Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в Храме Христа Спасителя в Москве
24 мая 2015 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и День славянской письменности и культуры, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По завершении богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.
Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич! Дорогие отцы, братья, матушки игумении, сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, с Днем славянской письменности и культуры!
Я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, за приветствие от имени Священного Синода и за сказанное Вами лично. На каждой Божественной литургии мы молимся об Украине. Мы не разделяем народ Украины. БОльшая часть народа Украины — это наша паства, это православные верующие люди, которые свидетельствуют о Христе со времен Крещения в днепровских водах. Украинская Православная Церковь — это драгоценный алмаз в короне всех Божиих Церквей, существовавших и существующих, потому что с историей Церкви нашей на берегах Днепра связано рождение православной русской цивилизации. Той самой цивилизации, которая выдержала самые тяжелые испытания, особенно в течение ХХ века, — испытания агрессивным безбожием и страшными, угрожавшими самому существованию нашего народа опасностями, которые пришли к нам из-за рубежа.
По милости Божией народ наш выстоял, и в этом году мы отпраздновали 70-летие Великой Победы. Мы каждый день благодарим Бога за то, что и воинствующее безбожие отступило, по крайней мере, уже не проявляет себя от имени государственной власти. Каждый человек может верить или не верить — это его личный выбор; но когда безбожие становится государственной идеологией, в результате чего гибнут люди, разрушаются святыни, хулится имя Божие, то это уже более чем идеология. Со всем этим справилась Церковь наша, справился украинский православный народ. Верим, что испытания, которые выпали на долю нашей Церкви в XXI веке, по милости Божией будут преодолены, как преодолевались тяжкие испытания прошлого. Об этом мы молимся каждый день во всех храмах Русской Православной Церкви.
Я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, за Ваше спокойное, подлинно христианское, смиренное и одновременно мужественное стояние за правду Божию. А правда заключается в том, что Церковь призвана объединять всех. Это единственный институт, в котором стираются всякие человеческие различия — и политические, и национальные, и имущественные, и культурные. Церковь объединяет всех не во имя достижения политических или каких-то иных человеческих целей, а только ради вечного спасения людей, которое начинается здесь, на земле, через устроение мирной и справедливой жизни для всех. И как же может Церковь наша отступить от миссии свидетельства о своем служении, о необходимости достигать этой цели перед лицом постоянно возникающих проблем и вызовов? Отступив, она перестанет быть Церковью — она станет раскольничьей группой и сама себя отделит от Вселенской Церкви, которой Богом вручена миссия примирения людей.
Мы сегодня вспоминаем имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих просветителей. Они несли нашему народу культуру, язык, но делали это не в отрыве от нравственных и духовных ценностей, не в отрыве от самого главного — целеполагания человеческой жизни. Их просветительство было направлено на то, чтобы люди становились святыми, чтобы достигалась главная цель бытия — соединение человека с Богом, освящение всей жизни, а значит, исключение из жизни всего того, что несут в себе грех и неправда.
Под словом «просвещение» обычно подразумевается свет. В наше время люди нередко задаются вопросом: а что такое свет? На этот вопрос может быть тысяча ответов. Сколько голов, столько и умов. Каждый по-своему скажет, что такое свет, что такое просвещение, и потому сегодня это слово почти утратило подлинное значение. В просвещение вкладываются разные смыслы, и мы знаем, какая битва сейчас идет за эти смыслы. Чему учить детей? Какой свет, какие ценности нести народу?
Церковь обладает путеводной нитью, неразрывно соединяя два понятия — святость и свет. Святость и свет — это Божия правда, и если просвещение имеет своим нравственным следствием освящение и возвышение личности, то это и есть подлинное просвещение. В этом случае невозможна подмена понятий, тьма не называется словом «свет», и всем очевидно, что тьма есть тьма, а свет есть свет.
Сегодня во всем мире и в Отечестве нашем идет брань вокруг того, как понимать просвещение, какой свет должно нести людям это просвещение. А потому молитва наша о том, чтобы святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, положившие начало нашему просвещению, приклонили милость Божию к народу нашему, к нашей Церкви, с тем, чтобы она оставалась способной убедительно свидетельствовать миру о свете Божием, о святости и о просвещении, целью которого является возвышение человеческой личности.
Верим, что святые равноапостольные братья с нами. Об этом свидетельствует и то, что сегодня по милости Божией их праздник в Российской Федерации стал церковно-государственным. Он отмечается при поддержке государства, а это означает, что государство поддерживает подход, в основе которого — соединение интеллектуального и нравственного, образование как получение знаний и навыков и формирование личности нравственно целостной, сильной, способной любить ближних и Отечество свое. И да поможет всем нам Господь служить такому просвещению, и тогда несомненно у народа нашего будет светлое будущее.
С праздником всех вас сердечно поздравляю и еще раз благодарю владыку Онуфрия и Александра Дмитриевича, которые поздравили меня от имени Церкви и государства. Храни вас всех Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии