ПРИЗВАНИЕ ПАТРИАРХА АВРААМА: «КОТОРЫЙ ЕСТЬ ОТЕЦ ВСЕМ НАМ» (РИМ. 4,16). «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». Беседа 1-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О том, почему Бог выбирает именно Авраама, легко ли Аврааму было покинуть родину, уйти из дома отца своего, и про Евангелие, содержащееся в обетовании, данном Богом Аврааму, рассказывает в первой беседе нового цикла портала «Православие.ру» «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов» протоиерей Олег Стеняев.

Иванов А. А. Авраам просит у Бога знамения. Кон. 1840-х — 1850-е годы
Иванов А. А. Авраам просит у Бога знамения. Кон. 1840-х — 1850-е годы

«Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак,

и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия.

И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог» (Чин Православного венчания).

В книге Песнь песней говорится: Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских (Песн. 1, 6-7), и я бы назвал курс бесед, который мы с вами будем проходить, так: «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». То есть в течение некоторого времени мы будем искать Жениха-Христа, идя по следам Его овец — ветхозаветных патриархов, поселившись «подле шатров пастушеских».

Книга Бытия с 12-й по 50-ю главу — это история одной семьи, семейная сага

С другой стороны, изложенное в Книге Бытия с 12-й по 50-ю главу — это именно история одной семьи, настоящая семейная сага. И мы будем проводить эти беседы с акцентом на семейные обстоятельства жизни верующих мужчин и женщин.

Итак, мы читаем Книгу Бытия, 12-ю главу с 1-го стиха:

«И сказал Господь Авраму1: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12, 1-2).

Вот здесь все непонятно. Кто такой Аврам? Почему Бог выбирает именно этого человека? Здесь непонятно в целом, почему Господь отдает предпочтение одним людям и не дает предпочтения другим? Например, в Новом Завете сказано, что от чрева матери, когда дети еще не родились, Господь одного возненавидел, а другого возлюбил2. Все, что касается Божественного избранничества, — это очень сложная тема. Сказано: А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8, 30).

«Нам остается разрешить еще тот вопрос, каким образом кого Он призвал, тех и оправдал, раз, согласно сказанному выше, много званных, а мало избранных. Но мне кажется, существует некое различие призваний, в соответствии с тем, что мы изложили в предыдущей главе, потому что все, конечно, призваны, однако не все призваны по Его изволению. Ибо те, кто призывается по благому намерению и благой воле, которую они проявляют по отношению к Богу, суть те, о которых сказано, что они призваны по Его изволению, и именно они, будучи призваны, бывают оправданы»3.

«Чей выбор Бог предвидел, тех Он предопределил изначально. А предопределив, и призвал; а затем, призвав, оправдал через крещение. Оправдав же, прославил, назвав сынами и даровав благодать Святого Духа. Но пусть никто не говорит, будто предвидение есть причина этого. Ведь не предвидение сделало их такими, но Бог задолго предвидел, что будет, потому что Он — Бог»4.

То, к чему строители Вавилона стремились собственными силами, Бог властно дает Своей благодатью

Слова «возвеличу имя твое» имеют глубокий смысл: то, к чему строители Вавилона стремились собственными силами, Бог властно дает Своей благодатью.

«Справедливо, братья, верить Богу прежде, нежели воздаст нам чем-либо, ибо в чем-либо лгать или обманывать нас не может: ибо Он — Бог. Так веровали отцы наши, так Ему верил Авраам. Вот вера воистину достохвальная и образцовая. Ничего не получил от Него и Обещающему поверил, а мы, уже получившие, еще не верим! Разве мог Авраам сказать Ему: поверю, потому что Ты обещал мне и воздал? С первого призыва доверился, ничего в таком роде прежде не получив. Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12, 1-2). И поверил сразу, и не дал ему Бог саму землю, но для семени его сохранил»5.

Все, что касается Божественного избранничества, — совсем не простой вопрос. С Авраамом здесь ничего не ясно!

Если мы перелистаем несколько страничек Священного Писания назад, то увидим, что говорится о призвании Ноя, и здесь все ясно и понятно: Ной же обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8). А далее поясняется, почему: Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9).

«Сообщив нам о чрезмерном усилении нечестия человеческого и о великом наказании, которому должны были подвергнуться виновники этого, Писание показывает нам и того (то есть Ноя — О. С.), кто среди такого множества [грешников] мог сохранить чистоту добродетели. Конечно, добродетель и сама по себе достойна удивления; но если кто-то творит ее еще и окруженный препятствиями, то она является гораздо более дивною. Поэтому Божественное Писание, как бы удивляясь праведнику, говорит, что среди такого множества людей, имевших подвергнуться за свое нечестие гневу Божию, Ной обрел благодать пред очами Господа Бога. Обрел благодать, но — пред Богом; не сказано просто — обрел благодать, но — пред Господом Богом, дабы показать нам, что единственною целью его было — заслужить одобрение от того недремлющего Ока, и что он нисколько не заботился ни о славе, ни о бесчестии, ни о насмешках людских»6.

Казалось бы, все понятно с Ноем: это человек праведный и непорочный в роде своем, «кто среди такого множества [грешников] мог сохранить чистоту добродетели». Но вот Аврам — это человек, который появляется на библейских страницах уже в семидесятипятилетнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату, и какие-то особые благословения даются ему. С чем это может быть связано?

Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего

Есть несколько точек зрения. Обратим внимание на 1-й стих 12-й главы Книги Бытия: И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (Быт. 12, 1-2). Экзегеты достаточно давно обратили внимание на внешнюю неточность этого текста. Человек сначала выходит из дома, потом он удаляется от своих родных, потом он покидает свою землю. Здесь же предлагается какой-то другой порядок: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе».

Не бывает так в жизни! Обычно человек выходит из дома, закрывает дверь, он видит родных и близких, или, по крайней мере, он может позвонить им по телефону, сказать, куда он собрался. Если он уезжает за границу — это последний этап. А здесь же предлагается все в таком зеркальном хронологическом «искажении». Почему?

Ответ может быть неоднозначный. Некоторые говорят, что таким образом Бог испытывал Аврама: легко уйти из дома, ведь мы каждый день выходим на работу, в магазин, в храм; легко расстаться с родными и близкими, когда мы им говорим: «До вечера!», или — «До завтра!», или: «Увидимся на той неделе!» Даже за границу съездить сейчас не так сложно. Сейчас человек может сказать: «Вот мне повезло! В Святую землю поеду!», — и все будут немножко завидовать этому человеку. В те же времена все было совсем иначе.

О Сократе, греческом философе, известно, что когда над ним совершился суд, его поставили перед дилеммой: или он выпьет яд, или покинет Афины — свой родной город. Про Сократа известно, что он только однажды в жизни был за городом. Это был абсолютно городской человек, который всю жизнь провел в Афинах, если не учитывать его участие в военных походах. Но однажды ученики вывезли его за город, чтобы он посмотрел, что есть не только дома и стены, но и природа, и мир, созданный Богом.

Когда, побыв там недолго, он вернулся, его спросили: «Ну, как там?» Он ответил: «Ну, неплохо…»

Всю свою жизнь Сократ приходил на городскую площадь и спорил с людьми, беседовал с ними — он был человеколюбив в хорошем понимании этого слова, он всю жизнь искал Человека, с которым будет интересно поговорить, что-то услышать от него. У Сократа была профессия: он был скульптором, и, говорят, неплохим. Но когда перед ним поставили вопрос: или он выпьет чашу яда, цикуты, или покинет родные Афины, — он избрал для себя смерть.

Итак, Господь обещает Авраму, что Он произведет от него великий народ, благословит его, возвеличит имя его, и будет Аврам в благословение многим племенам и народам. И у нас складывается такая картина: может быть, Бог его испытывает, проверяет, тяжело ли уйти из дома…

А ведь еще тяжелее прекратить все контакты с родными и близкими, еще тяжелее — покинуть свою землю, свою родину! Если Аврам выдержит эти три испытания, можно будет сказать, что он стал совершенным человеком, и он будет достоин той награды, которую ему обещает Бог.

Но это ошибочная точка зрения: Бог никого и никогда не испытывает, не искушает (см. Иак. 1, 13)! Бог — Сердцеведец! В глазах Бога мы абсолютно прозрачны. И если в Библии иногда встречаются выражения, что Бог испытывал человека — считается, что было десять основных испытаний, которые пережил Авраам, — то это только метафора. Потому что Бог не имеет прошлого и будущего, у Него — всегда настоящее. Как первый наш вздох, так и последний выдох — все это известно Богу, для Него любой результат — налицо, Ему не надо перепроверять нас, устраивать какой-то экзамен!

Бог посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас

Так чего же хочет достигнуть Бог, призывая Аврама покинуть свою родину, своих родных и близких, свой дом? Бог посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас. Сказано: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1, 12—13).

Есть и другая цель: показать нам нас самих. В еврейском языке этот раздел Библии называется «Лех Леха». Что такое «Лех Леха»? — это разговорное «иди себе», или «иди к себе»… Господь говорит Авраму: «Иди себе» …

Представьте, что вам кто-то скажет: «Иди себе!» Или так: «Иди к себе!» — «Куда идти? Зачем? У меня есть дом, у меня есть родня, у меня есть земля, на которой я живу, где живут люди, язык которых я понимаю…». Получается (как в русской присказке): «Иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». В действительности означает: «Иди с полным доверием к Призвавшему, познай себя и свое истинное предназначение».

Некоторые ошибочно представляют, что города Ур и Харран, которые покинул Аврам, — это было что-то наподобие диких деревень в современной Африке. Но это далеко не так!

Столетиями местонахождение города Ур не было известно. Критики были того мнения, что Ур, если он вообще существовал, был незначительным, отсталым местом. Велико же было их удивление и смущение, когда развалины между Вавилоном и Персидским заливом были ясно опознаны как руины Ура.

Руины Ура, Южный Ирак
Руины Ура, Южный Ирак

Тысячи глиняных табличек, раскопанных на этом месте, доказывают, что Ур был центром мировой торговли с большим многонациональным населением. Во времена Авраама в городе были даже школы, в которых учили мальчиков чтению и письму.

Раскопки в Уре показали, кроме того, что архитекторы того времени строили уже колонны, арки, своды и купола. Искусные мастера Ура изготовляли изысканные ювелирные изделия, сложно устроенные арфы и кинжалы с лезвием из чистого золота. Во многих домах археологи раскопали канализационные трубы из обожженной глины, которые входили в большие сточные ямы глубиной до двенадцати метров!

Благодаря таким открытиям у многих ученых возникло совсем иное представление об Аврааме. Так, например, сэр Леонард Вулли в своей книге «Digging Up the Past» писал, что «мы привыкли думать об Аврааме как о простом человеке, жившем в палатках, а теперь находимся перед возможностью думать о нем как о жителе сложного кирпичного дома в городе». Археолог Алан Миллард объясняет в своей книге «Treasures From Bible Times»: «Авраам оставил современный город, со всей его безопасностью и со всеми его удобствами, чтобы стать одним из презренных кочевников!»

Наши предки славяне считали всех иностранцев немыми и называли их «немцами». Когда русский человек слышал, как голландец с итальянцем объясняются, скажем, по-английски, ничего ему не было понятно, и создавалось впечатление, что они сами друг друга не понимают: немые — они и есть немые, «немцы». И оказаться среди чужестранцев в их земле, оставив удобства привычного быта, — это была проблема.

Итак, Бог хочет усовершенствовать человека. И у святого Антония Великого мы находим такие слова: «Есть такие, кто призван законом любви, который в их природе, и который изначальное Благо насадило в них при первом творении», то есть пока еще не был даже сотворен человек! Сказано: так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе (Еф. 1, 4-5)!

Господь уже определяет, какие качества будут у того или иного человека. И будут люди, как пишет Антоний Великий, в которых любовь — как некое природное чувство, которое заставляет их действовать.

«Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, — ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога (оказывается, Аврам научился любить Бога не от людей, его никто не учил этому! — О. С.), но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия…»7.

Бог вкладывает в человека некий закон, который может научить и наставить нас на всякую правду

Значит, Бог вкладывает в каждого человека некий закон, который может научить и наставить нас на всякую правду. Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14-15).

Преподобный Антоний пишет про Аврама:

«… ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». И тот пошел, не усомнясь и не помедлив (давайте запомним это слово: «не помедлив» — О. С.), но готовый к своему призванию. Он — образец того расположения духа, которое и доныне пребывает во всех, кто идет по его стопам. Трудясь и ища страха Божия в терпении и тишине, они достигают истинного рода жизни, поскольку души их готовы следовать за любовью Божией. Это первый род призвания»8.

Есть богословское понятие в христианстве: призывающая благодать. «Призывающая благодать» — это такой тип благодати, который касается каждого человека: и верующего, и неверующего, и мусульманина, и иудея, и язычника. И очень важно дать ответ на ее призыв. Потому что Бог печется обо всем Своем творении. Филон Александрийский писал: «Великие натуры, свободные от страстей, как-то легко достигают истины».

Й.Мольнар. Исход Авраама
Й.Мольнар. Исход Авраама

Но зачем мы изучаем жизнь Аврама, его семейные отношения? Тем более — пожилой человек (ведь ему уже 75 лет!). Зачем?

Во-первых, Евангелие от Матфея начинается словами: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф. 1, 1).

В Послании к Римлянам, в 4-й главе, апостол Павел пишет, что Авраам стал отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры… Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (Рим. 4, 12-13, 16).

С этими словами апостол Павел, который был «апостолом языков», обращается к уверовавшим из язычников и называет Авраама отцом всех нас.

«Здесь апостол указывает на два блага: во-первых, на то, что дары непреложны, и, во-вторых, что они даются всему семени, причем он включает сюда также язычников и показывает, что иудеи окажутся вовне, если начнут враждовать против веры. Ведь вера более надежна, нежели закон; вера не вредит тебе, только ты не упорствуй; она даже спасает тебя, испытывающего бедствие от закона. Вслед за этим апостол определяет, какому семени, и говорит: но и по вере потомков Авраама, указывая на родство Авраама с язычниками и на то, что не могут мудрствовать об Аврааме те, которые не верят подобно ему. Вот вера совершила и иное, третье: она сделала родство с праведником более полным и явила его праотцем многочисленнейшего потомства. Потому апостол назвал его не просто Авраамом, но и отцом всех нас, верующих»9.

Апостол Петр в 1-м своем послании пишет, обращаясь к женщинам-христианкам: Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1Пет. 3, 5-6).

Даже после смерти верующие могут сподобиться оказаться рядом с Авраамом, и это окажется для них великим преимуществом перед погибающими (Мф. 8, 12). Сын Божий наставляет нас: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11).

Все это описано в наставление нам, достигшим последних веков

Оказывается, личность Авраама имеет очень большое значение в истории всего домостроительства Божиего! Как апостол Павел записал о древних ветхозаветных людях: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор. 10, 11).

Итак, мы читаем далее. Господь говорит:

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3).

Вот эта последняя часть третьего стиха называется «Евангелие». Евангелие — это Благая или Радостная весть об Иисусе Христе. Здесь говорится, что в семени Аврама благословятся все племена земли.

Но о современном еврейском народе, о современных евреях, о которых апостол Павел пишет таким образом: которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся (1Фес. 2, 15), не скажешь, что они «в семени Аврама благословятся». И ни в какой мере этот текст применить к ним нельзя, в теперешней их ситуации, невозможно — это было бы нелепо!

Но прочитаем снова эти слова: «и благословятся в тебе». Здесь «в тебе» — то есть во Христе, потомке Авраама. На это обращает внимание апостол Павел: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16).

И далее: и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3) — это пророчество об Иисусе Христе, Который называется сыном Авраама и произошел из чресл Авраама по плоти, и через Которого все народы и все племена реально получили величайшее благословение, просвещенные светом познания о Создателе и Его Святом Законе.

«И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим… Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраама; а это семя есть Сам Владыка Христос. Ибо обетование это Им приведено в исполнение, и народы приняли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели: Моисей, Самуил, Илья, одним словом, все ведущие род от Израиля по естеству, — хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо это говорит божественный апостол: Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет это наименование, как единственный, имевший по обетованию даровать благословение народам»10.

Если кто-то думает, что через Иисуса Христа благословение пришло только одному еврейскому народу, тот серьезно ошибается! Я хочу процитировать из книги Откровение Иоанна Богослова, из 7-й главы 9-й и 10-й стихи, где сказано, как возлюбленный ученик Иисуса Христа видит спасенных людей…

Но прежде, чем я процитирую этот отрывок, я хочу напомнить, что в Ветхом Завете в 3-й книге Ездры сказано: больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли (3Езд. 9, 15).

Представляете, как мало людей спасалось в ветхозаветные времена! Как капля против волны! Причем ветхозаветные пророки установили даже диаметр этой капли. Один из них сказал: Ной, Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души (Иез. 14, 20).

Это — ветхозаветное представление о спасении. Авраму было сказано, что в семени его благословятся все народы земли!

…И мы читаем Откровение Иоанна Богослова, 7-я глава, 9—10-й стихи (это один из самых любимейших библейских отрывков для меня): После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр. 7, 9—10).

Какие полные надежды слова! Здесь действительно буквально исполняется то, что было сказано Авраму, и то, что было записано в древние времена: И благословятся в тебе все племена земные!

 

1 До Быт. 17, 5 он называется «Аврам», потом имя меняется на «Авраам». «Авраам представляет собой разум. Наконец, Авраам означает и переход. Поэтому, чтобы разум, который во Адаме всего себя предал наслаждению и плотским обольщениям, перешел в форму и вид добродетели, нам был предложен для подражания мудрый муж. Действительно, Авраам в переводе с еврейского на латынь означает отец, потому что разум с некоторой отеческой властью, суждением и заботой управляет всем человеком. Итак, этот разум находился в Харране, то есть в пещерах, будучи подвластен различным страстям. Поэтому Аврааму сказано: пойди из земли твоей, то есть из тела твоего. Из этой земли вышел тот, чье жительство на небесах» (Амвросий Медиоланский, святитель. Об Аврааме, 8). 
 
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого… Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим. 9, 11, 13). Блаженный Августин пишет: «Он избрал того, о ком заранее знал, что этот человек поверит Богу, и ему Он дал Духа Святого, чтобы он деланием добра стяжал жизнь вечную. Вера — наше дело, а добрые дела принадлежат Тому, Кто верующим в Него дает Духа Святого. Пример этот использовался против некоторых иудеев, которые, поверив в Христа, хвалились делами до получения благодати и говорили, что заслужили благодать Евангелия своими прежними делами, хотя лишь получившие благодать могут творить добро. Благодать же такова, что прежде грешнику приходит призыв, когда нет у него никаких заслуг, и идет он прямо на суд. Но если он следует призыву Божиему по своей свободной воле, он заслужит и Духа Святого, через Который он сможет творить добро. Оставаясь в Духе — и это совершенно в свободной воле, — такой человек заслужит и жизнь вечную, которая не подвержена никакому тлению» (Августин Иппонский, блаженный. Некоторые темы из Послания к Римлянам).
 
3 См.:ОригенКомментарии на Послание к Римлянам.
 
Феодорит Кирский, блаженный. Толкования на послания святого Павла, 8. 30
 
5 См.: Августин Иппонский, блаженный. Проповеди
 
Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Книгу Бытия, 23.
 
7См.: Антоний Великий, преподобный. Послания
 
8 Там же.
 
Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Послание к Римлянам, 4. 16
 
10См.: Феодорит Кирский, блаженный. Толкования на послания святого Павла.
 
http://www.pravoslavie.ru/98709.html