Проповедь о милосердном самарянине. Протоиерей Павел Карташев
Сегодня на Литургии было чтение Евангелия от Луки о самом важном законе жизни, соблюдая который, мы с вами имеем надежду достичь задуманного о нас Господом Богом. Законник некий встал и, искушая Господа, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Впрочем, он ответ знал. Спрошенный Господом, сразу же ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Когда Господь нас создавал (первого человека), Он думал о том, чтобы был друг, отвечающий Ему глубоким пониманием, взаимностью, заботящийся о прекрасном мире. Бог создал человека в замысле совершенным. Но здесь была одна такая тайна – Господь сразу человеку совершенства, плодов его, не дал! Благами, дарами сразу не одарил, только заложил их, потому что это должно быть развито в человеке им самим. Постепенно раскрыто. Мы с вами знаем, что получаемое даром совсем не ценится так, как то, что зарабатывается трудом. Мы иногда сетуем, что дети наши не ценят созданное нами, родителями, другими людьми, что легко к деньгам относятся, тратят заработанное родителями быстро.
И люди старшего поколения очень часто переживают и успокоиться не могут, когда видят, как все быстро меняется, что-то исчезает вовсе. Ведь и одного поколения достаточно, чтобы погубить то, что копилось веками!
Культура меняется, образование наше утрачивается, вот и получается, что даром получаемое не имеет для человека ценности, если человека правильно не воспитывать, не обращать его внимания на непреходящие ценности. Вот, чтобы человек не остался диким, Господь многое в человека заложил, и Церковь постоянно напоминают человеку о его совершенстве. Напоминает, что такими, какими мы себя видим, мы не должны быть, что в нас заложены великие богатства, таится под спудом невидимое, удивительная красота! Мы необыкновенно сильные люди, даже физически. Когда человеку необходимо, он может страшные тяжести поднимать. Совсем недавно в Турции было землетрясение и отец, услышав крики своих детей под завалом, сердцем содрогнулся. И не раздумывая нисколько, бросился и поднял балку, которая весила примерно 700-800 кг, поднял, отнес, разгреб, всех вытащил, потом вспотел, сел и ужаснулся тому, что сделал!
И ум наш работает крайне малой долей. Один двоешник очень маму свою любил, особенно после инфаркта. Она ему просто и честно сказала: экзамены не сдашь, я, Витя, помру. Он сел, две недели сидел, не вставая, и сдал, где на тройку, но и две пятёрки получил. А сколько в нашем сердце может быть благородства! Вот хулиган-хулиганом, кое-как 9 классов закончил, все думали только, как от него отделаться. Наконец пошел в армию служить и подвиг совершил – спас целый взвод, накрыл собой мину! А все рядом с ним сидевшие, хорошие и примерные, отличники оказались неготовыми. К Богу идти.
И вот Господь постоянно над нами Своей благодатью работает. Доктор должен объяснить больному, что в нём таятся резервы, силы внутри. Человек ощутит свое призвание, скажет: «Я не имею право умереть, потому что я свою жизненную задачу не исполнил!» Вспоминаю быль, вдохновляющую на правильную жизнь – бабушка в деревне собралась умирать, со всеми попрощалась, дочь и внучка плачут, бабка на печке лежит, руки сложила, ждёт… И вдруг дочка погибает. Бабушке что делать остаётся? Встала, пошла семилетнюю внучку воспитывать. И 20 лет еще прожила, пока внучку в люди не вывела. А как долг свой исполнила, так уж отошла в мир иной.
А наш великий писатель А.И.Солженицын фронт прошел, тюрьму и лагеря, но не сдался, не сломался. Ему надлежало миссию свою исполнить – поведать миру о правде, о миллионах погибших от коммунистов. Через него должна была восторжествовать
справедливость. Бог хранит, Бог надеется, помогает, особенно, если человек сознаёт своё призвание. И вот после всех испытаний, пыток, тюрем, каторжных работ, Солженицын заболевает раком почти безнадежно. Но молится Богу, просит у Него времени завершить всё задуманное. И Бог дал.
Призвание священника, учителя, врача – постоянно напоминать человеку о том, что в нем заложено очень много сил, что мы себя не знаем. С 1992 года Господь меня сподобил проводить огласительные беседы с людьми, готовящимися к Крещению или к Браку. И вот я им регулярно рассказываю, что задуманы люди Богом бессмертными. – Как это? – удивляются, это же закон естественный – все умрем! И хотя думать об этом как-то не хочется, но умрём, никуда не денемся. Только будет это, может, нескоро.
– А вот и непрада, – говорю я. – Вы знаете, что все мы не умрем? Это вызывает недоумение. Да-да. Задуманы такими! А люди в прежние времена это очень хорошо знали, верили в это непреложно. И в главной книге нашей – в Евангелии – эта тема: бессмертие, победа над смертью, жизнь вечная, как её наследовать? – как раз главная.
Приходили ко Христу законники, книжники, образованные люди, искушали Его, чтобы ответ потом «пришить» к делу, а дело потом представить на синедрион и вынести Ему смертный приговор, это входило в планы – задавать каверзные вопросы. Народ вокруг «кипел», приступал к Господу с вопросами. А мы, кстати, сейчас какими вопросами кипим? – Как наследовать жизнь вечную? Увы. Нам одного не хватает, у нас одна забота, она может наряжаться в разные одежды, в разные формы, но внутри одна суть – деньги!
А тогда люди были заняты другими вопросами и юноша, он же законник, задает вопрос не как мне больше заработать?, а что мне делать, чтобы достичь жизни вечной? И Христос ему отвечает вопросом на вопрос: «Ты же сам знаешь, скажи, что в законе написано?» И этот юноша удивительным образом показывает знание закона, ведь нигде не написано вместе, эти два закона – возлюби Господа Бога твоего, и ближнего своего, как самого себя! И Христос соглашается.
И нам с вами надо это делать, мы знаем теперь, что любовь к Богу должна быть деятельной, подтверждаться делами. Вера наша предполагает общение с Богом; а если без этого, то мы с вами не православные люди, а сектанты, которые питаются информацией, а мы питаемся Богом. Наша вера дает возможность с Богом общаться, мы Бога обнимаем, а Он обнимает нас всем тем, что Он создал, чем мы дышим, что мы знаем, и ещё Он нам дает Себя!
Юноша все хорошо знал, но его борет лень, самолюбие, как бы эту заповедь соблюсти и себе не навредить, себя не растратить, выборочно так, экономно. И юноша спрашивает: «А кто мой ближний?» Для начала вот мой ближний – кто в храме рядом стоит (вот мужчина рядом с женщиной стоят, вдруг понадобится ему, не дай Бог, помочь срочно. «Нет, у вас родственники есть, что вы ко мне обращаетесь?» - может ответить женщина). Нельзя так. У кого сердце чуткое, тот должен помочь и постороннему человеку. Мы все здесь рядом стоящие – ближние друг другу и есть! И ближние те, с кем в жизни встречаемся, и с кем сводит нас дорога жизненная, а не только самые близкие, родные люди!
А то мы часто как рассуждаем – вот всё в жизни неплохо, вроде бы. Только вот этот человек мне мешает, про меня плохо говорит. И мы решаем эту проблему палачески – вычеркиваем недруга из жизни: нет человека, нет проблемы! Вот не будет этого человека в моей жизни, и я смогу много хорошего, доброго сделать… А Господь Бог как будто говорит: «Про отдельное добро пока забудь, потому что только через неприятного человека ты можешь спастись». Как-то даже несправедливо – он мне вредит, и он же мой экзамен! Он меня не любит, а я только через него могу с Богом быть?! Я бы столько
добрых дел сделал, только, чтобы глаза мои его не видели! Нет, так не получается, совсем другой закон жизни – возлюби ближнего своего как самого себя!
И вот Господь рассказывает, как один человек шел по дороге и разбойникам попался, они его ограбили и избили, времена были тревожные, впрочем как и сейчас. Избили и оставили на дороге лежать, а мимо шел священник и испугался наверное – во, подумал он, наглядный пример того, что не надо одному ходить, и быстрей ушел, чтобы не попасться тем же разбойникам, и церковный служитель тоже поскорей мимо прошел, а самарянин остановился, помощь сообразил. Или посмелей был? А может жалость в нем победила все прочие рассуждения.
Человек получил жизнь? Получил. Не сам же нарисовал и склеил. А раз получил – отчитайся. Ах, в землю зарыл? Ох, несчастный. Если бы мы только знали, чем владеем! В нас и гениальность, и могущество, и красота невыразимые. Но придавлены завалами, тучной плотью, страстной жизнью. Жизнь – трудный путь на воздух, к свету. Аминь.
Протоиерей Павел Карташев, настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы ( по совместительству: Александро-Невского храма деревни Захарово и Ильинского храма деревни Чапаевка – бывшая Часовня ). Кандидат филологических наук. Автор сказок для детей; сборников рассказов и очерков; книг церковно-просветительского содержания . Преподаватель Коломенской Православной Духовной семинарии.
http://pravkrug.ru/o-tserkvi/propovedi/item/129-проповедь-о-милосердном-самарянине.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии