ПРИТЧА О ИСЦЕЛЕНИИ СКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ. Архимандрит Мелхиседек
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В этот воскресный день чрезвычайно важно поговорить на такую всеобъемлющую и очень важную тему – евангельский отрывок о человеческих страданиях – о болезни, исцелении и смысле этих страданий. И скажем несколько слов об этом.
Буквально с первых строк очень важный момент и очень важные ответы для нас на последующие вопросы: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи, она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: "Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего"».
Где Он исцелил? На улице? В больнице? В аптеке? В амбулатории? В санатории? На рынке? Где? «В одной из синагог учил Он в субботу, там была женщина, восемнадцать лет в недуге...» Что такое была ветхозаветная синагога? Сейчас слово «синагога» в таком, естественно, негативном свете воспринимается, но тогда за неимением храма это была ветхозаветная часовня и училище воскресной школы. Потому что там приносились молитвы, но не совершались жертвоприношения которые были только в одном Иерусалимском храме, разбирался и толковался закон Божий, Ветхий Завет, который, как говорит нам апостол Павел, был детоводителем ко Христу. Вот где встретил ее Христос – в училище благочестия, в часовне, во время молитвы.
Другой интересный вопрос возникает в связи с этим событием. Ни одного слова не говорится о том, что кто-нибудь – она или ее родные и близкие – попросили Христа об исцелении. Он, видя ее, говорит: «Женщина, исцеляешься от недуга твоего». А она об этом даже не просила. Мы же, наоборот, 18 лет и больше просим и ничего не получаем. Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать.
Спросили однажды ученики у Спасителя, указывая на слепорожденного человека: «Господи, кто согрешил – он или родители его?» И слышат парадоксальный ответ: «Ни он, ни родители его, но да явятся на нем дела Божьи».
Мы все задаемся вопросом, особенно когда человек переступил через какую-то возрастную черту, где-то 37–45 лет, когда после 40, это уже известно, человек начинает работать на аптеку, возникает и должен в нашей душе, уме и сердце быть правильный взгляд на жизнь, на обстоятельства жизни, на болезни, которые, естественно, возникают в нашей жизни. Вечных людей нет, от чего-то умереть все равно придется, потому что здоровые люди умирают, если только аварии, катастрофы. Ну а так потихонечку... Кого Бог любит, это уже известно, тому посылается долговременная болезнь. Старца Амвросия Бог очень сильно любил – он в 37 лет стал инвалидом первой группы. Инвалидом первой группы! Знаете, сколько он после этого еще прожил? До 79 лет. Больше статистического россиянина, мужчины, который живет сейчас в районе 58 лет. Наше отношение, наш взгляд на болезни – что это такое, какой в этом смысл, что надо с этим делать и нужно ли с этим что-то делать? Давайте понемножку, поэтапно как-то с этим разберемся.
Когда у человека есть та или иная болезнь, нужно что-то делать? Да, нужно. У святых отцов есть девиз: «Делай что должно, и будь что будет. А будет то, что Бог даст». Святые отцы смотрели на болезнь так и говорили: «Господи, в этой жизни накажи, а в той – помилуй». Святые еще вот так смотрели на болезнь, оптинские старцы: «Боли болезнь телесную, да избежишь болезнь душевную». Прямая взаимосвязь между болезнью и душевным здравием человека.
Старец Амвросий Оптинский говорит: «В монастыре обязательно должны быть немощные старцы. И в монастырь надо принимать не только молодых, здоровых и сильных, должно принимать и пенсионеров, должно принимать и заштатных старых священников в дальнейшем с пострижением в монастырь». Чтобы у молодых, глядя на старых, не бунтовала плоть, и чтобы они знали, что с ними то же самое будет. И чтобы делая дела милосердия, ухаживая за престарелыми и больными, они обучались долготерпению, милосердию и состраданию. Потому что чтобы сострадать, надо немножко пострадать.
У отцов спросили: «Кто выше – пустынник, день и ночь служащий Богу в посте и молитве, или больной, безропотно переносящий свою болезнь, или человек, который самоотверженно ухаживает за больным?» Одни говорили – велик первый, другие говорили – велик второй, другие говорили – велик третий. Когда они не могли разрешить спор, помолились: «Господи, ну скажи нам, кто из них больше?» И услышали голос с неба: «У всех у них одна награда».
Мы не можем молиться день и ночь, мы не можем иметь таких духовных подвигов, которые имели святые отцы, в духовной жизни, можно сказать, мы духовные инвалиды первой группы. А по своей человеческой жизни, не имея достаточно любви и добросердечия, мы не можем самоотверженно и людям служить. Что нам Бог посылает тогда? Посылает болезни и скорби. Для чего? Чтобы в терпеливом безропотном несении их, мы сподобились одной мученической награды.
Николай Васильевич Гоголь однажды сказал: «Через скорби и болезни человек может приобрести крупицы мудрости, которые он не может почерпнуть ни из каких книг». Скорби и болезни – это семена радости, которые человек приобретает, конечно, предприняв еще и то, что от него зависит, то, что зависит от врачебного искусства. Все это должно идти параллельно.
«Господи, если мне на пользу – исцели. Если мне полезнее пребыть в этом состоянии и быть с Тобой – дай мне терпение и силы». «Потому что, – говорит святитель Феофан Затворник Вышенский, – как только человек получил исцеление, он опять пошел скакать по всем делам и прочее, прочее». Говорят: «А Вы Богу молитесь?» Она говорит: «Некогда».
Так вот, Бог нас слишком любит, и он не даст нам уснуть в нашей успокоенности. Потому что для Бога ценнее наше душевное спасение, чем наше внешнее благополучие. И знаменитый философ Блез Паскаль однажды сказал: «Если бы Бог по временам нас не укладывал на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо». Кого Бог любит – того наказует. Болезни заменяют подвиги, заменяют добрые дела, заменяют напряженную духовную христианскую жизнь. Но только если человек претерпевает болезнь без ропота, вручая себя Богу. Как мы часто слышим на литургии: «Сами себя и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».
Апостол Павел нам о болезни говорит, что по духовному закону, когда внешне наш человек внешний тает, то внутренний со дня на день обновляется. Не у всех – а у тех, кто с Богом. Внешний человек тает, а внутренний обновляется. И говорит он: «Кратковременные, легкие наши страдания производят в безмерном преизбытке вечную славу». Вдумайтесь вот в эти слова. Про болезнь он сказал два определяющих слова: «кратковременное легкое страдание». Два слова. А что производит? Он употребил вообще невероятное слово: «в безмерном преизбытке вечную славу». Безмерный – это уже сверх, а преизбыток – это еще больше. «В безмерном преизбытке вечную славу». Почему? А потому что мы не ноем, мы не скулим, мы не мечемся из стороны в сторону: «А зачем? Почему? Для чего?» Вы что, не знаете, чем дело все закончится? Вообще двумя метрами земли дело все закончится. Что ты дергаешься?
Бог пришел дать больше, чем здоровье. И еще. В этой синагоге он исцелил одну только женщину. А кругом что, не было других женщин? Не было других мужчин? Если посчитать, сколько исцелил Христос, в Евангелии – это по пальцам можно пересчитать. Рошаль, Бокерия и Федоров исцелили гораздо больше людей, чем исцелил Христос. А он не от болезней пришел исцелять. Ни одна клиника, ни один научно-исследовательский институт и ни одна академия никого и никогда еще не исцелили от лжи, от блудной страсти, от зависти, от жадности. Как одна приходит в аптеку и говорит: «Дайте мне таблеток от жадности! Побольше!» Никто этим не занимается, это только Христос пришел нас исцелить от нас же самих. И все внешние обстоятельства жизни, они направлены именно к этому. И если бы не была больна душа, то не было бы, может быть, многих обстоятельств нашей с вами жизни. Но мы Богом поставляемся именно в эти обстоятельства только ради одной цели – чтобы исцелилась наша душа.
Многие приходят и ноют на исповеди, жалуются и исповедуются, жена – в грехах мужа, а муж исповедуется в грехах жены, и говорит: «А я вот такой, потому что она такая. Вот она бы мне не сказала, я бы этого не сделал, я бы ей в нос не дал. Но поскольку она ноет все время, скулит все время, что-то требует, а я терпел-терпел...» Ну и прочее. В грехах исповедуются друг друга, хотя должны соблюдать тайну исповеди. Ты про свои грехи говори. Ты пришла к врачу. «Что у Вас болит?» – «Вы знаете, у мужа давление 150 на 100, тахикардия, пульс 90, поясница у него болит, но помогает анальгин, баралгин и следующее...» «Подождите... А у Вас что болит?» – «У меня что болит?.. У меня всё болит». – «Ну тогда это не ко мне, тогда это в реанимацию, если всё болит».
Иоанн Златоуст однажды сказал: «Бог по жизни посылает нам именно тех людей, через которых может уврачеваться наша гордыня». Не в муже дело, и не в жене, и не в начальнике, и не в подчиненном, а в тебе. Когда приходят ко мне и говорят: «Батюшка, а почему у вас вот такие сотрудники, почему они вот так поступают, почему они недобросовестно к своим обязанностям относятся, почему то-то и то-то делают неправильно?» И я им говорю: «Если бы я был нормальный настоятель, у меня бы были нормальные подчиненные». Вот так вот. Это мне кто-то так подсказал. Поэтому первым делом надо на себя посмотреть.
Все эти обстоятельства нашей жизни со временем будет только прибавляться... И бабушки все знают, и мы все знаем, что здоровье со временем будет не прибавляться, а будет убавляться. Скоро у меня будет день ангела. Несколько лет назад подходят люди, многие поздравляют и говорят: «Многая лета, многая лета...» А бабушки некоторые подходили и говорили: «Многая лета при добром здравии». Но, к сожалению, с годами оно не прибавляется, а убавляется у каждого человека, поэтому мы должны и горько, и сладко настроиться на то, что всё мы должны от Бога принимать.
Как спрашиваю иногда у людей: «Как здоровье? Как самочувствие?» Мудрые из них говорят: «По возрасту». Что уж теперь, когда тебе 70... какое уж тебе давление 120 на 80? Его не было и не будет. И еще спрашиваю у протоиерея Димитрия Смирнова: «Отец, как дела-то?» «Дела, – говорит, – нормально: таблеток восемь с утра напьешься – и вперед!» Вот. Дела делами, жизнь жизнью, таблетки таблетками... Ни из чего не надо делать трагедии, проблемы, пятое-десятое... Господь оставил тебе разум, оставил тебе сердце, оставил тебе душу. А то, что тлеет твой человек внешний... Конечно, хотелось бы всем здоровенькими помереть. Как однажды врач приходит к умирающему человеку, а больной осмотрит на него с надеждой и говорит: «Доктор, как у меня дела?» А он умирающий. Он говорит: «У Вас все хорошо». Он говорит: «Какое счастье умереть здоровым!» Чего же «все хорошо», когда дело при смерти? Человеку так и скажи, что с ним не «все хорошо», чтобы лишний раз помолился, лишний раз не строил иллюзий, лишний раз ухватился за Бога и за молитву.
Так вот, Господь нам все это дал, дал нам самое главное – веру, дал нам самое главное – быть выше обстоятельств нашей с вами жизни. Потому что когда человек потеряет деньги – это не беда, когда потеряет здоровье – это полбеды, когда потеряет Бога – это настоящая беда. И наоборот, если бы мы кроме Бога не имели ничего в своей жизни – ни здоровья, ни денег, ни прочего... Кто-то из святых сказал: «Если мы с Богом – мы имеем уже всё». И вот на это мы с вами должны настраиваться.
И еще одна потрясающая вещь. Поскольку фармакология в IV веке была развита слабо... Физиотерапия была, потому что солнце, воздух и вода – это как раз и были те первоначальные физиотерапевтические средства, которыми пользовался народ, который понимал, как ими пользоваться: вовремя водой, вовремя теплом, вовремя холодом. Бог посылал всё это. Так вот как Златоуст великий врач и великий духовный терапевт высказался о сущности отношения к болезни. Он сказал: «Больной человек – это не тот, у кого много болезней, а это тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек – это не тот, у кого мало болезней, а это тот, кто при болезнях не ноет».
Так вот, Бог нам дал нам такую силу, такую жизнь и такую веру, чтобы мы никогда не ныли, чтобы мы надежду свою и упование возлагали на Бога, чтобы мы просили у него терпения, мудрости, укрепления веры, искали самое главное – Царство небесное. Все остальное, по слову Христа Спасителя, приложится.
Поэтому, в этот сегодняшний праздничный день, когда мы услышали о согбенной женщине, 18 лет, страдавшей в недуге, подумаем прежде всего о своей бессмертной душе: а она-то хоть чуть-чуть, хоть на сантиметр разогнулась за то время, которое мы пребываем в храме – кто 10, кто 5, кто 15, а кто 20 лет? Вот этот паралич души гораздо серьезнее и гораздо страшнее. От этого паралича, от этой согбенности, от этой болезни и пришел избавить всех нас милосердный Господь. Ему же слава и держава, честь и поклонение ныне и присно и вовеки веков. Аминь!
http://optina-msk.ru/42-2011-03-17-14-35-34/2011-03-17-14-43-53/1219-pri...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии