ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСНОМ ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ. Протоиерей Андрей Ткачёв
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с закончившейся второй седмицей Великого Поста. Хочу обратить сегодня ваше
внимание на простую вещь. На такую некую священную банальность. Одну из…священных банальностей.
Когда мы готовимся к чтению Евангелие, мы говорим такие слова Богу. Людям и Богу говорим: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим».
И вы должны в это время сказать Господу трижды. Сугубо… «Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи,помилуй!» Далее:
— «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». – — «Мир всем». –
— «И духови твоему». И, наконец, чтение.
То есть, Евангелие предваряется просьбой к людям помолиться и сподобиться.
«И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия». Казалось бы, что такое сподобиться?
Ну, открой и прочитай! Вот вроде бы, и всё.
На самом деле были времена, когда это, действительно, было фактически невозможно. Советский период истории знает примеры, когда матери своим детям вручную переписывали Библию несколько раз. Дочке – один экземпляр. Сыну – другой экземпляр.
Если попробовать – это титанический труд. Это что-то с ума сводящее. Это что-то ужасное нечто. Гораздо легче разгрузить прицеп с кирпичом, чем переписать, например, одно послание апостола Павла.
Попробуйте, ради интереса, на всякий случай. Вы пОтом обольётесь.
У вас рука скрючится. Вы вообще упадёте над столом и заснёте. Или вас начнёт какой-то
«кондратий колотить». Это ужасно тяжело.
Были люди, переписывавшие Библию от руки, потому что их не было. Это сегодня: берёшь, открываешь и читаешь. А было время, когда не было.
И когда были гонения на христианство; то сжигали, главным образом, книги, в первую очередь. Отбирали сосуды, сжигали книги. Уже потом выгоняли духовенство или мучали верующих людей.
Не было печатного станка. Множилась литература очень тяжело. Переписчики были редки. И поэтому,
сожги одну книгу, и ты убьёшь образование в целом районе, приходе, монастыре или селе.
Поэтому, нам надо употребить некоторое усилие, чтобы погрузиться в тему и понять, что это такое:
«Сподобитися нам слышанию святого Евангелия»
С одной стороны, фактически, читать Евангелие свободно – это некий подарок. Это подарок. Никто, нигде вас не оскорбит и не ударит, не обзовёт, не потащит в милицию, если вы будете читать Евангелие.
В электричке, например, или на лавочке в сквере. Или в больнице, например, лёжав палате больничной. Сегодня. Хотя, ещё недавно было время, когдаэто было совершенно невозможно делать легально.Нужно было прятаться. Не знаем, что будем дальше. Пока что мы находимся в состоянии полной религиозной свободы в этом отношении.
Но дело этим не исчерпывается. Дело заключается в том, о чём нам говорит блаженный Августин: «Когда я молюсь Богу, я с Богом разговариваю. А Бог отвечает мне, но не голосом
с Неба, а через Евангелие. Когда я читаю Евангелие — Бог разговаривает со мной».
Может вы знаете по личному опыту,что один и тот же текст, прочитанный в разное время,
в разном состоянии, разговаривает со мной по-разному. Сколько есть примеров того, когда я знаю, например, какую-то простую вещь из Евангелие. Допустим, что «Блажени милостивые, ибо тии помиловани будут». Ну, я знаю это теоретически.
Но бывают ситуации, когда я это чувствую всей кожей. Всей кожей, всем сердцем, всем
существом. И я стараюсь помиловать человека, потому что я знаю, что — помилуешь и будешь
помилован.
И таких примеров в жизни очень много.
Одну и ту же молитву «Отче наш» невозможно прочесть два раза одинаково. Когда-нибудь
сделаешь акцент на «Да святится имя Твое», акогда-нибудь сделаешь акцент на «Не введи нас во искушение». В зависимости от того, что у тебя в жизни, ты будешь
вообще по-разному её читать.
Поэтому, когда Церковь говорит: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим», мы должны сами молиться.
И священники, и люди. Чтобы Бог нам дал услышать и понять: «А что, собственно, Он нам говорит. Что там говорится такое?»
Вот сейчас можно спросить вас: «А что такого прочитали мы в Евангелие
только что?»
Воскресное Евангелие было прочитано.
Оно проскальзывает мимо сознания…
Оно, впрочем, делает своё дело — оно чистит человека… Но оно должно ещё и
запоминаться, и схватываться… Удерживаться в памяти и в сознании.
Поэтому, задача каждого верующего человека,приходя в Храм Божий, напрягать своё
внимание и трудиться.
Здесь мы трудимся. Мы вообще здесь трудимся. Мы не приходим сюда отдыхать. В
каком-то смысле мы, конечно, отдыхаем.
Учителя – от своих тетрадок… Шофёр – от своего руля…
Кто-нибудь от чего-нибудь своего. Но мы здесь тоже трудимся.
Мы трудимся здесь умом. И сердцем. Причем – вместе. Ни ум без сердца. Ни сердце
без ума. Поэтому, пожалуйста, когда вы слышите Евангелие, спрашивайте себя: «Что мне такое Бог говорит?»
В воскресение каждый раз Бог говорит, что Он Воскрес. Христос говорит нам:
«Я – воскрес! Я – живой!»
Это главный посыл Евангелие. «Меня убили. Я был в гробу. Я был по-настоящему мёртв.
Но Я воскрес. Я воскрес из мёртвых». Это смысл воскресного Евангелие.
А там всё остальное – это уже детали. Различных богоявлений.
И когда мы читаем Евангелие Святое, мы должны напрячься. Вот, если бы здесь были лавки..
Можно православным иметь лавки в храмах? Русским — не принято. У греков – есть.
Кто был в греческих монастырях, тот знает — там стоят лавки. Они от этого православными
быть не перестают. Если бы мы поставили лавки здесь,
мы бы не потеряли православие автоматически.
Но мы бы, когда слышали: «Премудрость, прости»…
Что такое — Прости? Это значит – выпрямьтесь, встаньте.
Это говорится для тех, кто сидел. Вот, если бы мы сидели, то тогда возглас — Прости!,
был бы прямой возглас к сидящим людям.
«Премудрость, прости!»
Все слышат: «Прости!» — и встали.
Или — «Внимание! Выпрямьтесь!» и все поднимаются.
«Услышим святаго Евангелия». — «Мир всем!» — «И духови твоему!» Священник как-бы
говорит: «Помолитесь Богу, чтобы вам понятнее
было, что я буду читать».
И мы: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Теперь — «Вонмем!» —
(Внимание!) — И читает. Вот с таким подходом нужно относиться к Божьему Слову. И тогда оно
открывает свои сокровища человеку. Оно раскрывает свои смысловые
глубины и красоты. Писание имеет несколько уровней глубины. В ближайшем приближении
таком – три. А, если глубже, то и двадцать пять,и сорок, и больше. Оно бездонное. Священное писание не имеет конца. Оно бездонно, как Сам Бог.
Оно бесконечно.
И поэтому погружаться в него можно постоянно, постоянно и постоянно. В меру сил и возраста.
Духовного.
Описан такой случай в Писании, когда маленький мальчик по имени Самуил воспитывался
при храме. И Господь Бог звал его на службу.
Он спали слышит голос какой-то, называющий его по имени: «Самуил! Самуил!» Он вскакивает,
бежит к священнику и говорит: «Ты меня звал, отец?» — «Я не звал тебя. Иди спать». Он
ложится. Опять голос ему: «Самуил! Самуил! Самуил!» Он вскакивает и опять бежит к
священнику, Илию. «Ты звал меня?» —«Нет, я не звал тебя. Впрочем, расскажи мне, что
ты слышишь».
Он понимает, что что-то происходит такое важное. —«Я слышу — зовёт меня кто-то по
имени».
Тогда Илий говорит: «Когда ты ещё раз услышишь голос, зовущий тебя по имени, скажи ему в ответ: «Говори, Господи.
Слушает раб Твой».
Мальчик пошёл, лёг и ждёт. И был опять голос ему: «Самуил! Самуил!» И он встрепенулся: «Говори, Господи. Раб Твой слушает». И Господь начал разговаривать с ним.
И сказал ему нечто. И дальше повёл его. И повёл его дальше, дальше, дальше. И Самуил потом помазал на Царство Саула, потом Давида. И так далее. Он был последний судья Израиля, после которого началась эпоха царей.
Вот эти слова очень важные и для нас тоже.
Когда говорит батюшка: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». А мы в это
время напрягаемся. «Говори, Господи. Слушает раб Твой. Говори. Что Ты хочешь сказать?
Я слушаюТебя». Есть множество таких простейших текстов, когда Господь говорит…
Допустим: «Вся мне предана суть Отцем Моим». То есть, Христос говорит: «Всё мне дал
Отец в руки Мои. Всё в мире в руках Моих».
— «Говори, Господи, — я слушаю».
Я этот текст знаю наизусть. Я читал его уже миллион раз. Вдруг, именно сегодня Он
мне говорит:
«У Меня всё в руках». А у меня проблемы в жизни, допустим. И я успокаиваюсь…
«А, да всё понятно.Всё у Тебя. Я не тревожусь. Всё будет нормально».
Понимаете?
Напрягись и скажи Ему: «Говори, Господи. Я слушаю. Что Ты хочешь сказать?» Чтобы
не было так, что священники читают сами себе… Читаются псалмы, и чтец читает
сам себе…
Поются стихиры – хор поёт сам себе…
«Я сам себе стою и читаю грехи из телефона, готовлюсь к исповеди». Каждый сам себе
что-то читает.
Там читают, там поют, там что-то делают. И каждый сам себе. Так быть не должно.
Не должно.
Нужно, чтобы человек слышал.
Особенно Евангелие. И всё, что с Евангелие связано.
Поэтому мы недаром говорим: «И о сподобитися нам слышанию Святого Евангелия,
Господа Бога молим».
«Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!»
То есть: «Дай же я услышу! Что ж Ты мне скажешь? Дай-ка мне услышать. Что
Ты мне скажешь?»
Так будет завтра на Литургии и в другие дни. Когда вы услышите — напрягайтесь.
И хотя мы не сидим на службах, но слово – Прости; это всё равно, как, если бы мы сидели —
и встали, лежали — и поднялись. Напряглись. Всё. «Я слушаю. Сейчас будет нечто
важное».
Каждый раз, когда слышите слово —Премудрость! Или — Премудрость, прости!
Или – Вонмем!
Это значит – Напрягись! Замри! Сейчас будет что-то очень важное. Что-то очень
важное прозвучит.
Дурных слов, каких-то случайных, лишних в службе нету. Всё очень продумано. Это наука
Небесная – служба Божия.
Поэтому, нам сегодня такой можно урок унести. Слушайте Евангелие внимательно.
Перед чтением Евангелие молитесь.
И каждый раз Бог скажет вам что-то. Вот именно Вам. Причём, Вам – одно. Вам – другое.
Вам – третье. Вам – четвёртое. Потому что – у Вас радость. У Вас – печаль. А у Вас –
ничего. А у Вас – ожидание печали. У вас разные нужды. А Евангелие – одно и то же.
Но оно даст каждому своё. Всем сестрам по серьгам.
Оно каждому ляжет на душу своим. Потому что оно – такое. Оно – универсальное и
всесильное.
Только нужно, чтобы мы открывали душу. Уши, душу и сердце. И молились
перед чтением Божьего слова.
Вот чем я хотел бы сегодня с вами поделиться. Христос Воскресе!
03.03.2018 г.
http://www.andreytkachev.com/propoved-na-voskresnom-vsenoshhnom-bdenii-0...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии