Преподобный Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис): Поучения (часть 7)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

  

Мы живем так, как будто не ощущаем величия Бо­жественного промысла...

 

Тем не менее, Бог очень таинственен. Мы не можем понять Его действий. Не думайте, что Бог сна­чала сделал так, а потом стал исправлять. Бог не совер­шает ошибок. Он не исправляет ничего...

Но Кто Он в Своей глубине, по сущности, мы не знаем. Хотя советы Бо­жий (волю Божию) исследовать мы не можем.

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше зем­ли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 8—9).

  

Не бойся сатаны и ада

 

Вот смотри… И ад, и сатана, и рай, и все такое прочее – это реальные вещи… Тем не менее, я не желаю, чтобы ты их боялась, или постоянно о них думала, как ты это делаешь…

Я хочу, чтобы ты полюбила Христа, Который есть все, и тогда, где бы ты ни была, ты ничего из всего этого не будешь бояться. Ты будешь иметь вся благая и здесь и там.

Конечно! Христос нас ждет, и как только мы чуть-чуть приоткроем для Него свое сердце, немедленно входит туда, и тогда у нас есть все. Ведь Он подобен солнцу, дитя мое, и как только ты немного раздвинешь шторы на окне его свет и лучи немедленно проникают в комнату и согревают нас…

Очень часто Геронда мне говорил:

«Я советую тебе всегда иметь любовь. Сначала любовь, а потом все остальное».

«Мы должны любить в простоте сердца, точно так же мы должны и молиться».

«Я не желаю, чтобы вы приступали к Богу со страхом смертным. Нет, напротив, я хочу, чтобы вы делали это с великой любовью к Нему. Это – выше, детка».

                                                                  

 Старец, спасший своего послушника Паисия

 

Когда Бог дает нам дар смирения, тогда мы все ви­дим, все ощущаем, тогда Им живем очень явственно. Когда нет у нас смирения, тогда не видим ничего. И на­против, когда удостоимся святого смирения, тогда ви­дим все, радуемся всему. Тогда мы живем Богом, вну­три нас рай, которым является Сам Христос.

Я вам расскажу кое-что, не знаю, читали ли вы это в «Пате­рике»… В этом повествовании указывается на промысел Божий и силу молитвы старца.

Один старец послал своего послушника, Паисия, на работу вдали от кали­вы. Тот шел, шел часами. Был полдень. Солнце пали­ло. Он увидел большую скалу, под которой была тень, подошел и лег отдохнуть в тени скалы и уснул. И ког­да он спал там или не спал, а был в состоянии дремоты, видит старца, который говорит ему:

— Паисий, Паисий, встань и уходи оттуда!

Услышав, что старец громко зовет его, он встал и удалился. Только он сделал пять-шесть шагов, как раздался грохот, и он увидел, как обрушилась скала. Она бы его размозжила и не оставила бы целой ни косточки. Старец был очень далеко от Паисия, но ви­дел его…

Вот промысел Божий. Слова Господни подтверж­даются: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; бу­дут говорить новыми языками; будут брать змеи; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; вложат рут на больных, и они будут здоровы

(Мк. 16,17—18).

Мы можем подумать и сказать:

— Боже мой, Ты везде присутствуешь и все ви­дишь, где бы я ни был. Ты с любовью следишь за каж­дым моим шагом.

Будем повторять с Давидом: Камо пойду от Ду­ха Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо. Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря: И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс. 138. 7-10).

Одного знания, конечно, недостаточно. Но это ве­ликое укрепление и утешение, когда мы верим в это, живем и проникаемся этим.

   

Душа должна быть как в притче пастушка, которая влюблена в пастуха

 

Однажды, когда находился в Каллисии у Старца, ему сказали, что в Афинах устраивается вечер, на котором будет выступать один святогорский игумен. Отец Порфирий сказал мне, что он очень хочет вздохнуть святогорским воздухом, имея в виду предстоящее выступление. На машине одного друга Старца мы по улице Асклипия добрались до храма Святителя Николая, где проводилось собрание.

Зал был переполнен, и главным образом студентами и студентками. Сначала выступил один богослов, который достаточно хорошо изложил святоотеческие взгляды на проблемы современности. Затем слово взял святогорский игумен, и духовное воодушевление в зале дошло до предела.

Когда он закончил, одному студенту пришла в голову мысль – попросить отца Порфирия, которого он увидел сидящим согбенно в уголке, сказать им несколько слов. Большинство собравшихся поддержало это предложение.

Геронда, казалось, находился в замешательстве, он сказал, что не выступает на народных собраниях, но «глас народа» вынуждает его говорить. Очень тихим, едва слышным в зале голосом он сказал: «Я не выступаю, но только молю Бога просветить моего послушника (имеется в виду выступавший игумен), чтобы Он дал ему слово». Однако слушатели не пожелали ограничиться этими его словами, и просили сказать что-нибудь еще.

Тогда отец Порфирий спросил: «О чем вы хотите, чтобы я вам сказал?» «Как мы сейчас можем проводить истинно христианскую жизнь?» - ответили собравшиеся. И Геронда очень медленно начал говорить: «Многие говорят, что христианская жизнь трудна и неприятна; но я считаю, что она легка и радостна, но при наличии двух вещей: смирения и любви». Слушатели, многие из которых делали записи в своих блокнотах, спросили:

«Как мы можем, Геронда, стяжать смирение и любовь?»

Тогда Геронда стал говорить «в притчах», с присущим ему неподражаемым талантом рассказчика:

«Я расскажу вам, дети мои, одну историю. Некогда в горах жила одна пастушка, которая пасла овец. Целый день она трудилась, заботясь о стаде, выгоняя его на пастбище, ведя на водопой, оберегая от диких зверей. Вечером она загоняла скот назад в овчарню, доила маток и оставляла до утра. Когда же наступала ночь, и ее родители засыпали, она, несмотря на сильную усталость, перебиралась через ограду загона и бежала в темноте, пробираясь среди скал и колючих кустов к заветному косогору, чтобы встретиться с пастухом, которого она любила.

И когда она его видела, то была счастлива, не смотря на труды и жертвы, на которые она шла ради этого свидания. И даже, поскольку эта встреча с возлюбленным стоила ей стольких трудов и жертв она была от этого еще более счастлива».

Простите мне, что я, монах, рассказываю вам о влюбленных, я делаю это для того, чтобы вы лучше поняли то, о чем хочу сказать. Так и душа должна иметь своим возлюбленным Христа, чтобы быть радостной, как пастушка, которая влюблена в пастуха. Но что такое человеческая любовь перед любовью божественной?

Эта любовь ложная и временная, тогда как божественная любовь истинная и вечная. Душа, которая любит Христа, всегда радостна и счастлива, что бы с ней ни случилось, каких бы трудов и жертв ей ни стоила эта ее божественная любовь. И даже чем больше она трудится и жертвует ради ее возлюбленного Христа, тем большее счастье испытывает.

Душа любит Христа, когда она знает и исполняет Его заповеди. Когда душа возлюбит Христа, она начинает любить и людей, она не может их ненавидеть. В душу, которая любит Христа не может войти сатана. Вот, к примеру, возьмем сейчас нашу аудиторию: предположим то мы все здесь собравшиеся – хорошие люди.

Если вдруг теперь в дверях покажутся хулиганы, и захотят войти внутрь, то они не смогут этого сделать, потому что зал уже заполнен нами. Так и в душу, которая полна Христом, не может войти и поселиться дьявол, сколько бы он ни старался, потому что он там не помещается, там нет для него свободного места. Так мы сможем вести истинно христианскую жизнь».

Все собравшиеся были глубоко тронуты простыми, но проникновенными словами Старца. Спустя несколько дней после этого вечера я вновь посетил отца Порфирия в Каллисии. Между прочим я рассказал ему о том, с каким глубоким удовлетворением молодежь, и те кому они потом пересказывали услышанное, восприняли его слова и пример с пастушкой.

Геронда был рад моим словам, и сказал: «Благословение Божие да пребудет на них. Ты знаешь, дитя мое. Я не выступаю в аудиториях, на собраниях. Меня вынудили сказать что-то. Ты знаешь, эта пастушка приходила ко мне на исповедь. Все было так, как я рассказывал. «Геронда, - спросил я, - так, значит, эта история с пастушкой действительно имела место?» «Ну, конечно» - ответил отец Порфирий.

На меня произвело большое впечатление то, как удачно Геронда использовал в своих иносказаниях события повседневной жизни, чтобы таким образом сделать доступным пониманию брани в борьбе за вечность.

Геронда, говоря о любви божественной и о любви к человеку, был рассудителен, и избегал их сектантского отделения друг от друга. Он не говорил только лишь о божественной любви, или только лишь о человеческой любви, потому что в первом случае мы пришли бы к обездуховленной отчужденности от человека а в конце концов и от Бога, а во втором – к гуманистическому отчуждению от Бога, а в конечном счете и от человека.

Геронда всегда говорил об их православном сочетании в образе вертикальной и горизонтальной, крестообразно пересекающихся линий - любви в теле Церкви. Он учил этому не в абстрактных поучений, но совершенно конкретно, на примерах главных событиях личной жизни каждого.

  

Вне Церк­ви нет спасения

 

Церковь безначальна, бесконечна, вечна, как и ее Основатель — Троичный Бог, безначальный, бесконечный и вечный. Церковь нетварна, как нетварен и Бог. Она существовала прежде веков, прежде ан­гелов, прежде сотворения мира. Прежде создания ми­ра (Еф. 1, 4), — говорит апостол Павел.

Это Божест­венное установление. В церкви обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Это выражение мно­гообразной премудрости Божией. Это таинство та­инств. Оно было незримо и стало явлено в последние времена (1 Петр. 1, 20). Церковь пребывает непоколе­бимой, потому что укоренена в любви и премудром про­мысле Божием.

Вечную Церковь составляют три Лица Святой Троицы. В мысли и любви Триипостасного Бога изна­чально были и ангелы, и люди. Мы, люди, родились не сейчас. Во всеведении Божием мы существовали преж­де веков.

Любовь Божия сотворила нас по Своему образу и подобию. Она включила нас в Церковь, хотя знала о нашем отступлении. Она дала нам все, чтобы и нас соделать богами по благодати и дару. Несмотря на это, мы, употребляя свою свободу во зло, потеряли перво­начальную красоту, первоначальную праведность и от­секли себя от Церкви.

Вне Церкви, вдали от Святой Троицы мы потеряли рай, потеряли все. Но вне Церк­ви нет спасения, нет жизни. Поэтому милостивое серд­це Бога Отца нашего не оставило нас вне Своей любви. Бог снова открыл нам врата рая и в последние времена явился во плоти.

Благодаря Божественному воплощению Едино­родного Сына Божия людям вновь был явлен предвеч­ный замысел Божий о спасении человека. Апостол Па­вел говорит Тимофею: И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в на­родах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3, 16). Слова апостола Павла преисполнены смысла, это Божественные, небесные слова!

Бог в Своей безграничной любви соединил нас вновь со Своей Церковью в Лице Христа. Входя в нетварную Церковь, мы приходим ко Христу, входим в нетварное. То есть мы, верующие, призываемся стать нетварными по благодати, стать причастниками Боже­ственных действий Бога, войти в тайну Божества, пре­одолеть свое мирское мудрование, умереть по ветхому человеку (Кол. 3, 9; Рим. 6, 6; Еф. 4, 22) и стать бо­гоугодными. Живя в Церкви, мы живем во Христе. Это очень тонкая тема, которую мы не можем понять. Этому может научить нас лишь Святой Дух.

    

Глава Церкви — Христос, а тело — мы

 

Глава Церкви — Христос, а тело — мы, люди, христиане. Апостол Павел говорит: Он есть глава тела Церкви (Кол, 1,18). Церковь и Христос — это од­но целое. Тело не может существовать без своей голо­вы. Тело Церкви питается, освящается и живет Хрис­том. Он — Господь, всесильный, всеведущий, везде присутствующий и все исполняющий, наше утвержде­ние, наш Друг, наш Брат.

Столп и утверждение Церк­ви. Он — Альфа и Омега, начало и конец, основа, все. Без Христа не существует Церкви. Жених — Хрис­тос, невеста — каждая душа.

Христос соединил тело Церкви с небом и землей, с ангелами, с людьми и со всем творением, со всей тва­рью Божией, с животными и птицами, с каждым, даже самым маленьким, полевым цветком, с каждым насеко­мым. Церковь, таким образом, стала полнотой На­полняющего все во всём (Еф. 1, 23), то есть Христа.

Все во Христе и со Христом, внутри Него и с Ним. Это — таинство Церкви.

Христос является в единстве между нами, в Своей любви, в Церкви. Церковь — это не один я, мое эго, а все мы вместе. Церковь — это все мы. В тело Церкви включаются все. Все мы едины, а Христос — глава. Едино тело, тело Христово: И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12,27).

Мы все едины, пото­му что Бог — наш Отец и Он — везде. Когда мы жи­вем этим, мы — внутри Церкви. В этом и заключается пожелание Господне о всех членах Церкви в Его первосвященнической молитве: Да будут едино (Ин. 17, 11, 22).

Это можно понять только посредством благодати. Мы переживаем радость единства, любви и становимся едино со всеми. Нет ничего прекраснее этого!

  

В Церкви мы едины даже с теми людьми, которые, по нашему мнению, далеки от Нее

 

Важно войти в Экклесию. Как это? Нужно соединиться со своими ближними: с радостями и печалями всех людей. Будем воспринимать их как своих родных, молиться о всех, болеть о спасении их и забывать самих себя. Сделаем для них все, как и Христос для нас. В Церкви мы ста­новимся едино с каждым несчастным, страдающим и грешным. Вед  мы едины даже с теми людьми, которые далеки от Церкви!

Никто не должен желать спасения лишь себе, без спасения других людей; Это ошибка — молиться о се­бе, чтобы спастись самому. Мы должны любить других и молиться, чтобы не погиб никто, чтобы все вошли в Экклесию. Вот что достойно христианина и благородно. И с этим желанием долж­но уходить от мира, чтобы уйти в монастырь или в пу­стыню.

Когда мы отделяем себя, мы — не христиане. А что нас отделяет? – Деньги… Мы тогда истинные христиане, когда имеем глубокое чувст­во того, что мы — члены таинственного тела Христо­ва, Церкви, все связанные любовью…

   

Тонкость таинства Христианства (липтотыта ту мистыриу)

 

Когда мы жи­вем соединенные со Христом, то есть когда живем в единстве друг с другом внутри Его Церкви с чувством единого. Поэтому Христос молится Своему Отцу, го­воря: Да будут едино. Он говорит это и повторяет, и апостолы везде подчеркивают это. Это — величайшая глубина, величайший смысл, который существует в Церкви. Вот в чем таинство: чтобы все как один чело­век соединились в Боге. Другой такой религии нет!

Ни одна религия не говорит ничего подобного! Потому что это Таинство, тайна, которая открывается Богом. О чем-то хорошем все говорят, но не об этом таинстве. Никому не открывается  о возможности такой чуткости к Богу и тонкости таинства (липтотыта ту мистыриу). А ведь это как раз то, чего ищет Христос и говорит нам, что мы должны стать именно та­кими - чуткими, потому что Он хочет, что мы были Его…

Я вам скажу больше, мы едины даже с теми людьми, которые далеки от Церкви! Они далеки по неведению. Будем молиться, чтобы Бог просветил их, чтобы они изменились и при­шли ко Христу.

Ведь мы смотрим на это искаженным взглядом, по-человечески (антропина). Но на самом деле мы в это время движимы противным Христу духом (ме алло тропо), в то время как думаем, что любим Христа.

Но Христос, Который посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), говорит нам: Любите вра­гов ваших (Мф. 5, 44). Будем желать быть всем вме­сте, всем вместе с Богом. Если мы будем переживать это на собственном опыте, то у нас будут и соответст­вующие результаты, мы все будем любить друг друга, будем едины.

  

Для людей Божиих расстояния не существует

 

Для людей Божиих расстояния не существует, пу­скай это будет даже за тысячи километров. Где бы мы ни находились, мы все вместе. Как бы далеко ни нахо­дились наши ближние, мы должны поддерживать их.

Мне звонят одни наши товарищи из государства, кото­рое находится на берегу Индийского океана. Называ­ется оно Дербан, если я правильно произношу, это в Южной Африке, два часа от Йоханнесбурга. На днях они приехали сюда, сопровождая одного больного в Англию, и зашли; чтобы я прочитал над ними молитву. Я пришел в большое умиление.

Когда нас соединяет Христос, расстояний не су­ществует. Когда я уйду из этой, жизни, это будет луч­ше. Я буду ближе к вам…

  

Любовь требует жертв 

 

Любовь Старца не имела границ, она была безгранична. Она распространялась на всех детей Божиих, на всех людей, на друзей и врагов. Он говорил мне: «В венце нашей любви к друзьям есть разные примеси (расчет, взаимность, тщеславие, слабость, пристрастная симпатия), тогда как венец нашей любви к врагам – чист». Еще он говорил: «Наша любовь во Христе должна достигать всюду, проникать даже к хиппи в Маталу.

Я очень хотел туда сходить, не для того чтобы им сказать проповедь, или чтобы их упрекать в чем-то, но чтобы пожить вместе с ними «без грехов» и дать возможность любви Христовой, которая преображает, поговорить самой. Я встречал хиппи, и очень их жалел. Они были как «овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 10, 36)».

Относительно моих связей в обществе он говорил: «Не надо осуществлять свой христианский подвиг путем проповедей и споров, но путем настоящей, сокровенной любви. Когда мы вступаем в спор, люди начинают противостоять. Когда же мы их любим, это их трогает, и они становятся на нашу сторону.

Когда мы любим, то нам кажется, что мы что-то преподносим другим, тогда как на самом деле, мы предлагаем это нечто в первую очередь самим себе. Любовь требует жертв. Смиренно будем жертвовать чем-то своим, что на самом деле вовсе не наше, но Божие».

Геронда Порфирий переживал свое общение с Богом в лице Иисуса Христа. Поэтому то он и был исключительно церковным человеком.

«Христос это Церковь, и Церковь это Христос, который воспринял всех нас в Себе Самом. Когда ты любишь Христа, тогда ты вместе с этим любишь и людей, не спрашивая, достойны ли они любви, и даже не задаваясь вопросом, примут они ее или же отвергнут. Если ты желаешь встретить Христа, то ты найдешь Его в Церкви, потому что здесь все человечество соединено с Богом в Лице Христа. Невозможно иметь общение со Христом находясь в плохих отношениях с людьми.»

Это и многое другое обычно говорил нам Геронда очень просто, но благодатно, радостно и приятно, как только он один мог говорить. Своим примером он учил нас, что наша любовь ко Христу проходит через людей. Он говорил: «Наше спасение, Царство Божие, рай – это Сам Христос, то есть - Церковь».

  

Когда я стал монахом, я поверил, что смерти нет

 

Церковь — это новая жизнь во Христе. В Церк­ви нет смерти, нет ада. Евангелист Иоанн говорит: Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8, 51). Христос упраздняет смерть. Кто входит в Экклесию, тот спасается, становится вечным. Жизнь одна, бесконечное продолжение, не имеющее конца, не имеющее смерти.

Тот, кто по истине следует заповедям Христовым, не умирает никогда. Он умирает по плоти, умирает для страстей и сподобляется еще в этой жизни жить в раю, в нашей Церкви, а потом — в вечности. Благодаря Христу смерть становится мостом, который мы перейдем однажды, чтобы продолжать жить в неве­чернем свете.

И я, с тех пор как стал монахом, поверил, что смерти нет. Это я ощущал и ощущаю всегда, что я — вечный, бессмертный. Как это здорово!

В Церкви, которая обладает спасительными таин­ствами, нет места отчаянию. Мы можем быть великими грешниками. Но мы исповедуемся, священник читает над нами молитву, мы получаем прощение и приближа­емся к бессмертию, совершенно без всякого стресса, без какого-либо страха.

  

Полюбив Христа, мы должны войти в Новую Жизнь

 

Полюбив Христа, мы должны научиться жизнью Христовой. Если мы по благодати Божией достигнем этого, то ока­жемся в другом состоянии, будем находиться в завид­ном состоянии. Для нас не существует какого-либо страха: ни смерть, ни диавол, ни ад. Все это существу­ет для тех людей, которые вдали от Христа, для нехристиан. Для нас, христиан, творящих волю Его, этих ве­щей не существует.

То есть они, конечно, есть, но тог­да, когда человек приобретает ветхого человека со страстями и похотями (Тал. 5, 24). Христианин не придает никого значения ни диаволу, ни злу. Это его не волнует.

Единственное, что его волнует, — это лю­бовь, служение Христу и своему ближнему. Если мы достигнем той степени, чтобы почувствовать радость, любовь, служение Богу без всякого страха, то будем в состоянии сказать: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).

И никто не может нам помешать войти в это таинство!

   

Божественное соитие (и феа синусия) и Божественное безумие (трела)

 

Служа Богу, человек оказывается в раю. Если познаешь и возлюбишь Христа, будешь жить в раю. Христос — это рай. Рай начинается уже отсюда. Церковь — это земной рай, подобный тому, что на небе. Рай, который на небе, такой же, как и тот, что на земле. Там все ду­ши едины, как Святая Троица: три Лица, но едины и составляют одно.

Главная наша забота — посвятить себя Христу, соединиться с Экклесиею. Если войдем в любовь Божию, войдем в Церковь. Если не войдем в Церковь, не станем едино со здешней, земной Экклесиею, то суще­ствует опасность, что потеряем и небесную.

И когда го­ворим небесное, не будем думать, что там найдем иную жизнь с цветами и садами, горами, водой и птицами. Там нет земных красот. Там нечто иное, гораздо более высокое. Но чтобы приблизиться к чему-то иному, нужно пройти через эти земные образы и красоты. 

Кто живет во Христе, тот становится с Ним еди­но, с Его Церковью. С земной точки зрения, он переживает Божественное безумие (трела)! Жизнь эта совсем иная, чем у других людей. Это радость, это свет, это веселие, это взлет. Вот в чем заключается жизнь Церкви, жизнь по Евангелию, Царство Божие.

Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Хри­стос входит в нас, и мы — в Нем. Это бывает так же, как кусок железа, который помещают в огонь. В огне он и сам становится огнем и светом. А вне огня — сно­ва темное железо, тьма.

В Церкви происходит Божественное соитие (и фиа синусия), мы становимся обоженными... Когда мы со Христом, как бы входим в свет - мы во свете. А когда мы пребываем во свете, то там нет тьмы.

Но свет светит не всегда. Это зависит от нас. Так бывает и с железом, которое вне огня становится темным. Тьма и свет не сочетаются. Никогда мы не можем иметь и свет и тьму одновременно. Или свет, или тьма. Когда зажигаешь свет, тьма исчезает…

   

Древняя сказка о ветре и солнце

 

Один мой друг, как он сам мне по секрету рассказал, пережил очень жесткое к себе отношение со стороны людей придерживающихся строгих установок, в результате чего он был крайне унижен и обижен, в его характере произошел как бы надлом.

Геронда его успокоил, расставил все по своим местам, применив свой, всегда успешный, «душевный рентген». Он сказал ему: «Ты хороший человек, очень чувствительный, спокойный, ты – овца Божья. Но когда к тебе начинают относиться грубо, ты замыкаешься и внутренне противодействуешь этому, тогда на тебя начинают сильно обижаться, тебя перестают понимать.

Но когда к тебе относятся с добром, тогда ты проявляешь такие таланты, которые до этого были в тебе сокрыты, что все поражаются.

Люди, которые тебя обидели и нанесли тебе рану не знакомы даже с той древней сказкой о ветре и солнце, в которой они поспорили, кто из них сильнее, и заключили договор: кто снимет тулуп с пастуха, который в тот момент забирался на гору, тот и сильнее.

Ветер начал дуть, сильнее и сильнее, но пастух лишь замерз, и еще плотнее запахнул свой тулуп. Тогда из-за облаков вышло солнце, расточая вокруг приятное тепло и благорастворение воздухов, пастух согрелся и снял свой тулуп. Тогда солнце сказало ветру: «Видел, кто из нас двоих сильнее?»

И Геронда Порфирий закончил:

«Грубостью не приобретешь человека, но только добротой».

«Есть, - говорил Геронда, - монахи, которые просят прощенья, исповедуются, но у них внутри остается страсть памятозлобия.

В таком случае благодать Божья не приходит. 

  

Рассказ автора о себе:

 

У меня здесь выполнял различные работы, и получал зарплату один мастер, сосед. Я не знаю, с чего это началось, но он стал ругать меня при всех и здесь, за стенами монастыря. Тогда я задумался: что делать? Как ему помочь?

Однажды я зашел к нему в гости. Увидев меня, он пришел  в растерянность, как-то весь съежился, покраснел. Он подумал, что я пришел? чтобы отругать его. Я завел разговор об его саде, хвалить богатый урожай. Беседовали мы еще о гостеприимстве… Вот так и сидели. Его сердце согрелось. С тех пор он уже не отходит от монастыря, с охотой выполняя здесь все работы.

В таких ситуациях надо найти правильный подход!

На Святой Горе я научился православ­ному духу, глубокому святому, молчаливому, без раз­доров, ссор и осуждения

Чтобы сохранить свое единство, мы должны слу­шаться Церкви, ее епископов. Слушаясь Церкви, мы слушаемся Самого Христа. Христос хочет, чтобы мы стали одним стадом с одним пастырем (см. Ин. 10, 16).

Будем переживать за Экклесию, будем сильно лю­бить ее. Не будем терпеть того, чтобы осуждали Ее представителей. Каков православный дух? На Святой Горе я научился православ­ному духу, глубокому святому, молчаливому, без раз­доров, ссор и осуждения.

Не будем верить тем, кто осуждает клириков. Даже если своими глазами увидим, что какой-нибудь клирик делает что-либо предосуди­тельное, не будем этому верить, не будем об этом ду­мать и разносить повсюду. То же и в отношении к мир­ским членам Церкви, к каждому человеку. Все мы — Церковь.

Когда Церковь осуждают за ошибки Ее представителей с той целью, чтобы якобы помочь ис­правлению, то совершают огромную ошибку. Такие люди не любят Церковь. Не любят, конечно, и Хрис­та. Мы тогда любим Церковь, когда своей молитвой объемлем каждый из Ее членов, и делаем то, что дела­ет Христос: жертвуем собою, бодрствуем, делаем все, как и Он, Который, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1 Петр. 2, 23). 

   Исихазм.ру

http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=5&id=3251