, сатаной, противником Бога. Произошло это грехопадение именно потому, что ангел возжелал стать на место Бога. В основе этого стремления такое понимание своей собственной сути, которое не терпит рядом иного, более значительного присутствия. И как только возжелал ангел стать на место Бога, он превратился в Его противника, дьявола, сатану. И знаем, что грех из того сверхчувственного невидимого мира через первых людей вошел в человеческую историю и стал частью человеческой природы.

А что можно сказать о человеческой гордости? Что означает это чувство? Да то же самое, что и тогда, на заре бытия мира. Когда человек в центр жизни поставляет самого себя, когда собственной личностью он вытесняет из жизни своей Бога, тогда он обнаруживает тот же самый грех, который привел ангела к падению. Это означает, что человек подвержен гордыне и гордыня является основной движущей силой его мыслей и его поступков.

Гордый человек часто бывает сильным, талантливым. Иногда гордость способствует достижению человеком внешнего успеха, продвижению по службе, обретению власти над другими людьми. Постепенно у такого человека складывается впечатление о своей некой особой роли, об исключительности своих талантов и возможностей. И если этому чувству не поставить предел, то оно начинает гипертрофироваться, действительно вытесняя всех остальных из внутренней жизни человека, в которой все больше места занимает разрастающееся «я». И когда это человеческое «я» вытесняет даже Бога, тогда и происходит страшное грехопадение, повторение греха, совершенного Денницей.

Святые отцы особо обращали внимание на воспитание тех людей, которые приходили к ним с просьбой о духовном совете или поступали в обитель в качестве послушника, отдавая себя в послушание опытным старцам. И, находя эти ростки гордости в таких людях, эти учителя благочестия особое внимание уделяли тому, чтобы искоренить даже начатки гордости в человеке.

Иоанн Лествичник, размышляя о способах и средствах преодоления гордости, говорит о том, что гордый человек должен поставлять себя под послушание. А ведь это очень трудно тому, кто, может быть, не сознательно, но чувственно считает себя центром бытия, кто не терпит рядом никого другого, кто придает особое значение своей личности. Как такой человек может поставить себя под послушание? Это ведь значит сломать самого себя, радикально изменить свое умонастроение. Вот почему очень часто гордый человек, даже, может быть, сам не отдающий себе отчет в этой гордости, не может находиться под послушанием. И в монастырях, как в древности, так и сейчас, это всегда сигнал для игумена или духовника, сигнал тревожный, требующий особого, бдительного отношения к такому человеку, который, несомненно, нуждается в помощи, потому что, опираясь на собственные силы, он не будет способен преодолеть притяжение этого страшного греха.

Но и для людей, живущих в миру, есть некая причина, по которой следует всячески преодолевать в себе этот грех. Потому что среди гордых людей нет счастливых. Потому что счастье обретается в общении с другими людьми, а гордый человек не предназначен к этому общению. Он может общаться, что называется, дипломатически, исходя опять-таки из соображений пользы. Но ведь подлинное общение людей предполагает открытость и честность, а это означает, что в любой момент гордец может быть ущемлен прямым и честным словом. И как же ему пережить это ущемление?

Хорошо известно, как тяжело в трудовых коллективах иметь дело с такими гордыми людьми. К ним могут быть проявлены чувства уважения из-за занимаемого положения или из-за знаний такого человека, но к таким людям никогда не бывает любви. А более всего тяжело в семье, потому что гордый человек не способен на подлинно семейные отношения, где все равны и каждый может другому сказать то, что он о нем думает. Но это смерти подобно для гордого человека, и потому нередко возникают семейные конфликты вроде бы от обиды, а на самом деле не от обиды, а от гордости.

И, может быть, самое тяжелое для гордого человека то, что у него мало надежды на помощь Божию. Как падший ангел отошел от Бога на огромное расстояние и стал Его противоположностью, так и гордый человек отделяется от Бога, потому что гордость противоположна святости и свету. И, находясь на отдалении от Бога, он не имеет возможности питаться Божественной благодатью. Почему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; Пет. 5:5). Не в том смысле, что Бог борется с гордым человеком. Бог предоставляет этого человека самому себе, а тот уже по логике развития греха отдаляется от Бога, а значит, теряет возможность питаться токами Божественной благодати. Вот почему гордому очень тяжело спастись.

Если мы в сердце своем чувствуем присутствие этого греха, то должны обратить на него особое внимание и, конечно, просить Господа о прощении, потому что, укореняясь в гордости, мы вытесняем Его из своей жизни...

Лучше всего испытать гордость послушанием, уступить в споре, промолчать, когда тебя обижают, поставить себя под послушание своих близких, родных или более искренне и ответственно — под послушание начальствующему, и проанализировать, что происходит в сердце. Если в сердце приходит смятение, чувства — в беспокойство, рассудок помутняется, то тогда нужно усиливать борьбу с гордостью, чтобы вовремя приостановить распространение этого греха.

Господь Своим личным примером, через воплощение, через жизнь в смирении и кротости, явил нам противоположную гордости добродетель и, говоря о блаженствах, об идеале, обозначил первую заповедь, всем хорошо известную: блаженны нищие духом, — не те, кто горд и силен этой гордостью, а те, кто победил в себе гордость, — их есть Царствие Небесное (Мф. 5:3).

Да поможет каждому из нас Господь в дни Святой Четыредесятницы, наблюдая за своей внутренней жизнью, особое внимание уделить такому опасному греху, как гордость, отлучающему нас от Бога и помрачающему наши отношения с ближними. Храни вас всех Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси