ПРЕПОПОДОБНЫЙ ИОВ ПОЧАЕВСКИЙ – НАСТАВНИК МОНАХОВ И МИРЯН
Многие из нас любят прп. Иова Почаевского, но не многие знают, что он оставил после себя поучения, актуальность которых за прошедшие четыреста лет никак не уменьшилась.
В день памяти прп. Иова, который Церковь празднует 19 мая, Почаевская Лавра буквально переполнена людьми, однако, несмотря на это, далеко не у каждого есть возможность почтить святого своим присутствием на богослужении в его обители. Мы можем помолиться ему у себя дома или в ближайшем храме, а можем еще прислушаться к его поучениям, восприняв и реализовав их в собственной жизни.
Довольно привычным является восприятие того факта, что аскетическая литература была написана для монашествующих, но прп. Иов не забывает и о мирянах. Вот, к примеру, тема «об отречении от мира и духовном совершенстве» как нельзя лучше подходит для тех, кто выбрал путь нестяжательства, уединения, молитвы и послушания, однако почаевский игумен не забывает здесь и о таких, как мы. Собственно, само отречение от мира и духовное совершенство он видит в способности удерживаться от осуждения. Дело это трудное во всех смыслах, но особенно тяжело не осуждать тех, кто должен быть примером для подражания и у кого слова расходятся с поступками. Речь здесь идет о священнослужителях и монахах, чей образ жизни отличается от декларируемого. Сегодня многие миряне образованны, легко находят информацию в сети, а потому также легко могут отыскать места в Писании или каких-либо еще правилах, которые можно поставить в упрек нерадивому священнику или монаху.
Нельзя не сказать, что часто православные христиане в той или иной мере знают о проблемах с нравственностью тех, кто претендует на моральный авторитет. Однако же такие люди делятся на бесконечно осуждающих и принимающих немощи ближнего. Конечно, здесь нет и капельки оправдания греха, просто кто-то понимает, что Церковь свята по святости Христа, но в ней есть люди, которые грешны из-за личных грехов – а кто-то всё смешивает, тем самым колебля собственную веру и оправдывая духовную лень. В таком случае прп. Иов предлагает обратить внимание на собственные недостатки, ведь в других мы видим то, что есть в нас самих. Тот, кто не понимает этого, собирает «себе отсюда больший огонь на окаянныe свои головы и лишает себя всякoго оправдания и прощения». Более того: «Закон же Христа и учение Его апостолов даны не монахам только, но и мирянам… очевидно, что не к монахам только, соблюдающим писания и проводящим безмолвную и пустынную жизнь, но ко всем, живущим по городам и селам с женами и детьми. Ибо разве должен мирянин иметь что-нибудь больше, чем инок, кроме одного только сожительства с женою? Ибо в этом только он имеет извинение; в остальном же – нисколько, но все наравне с иноком предписано ему делать, – и во всяком случае для него не безопасно преступление всех заповедей». В приведенных словах чувствуется строгость прп. Иова, но зато всё ясно и доходчиво. Обозначенные вещи многие из нас и так понимают, но только теперь мы еще можем сказать, что отречение от мира для мирян, как бы противоречиво ни звучало такое словосочетание, заключается в неосуждении, пусть даже в самых несправедливых на наш взгляд случаях.
«Вы же, возлюбленные, расположите свое сердце к принятию Евангелия, и пусть не подавляет вашего ума чрезмерное попечение о житейском», – этот призыв прп. Иова так же понятен, как и предыдущее поучение, но, кажется, что сегодня он приобретает особую остроту. В условиях войны попечение о житейском возрастает многократно. Возникают новые нужды, новые опасности и тревоги. Призыв Христа не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34) отнюдь не означает безответственности в периоды испытаний. Просто в критических ситуациях попечение о житейском может перерасти в навязчивую идею или даже стать фобией, особенно на фоне, когда другие дела отходят на второй плане или вообще исчезают. От такого чрезмерного погружения в нужды нас и стремится удержать прп. Иов.
Еще одно поучение почаевского игумена касается смерти – смерти, которая, к сожалению, сегодня как никогда ходит близко, забирая с собой многих, независимо от возраста. Ко всем возможностям умереть война добавила еще одну и очень значительную. «Всё суета в человеческой жизни: как цвет засохнет и как обманчивый сон пройдет», – пишет прп. Иов, теперь и многие из нас сами приходят к этой мысли, переоценивают и переосмысливают свою жизнь. Мы стали еще больше ценить вещи, не связанные с материальным бытием, как то дружба, любовь, верность, общение, вера. В нынешних обстоятельствах есть возможность приобрести то, чего никогда не приобрел в других условиях. «Поистине всё – суета, – продолжает прп. Иов, – итак, видя это, братие, будем терпеть с благодарением, так как все бывает от Бога». Такое отношение позволяет приобретать праведность, а для праведника и восприятие смерти становится совсем иным. Страх и беспомощность проходят. Даже неизвестность не пугает, потому что в той новой реальности ждет любящий Господь. «Не будем считать погибшими тех, которые отходят к Богу. Праведный Бог, увидев, что они творят правду, в правде и успокаивает их», – подытоживает прп. Иов.
Наставления всеми нами любимого святого совершенно небольшие по объему, они просты и понятны. Не могу сказать, что когда я знакомился с ними, то не узнал чего-то кардинально нового, но всё равно они заставили подумать над смыслами, которые в повседневной суете теряются. От поучений прп. Иова веет теплотой и строгостью, кажется, что через них будто ощущаешь дух святого, возможно, где-то частично постигаешь его мысли и устремления, а потом возникает желание хоть немного исправить свою жизнь, взять с него в пример. Думаю, что если в нас благодаря наставлениям прп. Иова Почаевского произойдут положительные изменения, то порадуют они его гораздо больше, чем краткие молитвы раз в году.
Протоиерей Владимир Долгих
https://pravlife.org/ru/content/prp-iov-pochaevskiy-nastavnik-monahov-i-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии