ПРИТЧА О БРАЧНОМ ПИРЕ. Священник Димитрий Познанский
В Неделю 14-ю по Пятидесятнице, к нашему постижению Церковь предлагает притчу Господню о брачном пире
Спаситель повествует: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир».
Здесь царь, приготовивший брачный пир своему Сыну – это Господь Бог, уготовавший верующим блаженство со Христом в Царствии Небесном. Брак в данном случае – это символ единения души с Богом, а в более объемном значении — блаженства всей Церкви с Господом. Званные на брак — ветхозаветный, богоизбранный народ иудейский.
«И не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их».
Пренебрегшие приглашением Царя, и отправившиеся — кто на поле свое, а кто на торговлю свою – суть удалившиеся от духовного блаженства на поле страстей своих – кто в насыщение плоти, кто в любостяжание, кто к обретению славы мира сего. Убийство и избиение приглашенными на вечерю царских слуг – прообраз убийства и избиения иудеями слуг Божьих, то есть пророков Господних.
«Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их».
Здесь Спаситель пророчествует о разразившейся вскоре после его распятия страшной войне иудеев с римлянами, и полном уничтожении ими Иерусалима. Святой апостол Лука в своем Евангелии (Лук.19:44) передает произнесенные с великой скорбью и плачем слова Христовы обращенные к Иерусалиму о том, что придут «дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Это пророчество исполнились с буквальной точностью, так как по месту, где ранее находился Иерусалимский храм, римляне несколько раз прошлись плугом.
«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых».
Под распутьями, куда отправились слуги царевы, иносказательно разумеются несогласные друг с другом религиозные и философские учения, в которых бессильно блуждал ум человеческий, пока Истина Сама не отрыла себя миру. Злые же и добрые пришедшие на брачный пир — это мы, призванные из всех народов, не зависимо от злых или добрых своих наклонностей.
«И брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал».
Когда пир наполнился возлежащими, то есть когда Евангелие было проповедано среди всех народов, что, согласно пророчеству Спасителя, является признаком конца мира, и все уверовавшие пришли в Церковь, вошел царь. То есть, по исполнении времен, свершилось Второе Пришествие Христово, и настал час последнего Суда.
Осмотрев возлежащих на вечери, то есть подвергнув каждую душу испытанию, царь обращается к одному из присутствующих: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде»? Брачная одежда – это чистота душевная, а то, что не омытый от скверны греховной молчал, говорит о том, что по истечении земной жизни никто не будет иметь оправдания.
«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».
Теперь под слугами Господними разумеются ангелы, а связанные руки и ноги символизируют то, что в будущем веке человек не сможет предпринять уже никакого действия для исправления своего положения, и «скрежет зубов» означает бесполезное, бесплодное раскаяние.
Как бы ни хотелось господам гуманистам, но Евангелие, увы, не либерально. Убеждая нас, что ад есть мера устрашения сугубо педагогическая, мечтатели лишь вводят самих себя и окружающих в заблуждение. Уподобляясь приточному человеку не имущему брачного одеяния, то есть, не очистив ока ума своего от греховных страстей, не стяжав благодати – залога Царствия Небесного, они мнят себя достойными произвольно толковать Писание от ветра главы своея. Как не похоже это на святых Божиих, не лицемерно почитавших себя достойными погибели. «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся» преподобного Силуана — это вовсе не болезненное самобичевание, как может показаться, а трезвенное, смиренное сознание своего греховного состояния, являющегося причиной ввержения души во тьму, по разлучении с телом. Без трезвенного и смиренного видения своего состояния, невозможно правильное прохождение христианского подвига. Ибо тщеславие и высокоумие надмевают, духовно дезориентируют человека, лишая его благодати.
Заканчивается нынешняя притча словами: «Много званых, но мало избранных». Это означает, что Бог все сделал для нашего спасения, Он так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он призвал нас в Свое Царство, и мы, с большим или меньшим усердием, откликнулись на это призвание. Но то, что мы как-то откликнулись, и даже пришли в Церковь — еще не гарантирует спасения. И на нас может исполниться иная притча Христова: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел…». Поэтому, Богу поспешествующу, будем со смирением подвизаться против греховных страстей наших, наученные Церковью, взывая ко Господу: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Жизнодавче, Христе, Боже наш". Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии