Преподобный Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис): Поучения (часть 5)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

   

Если же Бог хочет забрать меня, то пусть забирает…

 

Не прошло и нескольких лет, как болезнь моего духовника возобновилась. Состояние его здоровья непрерывно ухудшалось, он нуждался в новой операции. Страдания больного были невыносимы, сам он ничего не ел, пищу ему вводили через зонд, и день ото дня он таял как свеча.

В одно из последних моих посещений, а мой духовник лежал у себя дома, он тихим голосом сказал мне:

«Передай отцу Порфирию, что я сильно страдаю, и, припадая на колени, прошу его помолиться за меня. Если есть воля Божия, чтобы я жил, то пусть Он оставит меня ради моих духовных чад. Если же Бог хочет забрать меня, то пусть забирает. Буди благословенно имя Его».

Когда я передал его слова отцу Порфирию, он был очень растроган и немедленно попросил меня набрать телефонный номер больного. Затем последовал удивительный разговор моего духовника, который был уже на краю могилы, с отцом Порфирием, который за свою жизнь три раза оказывался у этой последней черты.

Геронда ободрил больного, рассказав ему о подобных же случаях из своего собственного опыта, когда он балансировал на грани между жизнью и смертью, на что мой духовник, по причине сильнейших болей, мог отвечать только односложно «да», или «нет». «Профессор» духовной жизни, который неоднократно претерпевал крестные страдания, укреплял своего «студента» в самые тяжёлые часы его крестной муки. Отец Порфирий разговаривал по «громкой связи». Стоя на коленях, я слушал этот разговор и слезы текли у меня по щекам.

Окончив беседу, Геронда повернулся ко мне и сказал: «Как это удивительно. Твой духовник был рядом со мной. Ты видел его?» Нет, Геронда, я его не видел, - ответил я. Тогда отец Порфирий продолжил: «Это великое чудо. Тела далеко, а души рядом! Я часто звоню твоему духовнику и днём, и ночью, особенно когда вижу, что ему очень плохо.

Мы договорились с ним молиться вместе в одно и то же время. Я стараюсь с ним говорить, когда ему особенно тяжело, и это приносит ему некоторое облегчение. Однако его утомляют посетители, также как и меня. Мне все это очень понятно, потому что я сам через это прошел. Вы правильно сделали, что не положили его на операцию.

Пусть все остается так, как есть, сколько попустит Бог». Отчаявшись в надежде, я спросил отца Порфирия: «Геронда, если Бог захочет, даже сейчас, разве не может произойти чудо, и мой духовник останется в живых?» Геронда ответил: «Богу все возможно». Но Бог не восхотел, или, лучше сказать, по всепремудрой Своей любви восхотел иного. Через несколько дней Он взял его на небо…

   

Тайна любви к Богу

 

Я вам скажу одну удивительную вещь: осуждаю­щий других не любит Христа!  Когда кто-нибудь нас обесчестит (одикази), то есть нанесет нам какую-либо обиду: клеветой, оскорблени­ем, то подумаем о том, что он — наш брат, которым ов­ладел враг. Он стал жертвой враг!

Поэтому правильно ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим. Но если мы разгневаемся на него, тогда враг с него пере­скачет на нас и будет играть нами двоими. Осуждаю­щий других не любит Христа. Ведь виною осуждению эгоизм. Отсюда начинается осуждение.

Я приведу вам один маленький пример. Смотрите:

Предположим, что человек остался один в пустыне. А вокруг - нико­го нет… Вдруг он слышит, как кто-то вдали плачет и кричит. Подходит ближе и видит страшную сцену: тигр схватил какого-то человека и яростно рвет его на части. Тот в отчаянии взывает о помощи! Через несколько минут тигр разорвет на клочки (катаспарази) беднягу…

Что сделать, чтобы помочь ему?

Подбежать к нему? Как? Но как? - Это невозмож­но.

Позвать? Кого? - Никого больше нет вокруг…

Может, схва­тить камень, бросить человеку в голову, чтобы прикон­чить его?

- «Нет-нет, конечно!» — воскликнем мы. Но именно так происходит в жизни, когда мы не понимаем, что другой че­ловек, который плохо себя ведет по отношению к нам, схвачен диаволом, тигром.

От нас ускользает, что, ког­да мы воспринимаем его без любви, это все равно, что бить камнем по его ранам. Тогда мы причиняем ему ог­ромное зло - двойное, «тигр» бросается на нас, и мы делаем то же, что и он, и даже хуже... Тогда, в чем же наша любовь к ближнему, а тем более, к Богу?

Будем воспринимать зло другого человека как бо­лезнь, которая мучает его, он страдает и не может осво­бодиться от нее. Поэтому будем смотреть на своих бра­тьев с сочувствием, будем обращаться с ними вежливо, говоря внутри себя в простоте: Господи Иисусе Хрис­те, — чтобы Он укрепил Божественной благодатью нашу душу, чтобы мы не осуждали никого.

Так вот, тайна состоит в том, чтобы воспринимать зло другого человека как бо­лезнь!

Всех будем видеть святыми! Да-да, всех будем видеть святыми... Ведь все мы носим в себе ветхого человека. Ближний, каким бы он ни был, -  плоть от плоти на­шей, наш брат, и мы не остаемся должными никому ничем, кроме взаимной любви, согласно апостолу Павлу (Рим. 13, 8). Мы никогда не можем обвинять других, потому что никто никогда не имел ненависти к своей плоти (Еф. 5, 29)…

Когда у человека есть какая-либо страсть, поста­раемся изливать на него лучи любви и милосердия, что­бы он вылечился и освободился. Но тайна в том, что это возможно только по благодати Божией. Подумайте, что он страдает больше вас. В монастыре, когда кто-либо провинился, не будем говорить ему, что он виноват. Будем относиться к нему со вниманием, уважением и молитвой. Мы постараемся не делать зла. Когда мы терпим брата, который любит возражать, это вменяется нам в мученичество. Будем делать это с радостью.

   

Христово благородство

 

Есть еще одна тайна - Христово благородство…

Христианин благороден. В чем это выражается?! В том, что  Христианин предпочи­тать терпеть обиды, чем обижать!

А как это происходит? -  Когда в нас придет добро, любовь, тогда мы забываем о причиненном нам зле. Мы этого зла уже не видим! Здесь сокрыта тайна. Когда зло приходит к нам из демонического мира, вы не можете его избежать, потому что – оно входит в нашу жизнь… Но можно научиться зло  не видеть, и оно исчезнет!

В этом величайшая тайна христианства. И это – большое искусство, которому нужно обучиться. Великое искусство за­ключается в том, чтобы презреть зло, не видеть его, как будто его и нет. Потому что в действительности его и нет: зло – это небытие и существует только в нашем сознании. А мир – добр.

Как это будет? Несмотря на то, что вы и будете замечать плохие поступки ближних, тем не менее, по благодати Божией, это зло не заденет вас, потому что вас будет наполнять благодать. Вы не видите зло, и оно не может причинить вам никакого вреда. Вот так это будет!

   

Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла!

 

Вам кажется, что вокруг зло… Это неверно. Ведь в Духе Божием все видится иначе. В нем человек не видит зла, и естественно оправ­дывает все поступки других людей. Все без исключения! Как мы сказа­ли? Христос посылает дождь на праведных и непра­ведных (Мф. 5, 45).

Виновником я вижу себя самого, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конеч­ном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен, и обнару­жишь это, когда я скажу тебе. Такое рассуждение приобретайте в своей жизни – это откроет вам невидимую дверь… Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла!

Углубляйтесь в любую вещь, не будьте поверхностными. Если не пойдем ко Христу, если не будем терпеть, когда страдаем несправедливо, то будем мучиться все время. Тайна заключается в том, чтобы воспринимать различные ситуации не плотским умом, а духовным зрением. Но этому нужно учиться!

Как раз об этом пишет преподобный Симеон Но­вый Богослов:

На всех верных мы, верные, должны смотреть как на одного... и думать, что в каждом из них - Христос, и относиться к каждому с такой любовью, чтобы быть готовыми положить за него души свои и жизнь свою. Никак не должны мы о ком-либо говорить или думать, что он зол, но всех ви­деть добрыми…

Ибо если и увидишь ко­го-либо обуреваемого страстями, ненавидь не брата, но страсти, воюющие против него, и если увидишь одержимого похотями и привычками прежде содеян­ных грехов, еще больше пожалей его, чтобы и самому тебе не впасть в искушение, поскольку и ты состо­ишь из вещества, которое легко изменяется и воз­вращается от добра ко злу.

И в другом месте он же пишет:

Любовь к ближнему – это всего лишь приготовление и испытание, чтобы взойти к большей Божественной любви …

Тайна любви к Богу, таким образом, заключается в любви к ближне­му. Потому что если ты не любишь брата твоего, кото­рого видишь, то, как можешь любить Бога, Которого не видишь? Ибо не любящий брата своего, которого ви­дит, как может любить Бога, Которого не видит?2 (1 Ин. 4, 20). 

 ……………………………………………………………………………………………………

Примеч.:

На всех верных мы, верные, должны смотреть как на одного… – это цитита из Гимнов.

Ровно (детализирует далее сам прп. Симеон) – т. е. как на одного смотрящий на всех (ос эна блепи апандос), на богатых и на бедных... (22.136). 

    

Наши злые мысли, наше злое расположение влияет на других людей

 

Наши злые мысли, наше злое расположение влияет на других людей… Поэтому нуж­но найти способ, с помощью которого можно было бы очистить свои глубины от всякого зла. Когда наша ду­ша освящена, тогда она излучает добро. Тогда мы мол­чаливо посылаем любовь, не произнося слов.

Конечно, вначале это трудно.

Вспомните апосто­ла Павла. Таким же трудным начало было и для него. Он говорил с болью: Доброго, которого хочу, не де­лаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7,19). И потом: Но в членах моих вижу иной закон, противо­борствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в чле­нах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 23—24). Тогда он был очень немощным и не мог делать добро, которое же­лал и хотел.

Это он говорил вначале. Но когда постепенно он предал себя любви и служению Богу, видя расположе­ние его души, Бог проник в него, и в него вселилась Бо­жественная благодать. Так он достиг жизни во Христе. В него вошел Сам Христос, и тот, кто говорил: Не мо­гу сделать то добро, которого желаю, — дошел до того, что по благодати Божией стал неспособным ко злу. Сначала он был неспособным сотворить добро а потом, когда вошел в него Христос, он стал неспособ­ным творить зло.

И потому взывал: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Он говорил и хвалился тем, что Христос в нем, хотя прежде говорил, что хотел сделать добро, но не мог. Куда делся бедный я человек? Исчез! Благодать совершила в нем свое де­ло. Из бедного он стал благодатным. Благодать напол­нила его, потому что прежде он смирился.

Понимаете? Все мы Духом Божиим становимся неспособными ко всякому греху. Становимся неспо­собными потому, что в нас живет Христос. Теперь мы уже способны лишь к добру. Так мы улучим благо­дать Божию, получим обожение. Если направим себя в это русло и если предадим себя любви Христовой, тогда все преобразится, все изменится, станет иным. Гнев, раздражение, зависть, ревность, возмущение, осуждение, неблагодарность, тоска и сильная скорбь превратятся в любовь, радость, жажду, Божественное желание. Рай!

  

Чтобы стать христианином, нужно иметь душу по­эта, нужно стать поэтом

 

Все вокруг нас — это капли любви Божией, радуйтесь тому, что окружает нас. Всё нас учит и ве­дет к любви Божией. Все вокруг нас — это капли любви Божией; и одушевленное, и неодушевленное, и растения, и звери, и птицы, и горы, и море, и закат, и усыпанное звездами небо. Это маленькая любовь, че­рез которую мы приходим к Любви великой, ко Хрис­ту. У цветов, например, своя красота. Они учат нас своим благоуханием, своим величием. Они говорят нам о любви Божией. Они распространяют свой аромат, свою красоту и на грешных, и на праведных.

Чтобы стать христианином, нужно иметь душу по­эта, нужно стать поэтом. «Грубых» душ Христос не желает иметь рядом с Собой. Христианин, пусть лишь тогда, когда любит, является поэтом, пребывает в по­эзии. Поэтические сердца глубоко проникаются любо­вью, закладывают ее внутрь сердца, обнимают ее и глу­боко чувствуют.

Пользуйтесь прекрасными мгновениями. Они располагают душу к молитве, делают ее тонкой, благород­ной, поэтичной. Проснитесь утром, чтобы посмотреть, как солнце встает из моря — все в багряной порфире. Когда вас воодушевляет прекрасное место, церковка, что-нибудь еще дивное, не останавливайтесь на этом, идите дальше, переходите на славословие за всю красо­ту, чтобы жить одним лишь Прекрасным. Все снято: и море, и купание, и пища. Радуйтесь всему. Все нас обо­гащает, все направляет нас к великой Любви, все нас приводит ко Христу.

Обращайте внимание на все, что создал человек: на дома, на здания, маленькие или большие, на города, на деревни, на людей, на их культуру. Спрашивайте, пополняйте свои знания обо всем, не оставайтесь рав­нодушными. Это будет помогать вам более глубокому изучению чудных свойств Божиих. Все это бывает хо­рошим поводом соединить нас со всем и со всеми.

При­чины для благодарности и молитвы Господу предостав­ляются во всем. Живите среди природы, среди всего. Природа — это таинственное Евангелие. Но когда внутри человека нет благодати, тогда не поможет ему и природа. Природа нас пробуждает, но она не может привести нас в рай.

  

Природа нас пробуждает, но она не может привести нас в Рай

 

Духоносец —  тот, кто имеет Духа Божия, замечает все, мимо чего проходит. Он весь — зрение, весь — обоня­ние. Все чувства живы, но живы в Духе Божием. Он иной. Он все видит и все слышит: видит птиц, камни, ба­бочку... Проходя мимо, чувствует все, аромат, например. Живет во всем: среди бабочек, пчел. Благодать делает его внимательным. Он хочет быть со всем вместе.

Что вам сказать? Я пережил это, когда на Святой Горе меня посетила Божественная благодать. Помню, как соловей среди деревьев надрывался от пения, отво­дя крылья назад, чтобы иметь силы для пения. О, о, о! Если бы было возможно, я бы давал бы ему стаканчик воды, он отпивал бы из него так часто, чтобы утолять свою жажду... Почему надрывается соловей, почему? Но он сам радуется своему пению, ощущает его, поэто­му и надрывается.

Лесные птицы меня очень вдохновляли. Съездите как-нибудь в Калисью, послушайте соловьев. Даже каменное сердце придет в умиление. Как не почувство­вать, что ты — вместе со всем? Углубитесь в цель их существования. Цель поставлена им их Творцом. Це­лесообразность творения указывает на величие Божие, на Его промысел. У нас, людей, целесообразность Бо­жия выражается различным образом. У нас есть свобо­да, есть рассудок.

Однажды я составил проект для здешнего хозяй­ства: сделать цистерну среди сосен и емкость на два ку­бометра воды для автоматической подачи воды. Пусть прилетают соловьи, которым очень нужна вода, мошки и мухи...

Как-то, когда я жил еще в Калисье, я вернулся в монастырь после болезни. Госпожа Мария, пастушка, пришла с осликом, чтобы привезти меня на нем.

По пу­ти я ее спросил:

— Госпожа Мария, как там наши красоты, как лу­га, полевые цветы, бабочки, запахи и соловьи?

- Ничего нет, — говорит она мне.

- Как? Май месяц, и ничего нет?

- Ничего, — отвечает она.

Скоро мы окунаемся во все это, в цветы, благоуха­ние, порхание бабочек.

—  Ну вот, госпожа Мария, что ты теперь ска­жешь?

— А я и не замечала!

Продвигаясь дальше, мы подошли к платанам. Со­ловьи своим громким пением наполняли весь мир.

— Госпожа Мария, ты мне сказала неправду!

— Да нет, — говорит она мне, — я этого совсем и не замечала!

И я вначале был «толстокожим», не понимал. По­том Бог дал мне благодать. Тогда все изменилось. А произошло это по той причине, что я стал исполнять послушание.

Помню окаменевшие деревья, их стволы. Мы их видели на острове Митилини. Они росли пятнадцать миллионов лет назад. На меня они произвели огромное впечатление! И это тоже молитва — видеть окамене­ния и прославлять величие Божие.

    

Как помочь ближнему, когда он охвачен злом?

 

Будем иметь любовь, кротость, мир. Так мы помо­жем своему ближнему, когда он охвачен злом. Пример наш испускает для другого человека таинственное излучение (мистика актиноволи) не только тогда, когда че­ловек находится рядом, но и когда его нет! Будем учиться таким образом передавать свое доброе расположение.

Более того, даже когда мы говорим о жизни другого человека, которую не одо­бряем, он чувствует это, и мы его отталкиваем... Но ес­ли мы милостивы и прощаем его, то оказываем на него влияние, даже ес­ли он нас и не видит. Ведь точно так же оказывает на него влияние и зло!

Поэтому не будем не только негодовать, но и осуждать хулителей, безбожников, гонителей и подобных им людей. Возмущение причиня­ет зло. Будем ненавидеть их слова, их зло, но человека, который сказал это, не будем ненавидеть, даже возму­щаться на него. - Помолимся о нем. Христианин имеет любовь и благородство и ведет себя соответствующим образом.

Как подвижник, которого не видит мир, помогает миру, потому что волна его молитв влияет на другого человека, переносит Дух Святой в мир, так и вы, рас­точайте свою любовь, не ожидая ответной любви. Де­лайте это с любовью, с терпением, с улыбкой...

Любовь должна быть истинной (акрефнис). Но истинна одна лишь лю­бовь Божия, человеческая же, то есть душевная, – всегда эгоистична. А какова Любовь Бога? – Это не передашь словами, это должно нам открыться…

Человеку, который нас утомляет и создает нам сложности, любовь должна быть приноси­ма незаметно, чтобы тот человек не заметил, что мы пы­таемся его полюбить. И не будем проявлять это внешне, потому что тогда человек станет препятствовать нам.

Здесь поможет молчание…Молчание спаса­ет от всех зол. Воздержание языка — великое дело! Каким-то таинственным образом доброе молчание испускает доброе излучение на ближнего.

  

Злой дух владеет вами обоими

 

Я расскажу вам одну историю!

Одна монахиня, которая сильно стремилась к по­рядку, с раздражением сказала своему старцу:

—  Такая-то сестра возмущает весь монастырь своими трудностями и своим характером. Мы не можем ее терпеть…

Тогда старец ответил:

—  Да ты сама хуже нее…

Вначале монахиня стала возражать и удивляться, но после объяснений старца поняла и осталась доволь­ной.

Старец сказал:

— Ею владеет злой дух, и поэтому она плохо себя ведет. Ты как бы в лучшем состоянии, но владеет он и тобою и играет вами обеими. Сестра приходит в такое состояние не по собственной воле.

А ты по своей собственной воле своим сопро­тивлением и отсутствием любви делаешь то же самое. Таким образом, ты и ей не доставляешь пользу, и себе вредишь. И вот – ты хуже!

    

Таинство Любви

 

Запомни, каждое свое дело, дитя мое, мы должны начинать с любви к Богу!

Простота, опытность в духовной жизни, смирение, совершенная любовь очаровывают меня всегда, когда я нахожусь рядом с отцом Порфирием, так что забывается, кто я, чем занимаюсь и т. д.

Я смотрел на него как на одного из древних отцов пустыни, о которых мы читаем в патериках. Меня неизменно поражало то, что он постоянно говорил мне о любви.

«Каждое свое дело, дитя мое, мы должны начинать с любви к Богу».

Ничто духовное не бывает без страдания. Ничто духовное не приходит само по себе, просто так. Здесь следует отметить, что Геронда, конечно, не гонялся за духовными дарованиями. Нет. Он стремился только к любви Христовой, больше ни к чему.

Целью монаха, целью христианина является не получение даров от Бога, а любовь. Это движение является исходом из самодостаточности. Этот исход – общение и любовь к Богу. Так поступал и Геронда.  Дарования пришли потом – дары Божии. Так он на это видел.

- Какие слова из душеполезных наставлений Старца Порфирия особенно врезались в вашу память?

- Он всегда говорил, чтобы мы как можно больше любили Христа. «Кто любит Христа, тот избегает греха».

Любовь к Богу он всегда выделял особо.

И справедливо. Потому что, как вы знаете, кто-то может жить внимательно и добродетельно, имея своей целью избежать вечных мук. Это первая категория людей. К следующей категории относятся те люди, которые стараются не грешить, помышляя о воздаянии от Бога и наследии райских обителей.

Третья и наивысшая категория состоит в том, как учил Геронда Порфирий, чтобы человек жил добродетельно из любви к Богу, и потому, что он не желает огорчать Господа, Который «прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). Эта любовь порождает ощущение райского блаженства в душе, она является началом рая.

Мы расстраиваемся, когда приходится видеть ближних, которые не любят Бога. Но своей грустью мы не делаем ничего совершен­но. А тем более наши указания — это тоже неправильно.

В этом заключена глубокая тайна. Если мы поймем ее, то сможешь помочь. В чем же тайна? Тай­на — в том, что  наша молитва, наша преданность Богу, создают условия, что­бы действовала Его благодать.

Мы своей любовью (агапи), своей жаждой любви (агапи) Божией привлекаем благодать, чтобы она омыла других людей, наших ближних, про­будила и воздвигла к Божественной любви – влечения к Богу (эрота). Лучше же сказать, что Бог пошлет Свою любовь (агапи), чтобы всех их разбудить. Своими молитвами мы сделаем всех достой­ными любви Божией.

   

Нет-нет, не бойся, я же не судия…

 

- Дети, жизнь без Христа – это не жизнь. Все! Она прошла, кончилась…. Если ты не видишь Христа во всех своих действиях и помыслах – ты чужд Христа…

Как ты это понял?

Я помню одну песенку: 

«Со Христом

везде пройдем,

Встретим страх? –

Растопчем в прах!»

Вам ее не приходилось слышать? А? Это дети поют, но как она мне запомнилась…

Так мы действительно и должны смотреть на Христа – без страха... Он - наш друг, Он - наш брат, Он – самое лучшее и прекрасное из того, что есть. Он – это все. Как друг, он обращается к нам и говорит: «Вы же мои друзья. Неужели вы этого не понимаете? Мы – братья и сестры.

Нет-нет, не бойся, я же не судия… (вре его ден име) У Меня в руках нет ключей от бездн адских, Я вас не запугиваю, нет! - Я вас люблю. Наоборот, я хочу, чтобы вы вместе со Мной радовались жизни…  Понимаете?

Я хочу вам показать – вот, что такое Христос. И здесь нет места угрюмости, унынию, замкнутости на самом себе, когда человек погружен и терзается всевозможными помыслами, страдая от ран, полученных им на его жизненном пути. Во Христе ничего этого нет!

   Исихазм.ру

http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=5&id=3251