Проблемы катехизации: почему нам нужно перестать крестить всех подряд
Признаюсь вам, над этим вопросом (т.е. вопросом, который был вынесен мною в заголовок статьи), я задумался после одной поучительной беседы с «прихожанами» самопровозглашённого «Киевского патриархата». Дело было так.
Как-то, проходя мимо строящегося храма, принадлежащего общине «Киевского патриархата», я заметил группу людей, занимающихся благоустройством территории, прилегающей к храму. Взвесив все «да» и «нет», я всё же решил не терять такой редкой возможности пообщаться, как говорится, «вживую», с нашими оппонентами.
Начал я, что называется, «с места в карьер»: т. е. сразу объявил им о том, что та «церковь», прихожанами которой они являются, вовсе и не церковь, а самозванное, раскольническое сообщество, не признанное никем в Православном мире.
Видели бы вы, что тут началось? А началось следующее: минут 15-20 я слушал различные истории о Путине, России, сепаратистах, перемешанные с невероятными экскурсами в историю Украины, России и Православной Церкви, мифами о том, что и РПЦ была непризнанная 180 лет (1) и прочими баснями, а также угрозами физической расправы в мой адрес, снабжёнными трёх-пятиэтажными матами и прочими оскорблениями. Причём они постоянно напоминали мне (человеку с двумя высшими образованиями, одно из которых богословское) о том, что мне нужно читать побольше книг, хотя я уверен, что сами они книг практически не читают, да и вряд ли кто-либо из них имел высшее образование. Причём, все их советы неизменно сопровождались трёх-пятиэтажными матерными оборотами (явный признак «образованного, начитанного» человека). Из чего я сделал вывод, что так их учат общаться в «церкви», прихожанами которой они являются.
Через несколько минут к нам присоединился и настоятель общины, руководящий строительством (кто-то срочно вызвал его по телефону). Впрочем, он предпочёл не вмешиваться в дискуссию после того, как я напомнил ему о том, что он не является священнослужителем и т. д.
Комичность ситуации заключалась ещё и в том, что я был один, а вокруг меня бегало, махало руками, пытаясь иногда вытолкнуть за пределы территории храма, человек 10-12 взрослых мужиков (кстати, среди них не было ни одной женщины). Причём все они грозились тут же, не сходя с места, испепелить меня адским огнём, который бушевал в этот момент в душе у каждого из них.
Давайте поговорим о вере
Когда этот огонь начал немного угасать, я решил всё же продолжить наш разговор. Начал я с того, что стал задавать этим людям вопросы об их вере, а именно: меня интересовало, во что они веруют, какую церковь строят, какую религию исповедуют и каковы основные вероучительные положения этой религии и т. д.?
Ответы были такими:
1) Строят они украинскую церковь, где можно будет молиться на украинском языке.
2) Религия, которую они исповедуют – Православие, все они считали себя православными и с гордостью показывали крестики, которые на них надели в младенчестве при совершении Таинства Крещения.
3) Вероучительными положениями, которыми они руководствуются, были заповеди – «не убий» и «не укради» (остальных заповедей десятисловия они не знали).
4) Мои вопросы о том, в какого бога они веруют, так и остались без ответа: думаю, они понимали, что ответы в духе «в украинского бога» или «Бог один» будут звучать довольно глупо, но в какого именно Бога веруют православные, они не знали.
Услышав всё это, я понял, что мои комментарии к их ответам повергнут их если не в шок, то в состояние временного когнитивного диссонанса. Так оно и случилось.
Во-первых, я заметил, что если уж они строят украинскую народную церковь, то эта церковь будет церковью языческой, но только не христианской. Подробно с моими аргументами, к которым мои оппоненты были явно не готовы, вы можете ознакомиться, пройдя вот по этой ссылке (2).
Во-вторых, пришлось сообщить им, что в канонической Украинской Православной Церкви богослужение также может совершаться на украинском языке. Делается это с благословения правящего архиерея епархии, на имя которого нужно направить соответствующее прошение от православной общины (3).
В-третьих, особо сильно на них подействовало моё замечание о том, что такой религии как Православие не существует в принципе (вот уж чего они не ожидали!). И что Православие – это не религия, а лишь одна из христианских конфессий. А религия, которую по идее они должны исповедовать, называется христианство.
В-четвёртых, пришлось заметить им, что они не иудеи! Это моё замечание на тему, что «не убий» и «не укради» – это заповеди Ветхого Завета. Причём всех заповедей десятисловия они назвать не смогли. Их исполнение обязательно для христиан, но всё же ещё не делает человека христианином. А замечание о том, что есть ещё и Заповеди Евангелия, соблюдение которых, собственно, и делает человека христианином, не на шутку озадачило моих собеседников.
В-пятых, понятно, что о Христе, о Евангелии они ничего и слыхом не слыхивали, и естественно, никто из них не смог наизусть прочитать христианский Символ веры, хотя, думаю, они в принципе не знают, что это такое.
Выводы, которые я сделал из этой беседы
Признаюсь вам, даже несмотря на то, что я воочию убедился в языческо-националистической сути политического объединения под названием «Киевский патриархат», выводы, которые я сделал после этой беседы, были неутешительными, а именно:
Как ни странно, но огромная доля вины за то, что этим людям промыли мозги националистической пропагандой, а также за их полную безграмотность в вопросах веры, лежит на нас – нынешних православных христианах Украины. И, в первую очередь, на священнослужителях.
Увы, но мы всё ещё не избавились от синдрома, который приобрели в советские времена, когда с радостью и без особых вопросов принимали всех, кто только изъявил желание креститься.
Понятно, что в советское время такое поведение было вполне объяснимым: Церковь находилась в условиях серьёзного давления со стороны властей, миссии не было (да и никто бы не позволил развернуть миссию в СССР). Людям промывали мозги не хуже, чем сейчас националистической пропагандой и т. д. И поэтому любой человек, изъявивший желание креститься, уже, и, наверное, совершенно справедливо, воспринимался нами, как подвижник, совершающий личный духовный подвиг.
Но времена изменились! Сегодня люди крестятся по каким угодно причинам (совершить красивый обряд, народная традиция, чтобы детки не болели и т. д.), но реже всего потому, что хотят стать христианами.
Увы, это факт, против которого, что называется – не попрёшь! Сам я множество раз принимал участие в Таинстве Крещения и только один раз мне довелось быть свидетелем крещения человека, восприемником которого (крестным отцом) был реально верующий православный христианин. В остальных же случаях люди явно не понимали того, что они делают, и даже с трудом могли прочитать Символ веры! Т. е. они были АБСОЛЮТНО нецерковными людьми и видели этот текст первый раз в жизни.
Однако, мы продолжаем, как говорят, «ничтоже сумняшеся», крестить этих людей в надежде на то, что сам факт Крещения послужит для них поводом к последующему воцерковлению. Но он почему-то (странно, не правда ли?) этому не служит!
Вот и получаем мы вместо миллионов новых прихожан, с одной стороны, миллионы захожан (которые заходят в храм только на Пасху, посвятить куличи) и миллионы крещёных националистов, большинство из которых крестились именно в канонической Православной Церкви, а теперь скандируют – «геть моськовських попів!». Они и знать ничего не хотят ни о Христе, ни о Евангелии, ни, тем более, о жизни по евангельским заповедям. В итоге мы получили «христианскую-православную» страну, которая занимает первые места в мире по уровню коррупции, абортов, разводов, преступности и т. д. Страну, где идёт гражданская война, а ненависть между людьми (большинство из которых на полном серьёзе считают себя православными), что называется, зашкаливает.
Что делать?
Итак, с вопросом «Кто виноват?» мы разобрались. Однако, остаётся ещё один, самый важный вопрос: «Что нам в этой ситуации делать?».
А ситуация действительно сложная. Ну, подумайте сами:
Допустим, мы будем отказывать в крещении 99% населения! Что тогда будет? Часть уйдёт к протестантам, часть – к греко-католиками, а большинство – к филаретовцам. Там они примут «крещение» и будут с нескрываемой радостью ходить в «украинскую церковь», хотя как были язычниками, так ими и останутся. В чём лично я и убедился в процессе вышеописанной беседы. Однако и нам в Церкви язычники не нужны, ибо принимать в общение с верными язычников, т. е. людей, не исповедующих сознательно Христа, всегда было кощунством. Об этом нам говорит в Евангелии Христос, об этом говорит апостол Павел, об этом говорит огласительная практика в Древней Церкви, где людей, желающих принять Таинство Крещения, готовили не один год. Об этом, в конце концов, говорят церковные каноны, нарушать которые священнослужители не имеют права: например, 8-е правило 7 Вселенского Собора запрещает крестить тех из иудеев (и их детей), которые неискренно обратились в христианство. Понятное дело, что, запретив это иудеям, Церковь не может разрешить то же самое лицемерие, например, украинцам или русским. Собственно, этот вывод подтверждает 45 правило Лаодикийского Собора, согласно которому запрещается принимать в списки готовящихся к Крещению тех, кто не участвовал в огласительных беседах в течении месяца.
Более того, 78 правило 6-го Вселенского Собора и 46 правило Собора Лаодикийского недвусмысленно говорят о том, что: «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере»!
Во 2 каноне Первого Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил: «Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание».
Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определённый период на оглашение, так как это является благом для духовного роста оглашенного, а также даёт человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твёрдости намерений.
Актуальность оглашения в настоящее время отмечается и Святейшим Патриархом Кириллом, который неоднократно говорил о том, что:
«Принятию церковного Таинства Крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации… Считаю, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения.
В Концепции миссионерской деятельности РПЦ сказано, что человека не желающего "посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь", крестить «по первому требованию» вряд ли полезно».
Неуместные отговорки
Однажды один священник ответил мне на эти возражения тем, что, дескать, раз уж Бог привёл к нему человека креститься, то он не может отказать ему в этом. К сожалению, этот аргумент не может быть убедительным в силу того, что Бог приводит к нам человека именно для того, чтобы мы научили его христианской вере и только затем крестили (собственно, об этом говорится и в Новом Завете, и в канонических правилах Церкви). Помните случай из Патерика, когда ангел сказал вопрошавшему его иерею: «Бог устроил так, чтобы люди людей научали!». А мы по инерции советского времени всё продолжаем считать, что Бог Сам всё сделает за нас: Сам приведёт к нам людей, Сам их просветит Светом Истины, научит, наставит и т. д.
При этом у нас под рукой всегда находится отговорка, что согласно завету Господа нашего Иисуса Христа «Врата ада не одолеют Церкви!» (Мф 16:18). Мы почему-то забываем о том факте, что речь здесь идёт о Церкви в целом! Забываем факты истории, когда на той или иной территории каноническое православие либо вообще прекращало своё существование, либо количество приходов сокращалось до нескольких десятков (3).
Но нельзя же всё время посыпать голову пеплом: после того, как мы осознали свои ошибки, нужно начинать их исправлять. Именно поэтому нам в срочном порядке нужно разработать институт катехизации людей, готовящихся принять Таинство Крещения, а также собирающихся венчаться, крестить своих младенцев и вообще совершать те или иные православные обряды. И если мы не сделаем этого в ближайшее время, мы получим по форме православную, а по сути языческую «церковь» без Христа и Евангелия. Церковь без Таинств и без Благодати! Церковь, в которой будет утрачена возможность спасения для людей. И если это случится, то произойдёт это по нашей вине, т. е. по вине нынешних православных христиан Украины.
Ссылки:
1) Ложь раскольников о 140-летнем непризнании РПЦ Вселенским Православием.
2) Может ли Православная Церковь быть национальной. Можно ли воцерковить украинский национализм.
3) Так, с возникновением ислама православие фактически исчезло с территории некоторых исламских государств (современные Иран, Ирак). Также, в истории были случаи, когда Церковь переставала быть православной по причине искажения вероучения например, – армянская и коптская церкви, уклонившиеся в ересь монофизитства. А первый из Православных Патриархатов –Константинопольский – сегодня насчитывает менее 100 приходов. Хотя в своё время Константинопольская Церковь была крупнейшей Православной Церковью в мире.
Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров)
http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/problemy-katekhizatsii-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии