ПРЕПОПОДОБНЫЙ ИОВ ПОЧАЕВСКИЙ – НАСТАВНИК МОНАХОВ И МИРЯН

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Многие из нас любят прп. Иова Почаевского, но не многие знают, что он оставил после себя поучения, актуальность которых за прошедшие четыреста лет никак не уменьшилась.

В день памяти прп. Иова, который Церковь празднует 19 мая, Почаевская Лавра буквально переполнена людьми, однако, несмотря на это, далеко не у каждого есть возможность почтить святого своим присутствием на богослужении в его обители. Мы можем помолиться ему у себя дома или в ближайшем храме, а можем еще прислушаться к его поучениям, восприняв и реализовав их в собственной жизни.

Довольно привычным является восприятие того факта, что аскетическая литература была написана для монашествующих, но прп. Иов не забывает и о мирянах. Вот, к примеру, тема «об отречении от мира и духовном совершенстве» как нельзя лучше подходит для тех, кто выбрал путь нестяжательства, уединения, молитвы и послушания, однако почаевский игумен не забывает здесь и о таких, как мы. Собственно, само отречение от мира и духовное совершенство он видит в способности удерживаться от осуждения. Дело это трудное во всех смыслах, но особенно тяжело не осуждать тех, кто должен быть примером для подражания и у кого слова расходятся с поступками. Речь здесь идет о священнослужителях и монахах, чей образ жизни отличается от декларируемого. Сегодня многие миряне образованны, легко находят информацию в сети, а потому также легко могут отыскать места в Писании или каких-либо еще правилах, которые можно поставить в упрек нерадивому священнику или монаху.

Нельзя не сказать, что часто православные христиане в той или иной мере знают о проблемах с нравственностью тех, кто претендует на моральный авторитет. Однако же такие люди делятся на бесконечно осуждающих и принимающих немощи ближнего. Конечно, здесь нет и капельки оправдания греха, просто кто-то понимает, что Церковь свята по святости Христа, но в ней есть люди, которые грешны из-за личных грехов – а кто-то всё смешивает, тем самым колебля собственную веру и оправдывая духовную лень. В таком случае прп. Иов предлагает обратить внимание на собственные недостатки, ведь в других мы видим то, что есть в нас самих. Тот, кто не понимает этого, собирает «себе отсюда больший огонь на окаянныe свои головы и лишает себя всякoго оправдания и прощения». Более того: «Закон же Христа и учение Его апостолов даны не монахам только, но и мирянам… очевидно, что не к монахам только, соблюдающим писания и проводящим безмолвную и пустынную жизнь, но ко всем, живущим по городам и селам с женами и детьми. Ибо разве должен мирянин иметь что-нибудь больше, чем инок, кроме одного только сожительства с женою? Ибо в этом только он имеет извинение; в остальном же – нисколько, но все наравне с иноком предписано ему делать, – и во всяком случае для него не безопасно преступление всех заповедей». В приведенных словах чувствуется строгость прп. Иова, но зато всё ясно и доходчиво. Обозначенные вещи многие из нас и так понимают, но только теперь мы еще можем сказать, что отречение от мира для мирян, как бы противоречиво ни звучало такое словосочетание, заключается в неосуждении, пусть даже в самых несправедливых на наш взгляд случаях.

«Вы же, возлюбленные, расположите свое сердце к принятию Евангелия, и пусть не подавляет вашего ума чрезмерное попечение о житейском», – этот призыв прп. Иова так же понятен, как и предыдущее поучение, но, кажется, что сегодня он приобретает особую остроту. В условиях войны попечение о житейском возрастает многократно. Возникают новые нужды, новые опасности и тревоги. Призыв Христа не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34) отнюдь не означает безответственности в периоды испытаний. Просто в критических ситуациях попечение о житейском может перерасти в навязчивую идею или даже стать фобией, особенно на фоне, когда другие дела отходят на второй плане или вообще исчезают. От такого чрезмерного погружения в нужды нас и стремится удержать прп. Иов.

Еще одно поучение почаевского игумена касается смерти – смерти, которая, к сожалению, сегодня как никогда ходит близко, забирая с собой многих, независимо от возраста. Ко всем возможностям умереть война добавила еще одну и очень значительную. «Всё суета в человеческой жизни: как цвет засохнет и как обманчивый сон пройдет», – пишет прп. Иов, теперь и многие из нас сами приходят к этой мысли, переоценивают и переосмысливают свою жизнь. Мы стали еще больше ценить вещи, не связанные с материальным бытием, как то дружба, любовь, верность, общение, вера. В нынешних обстоятельствах есть возможность приобрести то, чего никогда не приобрел в других условиях. «Поистине всё – суета, – продолжает прп. Иов, – итак, видя это, братие, будем терпеть с благодарением, так как все бывает от Бога». Такое отношение позволяет приобретать праведность, а для праведника и восприятие смерти становится совсем иным. Страх и беспомощность проходят. Даже неизвестность не пугает, потому что в той новой реальности ждет любящий Господь. «Не будем считать погибшими тех, которые отходят к Богу. Праведный Бог, увидев, что они творят правду, в правде и успокаивает их», – подытоживает прп. Иов.

Наставления всеми нами любимого святого совершенно небольшие по объему, они просты и понятны. Не могу сказать, что когда я знакомился с ними, то не узнал чего-то кардинально нового, но всё равно они заставили подумать над смыслами, которые в повседневной суете теряются. От поучений прп. Иова веет теплотой и строгостью, кажется, что через них будто ощущаешь дух святого, возможно, где-то частично постигаешь его мысли и устремления, а потом возникает желание хоть немного исправить свою жизнь, взять с него в пример. Думаю, что если в нас благодаря наставлениям прп. Иова Почаевского произойдут положительные изменения, то порадуют они его гораздо больше, чем краткие молитвы раз в году.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/prp-iov-pochaevskiy-nastavnik-monahov-i-...