Преподобный Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис): Поучения (часть 6)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

  

Христос – наш Друг!

 

Христос – это новая Жизнь. Христос – это все. Он – радость, Он – жизнь, Он – свет, свет истинный, который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит все, видит всех, болеет за всех, хочет чтобы все были вместе с ним, и все - рядом со Христом.

Когда мы находим какую-либо вещь, или сокровище, то не желаем нигде говорить об этом. Но христианин, когда обретет Христа, когда познает Его, когда Христос войдет в его душу и он ощутит Его, тогда он хочет говорить и кричать об этом повсюду.

Он хочет говорить о Христе, о том, что такое Христос. Возлюбите Христа и ничто не предпочтите Его любви. Христос это все, это источник жизни, предел желаний, это – все. Во Христе есть все, все самое прекрасное.

Далеко отстоят от Христа скорби, уныние, нервозность, переживания, воспоминания жизненных травм, браней и страдания. Все это бывает в нашей жизни. Мы торопимся туда, бежим сюда, но все напрасно, и мы нигде не можем остановиться. Но где мы обретем Христа, пусть это будет даже пещера, там мы остаемся, и боимся уйти, чтобы не потерять Его.

Читайте, и вы все узнаете. Подвижники, которые познали Христа, не желали оставлять своих пещер, не желали идти в мир на дело проповеди, они хотели остаться там, где ощутили соприсутствующего им Христа.

 

Христос - это все!

 

Христос – это источник жизни, радости. Это все. А как тебе кажется, Никос?

 - То, что Вы сказали, Геронда, - это золотые слова, и это реальность. Как вы говорите, так и есть на самом деле.

- Да, - продолжал Геронда, - так мы слышим призыв к жизни. Когда говорим, что мы христиане, когда говорим, что мы – Христовы. Ты понял? Вот как бывает. И в час испытания, как только мы увидим Христа, тут же отбрасываем свои намерения и хотим быть со Христом. Но Христос – наш друг, Он – наш брат, и Он говорит:

«Вы – Мои друзья». «Я не желаю, чтобы вы смотрели на меня иначе, Я не желаю, чтобы вы смотрели на меня так: что Я – Бог, что Я -  Бог Слово, что Я – ипостась Святой Троицы. Я хочу, чтобы вы смотрели на меня как на своего, как на вашего друга, заключили меня в свои объятия, ощутили меня в своей душе – вашего Друга, Меня – источник жизни, как это есть на самом деле».

Но все это - истинно!

 

Когда человек возлюбит Христа, он освобождается от дьявола, от ада и от смерти

 

Здесь в падшем мире, как я уже сказал, есть сатана, есть ад, есть смерть. Все это здесь есть, есть на самом деле. Это другая область, это зло, это тьма, и то, что принадлежит тьме.

Человек Христов должен возлюбить Христа, и когда он возлюбит Христа, он освобождается от дьявола, от ада и от смерти. Ты спросишь меня, а ты достиг этого?

Нет, я не достиг, я об этом прошу, я этого хочу. И когда я бываю один, и вообще везде я стараюсь так жить. Я не живу еще там постоянно, я не вошел полностью в Эту Жизнь. Но… пытаюсь…

То есть, как тебе сказать, как объяснить? Я не ушел в эту область… но я там был один раз, я видел ее, но теперь меня там нет, но я ее помню, тоскую по ней и хочу вернуться. Вот, и сейчас, и завтра, послезавтра, в каждое мгновенье это желание ко мне возвращается, и я очень хочу, я жажду туда отправиться. Но я не там. Я не могу вам этого объяснить.

Ну, вы поняли?

  

Души, которые в борьбе мучаются от страстей, удостаиваются большей любви и благодати Божией

 

Знайте же еще вот что. Страдающие души, скорбя­щие, которые мучаются от страстей, удостаиваются ве­ликой любви и благодати Божией. Такие люди стано­вятся святыми, а мы часто их осуждаем. Вспомните апостола Павла, что он говорит: А когда умножился грех, стала преизобиловатъ благодать (Рим. 5, 20).

Когда будете помнить это, тогда будете ощущать, что те, кто страдают от страстей, достойнее и вас, и меня. Мы видим их немощными, но когда они откроются Богу, то станут все полны любви (агапи) и преисполнены Божественной любви –  влечения к Богу (эрота).

Хотя они привыкли к другому, но потом они всю силу (динами) души отдают Христу и от любви Христовой становятся огнем. Так происходит чудо Божие в таких душах, которые мы называем про­пащими.

Не будем унывать, не будем спешить, не будем су­дить по вещам поверхностным и внешним. Если, к при­меру, вы видите женщину голую или неприлично оде­тую, не останавливайтесь на внешнем, но войдите в глубину, в ее душу.

Возможно, это очень хорошая ду­ша и она находится в поисках смысла жизни, что и вы­ражает своим странным внешним видом. В ней есть ди­намизм, демонстративная сила, она хочет привлечь взо­ры других людей. Но по неведению делает это нелепо.

Подумайте, а если она познает Христа? Она поверит и всю свою энергию направит ко Христу. Она сделает все, чтобы привлечь благодать Божию, и станет святой!

Один из видов нашего выказывания себя, эгоизма, заключа­ется в том, чтобы требовать от других они стали хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хороши­ми, но поскольку не можем, то требуем этого от других и настаиваем на том... Тем не менее, вместо того, чтобы исправить положение молитвой, мы часто огорчаемся, возмущаемся и осуждаем.

  

Любовь душевная и духовная

 

Я вам скажу нечто необычное: часто мы своим беспокойством причиняем зло другим людям...

Часто мы своим беспокойством, своими страхами и плохим душевным состоянием, сами того не желая и не понимая этого, причиняем зло другим людям, даже ес­ли их сильно любим, как, например, мать любит своего ребенка. Мать передает ребенку весь свой страх за его жизнь, за его здоровье, за его успех, даже если и не го­ворит с ним, даже если не выражает того, что у нее вну­три.

Эта душевная любовь, то есть естественная любовь (фисики агапи), может иногда приносить вред. Но такого не бывает с любовью Христовой, которая сочетается с молитвой и святостью жизни. Эта любовь делает человека святым, умиротво­ряет его, потому что Бог есть любовь.

Любовь да будет лишь во Христе. Чтобы принес­ти пользу другим, нужно жить в любви Божией, иначе ближнему не можешь помочь. Нельзя насиловать дру­гого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него. Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим поль­зу другим людям. Благодать Божия очищает горизонт его ума и убеждает его в любви Божией. Здесь есть од­на тонкость. Если человек согласится с тем, что Бог есть любовь, тогда ослепительный свет осенит его, та­кой свет, которого он не видел никогда в жизни. Так он обретет спасение.

  

Руководство по Любви к Богу

 

- Как нам, Геронда, возлюбить Христа?

- Детка, наша любовь ко Христу должна родиться следующим образом:

Все, что находится внутри нас, мы устремляем навстречу Богу, и призываем Его…

Но видя природу, деревья, растения, птиц, пчел, цветы, море, рыб, звезды, луну, солнце, и прочее великое множество прекраснейших Его творений, мы обращаем свой ум к Богу, и прославляя Его через них, пытаемся осознать, насколько они чудесны и удивительны, и стараемся полюбить их.

Когда же у нас это получится, тогда любовь восходит к нашему Творцу, и тогда мы действительно, истинно Его любим. Любовь к творению является таким образом необходимой ступенью, но еще более важным этапом на пути стяжания любви Христовой, является любовь к ближнему.

Поэтому мы должны посещать больницы, тюрьмы, детские приюты, дома престарелых и т. д. имея перед собой только и только одну эту цель.

Тогда наша любовь будет искренней…

   

Самое лучшее миссионерство - поменьше слов!

 

Будем ревнителями (зилотис). Ревнитель (зилотис) —это тот, кто от всей души любит Христа и во имя Его служит челове­ку. Любовь к Богу и людям — это неразлучная пароч­ка. Горячее желание (патос), Божественный порыв (потос), сле­зы — с умилением, а не нарочно. Все от сердца!

Фанатизм не имеет никакого отношения ко Хрис­ту. Христианин пусть будет истинным. Тогда ты ни на кого не будешь обижаться, но любовь все будет по­крывать (См.: 1 Кор. 13, 7). И по отношению к ино­верцу оставайся христианином.

То есть ты относись к человеку вежливо, учтиво, независимо от его веры. Можно заботиться о магометанине, когда он нуждает­ся в этом, поговорить и пообщаться с ним. Пусть будет уважение к свободе другого человека. Как Христос стоит у двери и стучит (См.: Откр. 3, 20), не наси­луя, но ожидая, чтобы душа сама свободно приняла Его, так и мы будем стоять перед каждой душой.

При миссионерской работе надо использовать мяг­кие, тонкие средства, чтобы души не противодейство­вали и принимали то, что мы им преподносим: слова, книги. И кое-что еще.

Поменьше слов!

Часто слова звучат в ушах и нервируют. Молитва и жизнь отзыва­ются в душе. Жизнь умиляет, возрождает и изменяет человека, в то время как слова остаются бесплодными. Самая лучшая миссионерская работа — это добрый пример, наша любовь, наша кротость.

   

Истинное миссионерство – своим примером

 

(этот случай был с самим о. Порфирием, но по смирению он не говорит этого)

Выслушайте один пример…

Как-то раз один священник пошел на беседу с об­разованными людьми. Его взял с собой его двоюрод­ный брат. Лектор многое сказал о марксизме. Слуша­тели воодушевились и в конце лекции разразились ап­лодисментами. Но, находясь еще на кафедре, лектор увидел священника и сказал:

- На нашей беседе присутствует батюшка. Было бы хорошо, если бы он осветил нам нашу тему с рели­гиозной и философской точки зрения.

Он сказал это иронически, полагая, что смирит его и уничижит Церковь. Священник встал и начал гово­рить:

- Не знаю, что сказать тебе, детка моя, но я слышал вот что. Такой-то мудрец на такой-то странице говорит так-то и так-то. Такой-то мудрец на такой-то странице говорит так-то. Такой — так-то и так далее. Моисей говорит так-то на такой-то странице. Исайя — так-то. Давид — так-то, Христос — так-то. — И он продол­жил свою речь цитатой из апостола Павла: — Где му­дрец? где книжник? где совопросник века сего? Не об­ратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом… (1 Кор. 1, 20, 27, 29).

«Мудрец», лектор, затворил свои уста. Самым главным было то, что священник высказал все это с кротостью и без эгоизма. Это был владыка из Патри­архии. Закончив, он сказал:

- Я ничего не знаю. Рассудите вы, что правильно. В конце пристыженный лектор признался:

- Очень хорошо нам рассказал батюшка! Он оп­роверг все, сказанное мною.

Образование — великая вещь, когда сочетается с кротостью, приветливостью и любовью. Это так при любых обстоятельствах. Говорите, когда вы подготов­лены к беседе на эту тему. Если не подготовлены, то го­ворите своим примером.

В беседах не многословьте о религии и тогда побе­дите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить... Пусть он почувству­ет, что встретился со спокойным человеком. Воздейст­вуйте на него своей доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов.

Вы не достигнете ниче­го, если будете говорить резко, если, к примеру, скаже­те ему: «Ты говоришь ложь!» И что из этого выйдет? Вы — как овцы посреди волков (Мф. 10,16). Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне мо­литесь. Будьте готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью и мо­литвой. Но чтобы поступать так, вы должны стать свя­тыми.

  

Цельная любовь

 

В другой раз я спросил Старца, какова должна быть наша любовь к Богу, и он ответил:

«Наша любовь к Богу, дитя мое, должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам…

Вот тебе пример: Человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определенной энергоемкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела, не имеющие отношения к любви к Богу, оставшийся в нем заряд для этой любви  будет весьма небольшим, часто, может быть совершенно ничтожным. Когда же мы всю нашу энергию направляем к Богу, тогда наша любовь к Нему будет велика.

Скажу тебе еще вот что…

Некая девушка очень сильно полюбила одного юношу, по имени Никос. Каждую ночь она просыпалась, и тайно от своих родителей босая выпрыгивала через окно на улицу, и не взирая на боль от впивающихся в кожу колючек, через поле бегала на встречу со своим возлюбленным.

Когда же она возвращалась назад, в дом, то Никос всегда как бы был рядом с ней. За какую бы работу она ни бралась, ее Никос был здесь, она видела его. Также само и ты, дитя мое, должен все свои силы устремлять к Богу, и твой ум всегда должен быть в Нем, потому что так Ему благоугодно».

«Мы также должны, детка, - говорил мне Геронда, - не идти средним путем христианина, потому, что он весьма тяжел. Мы должны преодолеть этот этап, оторваться от земли и высоко подпрыгнуть, с любовью ко Христу. Тогда все становится легким! Возлюбив Христа, мы уже не впадаем в грехи, и тогда мы – вне среднего пути, тогда мы – настоящие христиане».

  

Подвижник и два послушника

 

«Я хотел пойти жить с хиппи на Матале» – речь идет об одном острове в Греции, где собираются тусовки хиппи со всеми обычными проявлениями протеста: наркотики, дикий пляж, полная свобода нравов.

Любовь ко Христу безгранична, так же как и лю­бовь к ближнему. Пусть простирается всюду, до конец земли. Всюду, ко всем людям. Я хотел пойти жить с хиппи на Матале, не повторяя, конечно, их грехов, но, показывая им любовь Христову, как она велика и как она может их изменить и преобразить. Любовь выше всего.

И приведу вам один пример.

Был подвижник, у которого было два послушника. Он прилагал огромные усилия, чтобы помочь им и сде­лать их хорошими. Он, однако, беспокоился о том, дей­ствительно ли они преуспевают в духовной жизни, есть ли у них прогресс, готовы ли они к Царству Божию? Поэтому он ожидал знака от Бога, но не получал ника­кого ответа.

Как-то раз должна была состояться все­нощная в церкви другого скита, который находился на расстоянии многих часов ходьбы. Нужно было идти по пустыне. Он с утра послал своих послушников, чтобы они прибыли пораньше и все приготовили в церкви, а сам старец отправился к вечеру. Послушники были уже далеко, как внезапно услышали стоны, которые изда­вал тяжело раненный человек, прося о помощи:

- Возьмите меня, пожалуйста, — говорил он им, — потому что здесь пустыня, никто здесь не про­ходит. Кто мне сможет помочь? Вас двое. Поднимите меня и донесите до ближайшей деревни.

- Мы не можем! — ответили они ему. — Мы спешим на всенощное бдение, потому что нам поручили все приготовить.

- Возьмите меня, пожалуйста! Если вы меня ос­тавите, я умру и меня съедят дикие звери.

- Мы не можем! Что мы можем поделать? Мы должны исполнить свои обязанности.

И ушли. Вечером старец отправился на бдениие. Он шел той же дорогой. Дойдя до того места, где был ра­неный, он увидел его, подошел к нему и спрашивает:

- Что случилось, человек Божий? Что с тобой? Давно ли ты здесь? Тебя никто не видел?

- Утром проходили два монаха. Я попросил их о помощи, но они спешили на бдение.

- Я тебя возьму. Не волнуйся! — говорит старец.

- Ты не сможешь, ты стар. Ты не сможешь меня поднять, это невозможно!

- Нет, я тебя возьму! Я не могу тебя оставить!

- Но ведь ты не можешь меня поднять.

- Я наклонюсь, а ты ухватись за меня, и я поти­хоньку доставлю тебя в ближайшую деревню. Немного сегодня, немножко завтра, я тебя донесу.

С большим трудом он поднял его и пошел с такой тяжелой ношей по песку, хотя было очень трудно. Пот лил с него ручьями, и он размышлял: «Хоть за три дня, но донесу».

В пути он почувствовал, как ноша стано­вится все легче и легче, и в какой-то момент он ощутил, что не держит ничего. Тогда он обернулся, чтобы по­смотреть, что происходит, и в удивлении видит на себе ангела. Ангел говорит ему:

- Меня послал Бог уведомить тебя, что два тво­их послушника недостойны Царствия Божия, потому что не имеют любви…

Бог есть любовь, а не простой зритель нашей жизни. Он промышляете о нас и интересуется нами как наш Отец, какой Он и есть на самом деле, но Он уважает и нашу свободу.

  

Бог предвидит, но не предопределяет

 

Знание Божие непостижимо для нашего ума. Оно безгранично, охватывает все существующее, ви­димое и невидимое, настоящее и древнее. Бог знает все в точности, во всей глубине и полноте. Господь знает нас прежде, нежели мы сами познаем себя.

Он знает наше расположение и малейшую нашу мысль, помыслы, наши решения прежде их принятия. Но и до нашего зачатия, и с сотворения мира Он хорошо знал нас. Потому и Давид восхищается и восклицает: Господи, искусил мя еси, и познал мя еси... Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою... Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси... Ты познал еси вся последняя и древ­няя... Се, Господи, Ты познал еси вся... Ты созлал еси мя, и положил еси на мне руку Твою (Пс. 138, 1-5).

Я напомню вам…

Святой Дух проникает всюду. Поэтому тот, кто проникается Святым Духом, имеет ведение …

А что говорит преподобный Симеон Новый Богослов в молитве ко святому Причащению. По­слушайте:

Несоделанное мое видесте очи Твои; в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть…

Эти слова некоторые люди понимают неправильно и запутываются.

«Раз у Бога уже все записано, то есть наша судьба, — говорят они, — есть наша участь, рок. Стало быть, уже было написано и предопределено, что­бы ты, к примеру, совершил убийство. Бог предназна­чил тебя для этого».

Ты скажешь мне: «Если написано, что мне надлежит убить тебя, то я виновен или невино­вен? Раз «и еще несодеянное написано у Тебя», то по­чему мы, люди, виновны? Теперь скажи мне ты, гово­рящий, что Бог — благ, почему он написал это и не от­вратил меня от того, чтобы я этого не делал?»

Здесь сокрыто таинство - тайна. Бог по Своему всесилию и всеведению знает все, знает, что произойдет в буду­щем, но Он неповинен в зле. Бог предвидит, но не пре­допределяет. Для Бога не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Все обнажено и открыто пред Ним. Как говорит об этом апостол Павел: Все об­нажено и открыто перед очами Его (Евр. 4,13).

Все­ведущий знает и добро, и зло. Как благой по естеству, Он содействует добру и чужд зла. А раз Он чужд зла, то как Он может предопределять ко злу? Бог сотворил все весьма хорошим и всему дал доброе, святое пред­назначение….

   

Таинство добра и зла

 

Зло — это проблема, которую наша религия объ­ясняет дивным образом, лучше которого не существует. Объяснение дается следующее: зло существует и про­исходит от диавола. В нас есть и злой дух, и добрый, которые борются друг с другом. Или одного будет не­навидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть….

Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6, 24). То есть в нас происходит брань добра со злом. Но в этой брани чело­век свободен в своем выборе. Значит, не Бог предопре­деляет и решает, а свободная воля человека.

Бог в Своем всеведении со всей точностью знает не только заранее, но и до сотворения мира, что такой-то человек, к примеру, сотворит убийство, когда будет в возрасте тридцати трех лет. Но человек свободной своей волей (дар Божий, который он извратил) дейст­вует самовольно. Не Бог является причиной, и Он не предопределяет нас для этой цели. Его всеведение не обязывает нас. Он уважает нашу свободу и не упразд­няет ее. Он любит нас, не делает нас рабами, ценит нас. Бог не вмешивается в нашу свободу, уважает ее, дает нам свободу.

Значит, ответственны мы, потому что де­лаем то, что желаем сами. Бог нас не принуждает. Это предначертано и известно Богу, что ты убьешь этого человека, но Богом не определено тебе делать это.

Как возможно, чтобы Бог, сотворивший нас по Своей безмерной любви, Который Сам есть абсолютная лю­бовь и желает лишь любви, желал привести нас ко злу и убийству? Он дает тебе свободу, чтобы потом забрать ее? Ты действуешь свободно, ты решаешь то, что Бог знает изначала, не принуждая тебя, и потому ответст­венен ты.

Это очень тонкие темы, для глубокого понимания которых необходимо Божественное просвещение. Это таинства.

   

Добро, разлитое в природе, — это таинство

 

Это таинства. Добро, разлитое в природе, — это таинство. Разве не прекрасен разноцветный цветок, который привлекает тебя и побуждает любить себя? Ты подходишь к нему, а у него такой тонкий и благородный аромат, что по­буждает тебя еще больше любить его. Это и есть доб­ро. И разве это не таинство? Откуда эти краски, отку­да этот аромат? То же самое можно сказать и о птицах, о зверях, о живущих в воде. Все выражает благость Бо­жию…

Некоторые люди говорят: «Почему Бог делает так, чтобы мне было больно, чтобы я легко грешил, за­чем Он дал мне такой характер?» — и так далее. Я снова говорю вам: Бог сотворил нас добрыми. Бог дал человеку все самое прекрасное и доброе. Он предназ­начил его стать совершенным. Но Он дал ему и свобо­ду, и теперь зависит от самого человека, последовать злу или добру.

С одной стороны — любовь Божия, а с другой — свобода человека. Любовь и свобода сплета­ются воедино. Соединяется дух с Духом. Вот где таин­ственная жизнь. Когда наш дух соединяется с Духом Божиим, тогда мы делаем благо, становимся благими.

В наших страстях повинен иной — наша воля. Бог не желает ограничивать нашей воли, не желает на нас давить, не хочет применять насилие. От нас зависит, что мы будем делать и как будем жить. Или будем жить с Христом и у нас будет Божественный опыт в жизни и счастье, или будем жить в тоске и печали. Среднего состояния не бывает. Либо одно - либо дру­гое. Природа не принимает среднего состояния, изгоняет пустоту… (и фиси екдиките, миси то кено) Середины нет: или так – или наборот.

Поцелуй, например, может быть святым, а может быть и лукавым. Но до­стоинство в том, чтобы человек действовал свободно».

Если бы Он сделал нас безвольными и мы делали бы только то, что хочет Бог, то не было бы свободы. Бог создал человека, чтобы человек сам стремился стать благим, чтобы он сам желал этого и чтобы это станови­лось как бы его собственным достижением.

Хотя в дей­ствительности это происходит от благодати Божией. Сначала человек доходит до желания этого, начинает это любить, жаждать, а потом приходит Божественная благодать и желаемое достигается.

Бог есть Любовь, а не простой зритель нашей жизни

Бог есть любовь, а не простой зритель нашей жизни. Он промышляет о нас и интересуется нами как наш Отец, каков Он и есть на самом деле, но Он ува­жает и нашу свободу. Он не давит на нас. Будем иметь надежду на промысел Божий.

А если мы верим, что Бог наблюдает за нами, то будем иметь смелость предаться Его любви, и тогда мы будем непрестанно видеть Его рядом с нами. Мы не будем бояться осту­питься.

Как совершенно тело человека! Огромное пред­приятие. Человек пьет воду, которая проходит в же­лудок, в почки, очищает кровь. Работают сердце — перекачивающий аппарат, легкие, печенка, желчный пузырь, поджелудочная железа, головной мозг, нерв­ная система, чувства, зрение, слух... Что сказать о ду­ховных силах, о том, как они действуют одновременно и гармонично под покровительством и промыслом Бо­жиим!

Все находится под промыслом Божиим. Видите сосны? Сколько иголок у каждой сосны? Можете их сосчитать? А Бог знает, и без Его воли ни одна не упа­дет на землю. Как и волосы на нашей голове, которые все сочтены. Он заботится и о самых ничтожных мело­чах нашей жизни, любит и оберегает нас.

   Исихазм.ру

http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=5&id=3251