ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСНОМ ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

Дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас с закончившейся второй седмицей Великого Поста. Хочу обратить сегодня ваше

внимание на простую вещь. На такую некую священную банальность. Одну из…священных банальностей.

Когда мы готовимся к чтению Евангелие, мы говорим такие слова Богу. Людям и Богу говорим: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим».

И вы должны в это время сказать Господу трижды. Сугубо… «Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи,помилуй!» Далее:

— «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия».   «Мир всем». 

 «И духови твоему». И, наконец, чтение.

То есть, Евангелие предваряется просьбой к людям помолиться и сподобиться.

«И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия». Казалось бы, что такое сподобиться?

Ну, открой и прочитай! Вот вроде бы, и всё.

На самом деле были времена, когда это, действительно, было фактически невозможно. Советский период истории знает примеры, когда матери своим детям вручную переписывали Библию несколько раз. Дочке – один экземпляр. Сыну – другой экземпляр.

Если попробовать – это титанический труд. Это что-то с ума сводящее. Это что-то ужасное нечто. Гораздо легче разгрузить прицеп с кирпичом, чем переписать, например, одно послание апостола Павла.

Попробуйте, ради интереса, на всякий случай. Вы пОтом обольётесь.

У вас рука скрючится. Вы вообще упадёте над столом и заснёте. Или вас начнёт какой-то

«кондратий колотить». Это ужасно тяжело.

Были люди, переписывавшие Библию от руки, потому что их не было. Это сегодня: берёшь, открываешь и читаешь. А было время, когда не было. 

И когда были гонения на христианство; то сжигали, главным образом, книги, в первую очередь. Отбирали сосуды, сжигали книги. Уже потом выгоняли духовенство или мучали верующих людей.

Не было печатного станка. Множилась литература очень тяжело. Переписчики были редки. И поэтому,

сожги одну книгу, и ты убьёшь образование в целом районе, приходе, монастыре или селе.

Поэтому, нам надо употребить некоторое усилие, чтобы погрузиться в тему и понять, что это такое:

«Сподобитися нам слышанию святого Евангелия»

С одной стороны, фактически, читать Евангелие свободно – это некий подарок. Это подарок. Никто, нигде вас не оскорбит и не ударит, не обзовёт, не потащит в милицию, если вы будете читать Евангелие.

В электричке, например, или на лавочке в сквере. Или в больнице, например, лёжав палате больничной. Сегодня. Хотя, ещё недавно было время, когдаэто было совершенно невозможно делать легально.Нужно было прятаться. Не знаем, что будем дальше. Пока что мы находимся в состоянии полной религиозной свободы в этом отношении.

Но дело этим не исчерпывается. Дело заключается в том, о чём нам говорит блаженный Августин: «Когда я молюсь Богу, я с Богом разговариваю. А Бог отвечает мне, но не голосом

с Неба, а через Евангелие. Когда я читаю Евангелие  Бог разговаривает со мной».

Может вы знаете по личному опыту,что один и тот же текст, прочитанный в разное время,

в разном состоянии, разговаривает со мной по-разному. Сколько есть примеров того, когда я знаю, например, какую-то простую вещь из Евангелие. Допустим, что «Блажени милостивые, ибо тии помиловани  будут». Ну,   я    знаю это теоретически.

Но бывают ситуации, когда я это чувствую всей кожей. Всей кожей, всем сердцем, всем

существом. И я стараюсь помиловать человека, потому что я знаю, что — помилуешь  и будешь

помилован.

И таких примеров в жизни очень много.

Одну и ту же молитву «Отче наш» невозможно прочесть два раза одинаково. Когда-нибудь

сделаешь акцент на «Да святится имя Твое», акогда-нибудь сделаешь акцент на «Не введи нас во искушение». В зависимости от того, что у тебя в жизни, ты будешь

вообще по-разному её читать.

Поэтому, когда Церковь говорит: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим», мы должны сами молиться.

И священники, и люди. Чтобы Бог нам дал услышать и понять: «А что, собственно, Он нам говорит. Что там говорится такое?»

Вот сейчас можно спросить вас: «А что такого прочитали мы в Евангелие

только что?»

Воскресное Евангелие было прочитано.

Оно проскальзывает мимо сознания…

Оно, впрочем, делает своё дело — оно чистит человека… Но оно должно ещё и

запоминаться, и схватываться… Удерживаться в памяти и в сознании.

Поэтому, задача каждого верующего человека,приходя  в Храм Божий, напрягать своё

внимание  и трудиться.

Здесь мы трудимся. Мы вообще здесь трудимся. Мы не приходим сюда отдыхать. В

каком-то смысле мы, конечно, отдыхаем.

Учителя – от своих тетрадок… Шофёр – от своего руля…

Кто-нибудь от чего-нибудь своего. Но мы здесь тоже трудимся.

Мы трудимся здесь умом. И сердцем. Причем  вместе. Ни ум без сердца. Ни сердце

без ума. Поэтому, пожалуйста, когда вы слышите Евангелие, спрашивайте себя: «Что мне такое Бог говорит?»

В воскресение каждый раз Бог говорит, что Он Воскрес. Христос говорит нам: 

«Я  воскрес! Я  живой!»

Это главный посыл Евангелие. «Меня убили. Я был в гробу. Я был по-настоящему мёртв.

Но Я воскрес. Я воскрес из мёртвых». Это смысл воскресного Евангелие.

А там всё остальное – это уже детали. Различных богоявлений.

И когда мы читаем Евангелие Святое, мы должны напрячься. Вот, если бы здесь были лавки..

Можно православным иметь лавки в храмах? Русским — не принято. У греков – есть.

Кто был в греческих монастырях, тот знает — там стоят лавки. Они от этого православными

быть не перестают. Если бы мы поставили лавки здесь,

мы бы не потеряли православие автоматически.

Но мы бы, когда слышали: «Премудрость, прости»…

Что такое — Прости? Это значит – выпрямьтесь, встаньте.

Это говорится для тех, кто сидел. Вот, если бы мы сидели, то тогда возглас — Прости!,

был бы прямой возглас к сидящим людям.

«Премудрость, прости!»

Все слышат: «Прости!» — и встали.

Или — «Внимание! Выпрямьтесь!» и все поднимаются.

«Услышим святаго Евангелия».  «Мир всем!»  «И духови твоему!» Священник как-бы

говорит: «Помолитесь Богу, чтобы вам понятнее

было, что я буду читать».

И мы: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Теперь — «Вонмем!» —

(Внимание!) — И читает. Вот с таким подходом нужно относиться к Божьему Слову. И тогда оно

открывает свои сокровища человеку. Оно раскрывает свои смысловые

глубины и красоты. Писание имеет несколько уровней глубины. В ближайшем приближении

таком – три. А, если глубже, то и двадцать пять,и сорок, и больше. Оно бездонное. Священное писание не имеет конца. Оно бездонно, как Сам Бог.

Оно бесконечно.

И поэтому погружаться в него можно постоянно, постоянно и постоянно. В меру сил и возраста.

Духовного.

Описан такой случай в Писании, когда маленький мальчик по имени Самуил воспитывался

при храме. И Господь Бог звал его на службу.

Он спали слышит голос какой-то, называющий его по имени: «Самуил! Самуил!» Он вскакивает,

бежит к священнику и говорит: «Ты меня звал, отец?»  «Я не звал тебя. Иди спать». Он

ложится. Опять голос ему: «Самуил! Самуил! Самуил!» Он вскакивает и опять бежит к

священнику, Илию. «Ты звал меня?» —«Нет, я не звал тебя. Впрочем, расскажи мне, что

ты слышишь».

Он понимает, что что-то происходит такое важное. —«Я слышу  зовёт меня кто-то по

имени».

Тогда Илий говорит: «Когда ты ещё раз услышишь голос, зовущий тебя по имени, скажи ему в ответ: «Говори, Господи.

Слушает раб Твой».

Мальчик пошёл, лёг и ждёт. И был опять голос ему: «Самуил! Самуил!» И он встрепенулся: «Говори, Господи. Раб Твой слушает». И Господь начал разговаривать с ним.

И сказал ему нечто. И дальше повёл его. И повёл его дальше, дальше, дальше. И Самуил потом помазал на Царство Саула, потом Давида. И так далее. Он был последний судья Израиля, после которого началась эпоха царей.

Вот эти слова очень важные и для нас тоже.

Когда говорит батюшка: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». А мы в это

время напрягаемся. «Говори, Господи. Слушает раб Твой. Говори. Что Ты хочешь сказать?

Я слушаюТебя». Есть множество таких простейших текстов, когда Господь говорит

Допустим: «Вся мне предана суть Отцем Моим». То есть, Христос говорит: «Всё мне дал

Отец в руки Мои. Всё в мире в руках Моих».

 «Говори, Господи,  я слушаю».

Я этот текст знаю наизусть. Я читал его уже миллион раз. Вдруг, именно сегодня Он

мне говорит:

«У Меня всё в руках». А у меня проблемы в жизни, допустим. И я успокаиваюсь…

«А, да всё понятно.Всё у Тебя. Я не тревожусь. Всё будет нормально».

Понимаете?

Напрягись и скажи Ему: «Говори, Господи. Я слушаю. Что Ты хочешь сказать?» Чтобы

не было так, что священники читают сами себе… Читаются псалмы, и чтец читает

сам себе…

Поются стихиры – хор поёт сам себе…

«Я сам себе стою и читаю грехи из телефона, готовлюсь к исповеди». Каждый сам себе

что-то читает.

Там читают, там поют, там что-то делают. И каждый сам себе. Так быть не должно.

Не должно.

Нужно, чтобы человек слышал.

Особенно Евангелие. И всё, что с Евангелие связано.

Поэтому мы недаром говорим: «И о сподобитися нам слышанию Святого Евангелия,

Господа Бога молим».

«Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!»

То есть: «Дай же я услышу! Что ж Ты мне скажешь? Дай-ка мне услышать. Что

Ты мне скажешь?»

Так будет завтра на Литургии и в другие дни. Когда вы услышите — напрягайтесь.

И хотя мы не сидим на службах, но слово – Прости; это всё равно, как, если бы мы сидели —

и встали, лежали — и поднялись. Напряглись. Всё. «Я слушаю. Сейчас будет нечто

важное».

Каждый раз, когда слышите слово —Премудрость! Или — Премудрость, прости!

Или – Вонмем!

Это значит – Напрягись! Замри! Сейчас будет что-то очень важное. Что-то очень

важное прозвучит.

Дурных слов, каких-то случайных, лишних в службе нету. Всё очень продумано. Это наука

Небесная – служба Божия.

Поэтому, нам сегодня такой можно урок унести. Слушайте Евангелие внимательно.

Перед чтением Евангелие молитесь.

И каждый раз Бог скажет вам что-то. Вот именно Вам. Причём, Вам – одно. Вам – другое.

Вам – третье. Вам – четвёртое. Потому что – у Вас радость. У Вас – печаль. А у Вас –

ничего. А у Вас – ожидание печали. У вас разные нужды. А Евангелие – одно и то же.

Но оно даст каждому своё. Всем сестрам по серьгам.

Оно каждому ляжет на душу своим. Потому что оно – такое. Оно – универсальное и

всесильное.

Только нужно, чтобы мы открывали душу. Уши, душу и сердце. И молились

перед чтением Божьего слова.

Вот чем я хотел бы сегодня с вами поделиться. Христос Воскресе!

03.03.2018 г.

http://www.andreytkachev.com/propoved-na-voskresnom-vsenoshhnom-bdenii-0...