Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день престольного праздника Зачатьевского монастыря г. Москвы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю престольного праздника Зачатьевского ставропигиального монастыря

22 декабря 2013 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, в праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и с очень важным для города Москвы праздником — престольным праздником древнейшей женской обители.

В 1360 году святитель Алексий, тогдашний митрополит Киевский, Московский и всея Руси, повелел учредить Алексиевский монастырь в честь своего духовного покровителя святого праведного Алексия, человека Божия. Несколько позже в обители был построен храм, один из приделов которого стал называться Зачатьевским, и с тех пор монастырь именовался Алексиево-Зачатьевским монастырем. Затем в первой половине XVI века последовал страшный пожар, известный в истории как Большой московский пожар, и весь монастырь погиб, но царь Иван Грозный повелел воссоздать его на том самом месте, где мы с вами стоим. Его благочестивый сын Федор Иванович воздвиг собор в честь праздника, который мы сегодня празднуем, — Зачатия Пресвятой Богородицы, с двумя приделами: один в честь его небесного покровителя Феодора Стратилата, второй в честь мученицы Ирины — покровительницы его супруги Ирины Годуновой. С тех пор монастырь чаще именовался Зачатьевским, чем Алексиевским.

В XX веке эту славную обитель, самую древнюю в Москве, постигло большое горе. После революции монастырь был ликвидирован. Вначале здесь сохранялась монашеская жизнь под видом трудовой артели, но в 1925 году монастырь был закрыт окончательно, монахини разогнаны и репрессированы, а храмы Божии уничтожены или осквернены.

Казалось бы, как можно было совершить такое злодеяние — вопреки великой истории, так тесно связанной с историей столицы, страны, народа? Как можно было своими руками взорвать храмы в центре Москвы, осквернить их, изничтожить? Когда взираешь на эту историю с высоты уже минувших лет, кажется, что это некое безумие, но ведь все это совершали далеко не безумные люди.

И вот что удивительно: именно сегодня мы слышали замечательный отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам, где он говорит: «испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но познавайте, что есть воля Божия» (см. Еф. 5:8-19). Несомненно, разрушение монастыря в 1925 году для любого здравомыслящего человека было действительно бесплодным деянием тьмы. Почему бесплодным? Да разве можно, разрушив святыни, великие исторические памятники, осквернив собственную историю, отказавшись от прошлого, что-то сделать плодовитым? Такого не бывает. Плод всегда вырастает на дереве, у которого корни. Корни уходят в почву, питают ствол, дают силу плодам. Но если подрубить корни, то дерево падает и уже никогда не сможет быть плодовитым. Вот таким же бесплодным делом тьмы было разрушение этого монастыря, как и разрушение всех остальных святынь нашего многострадального Отечества.

Но если бы мы с вами спросили тех самых людей, которые приносили сюда ящики с динамитом: «Что вы делаете? И зачем вы это делаете?» — они бы непременно объяснили свои действия соображениями огромной пользы для народа. Они бы объяснили, что борются с эксплуататорами, с обманщиками, что хотят дать людям образование и перспективу светлой счастливой жизни. Они бы много чего наговорили. Но мы-то знаем, что все это были бесплодные дела тьмы!

Было бы большой ошибкой считать, что бесплодные дела тьмы принадлежат только прошлому. И сегодня совершаются бесплодные дела тьмы. И сегодня появляются люди, которые, иначе формулируя, повторяют те же самые аргументы — считают, что Церкви не место в современном обществе, что она препятствует развитию, что она подавляет человеческие права и свободы. А когда они совершают бесплодные дела тьмы — дела греховные, пропагандирующие грех, разрушающие человеческую личность,— они вновь оправдывают все это некими ссылками на свободу человеческой личности. Нельзя, мол, человека ни в чем ограничивать, дайте ему жить по его инстинктам, по его хотению, по его желанию, нет более высокой ценности, чем человеческая личность, утверждают они, забывая, что при всей высоте человеческой природы личность может быть падшей, греховной, преступной.

Как же нам распознать, что дело, которое совершается, есть бесплодное дело тьмы? А может быть, это действительно светлое дело, открывающее новые перспективы для человека? Нужно помнить только одно. У каждого человека есть своя правда и свой взгляд на жизнь. Но это не значит, что эти человеческие правды являются отображением правды Божией. Для того чтобы не участвовать в делах тьмы, нужно обладать критерием, мерилом правды, в соответствии с которым можно сказать: вот здесь правда, а здесь ложь; здесь дело святое и важное, а здесь дело бесплодное, дело тьмы.

В этом же отрывке из Послания апостола к Ефесянам мы видим указание на такой критерий. Апостол говорит о том, чтобы мы учились распознавать волю Божию. А воля Божия открывается в Его слове — том самом слове, которое более 2 000 лет хранится Церковью, том самом слове, понимание которого сформировалось за века при участии святых богоносных отцов. Мы имеем огромное наследие христианской философии и мысли, которое стало частью церковной традиции, и в свете этого учения мы, воспринимая слово Божие, можем непогрешимо судить о многих делах, философиях, взглядах, которые присутствуют в современной жизни. Самое главное, чтобы мы умели соотносить происходящее в мире, в жизни, в том числе в своей собственной жизни, со словом Божиим и, налагая на эти жизненные обстоятельства непогрешимое мерило Божественной правды, всегда делали выбор в пользу добра, в пользу Божией правды и отстранялись от бесплодных дел тьмы, а в необходимых случаях и боролись с ними. В этом смысле христианин вооружен той силой, которой многие другие не обладают. Потому что мало иметь здравый смысл, мало владеть логикой, мало знать историю — нужно сердцем своим почувствовать, что есть правда, а что ложь.

И вот что удивительно: иногда, общаясь с совершенно простыми людьми — я это часто делаю, совсем простыми, у которых нет никаких претензий на понимание современной жизни, — когда им задаешь вопрос о том, что сегодня происходит, когда их спрашиваешь о том, как они относятся к тем или иным политическим деятелям, получаешь потрясающий ответ. Как будто перед человеком открывается сокровенная глубина происходящего, и он дает безупречные характеристики многим известным личностям. Задаешь себе вопрос: отчего же это? А потом понимаешь: не от мудрости человеческой, не от знаний, не от образованности, а от того, что человек этот близок к Богу. Он молится, он знает слово Божие и, применяя свой духовный опыт к оценке происходящего, делает совершенно определенные, недвусмысленные и удивительно правильные заключения.

В нашем обществе есть категория людей, которые пренебрежительно относятся к народу, считая его неспособным к творческой деятельности. Эти люди сами себе присвоили название творческого класса, или, используя иностранное слово, сами себя называют креативным классом. Так вот, удивительно правильную оценку этим людям дает наш народ, сохранивший веру, а значит, и критерий истины.

А не потому ли в 1925 году разрушали этот монастырь? Не потому ли разрушали веру, расстреливали священников, монахов и монахинь, чтобы навсегда лишить наш народ этого критерия истины? Не получилось — только потому, что Сам Господь присутствует в истории через жизнь своей Церкви, и с Ним не может бороться и Его не может преодолеть никакая человеческая и даже диавольская сила.

И сегодня, вспоминая историю этой святой обители, мы должны взглянуть на нее в том числе через призму дивных слов святого апостола Павла «нам нужно испытывать, что благоугодно Богу». Это самый главный вопрос, который должен стоять сегодня и перед сильными мира сего, людьми с огромной ответственностью, и людьми безвластными. Перед тем как начинаешь дело, спроси, может ли оно быть благоугодным Богу, и только тогда отдавай свои силы для достижения поставленной цели. Верим, что будет храниться под Покровом Царицы Небесной земля Русская, вся историческая Русь, и держава Российская. И наша молитва сегодня о том, чтобы Господь сохранял веру в сердце нашего народа, чтобы Господь умудрял и давал силу духовного зрения, дабы прозревать происходящее и в своей жизни, и в жизни народа, и испытывать, что есть благоугодно Богу, и уклоняться от бесплодных дел тьмы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.sedmitza.ru/patriarch/2013-12-22/4340766.html