Проблемы старообрядцев в постсоветском пространстве обсудили участники международной онлайн-конференции

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Скриншот видеозаписи конференции. Фото с сайта rpsc.ru

Москва, 29 октября, Благовест-инфо. Международная научно-практическая конференция «Старообрядческие общины постсоветского пространства и Европейского Союза: «русский мир» перед лицом современных вызовов (к 400-летию протопопа Аввакума)» прошла в онлайн-формате 28 октября.

Организаторы мероприятия - Институт Европы РАН, исторический факультет МГУ и Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов; модератором форума выступила старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, научный редактор журнала «Современная Европа» Ольга Шиманская.

Первый докладчик, доктор политических наук, заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества, главный редактор журнала «Современная Европа» Роман Лункин обозначил круг основных вопросов для участников форума. «В рамках нашей конференции хотелось сделать упор на современном  состоянии старообрядчества, на том, как старообрядцы живут в условно западном обществе, - отметил Р. Лункин в докладе «Современное старообрядчество как вызов православию». - ...Как живут и адаптируются в этом мире? Почему они легко вливаются в западное общество?» Представители нашего государства, считает докладчик, хотят вернуть старообрядцев на родину не только потому, что это «работящие люди», а потому что не представляют, что «русский человек может быть по-настоящему европейцем». Однако, продолжил Р. Лункин, напомнив высказывание Василия Розанова, старообрядцы в инославном окружении не только хорошо адаптируются, но чувствуют свою близость западно-европейской культуре. Исследователь указал также на стремление государства изменить отношение старообрядцев к светской власти, которое изначально сложилось как «если не враждебное, то скептическое».

Роман Аторин, кандидат философских наук, представитель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) выступил с докладом, посвященным религиозной метафизике протопопа Аввакума. Выступавший указал на две основы мировоззрения протопопа: первоисточники самого христианства и та культурная традиция, в которой он вырос. Сам Аввакум не создал никакого фундаментального богословского наследия, но благодаря своей харизме  оказал большое влияние на своих современников, на выбор и будущее старообрядцев. Он является типичным представителем позднего русского средневековья с его идейной формулой «Москва – Третий Рим». Ссылаясь на другого исследователя – К.Кожурина - докладчик подчеркнул близость протопопа Аввакума к традициям византийского исихазма. Главную роль в спасении человека играет аскетическая практика. Для  протопопа Аввакума, как и для его последователей, не существовало разделения на сакральное и профанное. Молитва для него не заканчивается в храме, а продолжается вне его стен; вся жизнь представляет собой некий священный подвиг.

Александр Пригарин – д.и.н., профессор Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Украина) выступил с докладом «Старообрядцы Украины и «русская идентичность» в условиях актуальных вызовов: послесловие одного переименования». Соприкосновение «русского мира» и  старообрядчества всегда было в центре внимания исследователя, более того, по его убеждению, именно старообрядцы создали «русский мир». На примере общин Украины и Молдавии А. Пригарин опроверг тезис о том, что старообрядцы – это нонконформисты, которые никогда не сотрудничают с властью. Докладчик также опроверг утверждение о двух основах старообрядчества: русскость - как этничность, и староверие – как религиозная составляющая.  «История  говорит об обратном, - подчеркнул профессор. - Часто забывается русскость ради старообрядчества или старообрядчество ради русскости». «У нас много общин, которые утратили русскость. Русскость ушла из диалекта, из быта, осталась на уровне узкого конфессионального центра. Там постепенный отход и от религии», - подчеркнул А. Пригарин. Докладчик завершил выступление тезисом: «Если когда-то русскость спасла староверие, то сейчас наступает момент, когда религия должная спасать русское. И если сегодня старообрядцы  Украины запрячут внутрь себя свое русское, то скорее всего мы потеряем и мощное сообщество в виде старообрядцев».

Екатерина Анастасова, доцент, доктор Института этнологии и фольклористики с Этнографическим музеем Болгарской академии наук, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Болгария) представила доклад «Староверы Болгарии: динамика развития религиозной культуры (1990–2020)», в котором сделала вывод: безденежье, миграция и все современные экономические процессы оказали более пагубное воздействие на общины староверов, чем репрессивные годы социализма.

Наталья Душакова, к.и.н., старший научный сотрудник РАНХиГС, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва) в докладе «Интернет как (не)нейтральная платформа: обсуждение новых норм и практик формирования старообрядческого онлайн-пространства» представила обзор разных точек зрения в среде старообрядцев в отношении социальных сетей и интернета. Отвечая на вопросы, она отметила, что сайт «Русская вера» (ruvera.ru) считается самым популярным, хотя существует много критики в его адрес. Но при этом «если кто-то хочет что-то узнать, заходят на «Русскую веру».

О двух этапах программы переселения старообрядцев в Россию, о судьбе переселившихся и о тех, кто готовится к переселению  рассказала старший научный сотрудник Института русского языка РАН, председатель Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов Ольга Ровнова. Докладчица указала самый свежий источник информации об отношении старообрядцев к переселению – фильм Алексея Пивоварова «Как живут русские старообрядцы в Южной Америке» (канал «Редакция», 2020), собравший больше 4 млн. просмотров. «Были восторженные отзывы об этих людях после фильма Пивоварова, но общее настроение – «не надо, Россия не готова, обманут». «Но, хотим или нет, староверы Южной Америки сами выбирают судьбу», - подчеркнула О. Ровнова.

Работа конференции проходила в секциях «Старообрядчество стран Балтии и Республики Беларусь», «Старообрядчество Республики Молдова»,  «Миграции старообрядцев», «Юбилейные мероприятия к 400-летию протопопа Аввакума». В рамках секций и свободной дискуссии выступали ученые, представители старообрядческих общин, члены Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов: профессор Иркутского государственного университета Александр Костров; секретарь Общества исследователей старообрядчества Японии Цутому Цукада;  зав. Центром визуальной антропологии Института этнографии и антропологии РАН Елена Данилко; председатель Союза старообрядческих общин Эстонии, Общества культуры и развития староверов Эстонии Павел Варунин; депутат сейма Латвии, председатель совета Резекененской Кладбищенской старообрядческой общины Владимир  Никонов; благочинный Кишинёвской и всея Молдавии епархии РПСЦ и старообрядческой общины Покрова Пресвятой Богородицы г. Кишинёва  иерей Андрей Вознюк; к.и.н., сотрудник Государственного исторического музея Роман Майоров; ведущий научный сотрудник Института литовского языка (Литва) Надежда Морозова; проректор по внеучебной работе и социальным вопросам Тувинского государственного университета (Кызыл) Алёна Стороженко; председатель Новгородской старообрядческой общины ДПЦ, заместитель председателя Российского Совета ДПЦ (Великий Новгород) Алексей Безгодов; руководитель воскресной школы старообрядческой общины РПСЦ г. Бендеры (Республика Молдова) Ксения Костромина; к.и.н. Наталья Абакумова-Забунова (Республика Молдова); зав. межкафедральной археографической лабораторией исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Литвина и другие.

Планируется издание материалов конференции. 

Елена Бажина

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91320