Преславное Вознесение Господне: уйти, чтобы остаться! Екатерина Ранинен, Тарас Борозенец

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Преславное Вознесение Господне: уйти, чтобы остаться!

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником
обетованием Святаго Духа,
извещенным им бывшим благословением,
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

(Тропарь)

Вознесение Господне – двунадесятый праздник, который отмечается на 40-й день после Пасхи. В этот день Церковь вспоминает восшествие воскресшего Господа Иисуса Христа во плоти на небо.

Число 40 несет в себе определенный смысл, отсылая нас к ряду событий священной истории. Во всей священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву, в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм Божий. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав, тем самым, возможность воскреснуть во славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.

Св. Григорий Богослов говорит: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознёсся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века». И св. Иоанн Златоуст говорит о том же величии Спасителя, о Его Божественной силе: «Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознёсся Господь на небо, но Сам шёл этим путём».

Вознесшись на Небеса, Господь открыл и указал человеку на его новый и вечный дом, его подлинную Родину. Грех отделил землю от Неба, сделал нас земными и одной землей живущими. Речь идет не о физическом небе, не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о Небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях, и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо – это Царство Божие, царство вечной блаженной жизни, истины, добра и красоты.

Своим Воскресением Спаситель победил смерть и совоскресил с Собой человеческую природу, а Вознесением – открыл человеку путь на Небо, куда, до этого, не восходил никто из людей (Ин. 3:13). Вознесение Господне является завершающим событием в деле спасения человечества. О смысле Вознесения Господня апостол Павел говорит так: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:10). «Иду уготовать место вам, – говорил Он апостолам, а в их лице – и всем нам, – и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14:2‑3).

Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и грусть разлуки. Господь ушел видимым образом, чтобы невидимо никогда уже нас не оставлять и чтобы вернуться телесно в страшный и славный день Второго Пришествия.

Ангелы, видя лица Апостолов, утешали их: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). «И тии поклонишася Ему и возвратишася в Иерусалим с радостию великою» (Лк. 24:52)

«Но придет день, и день тот не за горами, когда увидят Его все праведники, крепко верившие в Него на протяжении своей жизни, – писал святитель Николай Сербский, – И соберутся около Него на небесах все те, кто на земле крещён был во имя Его не только водой, но и Духом, и Огнём. И войдут они в радость Его, Которую Отец Небесный приготовил всем избранникам Своим, и воспримут радость невиданную, неслыханную, небывалую».

Несмотря на то, что в Вознесении Господь удалился видимым образом от учеников, – говорил св. Дмитрий Ростовский, – Он остался с Церковью Своей Божественной природой, о чем и говорит в Своем обетовании: «Се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, – поётся в кондаке праздника, – никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

После Своего Воскресения из мёртвых Господь отверзает ум своих учеников для истинного уразумения Писаний, всего Божественного Откровения. После же Вознесения на Небеса – ниспосылает Духа Святого, силой Которого Церковь окончательно созидается как Тело Христово, обретает способность непреложно сохранять ввереную Ей богооткровенную истину. Отныне каждый алчущий и жаждущий правды и истины может утолить свой голод и жажду в Теле Христовом, которое есть Сама воплощенная Истина и Правда.

По Своем Вознесении на небо Спаситель воссел «одесную Отца» и возглавил Собой всю Церковь – как небесную, так и земную. Он не оставил живущих на земле людей, но продолжает совершать то же самое дело, которое Он совершал, когда видимым образом был на земле, – освящение и просвещение грешного рода человеческого Своей всеосвящающей благодатью, избавление его от греха, тления и смерти. Господь продолжает всемилостиво совершать дело нашего спасения через Свою Православную Церковь, для которой Он есть Основатель, Устроитель, Глава и Цель, тогда как Она для Него есть средство и орудие попечения о Его заблудшем и страдающем творении. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22‑23).

«Христос вознесся на небо, но и не оставил нас, чад Своих, но пребывает всегда и будет пребывать с нами до окончания века, – поясняет св. Иоанн Кронштадтский. – Он вознёсся для того ещё, чтобы вместо Себя ниспослать на Церковь Свою Духа Святаго, третье лицо пресвятой Троицы, собезначальное соприсносущее, животворящее, равносильное, равнославное, всесвятое, всеблагое, всеправедное, всесильное, премудрое, всемогущее, — чтобы Он принял явно торжественноравное участие в спасении искупленного честною Кровию Христовою рода человеческого.

Если бы Христос остался на земле, то Дух Святой не пришел бы на землю, как Сам Христос возвестил, а это было невозможно по причине равенства Лиц пресвятыя Троицы и равнаго их действия и содействия. Как мир весь создан был ипостасным Словом Бога Отца при содействии Святого Духа, так и искупление и спасение человеческаго рода должно было совершаться при непременном содействии Духа Всесвятаго. Слава Твоему всеблагому, премудрому и всеспасительному промыслу, пресвятая Троица, Боже наш, Отче, Сыне и Душе Всесвятый» (св. Иоанн Кронштадтский).

Что значит Вознесение для Самого вознесшегося Спасителя? Св. Феофан Затворник писал так: «Для Самого Спасителя Вознесение есть, по учению отцов Церкви, высочайшее его прославление и облечение Царственною Божественною властию. Есть высочайшее прославление. – Господь наш Иисус Христос есть Богочеловек – совершенный Бог и совершенный человек».

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение!

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/preslavnoe-voznesenie-gospodne...