Прежде видимой Вселенной Бог сотворил мир безплотных ангельских сил. Виктор Чернышёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Послание к Евреям 2:2-10, Евангелие от Луки 10:16-21

Прежде видимой Вселенной Бог сотворил мир безплотных ангельских сил.

Ангелы - это служебные духи, обладающие разумом и свободной волей. Главным делом ангелов является непрестанное восхваление Бога. Так пророк Исайя описывает видение о Господе, вокруг Которого стояли Серафимы и восклицали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Одновременно ангелы являются вестниками, посылаемыми от Бога людям. Поэтому они принимают живое и деятельное участие в жизни человека. Например: ангел возвестил Деве Марии о рождении от Нее Иисуса; ангел объявил пастухам о рождении Мессии (Лк. 2:8); ангелы служили Иисусу Христу в пустыне (Мф. 4:11); ангел укреплял Спасителя в Гефсиманском саду (Лк. 22:34); ангел возвестил женам-мироносицам о воскресении Христа (Мф. 28:2) и т.д.

У каждого из нас есть свой ангел-хранитель, который является нам спутником, помощником и покровителем. Не все ангелы равны по своему достоинству и по своей близости к Творцу: между ними существуют различные иерархии, находящиеся во взаимном соподчинении.

Согласно трактата Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (V век), существует три триады ангельских чинов. К первой (высшей) относятся - серафимы, херувимы и престолы; ко второй - господства, силы и власти; к третьей - начала, архангелы и ангелы.

В небесной иерархии высшие чины получают озарение Божественным Светом, а низшие - через посредство высших. Это озарение и приобщение к тайнам Божества идет от Самого Творца, и так - от высших к низшим - переходит в земную церковную иерархию (к епископам и священникам).

О количестве ангелов говорится в Писании обобщенно - «тысячи тысяч» (Дан. 7гл.). Однако, духовном мире произошла грандиозная катастрофа - часть ангелов отпала от Бога и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого бунта стоял Эосфор (он же - Люцифер, он же - Денница). Святой Григорий Палама приоткрывает завесу причины падения ангелов: они были подобны хрусталикам, чистым и светлым, которые наполнялись Нетварным Божественным Светом с полнотой и избытком, и восторженно трепетали от такой незреченной благодати неизъяснимого  блаженства. Но чтобы получить еще больший его избыток, они должны были возвратить этот Свет Его Источнику - Богу. И вот, в какой-то момент по неведомой и таинственной причине один из ангелов - Эосфор (Люцифер) так залюбовался этим Светом в себе, что ему стало жалко возвращать его Творцу. Он посмел удержать этот Свет в себе и...моментально обнаружил себя пустым сосудом. Этот был первый бунт, первый «революционный порыв», протест против Вседержителя миров. Он увлек за собой в бездну треть ангелов. Так духовный мир был расколот на две части: низверженных аггелов (бесов) и верных небожителей, светлых ангелов. Будучи низринутым на землю, из «революционера» дьявол превратился в «демократа», где стал первых людей учить «демократическим ценностям» - быть «аки боги». Следствием этого учения стал позже Вавилон, где был утрачен единый язык племен и народов; затем попытка надругаться над гостями Лота, где результатом этой уголовщины стала массовая слепота  извращенцев; и, наконец, ожесточенный вопль «демоса» в претории Пилата: «Кровь Его на нас и детях наших!»

Святой Димитрий Ростовский о самих ангелах света говорит так: «Господь вонесся от нас на небо, чтобы каждому приготовить на небесах место: людям любящим Бога между серафимами; богомудрым - между херувимами; богоносным - между богоносными престолами; добрым господам - среди господствий; храбрым воинам - между силами; разным властям - между властями; всяким начальникам, управляющим совей областью по-Божески - им место среди начал; тем, которые друзей и нищих утешают и помогают им в бедствиях и несчастиях - им место среди архангелов; наконец, живущим во плоти на земле по-ангельски - место на небесах вместе с ангелами».

Свободная воля дана каждому живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру. Чтобы добро становилось его собственным достоянием, а не навязанным извне. Но с момента этой вселенской катастрофы началось противоборство двух полярных начал: добра и зла. Причем зло - это не самостоятельная, паритетная добру величина. Существует не зло, как самостоятельная автономная субстанция, а носители этого зла - бесы.  А полем битвы, как известно, стало человеческое сердце. Русский писатель Ф.М.Достоевский об этом говорил так: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца человеческие». С этого момента мы часто становимся врагами себе сами, особенно, когда не бодрствуем и «впадаем в искушения».

У нас много врагов... Это верно сказано. Сегодня у Церкви действительно много врагов. По отношению к нам моделируется ситуация, делающая верующих канонической Церкви изгоями и пасынками у госчиновников, а «родные дети» у них - это раскольники т.н. «Киевского Патриархата» и Украинская автокефальная православная церковь (самопровозглашенная), не признанные ни одной юрисдикцией в мире, разве что такими же раскольниками и маргиналами как они сами;  или униаты, которые в лихих 90-х за одну ночь разгромили три наших епархии на Западной Украине. И, к сожалению, при попустительстве «власть предержащих» захват наших храмов продолжается и ныне. Невольно вспоминаются есенинские строки:

            Пусть для сердца тягуче колка
            Эта песнь звериных прав.
            Так охотники травят волка,
            Зажимая в тиски облав.

День и ночь клевещут на нас заангажированные СМИ. Клевещет «Киевский патриархат». Клевещут униаты. Но, как говорил основатель  монашества св.Антоний Великий : «Молчанием своим загради уста клевещущие на тебя».

Разломать Церковь не так просто. Это Богочеловеческий организм, и тогда  даже «врата ада не одолевают Ее», куда уж человекам... Поэтому в Ее рядах отыскивается брешь, куда можно вставить клин, чтобы разломать Ее единство. Ведь некая «альтернативная» величина «внешними» уже найдена - это т.н. ЕПЦ. Правда, пока виртуальная - «Единая православная церковь» Украины, какую себе нарисовали в больном воображении чиновники и депутаты-радикалы. Чтобы создать «весовой паритет» несуществующей ЕПЦ, надо разломать каноническую УПЦ. Но ломать извне пробовали многие - от языческих императоров до большевиков с их «живоцерковным» проектом. Это никогда не достигало успеха. Кровь мучеников во все времена была семенем христианства. Следовательно, надо идти по другому пути - искать предателей внутри Церкви. Особенно из числа сторонников автокефалии. Сторонников отрыва нас от матери Русской Православной Церкви, с попыткой разжигания антагонизма между нами. И неважно, какие это будут «хорошие люди». Хороший человек - не профессия. Важно на что «заточены» эти хорошие люди. Как известно, от национализма до нацизма всего один шаг...

Стремительно идет сегодня нездоровый процесс радикализации нашего общества - поднимается пена недовольства в разных социальных группах по разным вопросам. Откройте любой телеканал - это становится очевидным.

Это недовольство извечно канализировалось в поиск «внешних врагов». Например, император Нерон, вызвав великую смуту сожжением Рима, обвинил в этом христиан, направив гнев черни на верующих. Но мы, друзья, должны помнить слова нашего Спасителя: «Не бойся ничего, только веруй!». И: «Любящим Бога и призванным по Его изволению все содействует ко благу».

Бог абсолютно непричастен злу, однако зло находится под Его контролем, т.к. именно Бог определяет границы, в которых зло может действовать. Более того, по неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях, Бог иногда использует зло в качестве орудия Своей воли.

Ангелы на иконе всегда изображаются с мечами. Их меч не стальной, а духовный. Стальным мечом карают на земле. Часто мир карает не согласных с его приоритетами, с его гармонией, счастьем, благополучием, отлаженным ритмом бытия, где уже все отстроено и работает как часовой механизм. «Зачем ты пришел нам мешать?» - как бы снова спрашивает Великий Инквизитор в «Карамазовых» Ф.М.Достоевского...  Здесь вспоминается фрагмент проповеди святителя Антония Сурожского о лисице, где некто Киприан построил отдельно взятый рай для многих зверей и для себя. Вот и живут они как в раю. Один только зверь остается вне этого рая - лисица. Она не хочет присоединяться к другим, остается вне. Киприан вначале думает о ней с состраданием: бедный зверь, не понимает, где его счастье! - и всячески призывает эту лису: приди, здесь же у нас рай! Но лисица не идет. Тогда Киприан начинает на нее раздражаться, любовь к ней начинает потухать, и постепенно в нем рождается негодование и ненависть, ибо эта лиса - свидетельница, что его рай - не для всех рай, не всем хочется жить в таком раю. И он решает убить лису, ибо когда ее не будет, то рай тот будет еще краше, и будет уже полная и окончательная гармония. Киприан отрубает ей мечом голову. Возвращается в свой искусственно созданный рай - а там все травы засохли, цветы вымерли, звери разбежались, только остались обугленные головешки и теплый еще пепел...

Ангелы небесного воинства на наших образах действительно изображаются с огненными мечами. А Архистратиг Михаил - всегда с пылающим мечом. «Слово Божие есть меч обоюдоострый, разделяющий до составов и мозгов...и судящее помышления сердечные». Господь мечем уст Своих сразит сатану, согласно Откровению Иоанна Богослова. Ангел с огненным мечем отныне охраняет Древо Жизни в Эдемском саду. Меч стал неотъемлемым орудием ангельского мира после падения демонов. Это некая духовная величина, которая не дает смешаться свету и тьме, белому и черному - превратив все в серое, смешав краски добра со злом. Да не будет так никогда! Заметьте, меч даже внешне похож на Крест...

                    Их меч не из стали блестящей,
                    Не молотом кован стальным.
                    Он пламенем правды горящей
                    Дарован им Богом Самим.
 
                    Не плоть, не людей поражает,
                    И братской крови он не льет.
                    Он душу и дух проникает,
                    И зло и неверье сечет.
 
                    Как молния грозные тучи,
                    Пронзает он вражеский строй.
                    От Господа меч их могучий,
                    Клинок ли им нужен иной?
 
                    И свой меч отточим острее
                    Любви и молитвы огнем.
                    Чтоб зло поражать им смелее,
                     Идя за Великим Вождем.
 
                     Не дрогнем, когда на мгновенье
                     Дьявол ряды потрясет.
                     Смотрите, сквозь тьму и растленье
                     День светлой победы грядет!

Все остальное в этом мире может меняться. Только Христос остается неизменным. В бездонном океане человеческих страстей Он один стоит спокойно и твердо, готовый приветствовать всех, кто обратится к Нему и примет благословение безопасности и мира. Аминь.

21 ноября 2017 г.

 Русская народная линия