Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы
Решением Святейшего Синода Румынской Православной Церкви 11–12 июля 2024 года к лику святых причислены 16 угодников Божиих, просиявших святостью жизни в ХХ веке. Один из них – архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998), настоятель монастыря Сихастрия, который отныне будет именоваться преподобным Клеопой Сихастрийским, а память его будет совершаться 2 декабря по н. ст.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Румыния, середина XIX века
Отцы, братия и возлюбленные верующие!
Прежде чем начать проповедь, напомню вам слова Святого Духа, содержащиеся в тропаре этого Божественного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вот эти слова:
«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».
Я привел тропарь праздника перед проповедью, потому что в этом тропаре святые отцы собрали догматы этого двунадесятого праздника, одного из 12 главных православных торжеств. Ведь тропарь и кондак какого-либо праздника или святого вкратце излагают или житие этого святого, или краткий смысл того праздника, о котором говорят.
Как вы слышали, начало тропаря гласит: «Сегодня предизображение (предуказание) благоволения Божия». Вхождение Пресвятой Богородицы в храм было первым проявлением благоизволения Божия спасти род человеческий. Посмотрим же, как совершилось это событие, каким образом оно происходило и что за ним последовало, благодаря этому благоволению Божию спасти мир, начавшемуся с приведения на свет Божий Пресвятой Богородицы и введения Ее в храм. И вот каким было вхождение Пречистой в храм.
Когда со дня рождения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии исполнилось 3 года, богоотцы Иоаким и Анна, эти праведные и богобоязненные святые, вспомнили об обете, данном ими до того, как родилась Матерь Божия. Ведь они были неплодными и бесчадными, и лишь благодаря своим молитвам и постам обрели Сию Божественную отрасль, Сию Божественную Младеницу Марию. И тогда они дали обещание: «Господи, если дашь нам дитя, мы посвятим его Церкви, отдадим его Твоей Церкви на всю жизнь, только не оставь нас неплодными и бесчадными, позором для людей».
И вот, увидев, что Бог исполнил на них великую радость, даровав им Эту Дщерь, они вспомнили о своем обещании и решили отдать Ее Церкви, согласно данному обету. И, с мыслью об этом, начали приготовления. Сначала собрали в Назарете – городе, в котором жили – своих родственников царского и первосвященнического рода, ведь богоотец Иоаким происходил из царского рода Давидова, а святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была из рода Первосвященника Аарона.
И вот собрались в Назарете их высокочтимые родственники, и они открыли им свое намерение, а именно, что хотят отвести свое Дитя в храм Божий, согласно обету, чтобы отдать Ее там на служение Богу на все время Ее жизни. Затем, посоветовавшись с родными, собрали у себя дома в Назарете сонм невинных и чистых девочек, одного возраста с Нею и постарше, из народа еврейского, чтобы они сопровождали Сию Святую Младеницу в Иерусалим с пением и псалмами. И девочки поспешили к ним с великой радостью, увещаемые своими родителями, ибо знали, что Сия Божественная Дщерь Мария появилась на свет по обетованию.
Архимандрит Клеопа (Илие)
Так собралось в назаретском доме святых богоотец множество дщерей еврейских, чистых и невинных, облаченных в праздничные наряды, с зажженными свечами; а богоотцы Иоаким и Анна одели Божественную Младеницу в весьма красивые и чистые одежды, соответственно Ее чину и святости. И отправились они из Назарета к Иерусалиму в путь, превышающий 100 километров, и шли на протяжении трех дней.
И великим и преславным чудом было это собрание, составленное из родственников Пресвятой Богородицы и святых богоотец. Десятки дев, а может, и сотни шли со свечами и пели псалмы пророка Божия Давида, доводившегося Богородице предком по плоти. И пели послужившие этой великой тайне и этому приведению Матери Божией во Святая Святых, восклицая так: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего» (Пс. 44,11) . То есть забудь об отце и матери, ибо «Царь возжелал доброты Твоея, – как говорит Псалмопевец, – и зовет Тебя во Святая Святых».
И когда они шли по дороге, все изумлялись и спрашивали себя, куда же идет это собрание? Ибо собрание это состояло из почтенных людей во главе с богоотцами Иоакимом и Анной и множества чистых и невинных дев, одетых в праздничные наряды, с пылающими свечами в руках идущих и поющих псалмы Давидовы. Это собрание было столь блистательным, словно людям явлено было стечение звезд на небе, среди которых сияла луна – Пресвятая и Пречистая Дева Мария, трехлетняя Младеница, грядущая во Святая Святых.
Невидимым образом с ними шли ангелы Божии, с пением сопровождавшие Пресвятую Деву Марию
И не подумайте, будто они шли одни. Невидимым образом с ними шли ангелы Божии, с пением сопровождавшие Пресвятую Деву Марию. Ведь и ковчег Завета, как говорит Священное Писание, несли с псалмами и песнопениями величественными, а впереди ковчега шел, распевая и танцуя, Царь Давид (ср. 2 Цар. 6, 5–17), – он ведь был пророком и видел, что этот ковчег, несущий в себе манну, являет собой прообраз Пресвятой Матери Божией, Которая понесет в Себе манну Божественную и Творца манны, Иисуса Христа.
Если же перед ковчегом, являвшимся тенью и прообразом Матери Божией, плясал Царь Давид, сопровождаемый всем Израилем, то перед этим Ковчегом живым и одушевленным, каковым была Божественная Младеница, шел не Царь земной, шли не люди всего Израиля, а незримо шествовали сонмы ангелов и Царь Неба и Земли, Которому мы всегда молимся в своей молитве так: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» – и прочее.
При введении Пречистой и Пресвятой Матери Божией в храм Божий пели и славословили ангелы, ведь Богу приводилась Сия Церковь, живая и одухотворенная.
Приводилась во Святая Святых Сия Церковь Божественная, носимая Духом Божиим, как, вы слышите, поется в храме в кондаке:
«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное»[1].
Так сопровождали и восхваляли Ее ангелы, ведь Она была не обычным ребенком: Она была храмом Духа Святого; с Ней шествовал дар Духа Божия, ибо Она была осеняема силой Этого Духа и полна Им.
И когда они спустя 3 дня пришли в Иерусалим, совершилось и там чудо преславное. Храм, воздвигнутый Соломоном и восстановленный Зоровавелем после опустошения его в период плена Вавилонского, был весьма красив, ведь некогда Петр восхищался его зданиями. И снизу, с самого основания до того места, где входили в храм, имелось 15 ступеней, по числу 15 псалмов, которые священники и левиты распевали, идя на богослужение. Ибо на каждой ступени, ведущей в храм, пели по одному псалму; и все они назывались псалмами восхождения, какими мы видим их и доныне в Псалтири.
И когда Божественная Младеница подошла к этим 15 ступеням, богоотцы Иоаким и Анна хотели взять Ее за ручки и повести, слегка приподнимая, как ребенка, еще не способного шагать по ступеням. Но – о чудеса Твои, Матерь Божия! – Она высвободилась из рук родителей, отделилась от сонма дев, сопровождавших Ее с пылающими свечами и песнопениями, и воспарила, подобно голубице невинной, перенеслась через все ступени, легкая, как птица райская, и встала на верхней ступени, где Ее ожидали подготовленные священники, облаченные в золотые одеяния, и великий Первосвященник, пророк Божий Захария.
И когда Она вознеслась туда, наверх, удивились священники и весь народ, как смогла трехлетняя Девочка так легко подняться на 15 ступеней, будто парила. И взял Ее в свои объятия великий пророк Захария, который был и пророком, и Первосвященником, и которому открыто было от Бога, Кто Эта Младеница.
И когда он взял Ее и внес в храм поклониться святыням, то после того, как Она поклонилась, Захария-пророк сделал нечто совсем необычное, совсем дивное и совсем не дозволяемое Законом ветхим. Что же он сделал? Он повел Эту Божественную Младеницу не во Святая, куда входили священники, а за вторую завесу, где хранились ковчег Завета, весь крытый золотом, и Херувимы славы, осенявшие жертвенник, и манну, и жезл Ааронов прозябший, и медного змия, и иные святыни.
И дивились весьма священники, да и не только священники, но и ангелы дивились: как может Младеница войти во Святая Святых? Как дерзнул Захария-пророк ввести кого-то во Святая Святых, за вторую завесу, где хранились золотой жертвенник и всё, что у них было наидражайшего в Ветхом законе, и куда не только священникам нельзя было входить, но и Первосвященник мог войти не больше одного раза в год? Туда, куда Первосвященник входил только раз в году, и не без крови, но принося кровь козлов и быков, тельцов, ягнят и козлят и окропляя жертвенник для очищения своего и очищения народа? Таким образом, туда, куда Первосвященник не дерзал входить чаще одного раза в год, туда он ввел Пресвятую Деву Марию.
И дивились не только люди, но дивились и ангелы, как, вы слышали, сегодня пел Задостойник из ирмоса[2]. Ибо в нем говорится, что ангелы, видя вхождение Пречистой Девы Марии во Святая Святых, весьма устрашились: как Дева, Младеница вошла во Святая Святых? Но Божий пророк Захария знал, Кто Эта Младеница. Священники ветхого Закона не знали, что Эта Младеница будет Матерью Великого Первосвященника, Который пройдет небеса (ср. Евр. 4, 14), как говорит великий апостол Павел, и примирит мир с Богом Отцом, и пожертвует Собою, принеся Себя раз и навсегда для спасения рода человеческого.
Захария знал, будучи пророком, что Эта Младеница святее, нежели Святая Святых, потому что Она будет носить в Себе Того, Кто пребывает в нерукотворной Святая Святых, на небесах, Первосвященника грядущих благ, как говорит Божий апостол Павел (ср. Евр. 9, 11). И он поэтому ввел Ее во Святая Святых, а когда они поклонились всезлатому жертвеннику и ковчегу Завета Господня, взял Ее и поручил сонму дев. И определил Ей жилище в сонме дев, в одной палате с ними, а для поклонения Богу Она входила во Святая Святых, куда он сам мог входить не чаще одного раза в год.
Но вы спросите: а как же Церковь говорит, что Дева пребывала во Святая Святых 12 лет? Почему она говорит, что Она пребывала во Святая Святых, а не в сонме дев? Вот по какой причине.
Храм Соломона, который был перестроен Зоровавелем, был окружен 90 комнатами, как описывает это древний еврейский историк Иосиф Флавий. 30 комнат были каменными, просторными, освещенными солнцем, благолепно украшенными и чистыми, и располагались книзу, вокруг храмовых стен. И жили в них вдовы, проводившие свое вдовство в чистоте и всегда пребывавшие в храме Божием, как вы слышали это об Анне, дщери Фануилевой из колена Асирова, и питались только из доходов храма, и служили для уборки храма и всех его нужд.
Над ними располагалось еще 30 комнат, таких же больших, на втором этаже, и там обитали назореи – ветхозаветные монахи, которые оставались безбрачными, подобно нынешним монахам, и давали обет не прикасаться бритвой к бороде и усам, не стричь себе волосы, не пить вино или сикеру – забродивший сладкий виноградный сок.
А над этими 30-ю комнатами, где обитали назореи, располагались другие 30 комнат на третьем этаже, и там обитали церковные девы. Все набожные люди, желавшие соблюсти своих дев чистыми до замужества, приводили их в храм Соломонов и отдавали на попечение священникам и Первосвященнику, чтобы девы проводили время в песнопениях церковных, трудились на храмовых работах, расшивая облачения и вышивки и убирая храм, который был весьма обширным. И девы эти пребывали на своем третьем этаже в 30 комнатах.
Итак, были построены 30 комнат, и над ними другие 30, и еще 30, всего 90 комнат. И туда, в одну из комнат верхнего этажа, Божий пророк Захария привел Пречистую Деву Марию и определил Ей место для обитания. И были эти 3 яруса комнат воздвигнуты в точности по высоте храма Соломонова, служа, подобно контрфорсам, укреплению храмовых стен.
Итак, привел туда Пречистую Деву Марию Божий пророк Захария и поручил Ее девам постарше, где Она, будучи просвещаема Духом Святым, научилась от них всем Писаниям. И не только Писаниям, но научилась и ткачеству, рукоделию, как показывает это святой Герман[3].
Так Она сделалась весьма искусной в вышивании на пяльцах (художественной вышивке, как это называют сегодня) многообразных цветов, в шитье золотыми нитями, в изготовлении священнических облачений. И дивились прочие девы остроте и чистоте Ее ума, ибо Она тотчас усвоила все Божественное Писание и все тончайшее и чистейшее рукоделие на пользу храма.
И была Она всеми любима за Свою мудрость, и неизреченную красоту, и доброту сердца. И росла Божественная Отроковица там. Но, как указывают святой Феофилакт, святой Герман, святой Феодорит и другие святые отцы, Она с вечера и почти до самого рассвета пребывала во Святая Святых, в глубоком размышлении о Боге, в восхищении и упоении ума и нескончаемых слезах, молясь о спасении всего рода человеческого.
На рассвете Она немного засыпала – на час или меньше, – и затем снова вставала на молитву, с рассвета и до часа третьего (до нынешних 9 часов), и всегда стояла на коленях, находясь во Святая Святых. А с 9 часов утра до 3 часов пополудни снова шла в обитель дев и там занималась рукоделием, шитьем облачений и иных священных предметов, на пользу Церкви. Но не прерывала и не нарушала молитву, ибо говорят святые отцы, что Она всегда пребывала в богомыслии, закон Божий всегда был в уме Ее днем и ночью, ибо руками Она вышивала на пяльцах и исполняла иные дела, а умом всегда пребывала в богомыслии и молитве.
Руками Она вышивала на пяльцах и исполняла иные дела, а умом всегда пребывала в богомыслии и молитве
6 часов Она была там, а в 3 часа снова шла на молитву до 6 часов вечера, что было тогда 12-м часом дня, ибо так исчислялось тогда время. И время 5 часов пополудни называлось 11-м часом, по работникам виноградника (ср. Мф. 20, 6), как вам известно, а 6 часов вечера было часом 12-м. Итак, Она стояла на молитве с 3 часов до 6 часов вечера, а вечером, в 6 часов, приходил Архангел Гавриил с неба и приносил Ей пищу, когда Она была во Святая Святых, – пищу ангелов небесных. И приносил он Ей пищу сладкую, ангельскую, ведь Она 12 лет не вкушала пищи земной, но одну только пищу от Божественного Архангела Гавриила. И было это Причащением Божественным и ангельским, питавшим Ее.
И много раз видели этого Божественного Архангела достойные священники. А Захария-пророк видел его всегда и весьма дивился, когда приходил Архангел с небес, чтобы питать Сию Младеницу, принося Ей раз в день Причащение ангельское. И думал он: «Что же будет с Нею?» Он знал, что Она Избранница Божия, знал, что свершится великая тайна, но думал: «Какое же достоинство у Сей Младеницы?»
Припоминал он из Священного Писания, что Бог питал целый народ в пустыне манной, но ведь Бог не приходил, чтобы класть им манну в рот, Он дождил манну и велел им собирать ее и есть.
Вспоминал Захария и о том, что Бог питал Илию Пророка в пустыне, но там Он посылал воронов приносить ему по два раза в день хлеба и другой еды. Вспоминал Захария, что Бог питал Даниила во рву со львами, но и там не приходил ангел, но Бог восхитил пророка Аввакума в Иерусалиме с блюдом хлеба и похлебкой, как говорит Священное Писание, и доставил его в львиный ров в Вавилоне, на расстояние в 3 тыс. км, когда Давид после трех недель пребывания во рву со львами, заграждая уста львов постами, девством и молитвой, взалкал.
Итак, Бог взял пророка вместе с блюдом хлеба и похлебкой и понес его, чтобы покормил Даниила, когда тот вопиял:
– Вспомни обо мне, Боже, ибо я голоден!
А об Этой Деве он недоумевал, ведь ангел приходил не для того, чтобы принести Ей хлеб земной, он не питал Ее похлебкой, не приносил хлеба и мяса, как Илие; он приносил Ей хлеб ангельский и подавал его из золотого потира ложечкой по 2–3 раза Ей в уста, и Она не алкала до завтрашнего вечера. И пребывал он всегда в богомыслии: «Велика Сия Младеница, – думал Захария, Первосвященник и пророк, – ибо ангел питает Ее уже сейчас, на земле!»
«Велика Сия Младеница, – думал Захария, Первосвященник и пророк, – ибо ангел питает Ее уже сейчас, на земле!»
И так Божественный Архангел питал Пречистую Деву Марию во Святая Святых 12 лет. За это время Она стала совершенной в добродетели и была исполнена Духа Святого, так что уже не проводила с девами за работой по 6 часов. Нет, Она пребывала на молитве до часа шестого, то есть до 12 часов, до полудня, всю ночь, и только с 12 часов до 3 часов пополудни еще трудилась над рукоделием, 3 часа, но и тогда также пребывала в богомыслии.
Своими пречистыми и пресвятыми руками Она работала над священническими облачениями, а умом творила молитву непрестанную и неусыпаемую, пребывая в богомыслии и умной молитве сердца.
Таким было пребывание Пресвятой Девы Марии во Святая Святых. Она, словно Херувим, представляла Собой одну лишь мудрость (ибо «Херувим» толкуется так: «излияние премудрости» и «излияние великого ведения»); Она была словно Серафим (ибо «Серафим» означает «пылающий» и «обжигающий», потому что он горит и воспламеняет сердца людей к любви Божией), ибо горела непрестающей любовью к Создателю Своему, зачавшему Ее во чреве матери и давшему неплодной матери силу родить Ее, и приведшему Ее к жизни и бытию.
Она горела любовью к Спасителю безбрежно; сердце Ее было горе, на небесах, а пречистое тело Ее – во Святая Святых. Она была ангелом словесным, ангелом Божественным во Святая Святых, Которому служил кто? – Величайший над Архангелами Архангел Гавриил.
Се, земной ангел, Которому служил ангел небесный! Не рядовой ангел из самого низшего чина, а сам Архангел Гавриил служил Сему ангелу и Серафиму земному, всегда пребывавшему в молитве сердечной и в глубине сердца Своего всегда покоившему Бога богомыслием, и слезами, и горением, и восхищением умной молитвы.
Архангел служил Ей, Архангел питал Ее, Архангел охранял Ее, потому что Она была храмом Бога Живого и готовилась стать обиталищем Того, Кого не вмещали небо и земля.
Архангел служил Ей, Архангел питал Ее, Архангел охранял Ее, потому что Она была храмом Бога Живого
Возлюбленные верующие!
Вы задавались вопросом, почему сегодня читалось Евангелие с Марфой и Марией, и почему на все праздники Пресвятой Богородицы читается именно оно, а не какое-нибудь другое? На Ее Рождество, на Ее Успение и большинство Богородичных праздников читается одно и то же Евангелие, с Марфой и Марией. Вы задавали себе вопрос – почему?
А вот почему. Святые отцы, составлявшие Синаксарь, будучи исполнены Духа Божия, расположили все Евангелия в году, и все апостолы, и все песнопения по содержанию и значению каждого праздника, так, чтобы и через Евангелие, и через Апостол, и через паремии, и через песнопения церковные открыть нам тайну этого праздника, подвиг этого святого, житие этого мученика или преподобного.
Так было расположено и нынешнее Евангелие. Ведь в этом Евангелии показано, что Матерь Божия, Мария Пресвятая и Пречистая избрала для Себя благую часть (ср. Лк. 10, 42). А какая часть жизни христианина является благой? Знаете, какая? Непрестанная молитва.
Всякое доброе дело мы должны сопровождать молитвой, как указывает великий, апостол Павел в своем Послании к фессалоникийцам, где он говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17).
И Сам Спаситель говорит в Евангелии: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь» (Мк. 13, 33). А первоверховный апостол Петр вторит Ему: «Бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). И пророк Давид тоже говорит нам: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33, 2).
Так ты слышал, для чего читалось это Евангелие? Чтобы научить нас, что Матерь Божия избрала Себе благую часть, часть Марии. Ибо Спаситель, когда Марфа суетилась, стараясь приготовить Ему угощение, некоторым образом укорил ее примером Марии: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». Что? То, что есть у Марии, сидевшей у ног Господа. «Мария же, – говорит, – избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10, 41–42).
Отцы, братия и возлюбленные верующие!
Если бы у нас в жизни была часть Марии, если бы мы сидели у ног Господа, как Матерь Божия во Святая Святых, если бы пребывали в молитве и богомыслии, как Она, то кормили бы нас не люди, а ангелы и Серафимы небесные. Однако мы возлагаем надежду только на свои руки, возлагаем надежду только на собственные силы, на свое разумение. Но послушай, что говорит пророк Иеремия: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою» (Иер. 17, 5). Ты слышишь, что он говорит? Кто опирается на свои руки и ноги, тот скот четвероногий, а не двуногий человек!
Ты слышишь? Проклят человек, делающий руки свои опорою и укрепивший члены плоти своей! Поэтому Писание называет безумным того, кто хвалит свои руки и говорит, будто они накормили его. Это неправда, нас питает Бог: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23).
Будем же надеяться, прежде всего, на Бога, и так, честно и по правде, трудиться, работать, ибо Писание говорит еще и это: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).
Итак, да будет делание наше сопряжено с молитвой. Да будет делание наше переплетено с богомыслием, со Священным Писанием, как делание Матери Божией во Святая Святых. Работа наша да будет такой легкой, чтобы не отрывать наш ум от молитвы, от богомыслия.
Так учат святые отцы. А почему мы оставляем богомыслие, чтение Писаний, хождение в храм, молитву и памятование о геенне и смерти, наступающей так внезапно?
«Потому что бросаемся в бурное море века сего, бросаемся в бесконечность, чтобы унаследовать века, но тут приходит смерть и хватает нас за горло», – как говорит святой Ефрем Сирин[4].
Есть у сатаны обыкновение, о христианин, преподносить тебе широту и долготу, чтобы вырвать ум твой из богомыслия и ввергнуть тебя в погибель.
Братия, будем трудиться с любовью, будем работать, но в уме иметь Бога. Никому нельзя сидеть без дела, ведь Бог, поселяя человека в раю, поставил его работать и хранить (ср. Быт. 2, 15). А знаете, что это за работа была? Спроси об этом у Нила Подвижника[5]. Возделывание молитвы; а хранение было хранением ума, рая словесного в его душе.
Будем же трудиться, ходить на работу, потеть, ибо такими мы созданы были изначально, ибо сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). Но в трудах наших и потах наших на полях, фабриках, в конторах, на предприятиях и где бы то ни было будем иметь в уме Бога. Будем иметь Христа, и с Ним сможем всё.
Послушай, что говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13), а без Него не могу ничего. Послушай, что говорит Христос: «Пребудьте во Мне, и Я в вас… ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4–5).
Ты идешь копать огород, человече? Взял мотыгу на плечо, возьми и Христа в свой ум:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)!» Работаешь в мастерской, взял в руки молоток, пилу, бьешь по наковальне, если ты столяр, каменщик, или какое у тебя еще ремесло, – сколько раз ударишь молотком, столько раз и говори: «Господи Иисусе…».
Пошел на жатву, отправился в лес рубить дрова, трудишься на фабрике или где бы ты ни был, – работай от всей души, со всей любовью, но не забывай, что у тебя есть Бог, Который один может тебе помочь и сохранить тебя.
Каких только опасностей нет: то и дело слышишь, что кого-то раздавило бревном, другого задавила машина, третьего затянуло в мотор, на четвертого упало дерево, и он погиб. Такие новости доносятся до ушей наших каждый день. А все почему? Потому что он не шел на работу с умной молитвой. Если бы шел с молитвой в уме, с ним был бы ангел, который его хранил бы. Ведь ангел всегда нас хранит. Слышишь, что говорит пророк? «Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их» (Пс. 33, 8).
Итак, когда идем на работу, будем иметь Христа в уме; и когда приходим с работы, то же самое; когда отдыхаем, тоже; и когда встаем ото сна, первым чувством, первым словом нашим да будет такое: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» – и далее.
Послушай, что говорит Георгий Арселаит[6], что есть такой бес предтеча, в распоряжении которого имеется бесчисленное воинство на лице земли и который подучивает человека с самого утра. Ходят эти бесы с утра по домам христиан и келлиям монахов и подначивают их, встав ото сна, прежде всего хвататься за работу: «Да отложи ты молитву на полдень! Поешь хорошенько, попей как следует – и начинай работать!» Это неправильно! Испросим сначала помощи Божией, а потом, с Богом в уме, отправимся на честную и чистую работу.
Не крадите ни у кого; не крадите ни у государства, ни у других, потому что краденым не обогатитесь, а еще хуже обеднеете. Кто-то сказал: «Работаешь праведно, а диавол отбирает у тебя половину». А если ты еще и приворовываешь? Нет, не воруй, потому что от этого не разбогатеешь; великий огонь ввергаешь ты в свой дом, когда незаконно присваиваешь церковное добро, или чью-нибудь копейку, или чьи-то труды.
А если милостыню будешь подавать из этих прибытков, тогда пса смердящего принесешь Богу. Так что работай честно, по справедливости, свято, трудись со всей любовью там, куда тебя поставило государство, начальство или учреждение, принявшее тебя.
Работай, но и Бога имей в уме. Совершай знамение Святого Креста, когда идешь на работу, и когда возвращаешься – тоже; когда сидишь за столом, твори молитву, когда встаешь, снова молись. И если святая молитва будет управлять вашей и нашей жизнью, тогда и у нас будет малая толика сходства с пребыванием Матери Божией во Святая Святых, будем и мы пребывать в богомыслии, и в день Суда и нам скажут, что мы избрали благую часть.
Если же мы бросаем молитву, чтение Божественного Писания, хождение в храм, творение добрых дел – и возлагаем надежду только на свой труд, тогда мы самые несчастные люди на лице земли.
Будем же трудиться с любовью, усердием, но не будем забывать, что у нас есть Бог, Которому мы должны молиться непрестанно: и когда работаем, и когда сидим дома, и когда почиваем. Закон Его всегда да будет в уме нашем, днем и ночью; будем всегда иметь ум и молитву устремленными к Богу, и тогда благодать Божия будет укреплять наши руки, и наш ум, и наши тела, и мы будем здоровы и будем преуспевать, благодатью Божией, и в труде, и в подвиге, во всем. Только с Богом и Богом. Аминь!
Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Cleopa Sihastria
4 декабря 2024 г.
[1] Кондак праздника.
[2] Имеется в виду припев девятой песни канона: «Ангели вхождение Всечистыя зряще удивишася: како со славою вниде во Святая Святых».
[3] Поститься нужно не для себя, не для кого-то или чего-то другого, но исключительно ради Господа
[4] См.: Прп. Ефрем Сирин. Блаженства. Гл. 20; О правой жизни. Гл. 19, 72 и др.
[5] См.: Прп. Нил Синайский. 153 главы о молитве.
[6] Имеется в виду прп. Георгий Арсельский (VII в., память 10/23 марта), брат прп. Иоанна Лествичника, упомянутый им в «Лествице» (Слово 27, 57).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии