Приезд патриарха Варфоломея: протестуем или требуем встречи? Кирилл Александров
Глава Фанара отменять визит не намерен, потому верующие требуют встречи с ним. Решится ли он прийти? И уместно ли требовать встречи после протестов против его приезда?
Последние несколько месяцев верующие УПЦ различными способами выражали протест против приезда патриарха Варфоломея в Украину. Во время Великого крестного хода 2021, который собрал 350 тысяч верующих, можно было видеть в руках людей плакаты с требованием не приезжать в нашу страну. Через некоторое время в некоторых епархиях прошел флешмоб #СТОПВАРФОЛОМЕЙ.
Верующие и в центрах епархий, и в маленьких селах не пожалели времени и сил, написали плакаты против приезда патриарха Варфоломея на украинском, анлийском, греческом языках и провели протестные акции.
Название
Верующие Свято-Успенской Почаевской лавры. Фото: Фейсбук архиепископа Ионы
Один из приходов Запорожской епархии. Фото: Фейсбук о. Геннадия Елина
Община Крестовоздвиженского храма УПЦ в с. Солгутово, Кировоградская область. Фото: Фейсбук Евгения Ильченко
Все эти акции еще продолжаются. Но поскольку патриарх Варфоломей сделал ряд заявлений, в которых подтвердил свое намерение приехать в Украину, верующие решили потребовать встречи с ним. Однако прежде чем проанализировать такую резкую смену тактики и порассуждать верна ли она вообще, необходимо уяснить, что собой являли предыдущие протесты против приезда главы Фанара и чем они вызваны.
Протесты верующих против приезда главы Фанара: политтехнологии, или крик души?
На Великом крестном ходе УПЦ можно было увидеть множество плакатов с протестами против деятельности патриарха Варфоломея в Украине: «Варфоломей, смуту не сей!», «Святой Владимир, защити нас от Варфоломея!», «Варфоломей – раскол!», «Бог есть любовь, Варфоломей есть раздор!», «Владимир объединил Русь Крещением, Варфоломей разделяет Томосом!», «Бог – любовь, Варфоломей – разбой!», «Варфоломей, не воруй наших церквей!», «Стоп рейдерству Варфоломея!» и т. д.
Оппоненты УПЦ стали заявлять, что это все мол, организованная «сверху» политическая акция, и что людей чуть ли не заставляли писать и нести эти плакаты. Но если мы посмотрим внимательно на «антиварфоломеевские» надписи, то мы увидим, что практически все они кустарного изготовления. Написаны они скорее всего теми же людьми, которые их и держали в руках, поскольку все плакаты выглядели по-разному. Это не централизованная акция, в ней не наблюдалось никакой координации. Никаких признаков того, что данные протесты инициированы «сверху», нет. Это однозначно инициатива «снизу». Кроме того, людей с «антиварфоломеевскими» плакатами было не так уж и много. Все-таки в сознании верующих радость от праздника Крещения Руси намного более превосходит огорчение от приезда в Украину патриарха Варфоломея. Любой, кто поучаствовал в крестном ходе или по крайней мере находился рядом, мог ощутить ту непередаваемую атмосферу радости, молитвы и единства, которая была там. Протестные мотивы просто тонули в этой атмосфере и были далеко не доминирующим мотивом Великого Крестного хода.
Верующие с плакатами на Владимирской горке. Фото: Клименко тайм
Можно однозначно утверждать, что «антиварфоломеевские» плакаты — это инициатива не просто снизу, а крик души тех христиан, которые на своей шкуре прочувствовали «любовь матери-церкви» в виде захватов храмов, избиений и угроз. Этих людей понять можно: у них отобрали храмы, которые они возводили, ремонтировали и украшали на свои деньги, их собственная жизнь и здоровье подвергались опасности, они на себе несут тяжесть физических и психологических издевательств со стороны сторонников ПЦУ. И одним из главных инициаторов этого насилия явился патриарх Варфоломей. Именно он дал отмашку захватам и побоищам в селах и именно он несет ответственность за все, что там происходит. Справедливости ради следует сказать, что и до всей истории с Томосом в Украине происходили захваты храмов, но после вмешательства патриарха Варфоломея эти процессы вышли на качественно новый уровень и стали чуть ли не частью внутренней политики. Поэтому неудивительно, что пострадавшие от «любви матери-церкви» выражают свое отношение к нему и призывают его одуматься.
Можно однозначно утверждать, что «антиварфоломеевские» плакаты — это инициатива не просто снизу, а крик души тех христиан, которые на своей шкуре прочувствовали «любовь матери-церкви» в виде захватов храмов, избиений и угроз.
Например, настоятель гонимой Свято-Покровской общины УПЦ села Годомичи Волынской области о. Иоанн Шкабура говорит по этому поводу следующее: «Я простой священник. И каким бы ни был патриарх, я не достоин осуждать его поступки, каждый будет отвечать перед Богом за свою жизнь. Но все же патриарх, совершая такие поступки, должен помнить, что на Страшном Суде будет очень тяжело за них давать ответ. Надеемся, что Господь вразумит его». Заметим, что в этих словах нет ни ненависти, ни угроз, ни жажды мести. Есть только сожаление о том, что душе патриарха Варфоломея придется рано или поздно увидеть все последствия своих поступков, все слезы верующих и все скорби, которые он им принес и дать за это ответ перед нелицеприятным судом Божиим.
Немного резче выразилась матушка Ульяна Таборовец из с. Берестье Ровенской области, которая защищала свой храм от рейдеров ПЦУ будучи на последних месяцах беременности: «Что ему (патриарху Вафоломею – ред.) скоро к Богу и смотреть Богу в глаза. Что же ты, дядька, скажешь? Да, я говорю «дядька», потому что уже не считаю его патриархом, потому что он преступил каноны. Он стал сам раскольником, раз признал раскольников. Что он наделал? <…> Судить я не имею права, осудить можно только поступки. Но это страшно. Это страшно – сколько он всего наделал, сколько слез пролилось. И крови пролилось по другим храмам, насколько я знаю». Да это слова резкие, но это – правда. У верующих с. Берестье отобрали не только храм, но и церковный дом и даже часовенку на кладбище.
То есть, все эти «антиварфоломеевские» плакаты, как и все протесты вообще – это голос страдающего народа.
Грядут ли новые захваты?
Протесты против приезда патриарха Варфоломея в Украину на празднование Дня Независимости – это не только реакция на то зло, которое уже совершилось по отношению к общинам УПЦ, но и попытка предотвратить еще большее распространение этого зла. А о том, что захваты храмов и прочие насилия непременно будут происходить в связи с приездом главы Фанара, говорит практически открытым текстом Сергей (Епифаний) Думенко, глава ПЦУ: «Те, кто был готов, приняли решение (о переходе в ПЦУ – Ред.). Но будет и другая волна. И не меньшая, а большая. Поэтому у них (УПЦ – Ред.) есть определенный страх перед приездом Вселенского патриарха в Украину» (из интервью «Радио Свобода» от 24.04.2021 г.). Следует пояснить, что термин «переход» общины в юрисдикцию ПЦУ, который постоянно используется сторонниками ПЦУ, на самом деле в большинстве случаев означает их насильственный захват или незаконную перерегистрацию.
Также и о новой волне захватов говорилось во время встречи С. Думенко с главой Госдепартамента США Э. Блинкеном во время визита последнего в Киев в мае 2021 г. По итогам переговоров пресс-служба ПЦУ сообщила: «Особое внимание во время короткой, учитывая краткую и насыщенную программу визита господина Блинкена, но содержательной встречи было уделено вопросу становления Православной Церкви Украины, важности устранения искусственных препятствий при свободном, на основе принципов свободы совести, определении общинами своей принадлежности». О том, что в реальности означает «свободное определение общинами своей принадлежности уже было сказано выше.
Поэтому протесты против приезда патриарха Варфоломея в Украину – это закономерное выражение людьми, которые не хотят возобновления прежних кошмаров, своего отношения к происходящему.
Какое отношение патриарх Варфоломей имеет к Украине?
Спойлер – никакого.
Тем не менее, предлагаем проанализировать этот вопрос подробно, причем в ракурсе высказывания пропагандистски ПЦУ Я. Мищенко, что критиков патриарха Варфоломея «нужно сдавать в СБУ». Какой статус патриарх Варфоломей должен иметь в отношении Украины, чтобы его критиками занималась Служба безопасности?
С точки зрения украинского государства, патриарх Варфоломей — это иностранный гражданин, который даже в своей стране (Турции) является главой зарубежной религиозной организации. Причем статус этой религиозной организации с точки зрения турецкого государства довольно специфичен. Константинопольская Православная Церковь, а точнее ее орган управления находится на территории Турции, однако в самой этой стране практически никакой паствы она не имеет. Все верующие Константинопольского патриархата проживают в разных странах, преимущественно в США.
В науке международного права различают международные организации публичного права или международные межгосударственные организации, которые учреждаются государствами и от них получают свою правосубъектность. А есть международные организации частного права, созданные физическими и юридическими лицами из разных стран. Конечно Поместная Православная Церковь, коей является Константинопольский патриархат, не относится ни к той, ни к другой категории, но опять же, с точки зрения государства, она ближе к организациям частного права. А раз так, остается загадкой, почему В. Зеленский пригласил патриарха Варфоломея на празднование 30-летия Независимости Украины: праздник это светский, согласно Конституции, Церковь отделена от государства, никаких заслуг патриарха Варфоломея в обретении Украиной независимости не наблюдается.
Патриарх Варфоломей не имеет в Украине никакой собственной паствы, если не считать десятка прихожан Андреевской церкви в Киеве, переданной Фанару в качестве ставропигии.
Может быть патриарх Варфоломей является значимой персоной с точки зрения Православной церкви Украины (ПЦУ)? Но и здесь мы приходим к интересному выводу: формально, нет, не является. Если верить заявлениям главы ПЦУ Сергея (Епифания) Думенко и другим лицам, высказывавшимся на эту тему, то ПЦУ имеет статус самоуправляемой религиозной структуры, над которой нет никаких высших уровней управления. То есть патриарх Варфоломей не имеет в Украине никакой собственной паствы, если не считать десятка прихожан Андреевской церкви в Киеве, переданной Фанару в качестве ставропигии. Что, кстати, довольно спорно с точки зрения Украинского законодательства. Приглашение папы римского Франциска в этом отношении гораздо более логично, ведь он является действительным признанным главой двух украинских религиозных организаций: Украинской греко-католической церкви и Римо-католической.
Приглашение патриарха Варфоломея может лишь подтверить тот факт, что ПЦУ вовсе не имеет по-настоящему автокефального статуса, а зависит от Фанара, который, согласно тексту Томоса, имеет полномочия по управлению этой религиозной организацией, а также является, по отношению к ней высшей судебной инстанцией.
Почему верующие решили потребовать встречи с главой Фанара
Можно дискутировать, могли бы протесты верующих повлиять на решение патриарха Варфоломея приехать в Украину или нет, но на сегодняшний день мы имеем не только подтверждение визита как с Фанара, так и из Киева, но и программу визита. Так 21 августа в Михайловском Златоверхом соборе пройдет встреча главы Фанара «духовенством» ПЦУ, а 22 августа – «литургия» в Святой Софии Киевской.
21 августа патриарх Варфоломей собирается встретиться в стенах Верховной Рады с ее спикером, Д. Разумковым. В общественном союзе «Миряне» написали письмо патриарху Варфоломею с требованием встречи и призывают верующих прийти в 9:00 к Верховной Раде, чтобы выразить главе Фанара свое несогласие с его действиями в Украине. Цели этого мероприятия «Миряне» пояснили на своем тг-канале:
«Константинопольский патриарх должен понять, что его представление об украинской церковной ситуации не имеет ничего общего с реальной действительностью. Что мы – украинцы с украинскими паспортами, а не РПЦвУ, «агенты ФСБ», или маргинальная «несуществующая церковь», как он нас теперь называет. Что мы – огромная каноническая Церковь, которая стоит на нашей земле уже 1033 года. Что наш Предстоятель Блаженнейший Онуфрий – законный Митрополит Киевский и всея Украины, а не «российский иерарх в Украине».
Оправдан ли переход от протестов против приезда к требованию встречи?
Думается, вполне. Продолжать протесты против приезда патриарха Варфоломея, когда вопрос уже решен однозначно – это не разумно. Протесты имеют смысл тогда, когда есть еще вероятность того, что решение может быть изменено. В данном случае все заинтересованные стороны – а это Константинопольский патриархат, ПЦУ и Офис Президента – заявили, что визит состоится. В этих условиях протесты против приезда будут выглядеть уже маргинально. Если и протестовать дальше, то нужно уже смещать акценты, выражать протест не против самого приезда, а против действий Фанара в Украине.
Ведь протесты не являются самоцелью. Целью всех усилий верующих по отношению к Фанару является осознание священноначалием Константинопольского патриархата греховности и губительности своих решений по Украине, чтобы патриарх Варфоломей отменил бы их и принес покаяние за их кровавые (в буквальном смысле) результаты. Это несбыточный максимум. А задача-минимум – это уменьшить или прекратить давление на УПЦ со стороны государства, уменьшить или прекратить захваты храмов и позволить верующим УПЦ в полной мере реализовать свои права на свободу совести и религии, как то и гарантировано украинским гражданам Конституцией.
Исходя из этих целей и выбираются формы протестов или иных акций. Да, лучше было бы если патриарх Варфоломей вообще отказался бы ехать в Украину. Но если этого уже не избежать, то нужно попытаться донести до него правдивую информацию о том, что происходит в религиозной сфере нашей страны и к каким последствиям привели его действия. До сих пор существует вероятность того, что патриарху Варфоломею не предоставляют всю полноту информации или искажают ее таким образом, что у него складывается представление о том, что он сделал все правильно, что в Украине благодаря его решениям исчез раскол, и что «благодарные» украинцы ждут его с распростертыми объятиями. Вероятность того, что патриарх Варфоломей добросовестно заблуждается конечно же невелика. И вероятность того, что патриарх Варфоломей уделит свое драгоценное время верующим УПЦ, которую он «упразднил», опять же стремится к нулю. Но дело в том, что анонсированное молитвенное стояние у Верховной Рады имеет своим адресатом не только патриарха Варфоломея. Оно адресовано также властям Украины, которые будут видеть в этом проявление гражданской позиции значительной части украинского общества. Оно адресовано другим Поместным Церквям, признавшим и не признавшим проект ПЦУ. Это напоминание им, что «упраздненная» УПЦ существует, что она по-прежнему самая многочисленная конфессия в Украине и что предателей в ее среде нашлось очень немного.
Вот что пишут об этом «Миряне»: «Наш призыв на встречу ставит патриарха Варфоломея перед сложным выбором: если его совесть чиста и он действительно так переживает за судьбу православных украинцев как везде декларирует, он придет и услышит от нас всю правду. И после этого он не сможет продолжать свою прежнюю политику. Если же глава Фанара "свою паству" (как он нас называет) проигнорирует, то тем самым перед лицом всего мира наглядно подтвердит лицемерие собственной риторики».
Молитвенное стояние адресовано недругам Церкви внутри Украины. Мы не собираемся сидеть сложа руки, а будем защищать свою Церковь всеми законными способами.
Мероприятие возле Верховной Рады адресовано также и самим верующим УПЦ. Это призыв сплотиться вокруг нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и осознать, что судьба Украинской Православной Церкви зависит, в том числе и от каждого их нас.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/81884-prijezd-patriarkha-varfolomeja-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии