Преславное Вознесение Господне: уйти, чтобы остаться! Екатерина Ранинен, Тарас Борозенец
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником
обетованием Святаго Духа,
извещенным им бывшим благословением,
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
(Тропарь)
Вознесение Господне – двунадесятый праздник, который отмечается на 40-й день после Пасхи. В этот день Церковь вспоминает восшествие воскресшего Господа Иисуса Христа во плоти на небо.
Число 40 несет в себе определенный смысл, отсылая нас к ряду событий священной истории. Во всей священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву, в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм Божий. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав, тем самым, возможность воскреснуть во славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.
Св. Григорий Богослов говорит: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознёсся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века». И св. Иоанн Златоуст говорит о том же величии Спасителя, о Его Божественной силе: «Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознёсся Господь на небо, но Сам шёл этим путём».
Вознесшись на Небеса, Господь открыл и указал человеку на его новый и вечный дом, его подлинную Родину. Грех отделил землю от Неба, сделал нас земными и одной землей живущими. Речь идет не о физическом небе, не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о Небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях, и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо – это Царство Божие, царство вечной блаженной жизни, истины, добра и красоты.
Своим Воскресением Спаситель победил смерть и совоскресил с Собой человеческую природу, а Вознесением – открыл человеку путь на Небо, куда, до этого, не восходил никто из людей (Ин. 3:13). Вознесение Господне является завершающим событием в деле спасения человечества. О смысле Вознесения Господня апостол Павел говорит так: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:10). «Иду уготовать место вам, – говорил Он апостолам, а в их лице – и всем нам, – и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14:2‑3).
Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и грусть разлуки. Господь ушел видимым образом, чтобы невидимо никогда уже нас не оставлять и чтобы вернуться телесно в страшный и славный день Второго Пришествия.
Ангелы, видя лица Апостолов, утешали их: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). «И тии поклонишася Ему и возвратишася в Иерусалим с радостию великою» (Лк. 24:52)
«Но придет день, и день тот не за горами, когда увидят Его все праведники, крепко верившие в Него на протяжении своей жизни, – писал святитель Николай Сербский, – И соберутся около Него на небесах все те, кто на земле крещён был во имя Его не только водой, но и Духом, и Огнём. И войдут они в радость Его, Которую Отец Небесный приготовил всем избранникам Своим, и воспримут радость невиданную, неслыханную, небывалую».
Несмотря на то, что в Вознесении Господь удалился видимым образом от учеников, – говорил св. Дмитрий Ростовский, – Он остался с Церковью Своей Божественной природой, о чем и говорит в Своем обетовании: «Се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, – поётся в кондаке праздника, – никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
После Своего Воскресения из мёртвых Господь отверзает ум своих учеников для истинного уразумения Писаний, всего Божественного Откровения. После же Вознесения на Небеса – ниспосылает Духа Святого, силой Которого Церковь окончательно созидается как Тело Христово, обретает способность непреложно сохранять ввереную Ей богооткровенную истину. Отныне каждый алчущий и жаждущий правды и истины может утолить свой голод и жажду в Теле Христовом, которое есть Сама воплощенная Истина и Правда.
По Своем Вознесении на небо Спаситель воссел «одесную Отца» и возглавил Собой всю Церковь – как небесную, так и земную. Он не оставил живущих на земле людей, но продолжает совершать то же самое дело, которое Он совершал, когда видимым образом был на земле, – освящение и просвещение грешного рода человеческого Своей всеосвящающей благодатью, избавление его от греха, тления и смерти. Господь продолжает всемилостиво совершать дело нашего спасения через Свою Православную Церковь, для которой Он есть Основатель, Устроитель, Глава и Цель, тогда как Она для Него есть средство и орудие попечения о Его заблудшем и страдающем творении. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22‑23).
«Христос вознесся на небо, но и не оставил нас, чад Своих, но пребывает всегда и будет пребывать с нами до окончания века, – поясняет св. Иоанн Кронштадтский. – Он вознёсся для того ещё, чтобы вместо Себя ниспослать на Церковь Свою Духа Святаго, третье лицо пресвятой Троицы, собезначальное соприсносущее, животворящее, равносильное, равнославное, всесвятое, всеблагое, всеправедное, всесильное, премудрое, всемогущее, — чтобы Он принял явно торжественноравное участие в спасении искупленного честною Кровию Христовою рода человеческого.
Если бы Христос остался на земле, то Дух Святой не пришел бы на землю, как Сам Христос возвестил, а это было невозможно по причине равенства Лиц пресвятыя Троицы и равнаго их действия и содействия. Как мир весь создан был ипостасным Словом Бога Отца при содействии Святого Духа, так и искупление и спасение человеческаго рода должно было совершаться при непременном содействии Духа Всесвятаго. Слава Твоему всеблагому, премудрому и всеспасительному промыслу, пресвятая Троица, Боже наш, Отче, Сыне и Душе Всесвятый» (св. Иоанн Кронштадтский).
Что значит Вознесение для Самого вознесшегося Спасителя? Св. Феофан Затворник писал так: «Для Самого Спасителя Вознесение есть, по учению отцов Церкви, высочайшее его прославление и облечение Царственною Божественною властию. Есть высочайшее прославление. – Господь наш Иисус Христос есть Богочеловек – совершенный Бог и совершенный человек».
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение!
http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/preslavnoe-voznesenie-gospodne...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии