Про главный недостаток русского народа. Священник Димитрий Фетисов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: И.И.Жук

Фото: И.И.Жук

Недавно армяне попросили освятить квартиру. Большая дружная семья: работяга отец с жилистыми руками и сединой, мать-домохозяйка, четверо детей, старшие из которых - юноша и девушка - уже студенты.

Мне, привыкшему общаться с нашими обычными русскими семьями, было удивительно и непривычно видеть, с каким почтением у них младшие относятся к старшим. Это чувствуется во всём. После того как со мной поговорил отец почтенного семейства и получил моё принципиальное согласие на освящение квартиры, всё остальное организовывал его старший сын.

Парень заметно огорчился, когда узнал, что мне удобнее приехать самому, т.к. я за рулём, а дом я уже посмотрел на карте и в принципе понял, как туда можно добраться. Несмотря на все мои заверения в том, что мне точно известно расположение их местожительства, он терпеливо ждал меня во дворе, чтобы услужливо взять сумку с требным набором и собственноручно нажать кнопку лифта, поднявшего нас на нужный этаж.

В доме я попросил чистую глубокую чашу под святую воду, стаканчик с подсолнечным маслом и список имён для заздравного поминания в конце чина освящения. Отец с матерью остались недвижимы, дружелюбно разговаривая со мной и рассказывая про прекрасную солнечную Армению, а в это время их чада без обсуждения, мгновенно выполнили мои мелкие просьбы, даже не распределяя их между собой...

Когда старший сын провожал меня, видимо считая, что я могу заблудиться, а требная сумка столь тяжела, что только он, как настоящий джигит, сможет донести её до машины, мне пришли в голову удивительные и немного грустные слова, которые в Евангелии не раз в укор своим соплеменникам повторяет Христос Спаситель: «Аминь, глаголю вам: ни во Израили толикия веры обретох» (Мф. 8:10)...

Можно ли увидеть столь трепетное отношение к пятой заповеди у нас, русских людей, даже находящихся в церковной ограде? Крайне и крайне редко... А ведь это уникальная заповедь, в которой Господь не просто предупреждает не разрушать свою душу чем-либо греховным, но и даёт обещание духовного и земного благополучия вкупе с многолетием: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:6).

Когда приходишь для совершения требы в наши обычные, среднестатистические малоцерковные или даже церковные семьи, то обычно переступаешь порог со словами «мир вашему дому» - и предстают перед тобой приветливые лица мамы и папы, смотрящие на тебя с симпатией, а в дальней комнате виднеется тощая, неестественно согбенная над «компом» спина благороднейшего отпрыска этого замечательного дома.

Вот уже всё при помощи хозяйки и хозяина дома готово к освящению, и тут почтенная мать семейства неуверенно, переминаясь с ноги на ногу, спрашивает:

- А на освящении вся семья должна присутствовать?

- Желательно, - отвечаю, - а что? Кто-то против? Если кто-то из живущих здесь против, то освящать никак нельзя, ведь Бог себя никому не навязывает...

- Ну что вы, что вы, конечно же, нет - живо отвечают, после чего жена, уже немолодая женщина, с таинственным видом удаляется и, встав у дверного косяка, робко вопрошает:

- Кхм.. Петенька, сынок, ты, может быть, с нами помолишься, а то тут батюшка пришёл?

В это время отец с таинственным видом зачем-то многозначительно мне говорит:

- Парень уже в десятый класс перешёл, учится неплохо, в институт готовится... У них теперь своя жизнь, всё сами решают... А наш-то ведь поначитался всякого в интернете и теперь говорит, что попы-де все сплошь развратники и на дорогущих иномарках пешеходов сбивают...

- А он с каким-нибудь священником знаком лично?

- Да не-е-т, ну откуда же у него такие знакомства? - удивлённо разводя руками, отвечает папа.

Иногда Петенька (или Машенька) всё же приходит. Подозрительно глядя на меня уставшими стариковскими глазами, в которых читается невообразимая скука, а то и презрение, он может сухо поздороваться и тут же прямодушно осведомиться: «а надолго?». А иногда так и остаётся на месте, прикованный к компьютеру, и лишь гневно и опасливо озирается, когда процессия, состоящая из меня, папы и мамы заходит в комнату чтобы покропить стены святой водой и покадить.

В такие моменты мне иногда хочется подойти и со словами «изгоняется демон сей!» вылить полную кандию святой воды на системный блок...

Но я понимаю - нельзя. Ведь Бог себя никому не навязывает...

Принято у нас ссылаться на советские годы: мол за семьдесят лет раздербанили всё, что можно, а теперь вот живём на обломках великой православной империи. Но мне кажется, что проблема ещё глубже: в самом менталитете нашего, без преувеличения, великого народа, в котором отчего-то заложено довольно пренебрежительное отношение к старшим. Дед с бабкою в наших сказках нередко глупы, жадны до безобразия и чванливы, в чём их и обличают, перехитрив своей смекалкой и положительной дерзновенностью, добрые молодцы и красны девицы.

Как-то мне рассказывала моя прихожанка, мама пятерых детей, о том, как она в детской больнице сидела вместе с многодетной узбечкой и та гордо ей заявила: мол «у нас дети дляродителей, а у вас всё ровно наоборот, вот и растите вы, русские, себе не слуг и помощников, но сатрапов на старость»...

Мы с той мамой посовещались и вместе пришли к двоякому выводу о том, что узбечка с одной стороны права в смысле недостатка нормальной патриархальности в наших семьях, где родители постоянно вслух всячески подчёркивают свою главную миссию «жить ради детей». А с другой стороны, чрезмерная ветхозаветная строгость тоже современной семье не подходит.

Никто, конечно, не отрицает, что «всё лучшее - детям» и что жить нужно для них и ради них, но пусть дети этого не слышат по десять раз на дню. Пусть папа в своей семье будет как архиерей в Церкви, пусть все делается с его благословения и последнее слово будет за ним. Некоторые матери ропщут на то, что дети непослушны и строптивы, но показывают ли они пример послушания и кротости по отношению к своему мужу? Ведь именно об этом сказано в послании апостола Павла, которое читается во время венчания: «... А жена да убоится своего мужа» (Еф. 5:33). В том плане, что власть мужа и отца в семье сакральна (как и власть родителей) и сделанное вопреки его воле даже якобы благое дело может привести только к худшему результату.

Вот и получается, что растут наши детки, постоянно слыша о том, что мама и папа живут ради них и для них (увы, чаще всего, для него - одного единственного, хотя многодетность, почитаемая теперь за дурной тон, сама по себе решает целый ряд вышеизложенных проблем), и при этом видя, как мама в ответ на замечание или просто комментарий мужа изливает на него поток словесной канонады, а то и помоев... Ну, как ребёнку в такой ситуации не превратиться в эгоистичного и грубого нарцисса, по-хамски и потребительски-прагматично относящегося к родителям?

С другой стороны, излишняя, прямо-таки ветхозаветная (или античная, где детей и жену глава семьи мог продать, согласно римскому праву, в рабство) патриархальность, несомненно, обедняет культуру и богатство личности. Ведь там, где царит чрезмерная строгость и несоразмерная жёсткость - там нет любви. Да и дети в таких семьях растут менее одарёнными, ведь своевременное развитие многих способностей почти невозможно без некоторых «своевольных» детских экспериментов, например - по разлитию жидкостей и окраске стола манной кашей с вареньем.

Так что если бы меня спросили о том, какой у нас в русском народе самый главный недостаток, я бы помимо всего наносного (типа пьянства или искусственно выращенной в советские годы и доведённой до абсурда зависти) назвал бы хамов грех во всех его разнообразных проявлениях.

Без победы над этим недугом у нас ни в семьях, ни в государстве точно ничего хорошего не сложится.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print69971.htm