Притча о сеятеле. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

(Мф 13:3-9, 18-23)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда после совершившегося грехопадения Господь говорил с Адамом и Евой, Он сказал Адаму такие слова: «В поте лица своего будешь есть хлеб, а земля будет тебе приносить волчцы и тернии» (Быт.3:17-18). Эти слова сказаны не только о повседневном человеческом труде, который стоит ему многих усилий и напряжения, но и о самом человеке. Сам человек — это земля, это тот материал земной, из которого Господь его сотворил, вдунув в него дух жизни. Именно эта земля приносит всегда волчцы и тернии. Она неплодоносна, в нее невозможно посеять, чтобы взошло что-то хорошее и доброе, как говорится в притче о сеятеле.

Эта притча о том, как сеять. Странный сеятель изображен в ней, который вдруг сеет при дороге, на камне, в терниях… Не бывает таких сеятелей!  Сеятели ищут доброй земли, которая принесет хороший плод, труд над которой не будет бесполезным.  А мы встречаем какого-то удивительного сеятеля, который сеет в тех местах, где ничего доброго и хорошего принципиально вырасти не может. Господь сеет в землю, которая приносит только терния, только репейники, только сорняки, только волчцы. Но Он все равно — сеет.

Притча говорит нам о том, что бывает с каждым из нас, когда мы, как нам кажется, принимаем слово Божие. Каждый этап сеяния объясняется Господом. Одни с радостью принимают Его слово, а потом не могут его сохранить, потому что житейские испытания делают сердце и душу каменными. Другие принимают слово, но житейские заботы и стремления к успеху и удовольствиям подавляют его. Сеется при пути — человек все время в пути, все время в суете, он все время что-то делает, куда-то стремится, он не может остановиться и остаться с этим Словом, и Оно похищается у него.

А кто это такие, у которых земля добрая и хорошая? Они что, рождаются такими? Откуда они берутся? Может, это те, кто смотрит на нас с икон? И действительно, когда читаешь жития святых, иногда создается такое впечатление, что они такими родились, с доброй почвой, что у них сразу все было хорошо. Они уже с самого детства так Господа любили! Такими подвигами себя освятили! Они уже во чреве матери Троицу проповедовали, в среду и пятницу молока не вкушали!

Создается впечатление, что добрая почва — это про них, а про нас — все остальное. Да нет, это про всех, — и про преподобного Сергия, и про преподобного Серафима, и про каждого из нас, потому что мы перед Богом совершенно одинаковые в этом смысле. Мы — та самая иссохшая земля, о которой говорит пророк Давид. Он говорит: душа моя без Тебя, Господи, как иссохшая земля (Пс. 142:6). Это про нас — иссохшая земля.

А все-таки притча — о том, чтобы эта земля приносила плоды. Господь несмотря ни на что почему-то сеет в нас это семя, с такой любовью, с такой надеждой на нас, с заботой, чтобы все-таки плод был принесен. И мы с вами знаем, как это может быть. Мы знаем, как люди могут из мертвой земли делать землю плодоносную. Только для этого нужен очень-очень большой труд. Плод приносится совсем не сразу. Эту землю надо все время обязательно очищать, вспахивать и удобрять. Над этой землей надо ежедневно трудиться. И через какое-то долгое-долгое время она вдруг начинает потихонечку оживать, раскрываться для Бога, раскрываться для этого семени.

Ведь в отличие от простого семени, Слово Божье, имеет внутреннюю силу оживлять эту почву, делать ее другой. Только для этого нужно уготовить для него место. Об этом апостол Павел сегодня говорит такие слова: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19). Он называет такое устроение почвы, устроение себя, приготовление себя для слова Божьего — сораспятием. А дальше он говорит: «И не я уже живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). А Христос и есть Слово Божье. Аминь. 

29.10.2017

http://trinity-church.ru/prior/outreach/pritcha_o_seyatele