ПРО КИНО. МОЖНО ЛИ ОБМАНУТЬ ТВОРЦА? Валентина Новикова
«У Бога свои планы». Наверное, я никогда не стала бы смотреть фильм с таким названием, если бы в программе телеканала эта кинолента не демонстрировалась после сюжета о людях, пользовавшихся услугами суррогатных мам.
Это был удачный редакторский ход, давший телезрителю возможность ознакомиться со всеми аргументами «за» и «против», сделать свои выводы. Социальная драма режиссера Дмитрия Тюрина (автора психологических кинокартин «Жажда» и «Ласточкино гнездо») рассказывает историю суррогатной мамы Насти Светловой, которую блестяще сыграла актриса Елена Захарова.
После выхода фильма на экран многие критики и зрители говорили о «надуманности сюжета», о том, что в настоящей жизни вряд могло бы произойти что-то подобное. Но единственная «неправдоподобность» сюжетной завязки кинодрамы заключается в том, что главная героиня становится суррогатной матерью, не имея своих детей (а по правилам — у суррогатной матери должен быть хотя бы один родной здоровый ребенок). Однако, учитывая огромные темпы, с которыми в настоящее время развивается «индустрия» суррогатного материнства, эта «не вполне реальная» история может вскоре стать вполне обыденной.
Замечательная рыжеволосая девчушка Настя Светлова, воспитанница детского дома, всё свое детство ждала, что ее кто-то удочерит, что она кому-то станет нужна, будет кем-то любима. Но девушка выросла, так и не дождавшись этого счастья. Ее решение стать суррогатной матерью сперва было чисто практическим – Настя хотела добыть средства для покупки жилья и помочь своей единственной подруге, тоже детдомовке. А потом нашу героиню «затянуло», уже не только деньги стали причиной ее последующих беременностей. Настя вдруг поняла, что вынашивая чужого ребенка, она на какое-то время становится центром внимания и заботы, ею интересуются, о ней беспокоятся, её оберегают, и даже, как ей показалось, любят.
Желая опять и опять почувствовать себя значимой, героиня во второй, затем третий, четвертый раз и в пятый, вынашивает детей для бездетных пар, не думая ни о каких последствиях и не испытывая материнских чувств. Суррогатное материнство действительно дарит ей ощущение счастья, но счастья не настоящего, а «суррогатного». В этом самообмане проходит вся ее молодость. Но «прозрение» и желание испытать радость настоящего материнства приходят к героине слишком поздно.
Из-за трудных родов, едва не стоивших ей жизни, Настя теряет способность иметь собственных детей. Крушение иллюзий, отсутствие смысла жизни и надежды на счастье, социальная неадаптированность героини (ведь она не умеет ничего, кроме как быть «инкубатором») подводят Настю к решению свести счеты с жизнью. В сети интернет она находит себе партнера для осуществления этого замысла. Партнёром оказывается известный журналист Антон Ордынцев, который соглашается разделить участь Насти с дальновидным намерением сделать скандальный репортаж о самоубийце.
В последний момент Настя, по подсказке Ордынцева, меняет свое решение. Прежде она хочет узнать, как сложилась жизнь детей, рожденных ею. Далее начинается самая интересная часть фильма. В первых двух семьях, для которых героиня вынашивала детей, не все так гладко. Дети, да и взрослые, не выглядят особо счастливыми. Четвертый ребенок, рожденный Настей — рыжеволосый мальчишка, который внешне невероятно похож на саму Настю, волею случая оказался в детдоме. Его родители погибли, а родственники не захотели взять мальчика к себе. И он, как когда-то сама главная героиня киноленты, ждет свою семью, маму и папу. Настя становится ему теперь уже не суррогатной, а настоящей мамой, реализует тот «план», который был для нее «намечен» Богом.
Может показаться, что молниеносная, сказочно-счастливая развязка фильма несколько «смазывает» остроту поднятой в нем проблемы. Но фильм, собственно, как раз тем и хорош, что он не перенасыщен ненужными слащавыми сценами и не отягощен параллельными сюжетными линиями. Режиссер лишь намекает на суть проблемы, показывая некоторые моменты, а внимательный зритель должен понять все сам. Например, ответ на вопрос, почему главная героиня так легко и безответственно согласилась на суррогатное материнство, можно найти в коротеньком эпизоде из детдомовского прошлого Насти. В этом эпизоде мы видим, как в детдоме происходил выбор детей для усыновления. Это — один из самых трогательных отрывков фильма. Дети, которые наперебой стараются понравиться, заслужить благосклонность тех, кто собирается их усыновить, выглядят, по сути, товаром.
Вот и Настя, намекает нам режиссёр, тоже усвоила «товарное» отношение к детям. Весьма характерен эпизод, когда она, достав из чемодана свою самую большую драгоценность – красивый огромный белый бант, цепляет его на волосы, чтобы произвести впечатление. А затем, перекрикивая очередную претендентку на удочерение, напористо декламирует стихотворение.
Тема, затронутая в фильме Дмитрия Тюрина, очень серьезна. Ведь проблема суррогатного материнства не сводится только к вопросу о праве какой-то отдельной супружеской пары решать, каким способом им «приобрести» ребенка. Такое изобретение человечества как суррогатное материнство – это попытка нарушить и изменить порядок мироздания, заданный Богом. Это проблема антропологического свойства, уходящая своими корнями к такой философской проблеме, как сохранение человеком своей подлинной сущности. Можно ли, «обманув» Творца, сделать кого-то счастливым и стать счастливым самому, особенно, если у Бога есть план на каждого из нас? Вы найдете ответ, просмотрев фильм «У Бога свои планы».
http://pravlife.org/content/pro-kino-mozhno-li-obmanut-tvorca
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии