Приступ гносеомахии на Русской линии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Русская линия»   свой очередной ежедневный наезд на меня совершила с помощью архимандрита Сергия (Булатникова). Повод – мое предложение о создании при монастырях специально монашеских семинарий.

Мне искренне непонятно – почему «Русская линия» убеждена, что монахам БОГОСЛОВСКОЕ образование помешает?

Будь оно  поприличнее у того же о. Сергия, он не приписывал бы св. Иоанну Златоусту слова, сказанные анафематствованным Евагрием Понтийским («кто истинно молится –тот истинный богослов»). Он не говорил бы, будто «монастыри никогда и не были университетами». Ибо знал бы дивную формулу Георгия Федотова: «древнерусские монастыри – святые зародыши неродившихся университетов».

Никто не собирается все монастыри превращать в университеты. Но хотя бы по два женских и по два мужских монастыря  в России должны стать учебными центрами для насельников, временно перешедших к ним из других обителей.
И монахиням  богословское образование необходимо - ибо  к ним обращаются за советами, они водят паломников по своим обителям. Вот чтобы Дивеево не окончательно превратилось в Боголюбово, чтобы оно целило, а не калечило, нужно, чтобы сестры исповедовали здравое православие, а не фольклорные суеверия. А для этого православие надо просто хотя бы знать. Прочитать Библию и Отцов под руководством богословски грамотных преподавателей.

***

Архимандрит Сергий (Булатников): «В монастырь уходят не для того, чтобы получить богословское образование»
Настоятель Площанской мужской пустыни считает неприемлемой идею создания сети миссионерских монашеских семинарий…
«Отец Андрей считает, что знает, о чем говорит? Он говорит, что монахам надо получить образование, а вот Иоанн Златоуст говорит, что хороший богослов – тот, кто хорошо молится. Поэтому в монашестве, прежде всего, надо взгревать дух молитвы и любви. Наблюдать за духом монашества, за тем, что происходит в монастырях – это прямая обязанность архиереев. Монахи не затем ушли в монастырь, чтобы заниматься там богословским образованием. Пусть больше молятся, для этого от мира и уходят, чтобы в молитве пребывать. А молитва дает духовные знания, ибо Господь просвещает разум человека. Монаху надо больше молиться и стяжать христианскую любовь. Это в монастыре самое главное. Призвание надо иметь к монашеству», – заявил в интервью "Русской линии" настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников), комментируя заявление протодиакона Андрея Кураева о состоянии современного монашества в России.

"В период возрождения монашеской жизни, в 90-е годы, многие принимали монашеский постриг, будучи совершенно не готовыми к этому, не имея элементарного богословского образования. Складывается удивительная ситуация, когда в церковном народе авторитет монахов чрезвычайно высок, притом что это самая богословски невежественная группа церковных служителей. В силу этого они легко воспринимают и распространяют самые дикие суеверия, выдавая их за православие", – заявил известный миссионер в интервью Regions.ru, комментируя ситуацию вокруг Боголюбовского монастыря.

"Но, с другой стороны, это традиционная проблема Церкви. Важно понять, что монашество – не "церковная гвардия", хотя многие монахи по своему высокому самомнению и уверены в этом. Это своего рода "казаки" или "партизаны" со своей вольницей, которые могут учинить бучу или вести войну, не спрашивая мнения царя. Да, монашество – очень яркая краска в палитре церковной жизни, это очень высокое служение, если оно удается. А если не удается, грозит опасностью подмен", – отметил протодиакон Андрей Кураев.

"Бороться с этим можно. Для этого необходимо развивать духовное образование на всех уровнях церковной жизни. И в первую очередь необходимо создать сеть монашеских семинарий, в которых все монахи должны получить систематическое богословское образование. Такая практика принята, например, в Румынской Церкви", – рассказал отец Андрей.

Со своей стороны, архимандрит Сергий (Булатников) отметил, что «монастыри никогда и не были университетами». «Настоятели монастырей, конечно, должны иметь богословское образование, чтобы воспитывать простых монахов. Ведь большинство из тех, кто уходит в монастырь, – это простые, верующие и, как правило, хорошие люди. Правда, важно то, под какое руководство они попадают, придя в монастырь. Нельзя забывать, что лучший богослов – тот, кто хорошо молится. Миссионерские монашеские семинарии приведут к обмирщению монастырей. А зачем монахиням заканчивать семинарию? Неужели они собираются стать священниками? Они и так в монастыре могут получить необходимые знания. Почти в каждом монастыре есть библиотека, настоятель или настоятельница следят за тем, что читают обитатели монастыря, наставляют, какие книги им нужно читать. Таким образом, монахи получают самообразование», – подчеркнул настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни.

«В монастырь уходят не для того, чтобы получить богословское образование, а для того, чтобы молиться, вот этому, конечно, надо научиться. Идея создания сети миссионерских монашеских семинарий кажется мне неприемлемой. Если архиерей благословит послать кого-нибудь из монахов, которые способны к учению, в общую семинарию, то так и следует поступить. Обучение для такого монаха будет послушанием. Но большинство приходящих в монастырь – это простые люди, которые и не рвутся в семинарию за получением богословского образования, потому что они пришли в монастырь молиться, их тоже надо окормлять. Окормление таких монахов – это уже внутреннее дело монастыря. Поголовное получение всеми монахами богословского образования не решит проблемы монастырской жизни. Кстати, в Царской России монастыри в основном наполняло крестьянство, неученые простые люди, но они были молитвенниками. Напротив, настоятели монастырей обычно имели богословское образование для того, чтобы они могли научить монахов началам Православной веры. Настоятели для того и поставлены во главе монастыря, чтобы духовно руководить монахами, следить за внутренним климатом в монастыре, пресекать ереси и суеверия. Простые же монахи не для того от мира ушли, чтобы мотаться по семинариям. В монастырь уходят для того чтобы другим служить своей молитвой. Ведь главное делание монаха – это молитва», – подчеркнул отец Сергий.

Говоря о современном состоянии монашества, архимандрит Сергий (Булатников) отметил, что «архиереи должны обязывать настоятелей и настоятельниц следить внимательно за монастырской жизнью». «Нынешняя монастырская жизнь свидетельствует о том, что никто за ней не наблюдает, всё пущено на самотек, от этого и происходят самые дикие суеверия, безобразия, которые в монастырях случаются, и оттуда потом рождаются такие публикации и слухи. Надо просто обратить внимание священноначалия на монастыри, чтобы они, живя самостоятельно, все же находились под пристальным контролем. Это прямая обязанность любого архиерея», – отметил настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни.

«Конечно, монашество находится далеко не на высоте. Правда, отец Андрей очень круто сказал, но, тем не менее, теперешние монастыри далеко отстоят от монашеских идеалов. Все монастыри имеют общие проблемы, связанные с тем, что оказались вырубленными корни монашеские, да и старцев сейчас нет. Кто же теперь будет воспитывать монахов? Некому. Ныне воспитателями монахов являются книги духоносных отцов, да и то читать их надо под надлежащим духовным руководством. Поэтому священноначалие должно ставить в настоятели или настоятельницы монастыря образованного человека, который, имея богословское образование, будет воспитывать монахов», – считает архимандрит Сергий (Булатников).
Русская линия

 

***
Богословское образование также помогло бы помнить о древней и типично монашеской ереси гносеомахов:

Гносеомахия - война против познавательных усилий человека - в Церкви считается ересью: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию»,— передает преподобный Иоанн Дамаскин учение ереси гносеомахов (О ста ересях, 88 // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. СС. 148–149).
Преп. Феодор Студит: «Игумены фотинудский, ираклийский, мидикийский, милийский, иполихнийский, гулейский, даже флувутский по безрассудной простоте впали в обман, войдя в общение с нечестивыми» (Послание 236. Архиепископу Иосифу).
И предлагал этот подвижник совсем непростое лекарство: «Видишь, как я философствую в это время философии? Ибо философия есть средство избежать гибели от ереси» (Послание 259. Архиепископу Иосифу). Понятно, что преп. Феодор с полным своим согласием приводит и цитировавшиеся выше слова преп. Иоанна Лествичника о ереси гносеомахов (Послание 48. К Афанасию).
В 12 веке обличал гносеомахов св. Евстафий Солунский, автор горького сочинения «Об исправлении монашеской жизни». В ней Фессалоникийский митрополит говорит о современном ему монашестве – «Народ этот ненавидит знание. Когда человек знатный, сведущий в науках, склонный к мудрости и обогащенный знаниями, приходит в  монастырь как в пристань, монахи, лишь только узнают об этом, тотчас единодушно восстают против него; вооружившись оружием гнева, они забрасывают такого мужа вместо каменьев бранными словами, не имея возможности проглотить его подобно Лестригонам (см. Одиссея 10,46), выталкивают из своей пристани. Они признают такого человека совсем бесполезным для них: монастырь, говорят, вовсе не нуждается в ученых.. Наши монахи предпочитают необразованность и совершенную простоватость, и ради этого ссылаются на изречение яко не познах книжная, вниду в дом Господень (Пс. 70), что, однако же, составляет жалкое извращение слов Давидовых. Ты ничего не понимаешь в богословии и попираешь всякую книгу, где ни встретишься с ней, даже если в ней нет ничего о твоем монашестве, а заглушаешь свои чувства для священных слов. И я думаю, ты для того удаляешь и гонишь от себя священные кни¬ги, чтобы как-нибудь они не обличили твоих дел… Вы, желаете изгнать богословов и всех им подобных? Так для вас бесполезны те, которые рассуждают о божествен¬ных вещах? О, Фавст, Далмат, Феодор Студит, Епифаний Кипрский, о, все тысячи св. монахов, подобных им! Так ли вы жили? Так ли ни во что и вы ставили богословов?.. Ты поступаешь по-иудейски: само Ипостасное Слово Божье ты, конечно, не имеешь возможности продать, но ты отдаешь слова Его всем желающим купить и притом не за достой¬ную цену, а за то, что тебе выкинут за них, подобно продавцам людей и ворам, которые, теряясь от страха, дешево ценят благородных лиц и до¬рогие вещи. Ах ты, невежда! Зачем ты хочешь сделать монастырскую биб¬лиотеку пустой, подобно душе своей? Зачем, не имея сам никаких по¬знаний, ты лишаешь библиотеку драгоценных в научном отношении сокровищ? Оставь библиотеке скрывать в себе драгоценности! После тебя войдет кто-нибудь или изучивший науки, или только любознательный; тот, исследовав книги, будет мудрее прежнего, и этот найдет что-нибудь для себя. Да и тебе не худо бы поучиться!» (Цит. по: Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины 9 до начала 13 века. Спб., 2003, сс. 383-384).

источник: http://diak-kuraev.livejournal.com/40041.html