Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Стенограмма экспертного семинара-совещания под председательством члена Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва по физической культуре, спорту и делам молодежи депутата Н.С. Валуева. Часть 6 …

«Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепциидолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета»

Здание Государственной Думы. Зал 711. 20 апреля 2016 года, 14:00-17:00

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Председательствует член Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи Николай Сергеевич Валуев

Председательствующий. Следующий доклад представляет Спиченок Оксана Валерьевна. Это продолжение темы разрушения систем, ответственных за профилактику зависимого поведения детей и подростков... Эта тема касается системы дополнительного образования. На примере тоже одного профильного учреждения города Москвы можно проследить общую тенденцию по стране в целом. Оксана Валерьевна - ученица одного из предыдущих докладчиков, Виктора Петровича Голованова.

Спиченок Оксана Валерьевна, директор Автономной некоммерческой организации «Культурный центр «Шаг», заместитель директора Государственного бюджетного образовательного учреждения «Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара» Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, в 2010-2014 гг. Да, мой научный руководитель - Виктор Петрович Голованов. Я очень благодарна пригласившей меня выступить стороне, что встретила здесь так много интересных и заинтересованных в разрешении поднятых в дискуссии вопросов, неравнодушных людей. И очень благодарна председательствующему на заседании Николаю Сергеевичу, что так получилось, что и в Государственной Думе начали слушать голос дополнительного образования. Мы на самом деле относимся к сфере педагогики дополнительного образования - сфере, отчасти какой-то непонятной для многих.

Однако, каждый понимает, что одна треть человеческой жизни - жизнь ребёнка и подростка. Треть - это школа, треть - это сон и треть - то свободное время детства, о котором несколько раз говорил в своём выступлении Виктор Петрович. И каким образом оно занято, чем наполнено, всегда зависело от учреждений и педагогов дополнительного образования. Каждый из нас должен прекрасно понимать, что, привлекая детей и молодёжь к подбору занятий по интересам, государство по идее обязано не только способствовать развитию, но и формировать культуру досуга, предоставлять возможность самореализации, развития личностного потенциала каждого, отвлекая от негативных воздействий социальной среды и решая проблему формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения. Безусловно, триединство духа, души и тела - это важно. И отец Андрей очень правильно заметил, но тут я, простите, вступлюсь, отец Андрей, за Виктора Петровича, потому что как раз он является воспитанником Алексея Константиновича Бруднова, который не позволил разрушить в 1992-м году постсоветскую систему дополнительного образования, укрепил и развил её. Это такой тихий человек, которого никто особо не знал, но он поставил мощнейшую систему дополнительного образования. С именем Бруднова связывается становление и развитие современного этапа дополнительного образования детей. Большинство важных документов и законодательных актов, по которым сегодня живут педагоги и учреждения дополнительного образования, создавались под его руководством, когда он был начальником Управления Минобразования России. Все годы он занимался тем, что считал особенно важным - создание условий для развития разнообразных способностей и талантов ребенка, всегда отстаивал его интересы, как и интересы педагога, вожатого, воспитателя, чьи нужды он знал очень хорошо. И это были как раз-таки два православных человека, и Алексей Константинович Бруднова, и Виктор Петрович Голованов. Просто в системе образования, как и в любом госучреждении, не принято вслух говорить, к какой ты принадлежишь конфессии, какого вероисповедания. Однако идеологически ты всё равно ведёшь ту самую духовную миссию при поддержке своего священника-духовника.

Здоровьеформирующий потенциал системы дополнительного образования детей и подростков, сложившийся в период его развития и становления до выстроенной системы дополнительного образования детей к 2000-м годам трудно не отметить. Вы знаете, я вот сделала такую табличку с историческим обзором, очень кратко-кратко подобрала.

Здесь мы видим, немного уточняя разговор, пояснения Виктора Петровича, собственно говоря, как зарождалась система дополнительного образования в России, как развивались лавинообразно клубы и кружки в XVIII и XIX веках.

Дальше идёт становление и совершенствование системы, уже на важность этого момента обращают внимание местные власти без оглядки на Москву. Понимают, что необходимо работать с трудными семьями и с бедными детьми.

В период советской власти мы получаем наивысшее развитие внешкольных учреждений в нашей стране, выполняющих в первую очередь воспитательную функцию, которые не имели аналогов в мире по развитию сети в масштабах огромной страны. Конечно, дореволюционная традиционная для России православная духовность была заменена идеологией, идеологией своеобразной, коммунистической, но она была для того времени уникальна и универсальна. И в 1992-м году при смене общественной формации, политической и идеологической модели управления российским государством, когда единая для всех от мала до велика советская идеология канула в лету, на учебном пространстве в системе дополнительного образования появилось два направления. Внешкольная деятельность отделилась как внеурочная помощь основному образованию в рамках учебных занятий. Отдельным направление из неё вышла новая система внешкольной работы, такая как дополнительное образование. Некоторые по-прежнему путают дополнительное образование с занятиями в кружках. Это не совсем корректно. Кружки - это всё-таки немножечко не тот уровень той широкоформатной разнонаправленной комплексной системы дополнительного образования, на который мы вышли в 1990-е в виде и спортивных направлений, и музыкальных, и художественных, и так далее, и так далее. Это переросло уже и в развитие культуры, различных спортивных обществ. И мы прекрасно понимаем, что как раз после войны образовались и наши хоккейные сообщества, футбольные, легкоатлетические и так далее, и тому подобное. 2000-е давали надежду на дальнейшее укрепление этой мощнейшей системы воспитания здоровых во всех отношениях, целенаправленных, разносторонне развитых молодых граждан России, патриотов своего Отечества.

А вот то, что мы имеем на данный момент сейчас. Хочу обратить ваше внимание, что вот в 2012 году мы столкнулись с тем, что начали откатываться обратно к клубным формам деятельности образца XVIII века. 2012 год стал в этом смысле переломным. На предлагаемом вашему вниманию слайде как раз показан в том числе период с 2012 года, подтверждающий эту печальную тенденцию.

В 2012 году система дополнительного образования детей подверглась серьёзной реконструкции, которая изначально подавалась, как предпосылки к оптимизации бюджета в образовательной сфере, однако впоследствии это стало поводом для кардинальных разногласий между руководством и непосредственно специалистами «на земле» в понимании основополагающих принципов дополнительного образования.

Первым делом было изменено количество направленностей деятельности учреждений дополнительного образования. В свет вышло непонятное для педагогических коллективов наших учреждений положение - приказ N1008, который определил новую веху в истории системы дополнительного образования. На тот момент было 11 направленностей. Они появились снизу, появились, потому что этим занимались дети, потому что под это появлялись педагоги в соответствующих видах педагогической деятельности. Этот приказ появился в 2013 году. Причем непонятно, почему он появился, поскольку только что, в 2012 году вышел новый приказ, отменяющий 12-й приказ, который определил 6 направленностей.

Тем самым, что это дало? Педагоги дополнительного образования стали переписывать свои учебные программы и начали уходить из системы, уходить в никуда. Соответственно, стали сокращаться коллективы дополнительного образования. Всё это происходило постепенно, тихо, негласно.

Вот последняя статистика по учреждениям и кадрам в системе дополнительного образования. 2012-й год. После 2012-го статистики по учреждениям дополнительного образования вы не найдёте нигде. Зайдёте на сайт Департамента образования и найдёте там надпись: «Мы не считаем учреждения, мы не считаем педагогов, мы считаем программы и считаем детей». Всё. Больше нигде никакая статистика не выкладывается.

Следующий момент. На основании этого что делает Департамент образования города Москвы! Причём всё это не череда случайных совпадений. Смотрите. Именно с 2012-2013 года начали закрываться библиотеки, учреждения дополнительного образования, закрываться под видом, что это объединение, укрупнение учебных учреждений. Началось объединение с детскими садами, между собой, и эти созданные конгломераты начали закрываться на ремонт. Вот говорят, под реабилитацию алко- и наркозависимых ищут помещения... А у нас есть помещения, на которые закрываются глаза и о которых говорят, что они не действительны. На самом деле они могут работать, принимать детей, их просто сейчас готовят под передачу непонятно кому. Ну непонятно, кому!

У меня опыт работы педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования 26 лет, сама я выросла из этой системы, прямо с первых минуточек рождения. Можно сказать, всю жизнь работала на Юго-Востоке Москвы в учреждении дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников имени Аркадия Петровича Гайдара». На его примере я и расскажу вам как разрушается система дополнительного образования в России.

Год молчала, сейчас буду говорить. Пожалуйста, дальше. Так вот, что делает в 2012 году московский Департамент образования? С 1992 года по 2012 год как раз Алексеем Константиновичем Брудновым был заявлен единственный статусный фестиваль именно для учреждений дополнительного образования. Вы прекрасно понимаете, что мы оценки не ставим, мы не школа. Мотивировать для того, чтобы ребёнок занимался, нужно, выступая с ним на соревнованиях, на конкурсах, сравнивать свои способности, доказывать свои успехи, получать грамоты, призовые места. Тем самым есть возможность отследить уровень квалификации педагога и учреждения через систему конкурсов и соревнований.

Так вот, к 2012 году никто не диктовал какие направленности развивать, это формировалось годами. В 1992 году было 4 жанра для конкурса, потом больше, ещё больше. К 2012-му, за 20 лет их число возросло до 30-ти, причём у каждого были свои номинации. Это только Москва и только по линии Департамента образования.

Теперь смотрите, 30 дополнительных жанров, и для тех, кто в школах имеет что-то типа дополнительного образования, чаще всего мы называем это «два притопа, три прихлопа», им тоже нужно выступить, четыре подпрограммы. Для этнокультурных, ну тут не «два притопа», у них свое направление, этнокультурный компонент, для этих школ подпрограмма, с этими же 30 направлениями. Эстафета искусств, это всё школы. То есть, предположим, педагог дополнительного образования на базе школы - это не тот уровень, не тот, который обеспечивает педагог дополнительного образования на базе того же Дворца или Дома пионеров.

Для статистики, чтобы вы понимали, например, мой Дворец пионеров имени Гайдара, которым я руководила в статусе заместителя директора, имел в неделю проходимость 5700 детей, 5700! Школа обеспечивает максимум 1200, и то не все пойдут на это занятие. А у нас постоянно 5700.

Здесь говорили - в школе хорошо бы проводить встречи с семьями. Но школы - это первая половина дня, потом все дети у нас с родителями. И это прекрасная площадка для проведения и антинаркотических профилактических мероприятий. Целый плацдарм, можно сказать. Другой вопрос, что сейчас нас сокращают, молча тихо сокращают. Мы об этом раньше не говорили. А говорить уже надо, уже нужно кричать!

А теперь внимание! С 2012 года Департамент образования города Москвы объявляет - убрать всё, закрыть конкурс, нет его, оставить только эстафету искусств, в которой оставили всего лишь 9 номинаций... Ну если ваша среди них есть, то вы как педагог еще можете сделать что-нибудь, в госзаказ попасть, конкурс провести, а всё остальное, вон, пожалуйста, в коммерческие фестивали за собственный бюджет идите или сами свой конкурс проводите. Всё. Финиш.

Система дополнительного образования, благодаря вышеназванному мной приказу, начинает разрушаться, потому что даже аттестоваться невозможно, проявить себя не оставляют никаких шансов. нет, можно. За деньги. Может быть. Когда-нибудь. Поставьте регбийное поле себе, сделайте. И регбийные стадиончики, вот сами выкопайте, сделайте. Всё сами, на что средства найдёте. То есть, поддержки нет.

И что в итоге получается на примере Юго-Востока, я не беру уже Москву, хотя там сейчас всё также плачевно. Сейчас до заседания подходила к Виктору Петровичу, смотрели последний сборник по учреждениям дополнительного образования образца 2008 года. В нём представлены все учреждения дополнительного образования, по одному листочку на каждый с информацией о нём. Их практически никого уже нет сейчас. В моём Юго-Восточном административном округе столицы было 8 окружных учреждений в подчинении у окружного управления образования. К 2014 году их нет.

Дальше. Количество учреждений УДО, учреждений дополнительного образования. Прокомментирую. До 2013 года - 8, сейчас с горем пополам один комплекс, и одно пока избежало ликвидации, бились, бились, бились, сейчас их едят, доедят. Это в Жулебино. Точно доедят.

Дальше. Количество руководителей системы в дополнительном образовании. Это практики. Надо понимать, что у нас не учат на каких-то там курсах, нас готовят наши наставники, наши педагоги. Это как с духовником. Только практика во главе угла, теория в маленький довесок. Нет такого - научить педагога дополнительного образования. Нет такого. Можно быть педагогом, но ни разу не понимать дополнительное образование. Так вот, экспертов-руководителей со стажем, у нас в округе было 8, а сейчас - ни одного, все ушли!!! 26-летние руководители стали возглавлять учреждения дополнительного образования, как это произошло с Дворцом пионеров и школьников имени Аркадия Петровича Гайдара.

Ещё подробности. Зданий и территорий в рабочем состоянии на округ было 8, сейчас 6. Два в стадии передачи, одно в стадии списания как ненужное. Хотя всё было до этого прекрасно. Почему это происходит, и более того, как сотрудник администрации, я знаю, что не за что списывать то сооружение.

Теперь подробнее по ситуации вокруг учреждения дополнительного образования «Дворец пионеров имени Гайдара». Государственное бюджетирование его деятельности на 2012 год составило 45 миллионов рублей. В 2012 году представители Минобрнауки сказали - мы не будем сокращать бюджет, может быть даже будем увеличивать, но реформируйтесь в рамках своего бюджета. Так вот 45 миллионов и осталось. 101 человек был педагогов, сейчас 30 только осталось из 101-го. У нас было количество обучающихся на 2013 год 5700, сейчас около тысячи. А бюджет тот же. Вопрос. Кто его «съедает»?!..

Открываю протокол заседания Правительства Российской Федерации от 22 января 2016 года. Пункт повестки, с 2012-го по 2014-й, вы слышали, я вам рассказывала, что творилось с 12-го по 14-й, объем финансирования УДО вырос практически в два раза. Куда уходят деньги?????

Там же сообщается следующее. Увеличилось число занимающихся в УДО почти на миллион учащихся. Сижу и думаю, что происходит? Кто считает? Кто эксперт? Кто советник? И снова один и тот же навязчивый вопрос. Куда уходят деньги, если всё сокращается?!

В итоге на данный момент, что получается. Дополнительное образование обратно сужается до внеурочной деятельности, то есть то, чем дети типа не успевают заниматься в школе. Это репетиторство или, что-то внеурочное, типа занимательной математики. Всё. Всё остальное отпадает. Ну, побегаем в квесты по улице, по паркам. Всё, это единственное, что может быть сейчас поддержано, о чем говорил Виктор Петрович.

Дальше. Идёт возвращение понятия кружка. Взять экономический аспект. Зарплата руководителя кружка в четыре, а то и в пять раз меньше, чем у педагога дополнительного образования. Требований меньше, программа дополнительного образования в кружке ниже уровнем. Получается искусственно создаваемое кем-то деградация системы. Вдруг ни с того, ни с сего, почему-то возвращается понятие кружка.

В подвешенном состоянии оказались и сами специалисты допобразования, которые транслируют не только знания для внеурочной деятельности. Часть из них уходит в Минспорт, более или менее, хотя они не все спорту нужны, часть - культуре, к Минкульту, хотя культура тоже не совсем тот уровень, а часть выселяется в сектор НКО, некоммерческих организаций, причём без соответствующей материально-технической базы и должной административной поддержки. Педагоги зачастую просто вынуждены менять сферу деятельности, потому что нужно работать, зарабатывать чем-то на хлеб насущный. Радует тот факт, что некоторые педагоги дополнительного образования идут работать в православные воскресные школы. Вот тут радует, что хотя бы там они находят какое-то место. А на самом деле сфера дополнительного образования, которая, как здесь уже не раз говорилось, является профилактикой, исчезает.

Следующее. На родителей сейчас обрушивается шквал коммерческих хаотических предложений, причем часто преследующий личные интересы компании, не имеющие интереса оздоровления социума. И мы прекрасно понимаем, что если мы уходим с этого поля, как государственная задача, то на это поле приходят совершенно другие. Ну, кто? Совершенно верно, да, секты - те, которые ведут к бесцельному безответственному и даже социально опасному поведению.

Завершая свое выступление, хочу одну цитату зачитать. Недавно читала переписки 65-го года Ивана Ефремова, известного советского фантаста. Только концовку прочту. Иван Ефремов, как некий пророк нашего времени, указал нам в своих письмах на некоторые характерные для упадочного общества черты: «Некомпетентность, леность и шаловливость мальчиков и девочек в любом начинании является характерной черной этого самого времени. Я называю его взрывом безнравственности. И это, мне кажется, гораздо опасней ядерной войны». Спасибо, благодарю за внимание!

Председательствующий. Спасибо. Сейчас выступит протоиерей Сергий Бельков.

Бельков отец Сергий, руководитель Епархиальных реабилитационных центров для наркозависимых Выборгской и Приозёрской епархии, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии (2003-2014 гг.). Наверное, четвёртая часть присутствующих здесь коллег знает наши центры. Но для тех немногих, которые всё-таки не знают, я хотел бы ознакомить их с программой реабилитации «Обитель исцеления», которая на сегодняшний день, может быть, дерзновенно скажу, но является самой совершенной программой среди религиозных и общественных организаций на поле социальной реабилитации.

12 апреля этого года исполнилось 20 лет как мы работаем, спасем попавших в путы разного рода зависимостей молодых и не очень людей, выводим из-под удара их семьи. Находясь на различных форумах, приходится слышать от многих специалистов, психологов, психотерапевтов, от семейных психологов о том, что вот нужно работать с семьей, а по сути дела, эта работа давно ведется, только надо с этим опытом знакомиться и использовать на практике на своей территории.

Программа осуществляется на базе Приозёрского благочиния Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии и начинается она с мотивационного этапа, который очень важен. Мотивационный этап проходит в дневном стационаре «Воскресенье». С 10 утра до 19 часов вечера воспитанники находятся у нас на занятиях. Опыт показывает, что период от одного до трех месяцев вполне достаточен, чтобы замотивировать наркозависимого для прохождения длительной загородной реабилитации. Это сложно, но возможно.

Программа стационара включает три направления: духовно-нравственное, психолого-педагогическое, трудовое, а также медицинский компонент, но не в том смысле, что мы проводим детоксикацию или осуществляем какие-то другие медицинские манипуляции или, скажем, лечение. Нет, просто на основе коммерческих договорных отношений, либо при наличии медицинского полиса бесплатно, воспитанники проходят медицинское обследование на предмет выявления инфекционных заболеваний, их осматривает врач-стоматолог, гинеколог, психиатр и так далее. В нашем дневном стационаре работает около 20 специалистов разной направленности разного возраста. Такое разнообразие очень важно. Потому что главное в этом нелёгком процессе - удержать ребят в программе. До 60 процентов от общего числа в дневном стационаре с этой задачей справляется. Примерно 60 процентов наших воспитанников и воспитанниц остается в программе.

В числе наших специалистов есть психологи, включая семейных психологов, психотерапевты, педагоги, священники, консультанты по химической зависимости.

Процесс реабилитации в дневном стационаре организуется следующим образом. Формируются три группы. Одна смешанная группа - женщины и мужчины, собственно говоря, зависимые. И две группы для созависимых, которые, в свою очередь, разделены на тех, чьи дети уже находятся на реабилитации в загородных стационарных общинах, и группу родителей, чьи дети посещают дневной стационар, включая и родителей тех детей, которых пока не хотят участвовать в реабилитационном процессе. Если родители продолжают посещать наши группы, то приблизительно от 30 до 40 процентов их детей потом проявляют интерес к нашей программе и входят в неё.

Теперь о загородном центре социальной реабилитации. После прохождения дневного стационара воспитанникам предлагается пройти программу в загородных реабилитационных общинах с православным духовно-нравственным компонентом, которые, если не вдаваться в подробности, фактически имеют те же самые составляющие в своей программе, что и в дневном стационаре, но в более углубленном виде. Только медицинский компонент заменяется на санитарно-гигиенический. Он крайне нужен, поскольку навыки личной гигиены, ухода за собой до поступления в программу наших воспитанников либо частично утрачены, либо полностью отсутствуют.

Режим проживания, послушания и отдыха построен таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть потенциал личности воспитанника и привить навыки: трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, терпимости, патриотизма, любви к природе и друг к другу. Кроме того, обучить необходимо не только навыкам самообслуживания, но и какой-либо конкретной профессии. Ребята имеют возможность освоить столярное дело, азы фермерского хозяйства, садоводства, животноводства, поварское искусство и некоторые другие деятельные рабочие направления.

Также в задачу реабилитации входит и обучение организации досуга и активного отдыха, а также мы учим наших подопечных построению правильных, корректных взаимоотношений в семье, что крайне важно для нашего воспитанника и его родственников после прохождения реабилитации. Длительность реабилитации в загородной общине составляет порядка 12 месяцев, срок варьирует в индивидуальном порядке незначительно. В программе обязательно принимают участие и специалисты дневного стационара, посещающие согласно графику наши загородные реабилитационные учреждения. Таковых у нас три. Два мужских: в посёлке Сапёрное и селе Красноармейское, и один женский - в посёлке Торфяное. Все расположены в Приозерском районе Ленинградской области и работают по сходной программе. Однако при этом учитываются особенности полов. Женская и мужская реабилитация осуществляется на двух разных площадках, по нашему твёрдому убеждению, доказанному не раз на практике, совместный реабилитационный процесс мужчин и женщин крайне сложен и непродуктивен.

Первые два-три месяца женщины труднее, чем мужчины поддаются психологической коррекции, однако очень быстро выравниваются и впоследствии могут достичь более высоких устойчивых результатов в переориентации своих духовно-нравственных установок.

Крайне сложной задачей в процессе реабилитации мужчин является привитие им понимания жертвенности во имя других, так как лица мужского пола в силу различных обстоятельств часто бывают более эгоистичны, чем женщины. Но самое трудное, как и самое важное поле для деятельности в направлении восстановления человеческого облика наших подопечных - это, конечно, работа с семьёй, с родителями в первую очередь. Потому что приходится, соприкоснувшись с ними очень часто восклицать, что у таких родителей не может быть других детей.

Волонтёры. Это наше серьёзное подспорье. Существенная помощь в работе с воспитанниками в загородных реабилитационных общинах оказывают волонтёры. Но это не просто мальчики и девочки, которые хотели бы прийти поработать - это люди, завершившие у нас реабилитационную программу, полный годовой курс, и давшие согласие сотрудникам оказывать помощь в реабилитации не менее одного года и способные по своим характеристикам показать пример по принципу «делай как я» или «равный - равному».

Думаю, что вы успели заметить, что к дневному стационару мы отнесли и группу ресоциализации, обратного вхождения в общество после завершения стационарной программы реабилитации, так как она, в основном, проходит на площадке того же дневного стационара. После выхода из загородной общины мы настоятельно рекомендуем выпускнику (заставить не можем) посещать группу постреабилитационной поддержки в течение двух-трёх месяцев или в более длительный срок, если на это имеется запрос бывшего воспитанника. Тем же правом могут и пользоваться и родственники наркозависимого, посещая родительскую группу по окончании реабилитации своих детей. Группу ресоциализации можно охарактеризовать, как группу самопомощи. Мы только несколько корректируем её деятельность и помогаем в случае возникновения определённых затруднений. А всё остальное - инициативы, различные виды деятельности лежат целиком на группе. Однако, нужно сказать, что группа ресоциализации бывает востребована, но не всеми выпускниками. Так как собственно ресоциализация - это и трудовые навыки, и навыки общения, причём не только воспитанников друг с другом, но и с сотрудниками и прихожанами, которые не имели в прошлом опыта наркотизации. Всё это благотворно сказывается на воспитанниках, помогает им чрезвычайно быстро адаптироваться после прохождения реабилитации по месту проживания на работе или в учёбе.

Таким образом, суммарный реабилитационный цикл в общей сложности в наших общинах составляет около полутора лет. В некоторых особых случаях может быть продлён. Он включает в себя, как мы видели, мотивационный этап - дневной стационар, основной этап - загородная реабилитационная община, постреабилитационный период - группа ресоциализации в условиях того же дневного стационара, а также обязательно - работу с семьёй. Такой системный подход обеспечивает довольно высокий уровень числа лиц, освоивших полностью реабилитационную программу, прекративших наркотизацию и вернувшихся к трезвому и здоровому образу жизни. Благодарю за внимание! (прим. ред. - более подробно со спецификой деятельности реабилитационной программы «Обитель исцеления», реализуемой командой протоиерея Сергия Белькова, можно ознакомиться в материале «Шанс на спасение» здесь:  часть 1, и здесь: часть 2)

Председательствующий. Спасибо, отец Сергий.

(Продолжение следует)

Русская народная линия