Проповедь на Вход Господень в Иерусалим. Иеромонах Илия (Копылов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Вход Господень в Иерусалим. Икона из монастыря Ватопед, Афон

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь празднует Вход возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа во Иерусалим. Осталась неделя до того Великого Дня, когда всеобщее ликование и неизреченная радость Воскресения Христова наполнит сердца всех искренне верующих!

И посему в день сегодняшний принято подводить итоги. Взглянуть на то, как провели мы этот Великий Пост. И был ли он для нас действительно Великим?

Не станем равняться не тех, кто безрассудно относится ко времени, отведенному человеческому роду для покаяния. Ведь Великий Пост – это десятина года, которую мы обязаны посвятить Господу. Не будем осуждать и перечислять все то, что оставившие благоразумие натворили и что продолжают вытворять и поныне. Каждый сам за себя даст ответ на Страшном Суде Господнем. И каждый получит по делам своим: благой участи удостоятся сотворившие благое, и зло наследуют сотворившие злое. 

Подумаем же сегодня о своих грехах. О том, как мы провели эти дни Великого Поста. Во всем ли были послушны Богу? Постились ли по церковному Уставу, не уклоняясь в чревоугодие и саможаление? Всегда ли отвергали мирские развлечения и нецеломудренные зрелища? Не осуждали ли ближних? Не раздражались ли на них и не гневались? Не сопутствовал ли нам грех многословия и пустословия?

Рассмотрим же проведенное нами время до мельчайших греховных помыслов. Ибо кто верен в малом, тот и в великом будет верен (ср.: Лк. 16, 10).

Наш преподобный Оптинский старец Варсонофий говорил, что самоукорение есть незримое восхождение во Иерусалим Небесный вслед за возлюбленным Господом Иисусом Христом.

Великая польза человеку от самоукорения. Ибо оно есть невидимое преуспеяние, которое приводит странствующую в житейском море душу в тихую пристань смирения. 

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии,- говорит Господь, - и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть(Мф. 11, 28-30).

Но как, спросит кто-то, иго может быть благим? Как бремя может быть легким? Немногие вмещают слово сие, а только те, кто встал на путь спасения и жаждет научиться смирению и кротости у Самого Владыки Христа.

Укоряй себя, и будет душе твоей легко и радостно. Оправдывай во всем ближнего и будешь благодушествовать во вся дни. 

А тот, кто себя оправдывает, а укоряет и винит во всем ближних, таковой взял на себя бремена неудобоносимые. Тяжелы для него и бремя, и иго. Но стоит всмотреться и осознать, что ближние не виноваты в наших скорбях, а виною всему наша греховная жизнь, как тут же иго становится легким и бремя благим.   

Подобно тому, как огромная льдина тает под лучами весеннего солнца, так и постылые страсти человеческого сердца исцеляются помыслами самоукорения. И душа еще при жизни тела, подобно облаку, восходит в Небесный Иерусалим и сподобляется вкусить блага, которого не видел глаз, не слышало ухо и о которых человеческий ум не в силах и помышлять. Как об этом говорит святой апостол Павел, что некогда был восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12, 4).

Поистине, блажен тот, кто вкусит от трапезы в Царствии Твоем, Господи! «Ибо кто будет признан достойным небесного града, тот в этом граде и обретет спасение», - говорит свт. Афанасий Великий.

Как-то преподобного Амвросия Оптинского посетили две послушницы. Когда же одна из них зашла к Старцу, то стала жаловаться и с досадой осуждать приехавшую с ней сестру. Старец молча выслушал ропотницу, а затем взял свой посох и, подавая его послушнице, сказал: «Возьми, матушка, палку эту и ударь меня покрепче». Послушница удивилась и спрашивает: «За что же я Вас должна бить, Батюшка?» А Старец говорит: «Я человек грешный. Вот намедни в день, когда не положено было масла вкушать, меня помысл искушал, что хорошо бы для желудка немного подлить в пищу. Бей меня, матушка, бей! Теперь ведь ты у нас судия, а не Бог!»

Услышав эти слова, послушница поняла, что осудила сестру и тяжко согрешила этим. Сестра стала слезно просить Старца о прощении. Батюшка же повелел позвать и другую послушницу. Они тут же испросили друг у друга прощения, расплакались и помирились.

«И так на душе после этого стало легко, - вспоминала послушница, - что словами просто не описать. А ведь до того как к Старцу пришла, такая тяжесть на сердце была, что хоть из обители уходи».

Вот что делает с душой самоукорение. Оно берет на себя иго Христово и бремя Его и дарует душе легкость и небесную радость.

«Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай, - говорил преподобный Старец Амвросий, - и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на него. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием».

И пусть сегодня каждый из нас рассмотрит время проведенного Великого Поста и соберет плоды своей смоковницы. Дай Бог, чтобы она не оказалась бесплодной. А плод Великого Поста – это, прежде всего, покаянное смиренное чувство, приобретенное самоукорением. Это и благодарное сердце Богу, особенно когда терпим что-либо злое от ближних. Потому что мы должны благодарить Бога за все случающиеся с нами скорби, всегда укоряя и осуждая себя.

И вербные ветви, по традиции освящаемые в этот праздник, пусть символизируют освящение наших душ и очищение их от греховных страстей. Подобно тому как весенние ручьи омывают землю, так и слезы искренней радости и любви ко Господу нашему Иисусу Христу пусть омоют ныне наши сердца.   

Самоукорение рождает смирение, смирение же возжигает в сердце неизреченную любовь, которой человек возможет взойти в Небесный град Иерусалим. Ведь для любящего нет ничего невозможного. Любящая душа непременно войдет в селения Небесного Иерусалима, где возрадуется и возликует со всеми Небесными Силами и со всеми святыми. Аминь!

http://www.rp-c.ru/information.php?pag=1&id=132