Про разрыв общения с Константинополем

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Многие люди просили меня прокомментировать решение недавнего Синода нашей Церкви о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольской Православной Церковью. Единственным местом, где чада Русской Православной Церкви оказываются массово и регулярно участниками церковной жизни Константинопольской Церкви, это Святая гора Афон. Поэтому многие как раз спрашивали: что же это означает, это решение касается и Святой горы Афон также? Да, действительно, как это ни печально признать, это касается и Святой горы Афон, потому что Афон в церковном отношении является канонической территорией Константинопольской Православной Церкви. Поэтому решение священноначалия нашей Церкви касается и данного случая. Возникает вопрос, а что же в данном случае паломникам можно, а что нельзя? Можно ли вообще паломникам ездить на Святую гору? И если ездить, то можно ли там молиться, можно ли там причащаться? Некоторые комментаторы уже озвучили такой тезис, что будто бы  в свете решения нашего Синода уже нельзя и просто зайти в храм и помолиться на Святой горе Афон. Однако же, я считаю, что это явно не соответствует тексту, принятому на Синоде. Давайте сейчас с вами посмотрим этот текст: «… отныне и впредь до отказа Константинопольского патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян – участие в таинствах, совершаемых в ее храмах…» Т.е. как мы видим из текста, речь идет исключительно о таинствах, т.е. да, как это ни прискорбно, причащаться нельзя, но приезжать в паломничество, стоять на молитве, участвовать в молитве – всё это решением Синода никак не запрещено.

Другой вопрос, который мне задали: означает ли это решение Синода, что наша церковь теперь не признает таинства Константинопольского патриархата безблагодатными, в том числе и таинства, совершаемые на Святой горе Афон? Нет, разумеется, не означает. Синод нашей Церкви вовсе не выносит решение о действенности таинств Константинопольского патриархата. Многие люди, как я понимаю, руководствуются только новостями, которые почерпнули в интернете, и не читают само заявление Синода. В заявлении Синода всё очень точно сказано: евхаристическое общение прекращается не потому, что вдруг найдено оказалось, что таинства Константинопольской Церкви недействительны, но это просто крайняя мера увещевания Константинопольской Церкви, ее лидера остановиться на пути зла, по которому он идет. В этом смысл принятых решений, и в тексте Синода это вполне недвусмысленно проговаривается.

В связи с этим также стоит ответить на другие вопросы, которые я получил по этой теме, а именно: означает ли это участие в таинствах на том же Афоне или в других приходах Константинопольской Церкви грехом для члена Русской Православной Церкви? И если мы признаем действительность таинств Константинопольской Церкви, то собственно говоря, почему участие в этих таинствах является грехом? Да, это действительно будет грехом, но не грехом участия в ненастоящих таинствах, а грехом непослушания. Точно также как, если кто-то пойдет к своему духовнику, поисповедовавшись у него, услышит: «Знаешь, тебе завтра лучше не причащаться. Вот у тебя есть епитимья, на время которой ты не должен причащаться». А человек пойдет, и вопреки словам своего духовника, вопреки полученной епитимьи, пойдет и причаститься. Будет ли это для него грехом? Ну, конечно, это будет ослушанием и грехом непослушания, хотя таинства, которые совершались в той церкви, куда он пришел, они вполне действенны и действительны.

Ситуация, которая есть сейчас, она была и 22 года назад, когда после аналогичного беззакония в Эстонии со стороны Константинопольского патриарха, точно также было прекращено евхаристическое общение между нашими церквами. Но в то время, в 1996 году, конечно, не так много людей еще ездило на Святую гору Афон, и. видимо, для многих это прошло, скажем так, незаметно. А сейчас, когда многие привыкли ездить на Афон, для многих это, конечно, заметно. Всё это, действительно, очень печально, но при этом нужно не забывать, что наша Церковь просто пытается остановить беззаконие. О самом этом беззаконии, на мой взгляд, текст Синода говорит вполне исчерпывающе, доказательно, убедительно. Как чада Русской Православной Церкви мы должны поддержать наше священноначалие, которое противостоит сейчас злу и беззаконию, и которое действительно нуждается в нашей поддержке. Это вот что касается комментариев по поводу принятого решения.

 Выскажусь и еще по поводу двух очень частых комментариев или заявлениям в комментариях, которые я встречаю. Первое заявление – а почему бы Русской Церкви самой бы не дать автокефалии Украинской православной Церкви, так сказать сработать на опережение и т.д., мол, будто бы это предотвратило все проблемы?Отвечаю коротко: а с чего вы взяли, что Константинополь признал бы такую автокефалию? Это во-первых. Согласно точке зрения Константинополя, без него никто никому автокефалию дать не может. Поэтому, если бы вдруг даже наша Церковь сейчас или чуть ранее поступила бы таким образом, то сам Константинополь эту автокефалию бы не признал. Точно также как он не признал и до сих пор не признает автокефалию Американской православной церкви, которую она получила от церкви-матери, от Русской Православной Церкви. Эту автокефалию русская Церковь дала американской митрополии 48 лет назад. Эту автокефалию патриарх Варфоломей категорически не признает. Точно так же, как не признал он и автокефалию, которую Русская Церковь дала Церкви Чешских земель и Словакии. Константинополь считает, что это он дал автокефалию данной Церкви много десятилетий спустя. А автокефалию, которую дала ей мать-церковь, Русская Церковь, Константинополь до сих пор не признал. И здесь ситуация была бы точно такая же. Это, во-первых. А, во-вторых, Русская Православная Церковь автокефалию может дать только своей канонической части. Вот этой канонической части Константинополь автокефалию не дает, Константинополь дает автокефалию раскольникам. Так что это вот вторая тема, почему бы эта вот, как кому-то кажется, замечательная идея не сработала бы. Те силы, которые сейчас продвигают данный проект автокефалии в жизнь, и инструментом которых является Константинопольский патриарх, они отнюдь не заинтересованы в том, чтобы у нас не было проблем. Вся эта ситуация создается для того, чтобы проблем стало как можно больше. Так что нет, вот это бы не помогло.

И второй вопрос, который часто пишут люди с Украины, я не знаю, где именно они вычитали, но где-то они услышали или вычитали этот вопрос в интернете, и им кажется он очень остроумным, они говорят: а где томос об автокефалии Русской Православной Церкви? И все это с таким подтекстом, что, мол, у вас томоса нет, значит, Русская Церковь сама не канонична и так далее. Вот если вам будут задавать такие вопросы, можно отвечать им очень коротко и просто: томос об автокефалии Русской Православной Церкви там же, где и томос об автокефалии Константинопольской Православной Церкви и некоторых других церквей, например, Кипрской Православной Церкви, вот они там на одной полочке эти томосы лежат. Не все автокефалии происходили через получение томоса. Это вообще довольно поздняя традиция, сравнительно поздняя. У нас вот есть такая грамота об учреждении патриаршества в Русской Православной Церкви, подписанная тремя восточными патриархами, и первой стоит подпись Иеремии – патриарха Константинопольского. Так что в общем-то этот аргумент «где ваш томос?», особенно попытки вывести из него такие выводы, что якобы вообще Русская Церковь не канонична, они ничего, кроме улыбки, не вызывают.

Всем украинским братьям и сестрам помощи Божией. Храни Господь!

Священник Георгий Максимов

http://radonezh.ru/2018/10/22/pro-razryv-obshcheniya-s-konstantinopolem