Проблемы современной молодёжи в свете поучений старца Паисия Святогорца
В богатом духовном мире Старца Паисия Святогорца, в россыпи его простых и вместе с тем глубоких поучений мы находим немало мыслей и слов, обращённых к молодёжи. Старец Паисий помогал всем людям, но юношам и девушкам уделял особое внимание, так как именно на них сильнее всего отразились духовные проблемы нашей эпохи. По словам Старца, сегодня отчётливо проявляется тенденция «разложить всё: семью, молодёжь, Церковь»1. Заметим, что афонский подвижник поместил здесь молодёжь рядом с семьёй и Церковью.
Основными проблемами современной молодёжи, если следовать Паисию Святогорцу, являются эгоизм и теплохладность, то есть безразличие к вере в Бога и в целом к созидательным ценностям и образу жизни. По меткому выражению Старца, «нынешние молодые люди похожи на новые машины, в двигателях которых от холода загустело масло»2. Как следствие, они зачастую не способны обрести своё призвание, не готовы принимать решения, нести ответственность за жизнь семьи и общества, совершать мужественные и жертвенные поступки. «Большинство молодых попали под влияние мира сего и от этого испортились, повредились. Они выучились интересоваться только самими собой, думать только о себе – о ближнем они ничуть не задумываются»3, – говорил Старец.
Духовное состояние современной молодёжи характеризуется рядом кажущихся парадоксов. Юноши и девушки хотят преуспеть в жизни, но при этом не желают принимать серьёзные решения и прикладывать необходимые усилия для достижения своих целей. Они стремятся «получить диплом, не выходя из кафе»4, как выразился Старец. Молодые люди хотят быть любимыми без того, чтобы самим научиться любить. Они ставят себя выше других авторитетов и полагаются на свой разум, но при этом легко подпадают под влияние чужих идей и ложных ценностей. «Молодёжь сегодня сама себя приводит в негодность»5, – делает вывод Старец Паисий.
Необходимо отметить, что обеспокоенность Паисия Святогорца состоянием молодёжи и его достаточно горькие высказывания о ней проистекают из любви, а не критицизма. Старец проявлял живое участие к молодёжи, проявлявшееся в молитве, в общении и разнообразной деятельной помощи. Он любил приводить примеры молодых людей, которые идут по жизни путём веры и созидания. Часто, молясь о каком-нибудь юноше, Старец Паисий добавлял: «Помяни, Господи, всех молодых и помоги им»6. Как пишет его агиограф, «Старец поддерживал особую духовную связь с юными. Он любил их настоящей любовью – как своих детей, заботился о том, чтобы они нашли свой путь и молился о них. Он помогал им преодолеть трудности и проблемы. Он страдал за них, разделял их боль»7.
То, что Старец Паисий видел духовным оком и выражал простыми словами, современные социологи описывают, используя научные методы.
Согласно опросу фонда «Общественное мнение» в сентябре 2014 г.8, в число наиболее значимых отличий современной молодёжи от предшествующих поколений входят в основном негативные или связанные с ними характеристики: наглость и неуважение к старшим (так ответили 11% респондентов), независимость и раскованность (10%), безответственность (5%), меркантильность (5%), лень (5%), безнравственность (4%) и прочее. Среди ценностей молодёжи преобладают те, которые связаны с успешностью и благосостоянием, а не духовным ростом и помощью ближним. Опрос другой исследовательской организации – ВЦИОМ – показал схожие результаты9, что, впрочем, не исключает наличия у молодёжи положительных качеств.
Хотелось бы отметить, что в условиях современного информационного общества и массовой культуры молодёжь – это социальная группа, наиболее уязвимая для манипуляций и деструктивных воздействий, тем более что интернет предоставляет в этом плане более широкие возможности, чем традиционные СМИ.
Старец Паисий Святогорец говорил о том, что в современную эпоху осуществляется целенаправленная информационная атака на сознание молодёжи: «Тёмные силы развернули страшную пропаганду, это они направляют ко злу тех юных, у которых в голове не хватает соображения»10. Данную пропаганду, согласно Старцу, используют «те, кому нет дела ни до Отечества, ни до семьи, для кого нет ничего святого (…). Вот это всё и принесло много зла нынешней молодёжи»11. В наше время мы видим новые подтверждения словам Старца, когда сознание молодого поколения целых стран целенаправленно трансформируется, в том числе с целью создания социально-политической нестабильности. Это проявляется и в снижении правосознания молодых граждан. Паисий Святогорец, рассказывая о некоторых обстоятельствах послевоенной жизни в Греции, говорил: «Да будь на нашем месте нынешняя молодёжь, она разнесла бы всё в пух и прах!»12
Ещё одним следствием новой информационной реальности является вывод сознания молодёжи из сферы культурообразующей религиозной традиции. Старец Паисий говорил: «Я вижу, как некоторые молодые ребята – наши соотечественники, не прочитав ни строчки из Евангелия, начинают читать брахманскую, буддийскую литературу, Коран и тому подобное»13. Это связано в том числе с самолюбием молодых людей: «из Православия, – говорил Старец, – уходят только эгоисты»14. Своими советами афонский подвижник помог и помогает множеству молодых людей, находящихся в духовном поиске, обрести свой путь к Православной вере.
Особое внимание Старец Паисий обращал на проблемы молодёжи, связанные со вступлением в брак и семейной жизнью.
Афонский подвижник считал очень важным для юношей и девушек как можно раньше определиться со своей брачной жизнью, поскольку более молодым супругам легче привыкнуть и «притереться»15 друг к другу.
Сегодня распространена такая форма отношений, как сожительство вне брака, что во многом, к сожалению, становится нормой для современной молодёжи. Паисий Святогорец считал это разрушительным для юношей и девушек и противопоставлял подобным явлениям точку зрения, основанную на Православном Предании. Так, подвижник отмечал особую важность хранения девственности до брака: «Если и жених и невеста с любочестием, изо всех сил, постараются до свадьбы сохранить своё девство, то в Таинстве Брака, когда священник возложит на них венцы, они обильно приимут Благодать Божию»16.
Очевидно, что поучения старца Паисия Святогорца, связанные с жизнью молодёжи, высоко актуальны для современной России. Духовный мир российской молодёжи, её ценности во многом формируются не на нравственной и созидательной основе. Вместе с тем современная молодёжь обладает доступом к духовным, культурным и интеллектуальным благам, которые ещё несколько десятилетий назад были почти неизвестны или просто не существовали. Растёт численность Православной молодёжи, многие юноши и девушки осознают невозможность строить свою жизнь на материалистической основе.
Существует большой потенциал для духовно-нравственного развития российской молодёжи, оздоровления её системы ценностей, включая отношение к религии и истории, к браку и деторождению, к государству и праву. Это та сфера, где особая роль, безусловно, принадлежит Православной Церкви.
В завершение хочется привести ещё одни слова Старца Паисия. Один человек попросил у него благословение на создание дома престарелых, но Старец ответил: «Давай хоть немножко позаботимся о молодых»17.
Этот призыв можно обратить и ко всем нам: давайте хоть немного позаботимся о молодых.
Иванов Е.О., научный руководитель «Центра молодёжных программ и проектов», к.п.н.
1 Блаженной памяти Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Перевод с греческого. – М.: Издательский дом «Святая Гора», 2010. С. 26.
2 Блаженной памяти Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. Перевод с греческого. – М.: Издательский дом «Святая Гора», 2010. С. 265.
3 Там же. С. 264.
4 Там же. С. 263.
5 Исаак, иеромонах. Житие Старца Паисия Святогорца / иером. Исаак; пер. с греч. [иером. Доримедонтом (Сухининым)]. Изд. 2-е – М.: Изд. Дом «Святая Гора», 2006. С. 318.
6 Там же. С. 563.
7 Там же. С. 317.
8 См.: http://fom.ru/TSennosti/11748
9 См.: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=114879
10 Блаженной памяти Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С. 272.
11 Там же. С. 272.
12 Там же. С. 277.
13 Блаженной памяти Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба. Перевод с греческого. – М.: Издательский дом «Святая Гора», 2010. С. 286.
14 Там же.
15 Блаженной памяти Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. Перевод с греческого. – М.: Издательский дом «Святая Гора», 2010. С. 25.
16 Там же. С. 40.
17 Исаак, иеромонах. Житие Старца Паисия Святогорца. С. 673.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии