ПРИЧИНЫ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЖЕЛАЮЩИХ ПОСТУПИТЬ В МОНАСТЫРИ
Фото: Синодальный отдел по монастырям и монашеству
Доклад епископа Можайского Иосифа, наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре на региональном круглом столе «Пополнение братства обители. От чего зависит?»
3 июля 2024 г.
В настоящее время мы видим, что во многих монастырях наблюдается уменьшение желающих выбрать монашеский образ жизни. Кроме того, даже там, где количество насельников не уменьшается, зачастую виден процесс старения братии. Ведь многие пришедшие около 20 лет назад находятся уже в пожилом возрасте, а приходящие новые послушники также в основном немолодые. В нашем монастыре, например, средний возраст братии – 54 года. И с каждым годом он увеличивается.
Итак, в чем же причины уменьшения количества желающих поступить в монастыри?
Существуют внешние и внутренние причины сложившейся ситуации.
Среди внешних причин – неблагоприятная демографическая ситуация в регионах страны, где проживают русские православные люди. Отметим, что Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил о необходимости принятия мер на государственном уровне для решения демографической проблемы.
С этим же связано и уменьшение количества православных христиан в стране. По последнему опросу ВЦИОМ, процент неверующих россиян увеличивается. Сегодня к православным христианам относят себя не более 66% населения страны (в 2009 году по опросам Левада-Центра – 80%). Но даже эти все еще немалые цифры не должны никого обманывать – всего 1,32% верующих соблюдают все посты, примерно такое же количество христиан регулярно причащается.
Причем, снижается не только количество церковных и просто верующих людей. На примере монастырей мы можем сказать, что уменьшается количество наиболее ревностных христиан, желающих послужить Богу. И здесь мы видим продолжение общей тенденции: количество паломников, рассматривающих для себя возможность поступить в монастыри, значительно сократилось. В связи с этим возникает закономерный вопрос: что случилось и почему это происходит? Этот вопрос имеет особенную важность еще и потому, что в монастыри идут не неофиты, а люди, всерьез относящиеся к своей вере.
1.1 Эффект самоопределения
В девяностых и нулевых годах, когда происходило возрождение Церкви, возросло количество людей, симпатизирующих христианству, но не имевших опыта участия в церковной жизни. Повсеместно открывавшиеся монастыри вызывали к себе интерес, и люди приходили туда в немалом количестве. Наверное, эту ситуацию можно назвать нетипичной. Впоследствии кто-то из пришедших на этой волне остался в Церкви, твердо встал на монашеский путь, а кто-то разочаровался и перестал ассоциировать себя с православной верой. Помним и о множестве тех, кто, приняв иночество лишь поверхностно и внешне, не выдержал искушений и ушел из монастыря.
Таким образом, мы имеем сегодня меньший процент населения, относящий себя к христианству, в том числе и потому, что находимся в иной фазе церковного развития. Завышенные ожидания и «розовые» очки остались в прошлом, да и в целом отношение людей к христианской вере стало более зрелым.
1.2 Пропаганда эгоизма и философии потребления
На наш взгляд, первоочередной проблемой является то, что современная человеческая цивилизация построена на принципах постсекуляризма. Иными словами, религия уже не считается личным делом каждого, а прямо объявляется вредной и непрогрессивной. В этом наше время схоже с концом XIX века, когда весь высший слой империи, а также интеллигенция считали Православие преградой на пути к прогрессу и просвещению. Как восклицал преподобный Варсонофий Оптинский: «Теперь повсюду ненавидят христианство. Оно для них – ярмо, мешающее жить вольно, свободно творить грех».
Можно констатировать, что философия общества потребления, а также ставка на личный эгоизм стали основополагающими принципами построения жизни современного человека. По своей сути эти ценности прямо противоречат христианским взглядам на жизнь, но они активно продвигаются через СМИ, соцсети, ютуб, телевидение и литературу. Современные западные леволибералы старательно внедряют в общество, в том числе и в нашей стране, культ инфантилизма и безразличия, создавая из молодежи, как они сами говорят, «людей мира», а по сути, людей без корней, которыми легко манипулировать. Все эти массы одурманенных западной пропагандой молодых людей видят в Церкви своего врага, мешающего построению светлого будущего, где будет социальная справедливость, отсутствие болезней и, возможно, бессмертие.
Взращивая в человеке гордыню, современная культура вводит его во все большее противоречие христианству, которое учит отсечению своего разума и воли. Молодым людям очень тяжело это преодолеть – ведь и школа, и психологи, а часто и семья насаждают в них эгоизм. Живя исключительно поиском удовольствий и легкой жизни, никто больше не хочет брать на себя ответственность, создавать семьи и нести монашеский подвиг.
Сегодняшняя ситуация напоминает преддверие революционных потрясений начала XX века, когда одурманенные пропагандой «свободы» юноши разрушили одну из величайших в истории Православных империй.
1.3 Виртуализация бытия
Христианская вера, за редким исключением, проповедует деятельное отношение к жизни. Она требует от нас совершения дел, сталкивает с реальными живыми людьми, побуждая к подвигу любви и терпения. Направленность современной жизни все более противоположна. Интернет и современные технологии не просто привнесли в нашу жизнь новые возможности и море информации. Они сделали существование многих людей более виртуальным, создали своего рода иллюзорное бытие, которое до известной степени конкурирует с настоящим. Живое общение сменилось на общение в соцсетях или Телеграмме; спорт превратился в киберспорт; наставниками стали не родители и учителя, а модные видеоблогеры; увлеченность реальным делом уступила место увлеченности компьютерными играми. Скука и ощущение неудовлетворенности, которые в прошлые века двигали человека к познанию Бога, сегодня даже не успевают возникнуть. Перед обычным человеком стоит не вопрос «чем заняться, чтобы не скучать», а «где взять на все это время»?
Конечно, в таких условиях человеку тяжело дойти до храма.
2. Внутрицерковные факторы
Вышеперечисленные моменты можно по праву отнести к внешним, объективным причинам, которые вызвали сокращение количества людей, относящих себя к христианам.
Однако, эти же факторы влияют и на церковных людей, ослабляя их веру, погашая ревность, что сказывается и на количестве паломников, задумывающихся о монастыре, и на внутреннем состоянии новоначальных послушников. Старец Варсонофий Оптинский сетовал: «Слабый мир дает слабых монахов». Сейчас это утверждение соответствует действительности еще более, чем в начале ХХ века.
Назовем и ряд и внутрицерковных факторов, которые влияют на решение о принятии монашества.
2.1 Проблема духовничества
Очень важно, чтобы в монастыре был опытный духовник. Мы видим на примерах, как вокруг такого авторитетного духовника собирается братство или сестричество. Но, к сожалению, в наше время в монастырях очень мало духовников, стяжавших явные дары благодати. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если нет хороших духовников, то пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы, тюрьмы и больницы».
2.2 Отсутствие соответствующих усилий со стороны игуменов
Молодыми трудниками и послушниками нужно заниматься. Недостаточно только дать им послушание, обязать ходить на службу и надеяться, что все остальное сложится само собой. На игумене лежит обязанность создать такую атмосферу в братстве и монастыре, чтобы у иноков было стремление к духовной жизни, чтобы сами стены и внутренний уклад монастыря способствовал этому. Святитель Игнатий сравнивал монастырь с оранжереей, в которой вырастают уникальные цветы. В оранжерее должно быть тепло и тихо, там не должны гулять ветры и различные вредители, способные помешать росту цветов. Так и в монастыре.
К сожалению, зачастую господствует другой подход. Приходя из мира, трудники приносят в монастырь страстное отношение к жизни, подозрительность, осуждение ближнего. А в ответ они часто получают от священноначалия и братии стремление их смирять, не обращая внимание на «капризы» и желания новоначальных. До известной степени это верно, но при этом надо помнить, что при таком подходе у нас может вырасти не красивый цветок, а какой-нибудь дичок, устойчивый к ветрам, дождям и бурям. Таких достаточно и в миру, а вот монашество требует особых условий.
Как же избежать такого? Как, не прибегая исключительно к жестким дисциплинарным мерам, удержать новоначальных от следования своим страстям, убедить их в том, что самочиние ведет к краю пропасти, а отказ от своих привычек и желаний – к спасению?
Нам кажется, что лучший метод – это собственный пример. Все члены Церкви, а в особенности монашествующие должны доказывать истинность христианства, непреложность традиционных ценностей своим примером. «Свет монахам – ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Поэтому, чтобы изменился мир, должно, в первую очередь, измениться монашество. Когда-то, при старцах, Оптину пустынь называли ярким костром, у которого согревалась вся Россия. Необходимо, чтобы в России снова засияли светильники святости. Чтобы русские сердца снова согревали имена новых подвижников, подобных преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Амвросию Оптинскому. И тогда, видя житие, наполненное благодатью Святаго Духа, люди пойдут к таким монахам не только за советом, но и как к руководителям в духовной жизни, последуют за ними в трудах и благочестии.
Иосиф (Королёв), епископ Можайский
https://www.optina.ru/24_doklad_episkopa_mozhajskogo_iosifa_prichiny_ume...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии