Преподобный Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис): Поучения (часть 3)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

Давайте бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение

 

Превыше всего — любовь. Нашей заботой, чада мои, должно быть - как любить других, нужно заботиться о душе другого чело­века. Что бы мы ни делали — молитву, совет, указа­ние, — будем делать с любовью. Без любви молитва не приносит пользы, совет уязвляет, а указание приносит вред и разрушает другого человека, который чувствует, любим мы его или нет, и реагирует соответствующим образом. Любовь, любовь, любовь! Любовь к нашему брату подготавливает нас к большей любви ко Христу. Разве это не прекрасно?

Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем инте­ресоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех. Это эгоизм — желать, чтобы другие лю­ди любезно с нами разговаривали. Пусть противопо­ложное поведение не огорчает нас.

Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви. Наше стремление должно быть направ­лено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души. Тогда мы заметим, что все нас любят без всяких усилии с нашей стороны, без нашей просьбы о любви с их стороны. Они будут любить нас свободно и искрен­не от глубины сердца, без насилия с нашей стороны. Когда мы любим, не стремясь, чтобы любили нас, тог­да все будут собираться вокруг нас, как пчелы. Это действенно для всех.

Если твой брат доставляет тебе беспокойство, утомляет тебя, то подумай так: Сейчас у меня болит глаз, рука, нога: я должен ухаживать за ними со всей своей любовью (1 Кор. 12, 21). Но не будем ду­мать, что будем вознаграждены за это якобы добро или что будем наказаны за сотворенное нами зло.

Ког­да любишь любовью Христовой, тогда приходишь в познание истины. Тогда ты не ищешь того, чтобы тебя любили. Это зло. Ты любишь, ты даешь свою любовь. Это правильно. Спасение зависит от нас. Этого жела­ет Бог. Как говорит Священное Писание: ...хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2,4).

  

Болезнь становится настоящим благодеянием

 

Геронда Порфирий считал болезни величайшим благословением Божьим. Как известно, он сам был очень болезнен. Бог попустил, чтобы этот блаженный Геронда был испытан многими недугами. Больше всего он страдал от страшных головных болей вызывающих обморочные состояния, находясь в которых Геронда уже не мог общаться с людьми.

Однако неоднократно Геронда, когда того требовала настоятельная необходимость, даже будучи близок к обмороку от боли, продолжал, по благодати Божией давать свои советы пренебрегая своей болезнью и заботясь только лишь о преуспеянии и спасении ближних.

Через призму немощей и боли отец Порфирий видел явление Бога в человеке. Когда человек страдает, он явственно ощущает свою немощь. Он не может найти для себя опору в самом себе, потому что сила его покинула.

И, тем не менее, он хочет преодолеть эти трудности, и вручает себя любви и человеколюбию Божию. Общение с Богом через непрестанную молитву, предание своей жизни в руки промысла Божия дают его бытию настоящую силу, которая исходит от Бога и ведет ко спасению. То есть к единению с Богом и причастию жизни Троичного Божества.

Когда мы спрашивали Старца о том, как он себя чувствует, он нам отвечал. Переживая столь тяжелое испытание, он находил в себе силы, чтобы открыть нам великую истину: «Бог нас любит безмерно и хочет, чтобы мы стали для Него своими, чтобы мы полностью предали Ему самого себя».

«Весь живот наш Христу Богу предадим»… Когда болезнь отнимает у нас уверенность в своих собственных силах, нам становится легче достичь этого состояния. И тогда болезнь для нас становится настоящим благодеянием. Поэтому Геронда и говорил: «Не просите Бога о том, чтобы выздороветь. Он знает, что для вас полезно, и действует по Своей бесконечной любви, которую Он имеет к человеку».

 

Молитесь, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо

 

В тот день, когда отцу Порфирию предстояло оперировать катаракту на глазе, одна девушка, духовное чадо Старца, взяла с собой других девушек, и они пошли в лес. Там они, проливая потоки слез, молились об исцелении своего Старца.

Спустя какое-то время, отец Порфирий позвал ее к себе и спросил: «Почему ты собираешь девушек и вы плачете обо мне в лесу?» «Потому что, Геронда, - ответила она, - мы хотим, чтобы вы исцелились». И что же ей ответил Геронда? «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо» - таковы были его слова.

Иеромонах Андрей – врач дерматолог, незадолго до своей смерти принявший монашеский постриг на Святой горе, когда был клириком храма святого Георгия в местечке Неа Палатия в Оропосе, часто навещал Старца.

Однажды он попросил у отца Порфирия разрешения, как врач дерматолог, посмотреть его руку. На правой руке у Старца, вдобавок к остальным его болезням, была повреждена кожа, так что одно время он даже заматывал эту руку бинтами. Этот случай я передаю так, как мне рассказал его сам отец Андрей.

Геронда дал ему осмотреть свою руку. После этого отец Андрей купил мазь и принес ее отцу Порфирию. «Пользуйтесь этим кремом, Геронда, - сказал он, - и через несколько дней ваша рука станет совершенно здоровой». «Отец Андрей, - ответил Геронда, - это воспаление на руке мне попущено Богом. И теперь ты пришел чтобы забрать у меня то, что дал мне Бог?» Сказав это Геронда отказался взять мазь…

   

Разве те, что живут одни в пещере, помогают Церкви?

 

Когда входите в монастырь, пусть ваша душа от­крывается навстречу любви Божией. Там все освяще­но, столько душ молится и подвизается, живет жизнью Божией. Освященные души — вот в чем величие мо­настыря. Душа имеет огромные силы, которые отража­ются и на окружающем мире. Так и освященные места влияют на нас и возвышают. Когда я нахожусь в таких местах, то, прежде чем успею помолиться, тотчас освя­щенное место возвышает меня до небес, как, например, Патмос, Святая Гора и другие.

Монах кажется неотмирным, не очень общитель­ным. Кажется, что он заботится лишь о своей душе, что ничего не приносит Церкви, миру. Но это не так. Цер­ковь своим существованием и сохранением на протяже­нии стольких лет обязана монашеству. Человек, кото­рый входит в монастырь и все отдает Христу, отдает это Церкви.

Возможно, кто-то спросит: «Разве те, что живут одни в пещере, помогают Церкви?» Да, пещер­ники Церкви помогают таинственно. Живущий в пещере, может быть, и не сажает деревья и сады, не пишет книги, не делает еще чего-то, что помогло бы жизни и преуспеянию, но он там творит, развивается и обсажи­вается. Подвижники живут в пещере, чтобы никто не отрывал их от духовной жизни.

Своей теплой и чистой жизнью, а главным образом своей молитвой они помо­гают Церкви. Я вам скажу нечто, что покажется вам преувеличением. Но, чада мои, я хочу, чтобы вы мне поверили. Речь идет о приношении монаха, которое со­стоит в молитве. Послушайте меня внимательно.

Предположим, что у нас есть семь богословов — священнопроповедников, которые проводят святую жизнь. Их красноречие непревзойденно. У каждого — свой приход, в котором по десять тысяч прихожан. Каж­дый день их слово слышат семьдесят тысяч человек. Слу­шая их, тысячи людей умиляются, каются, обращаются ко Христу, спасаются целыми семьями.

Но один монах, ко­торого никто не видит, который сидит в какой-нибудь пе­щере, своей смиренной молитвой оказывает гораздо большее влияние. Один по сравнению с семерыми имеет большие плоды. Вот так я считаю и уверен в этом. Вот каково значение молитвы монаха. Он сидит в своей келлии один, но волны его молитвы доходят до всех людей, даже если они далеко. Молитвой монах участвует во всех люд­ских проблемах и творит чудеса.

Значит, его вклад боль­ше, чем у самого достойного священнопроповедника.

  

Молитва в болезни

 

- Где у вас болит, Геронда?

- Везде...

-  И, тем не менее, вы счастливы! А что мне делать, Геронда, чтобы обрести радость в жизни?

- Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Тайн, - одним словом будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни...

«Молись не о том, чтобы Бог избавил тебя от различных твоих болезней, - сказал мне однажды Геронда, - но о том, чтобы тебе посредством умной молитвы пребывая в терпении, умиротвориться. Это принесет тебе очень большую пользу».

«Не проси Бога облегчить тебя от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах, но с неизменной стойкостью и терпением переноси их и увидишь, какую от этого получишь пользу».

  

Молитвы об успехе операции

 

Одна наша очень хорошая знакомая, необычайно благочестивая женщина сильно заболела. Когда ей сказали о необходимости операции, она стала подавать записочки священникам, монахам, и по монастырям, чтобы за нее молились. Когда мы попросили и Старца помолиться о болящей, он сказал: «О! Сколько молитв об ее исцелении, как я вижу, восходят к Богу!» По молитвам церкви операция прошла удачно, и эта женщина поправилась.

  

Благодать Божия действует по вере людей

 

Старец рассказывал:

Однажды раз ко мне пришла некая монахиня. Заметив у нее на руке опухоль величиной с грецкий орех, я говорю ей:

- Давай, я покажу тебя профессору (тогда я служил в храме при поликлинике).

- Я пришла сюда не для того, чтобы показаться профессору, но чтобы повидать вас, Геронда – отвечает она.

Я благословил ее, перекрестил ее руку и отослал обратно в монастырь. Вскоре опухоль рассосалась.

У другой женщины, на исповеди моим душевным очам было открыто, что у нее рак груди.

- Ты здорова? – спрашиваю ее. – У тебя что-то есть.

- Да, Геронда. Но я стесняюсь сказать о своей болезни.

- Иди сейчас вот здесь, рядом, к такому-то врачу, и скажи ему от моего имени, чтобы он тебя посмотрел, а затем приходи, и расскажешь о результатах.

Когда она вернулась, то сказала, что у нее действительно обнаружили раковую опухоль. Врачи отправляли эту женщину на обследование, и через три дня она должна была лечь на операцию.

Тогда я опустился на колени, сказал ей чтобы она тоже стала рядом, и велел творить про себя молитву. Я тоже стал молиться про себя. Затем осенив эту женщину крестным знамением, я, согласно рекомендации врачей, отослал ее на обследование.

Когда спустя три дня она пришла на операцию, то оказалась совершенно здоровой. Опухоль бесследно исчезла.

Врач, сам не свой, спускается ко мне в храм, и говорит:

- Геронда, что ты такое сделал этой женщине, что она стала совершенно здоровой. Если бы три дня назад я своими глазами не видел эту опухоль, и своими руками не прощупал ее, я бы ни за что не поверил, что она там была.

- Многое видят мои глаза, - закончил Геронда. – Множество чудес. Благодать Божия действует по вере людей…

Верь, что и в наше время случаются чудеса. Потому что «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). 

 

Никто не считает трудов ради того человека, которого любит

 

Телесная усталость приводит тело к недовольству, к жалобам, к противодействию, но не может сделать душу ленивой к молитве. Просто включаешь радио по­громче, слушаешь музыку, наслаждаешься ею и уже не слышишь нытья тела. Я имею в виду, что молитва, уси­ливаясь, нейтрализует усталость.

Прежде чем пожало­ваться на телесную усталость, начни молитву, потому что, когда жалуешься, благодать уходит, и у тебя оста­ются лишь твои силы. Если скажешь три раза: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — то потом продолжа­ешь с радостью. Бог видит тебя, протягивает к тебе ру­ку и берет тебя. Отныне и впредь начнется истинное общение с Ним.

Когда телесный труд — поклоны, бдения, жерт­вы — бывает с любовью, с горячим желанием, тогда он не вредит телу. Когда он бывает свободным и с любо­вью к любимому, ко Христу, тогда показывает, на­сколько человек Его любит. Никто не считает трудов ради того человека, которого любит.

Например, подни­мается человек в гору, трудится, старается изо всех сил, проливает пот. «Зачем ты это сделал?» — спрашивают его. «Ради того, кого люблю, — отвечает он, — пото­му что понял, что сделаю ему приятное».

Верующий че­ловек на деле показывает свою любовь, свою предан­ность, свое служение Христу. Вот зачем телесный труд, вот зачем поклоны. Не для того, чтобы что-то по­лучить, но потому, что любовь, Божественное вожде­ление ко Христу не позволяют тебе поступить иначе.

Возможно, кто-то скажет: «Любовь у меня в серд­це». Да, но поклоны и все подвиги необходимы, пото­му что это внешнее проявление, через которое мы до­стигаем сути. Если не достигнем ее, то все это — ни­что. Вот так. И что же, мне теперь делать сальто, что­бы угодить Богу? Но Богу это не угодно. Мы пожина­ем плоды, нам это нужно.

Сейчас возникли тысячи ере­сей. Вы видели, какие истязания они устраивают? До­ходят до гимнастических упражнений, когда ноги рас­положены прямо вверху, а голова — внизу. Доходят до страшных телесных упражнений, пытаясь с их помо­щью подчинить душу и воздействовать на нее. Мы так не говорим, но когда поклоны делаются ради Христа, тогда тотчас благодать действует на душу, приносит покаяние, тишину, мир и радость. Но это приходит от Божественной благодати, что благоприятно сказывает­ся и на теле.

Когда-то были господа и рабы. Чтобы показать свое подчинение и уважение, рабы преклоняли колена пред своими господами. Так и мы поклонами показы­ваем, что мы — смиренные рабы Божий. Показываем ничтожность нашу и уважение наше таким чувствен­ным образом.

Благодаря поклонам нечто происходит. Христианин смиряется, и это помогает благодати Бо­жией войти в него. Когда придет благодать, тогда серд­це его становится огнем. Огонь любви совершает жерт­вы. Жертва и приношение — это поклоны. Жертва любви — поклонение Богу. И в поклонении участвует весь человек: и душа, и тело.

Не жалейте тело, утомляйте его. Вы не можете по­стигнуть, что такое огонь любви. Нужно приносить жертвы, совершать подвиг. Подвиг духовный и телес­ный. Без подвига не бывает ничего. Следуйте духовно­му распорядку, например правилу, службам и тому по­добному, не пренебрегайте ими. Не откладывайте на завтра. Пусть не будет этому мешать даже болезнь. Исключение — предсмертное состояние.

 

Поклоны — это прекрасная гимнастика

 

Я в юности делал три тысячи поклонов в день и не уставал, был за­каленным. Я мучил себя, презирал усталость. На Свя­той Горе я возвращался с гор изнуренным, оттуда тас­кал дрова, а старцы посылали меня копать огород. Я мучил и презирал тело, но был очень крепким. Но ведь внутри меня был такой огонь! Такой огонь!

Я покажу вам, как я делал поклоны. Земные я де­лал хорошо и очень быстро, не опираясь коленями на землю. Сначала делал крестное знамение, ударяя паль­цами по лбу, потом по коленям, а потом высоко по пле­чам, симметрично. Потом опирался руками на землю и быстро вставал. Тогда я касался немного коленями.

Ви­дите, как в служении Богу участвуют и тело, и душа? Ум и сердце во Христе и тело — во Христе. Делайте поклоны с благоговением и любовью и не считайте их. Лучше сделать десять хороших поклонов, чем много и небрежно, без поклонения и Божественного желания. Делайте, сколько можете, смотря по своему располо­жению, но пусть поклоны и молитвы не будут ложны­ми. Пусть то, что мы делаем для Бога, не будет фор­мально. Бог хочет, чтобы то, что мы делаем ради Него, было от всей души и от всего сердца …

Молитва пусть будет с любовью на протяжении всего дня: молитва, тропари, поклоны попеременно. Поклоны, которые мы делаем Богородице, тоже обра­щены ко Христу, потому что Богородица носит в Себе Христа. Христос — Спаситель наших душ, а Богоро­дица — наша мать, наша великая Заступница.

Поклоны — это прекрасная гимнастика. Хотя мы и не должны совершенно об этом думать, но нет лучшей гимнастики для желудка, внутренних органов, груди, сердца и позвоночника. Это очень полезно, почему же этого не делать? Когда такой подвиг происходит в слу­жении Богу и душа достигает этого поклонения, тогда наполняется радостью, тишиной и миром. В этом — всё. Тогда и телу доставляется польза. За этим следу­ет и эта польза. Понятно?

В душу приходит мир и ти­шина, а в тело — хорошее функционирование всех си­стем нашего организма: циркуляции крови, пищевари­тельного аппарата, дыхательного, эндокринного, кото­рые имеют непосредственную связь с душой.

 

Детка, иди-ка сюда! Сейчас я прочитаю молитву, и ты исцелишься от рака

 

- Тебя-то я и ждал! Ты не поверила не только моим словам, и уверениям, но даже и моим молитвам. Ну что с тобой поделаешь, благословенная, ты прервала свой отпуск, который так тебе необходим, и спешно приехала, чтобы повидать меня? Так ты говоришь, что мои молитвы не достигали до тебя, и поэтому ты пришла сюда?

Такими словами встретил Геронда одну студентку, желая таким образом показать свое неудовольствие ее маловерием. Затем он сказал:

- Итак, теперь поведай мне, что тебе сказали проводившие обследование врачи?

- То же самое, что сказали и вы, Геронда. Очень плохо! Это рак! – тут она разревелась...

- Что ты ревешь? Где твоя вера в Бога? Ты даже забыла то, что я говорил тебе по телефону? Или может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит все!

Итак, хватит слез. Я хочу видеть своих детей не грустными и несчастными, но радостными и счастливыми. Ну, давай, я, как обещал, прочитаю тебе молитву, и тогда увидишь, как скоро ты поправишься.

Так и случилось. Отец Порфирий начал читать молитву, что заняло достаточно много времени, одновременно осеняя крестом место опухоли. Геронда с такой силой прикладывал крест к больному месту, что он оставлял на коже видимые отпечатки. Его вера была так сильна, что результат неизбежно должен был оказаться положительным.

По окончании молитвы отец Порфирий получил от Бога извещение, и его святой лик весь светился от радости! Его прошение было услышано. Великий Бог, в Которого он так сильно верил, Которому поклонялся  и Которому с такой самоотверженностью служил не одно десятилетие призрел на его горячую молитву и совершил великое чудо. Рак был побежден!

В один миг больная стала здоровой! Геронда заглянул ей в глаза и тут же заметил в них перемену: Вместо слез в них светилась радость! Место отчаяния заняла надежда! Угрюмость уступила место улыбке, болезнь – здоровью, и, наконец, смерть – жизни!

Действительно, как прекрасны плоды Веры!

- А что же стало с опухолью, которая была уже размером с яйцо, - осмелился я спросить когда рассказ был закончен.

- А ты, что думаешь?

- Это я вас спросил…

- А я спрашиваю тебя…

- Однако…

- А что ты думаешь?! Она почти пропала, исчезла, улетучилась! Ушла туда, откуда и пришла… Через несколько дней нельзя было даже понять на каком месте она была! Ты знаешь Кто такой наш Бог? Кто Он?

- Создавший все и претворяющий все по своему хотению…

- Правильно! Браво! Так и есть! Ну, а теперь с Богом!

 

 Почти все болезни происходят от недостатка дове­рия Богу

 

Если возлюбим Христа, тогда все становится лег­ким. Я еще не достиг этого. Сейчас стараюсь полюбить Его. Во Христе — всё. Всё прекрасное, здоровое. Здоровая душа живет дарованиями Святого Духа, ко­торыми являются любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздер­жание (Гал. 5, 22—23).

Человек Божий живет любовью, о которой пишет апостол Павел в гимне любви: Любовь долготерпит, милосердствует... не мыслит зла... все покрывает, всему верит... любовь никогда не пере­стает (1 Кор, 13, 4-8).

Вы обладаете этим? Тогда вы обладаете счастьем, Христом, раем. Даже телесный организм функционирует чудесно, без аномалий. Благодать Божия изменяет чело­века, преображает его и душевно, и телесно. Тогда уходят все болезни. Ни колита тебе, ни щитовидной железы, ни желудка, ничего. Все функционирует правильно. Это прекрасно — ходить, трудиться, двигаться и иметь здо­ровье. Но прежде всего имей душевное здоровье.

Осно­вание — это душевное здоровье. За ним следует и теле­сное. Почти все болезни происходят из недостатка дове­рия Богу, и поэтому возникает стресс. А стресс приводит к потере религиозного чувства. Если у вас нет любви ко Христу, если вас не занимают святые вещи, то наверняка наполнитесь тоскою и злом. Но что происходит в мире? Послушайте, я расскажу вам один пример.

Одна девушка сходила к врачу, и он дал ей гормо­ны…

Я ей говорю:

- Чадо, не бери их! Я не врач, я не хочу брать на себя ответственность, но я понимаю, что не нужно тебе их принимать. Хорошо бы тебе сходить хотя бы к эн­докринологу. Твоя проблема — это дело по большей части эндокринолога. А причина тому — переживания…

-  Да, действительно, были стрессы.

- В том-то и дело! Умирись, успокойся, поисповедуйся, причастись, и все станет на свои места.

Так вот, она пошла к эндокринологу, и он сказал, в чем у нее дело.

— О-го-го! — говорит ей врач. — Не принимай этих лекарств вовсе! Выбрось их! Они причинят тебе большой вред.

Потом она мне звонит:

—  То же самое, что сказал ты, то же мне сказал и врач.

Видите, что происходит? Ведь благодаря исповеди и Божественному Причащению вылечилось много людей…

Когда в человеке нет Христа, тогда приходит иное множество и наполняет его: зависть, ненависть, скука, тоска, сопротивление, мирское мудрование, мирские радости. Постарайтесь наполнить свою душу Христом, чтобы она не была пуста.

Душа похожа на резервуар, полный воды. Если польешь водой цветы, то есть доб­родетели, путь добра, тогда будешь испытывать истин­ную радость, а зло и колючки будут засыхать. Но если польешь водой колючки, тогда они вырастут, задушат тебя и завянут все цветы.

Возвышайте всё. Тогда по благодати Божией буде­те испытывать радость. Все йогу в укрепляющем меня Иисусе Христе... (Флп. 4,13). Не говорите, что чего-то достигнете. Не мечтайте об этом никогда. Об этом сказал Господь: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). По-другому не бывает. Человек никогда не должен доверять своим силам, но милости и благоутробию Божию.

Человек предпримет одно маленькое уси­лие, но Христос его увенчает. Это прелесть думать, что вы сами достигаете чего-то. Чем более преуспевает чело­век и приближается ко Христу, тем более чувствует свое несовершенство. А фарисей, который говорит: «Я! Я хо­роший, делаю то, другое...» — находится в прелести.

 Исихазм.ру

http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=5&id=3251