Преподобный Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис): Поучения (часть 2)
Любовь к Богу выражается прежде всего во внимательности к своему внутреннему устроению
Имейте непрестанную память Божию. Так ваш ум приобретет гибкость. Гибкость ума приходит от трезвения. Внимательность к своему внутреннему усвоению
— это любовь к Богу. Оно состоит в том, чтобы всегда иметь в своем уме и сердце Христа, даже если занимаешься другими делами.
Требуется любовь ко Христу, жажда. Память Божию приобретайте при помощи молитвы Господи Иисусе Христе, помилуй мя, церковных молитв, песнопений, воспоминаний о действиях Божиих и отрывков из Священного Писания и из других духовных книг. Для этого, конечно, необходимо благое произволение. По принуждению этого не бывает, но главным образом по действию Божественной благодати. Но Божественной благодати необходимы условия — любовь и смирение…
Наша Религия
Когда обретешь Христа, то тебе будет всего достаточно: больше ты ничего не хочешь, ты успокаиваешься, становишься другим человеком. Ты живешь везде, где есть Христос. Живешь среди звезд, живешь в беспредельном пространстве, на небе с ангелами, со святыми, на земле с людьми, с растениями, с животными — со всем, что есть в мире. Где есть любовь ко Христу, там исчезает одиночество. Тогда человек становится умиротворенным, исполненным радости: ни тоски, ни ё, ни давления, ни стресса, ни угрюмости, ни мучении.
Христос во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Тогда у тебя есть благодать, тогда ты можешь вынести все ради Христа. Можешь даже пострадать несправедливо, перенести несправедливости ради Христа, да еще с радостью; Как страдал Он, так и ты можешь пострадать несправедливо. Ты избрал Христа, чтобы не страдать? Что говорит апостол Павел? Радуюсь в страданиях моих (Кол. 1, 24).
Вот в чем заключается наша религия: чтобы душа наша пробудилась и возлюбила Христа, чтобы стала святой, чтобы предавалась одной лишь Божественной любви. Тогда возлюбит ее и Он. Когда Христос входит в сердце, жизнь меняется. Христос — это всё.
В ком живет Христос, тот переживает нечто невыразимое: святые и сокровенные вещи. Такой человек живет в радости. Это правда. Это переживали подвижники на Святой Горе. Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе...
Когда Христос входит в сердце, страсти исчезают. Тогда ты не можешь ни ругаться, ни ненавидеть, ни мстить, не можешь сделать ни того, ни другого... Откуда взяться ненависти, антипатии, осуждению, эгоизму, унынию и стрессу? Царствует Христос и жажда невечернего света. Эта жажда рождает в тебе чувство, что смерть — лишь мост, который ты в какой-то момент перейдешь, чтобы продолжить жизнь Христову.
Здесь, на земле, существует одно препятствие, поэтому требуется вера… Этим препятствием является тело, в то время как после телесной смерти вера упраздняется и ты видишь Христа так же, как видишь солнце. В вечности, конечно, эти переживания будут более сильными.
Заметь, когда ты не живешь со Христом, тогда живешь в тоске, в скорби, в стрессе, в душевной тесноте, проводишь не ту жизнь. Тогда появляется много аномалий и в организме, которые влияют на тело, деятельность желез внутренней секреции, печени, желчи, поджелудочной железы, желудка. Тебе говорят: «Чтобы быть здоровым, пей с утра молоко, съешь яичко, маслица и два-три сухарика». Но если ты живешь правильно, если возлюбил Христа, то и с одним апельсином и одним яблоком ты в полном порядке.
Великое лекарство — предать себя ревностному служению Христу. Все исцеляется, все начинает работать нормально. Любовь Божия все изменяет, все преображает, освящает, исправляет и делает иным. Душа наша получит великое утешение, если возжаждет Христа. Тогда мы не будем заниматься ежедневными и низкими вещами, а будем заниматься вещами духовными и высшими, будем жить в духовном мире.
Когда живешь в мире духовном, тогда живешь в иной реальности, ином мире, которым наслаждается и которого жаждет твоя душа. Но ты не бесчувственен и неравнодушен и к человеку, погрязшему в грех… Наоборот, ты сострадаешь еще глубже, ты желаешь, чтобы и он обрел спасение, свет и святость, чтобы все вошли в Церковь!
Грех расстраивает работу человеческого организма
Лекарство – это яд…
Геронда не отвергал лекарства, но не придавал им большого значения в деле лечения больного. Однажды он спросил меня:
- «Что такое лекарство?» Я ответил:
- «Некий химический состав, который мы принимаем чтобы выздороветь». Он не был удовлетворен моим ответом:
- «Скажи мне, что такое лекарство? Само это слово тебе ни о чем не говорит?» Я не нашелся, что сказать ему в ответ. Тогда Геронда продолжил:
- «Лекарство, чадо мое, означает яд… (В греческом это одно и то же слово: фармако) Не думай, что лекарства всегда идут только лишь на пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства»…
Такое мнение Старца показалось мне необычайно простым и полезным. Отец Порфирий, подобно духовному буру, начиная с поверхности доходил до страшных глубин в последовательном установлении причин касающихся серьезнейших вещей: оставления лекарств, болезней, расстройств, греха, отсутствия Христа в наших душах.
В другой раз Геронда спросил меня о нашем общем знакомом. Я ответил:
- Геронда, по ночам у него бессонница, и, чтобы уснуть, он вынужден принимать иной раз stedon, а иной раз tranxen.
- Передай ему, - сказал Геронда, - пусть он заедет сюда, ко мне, или же пусть позвонит по телефону.
Супружеская ревность и онкология
Одной сестре Геронда сказал:
- «Женщины, которые ревнуют своих мужей, очень часто заболевают раком. По этой причине заболевают даже жены священников. Причиной всех болезней являются раздражительность и нервозность. Они провоцируют образование даже камней в почках».
Грех расстраивает работу человеческого организма
- Геронда, я часто принимаю лекарства. А вы, насколько мне известно, не пьете даже кофе.
- Я тебе уже об этом как-то рассказывал. Когда христианин с полным доверием предает себя Господу, то Он ниспосылает мир и покой и в тело человека, в его внутренности. В результате чего внутренние органы и железы начинают нормально функционировать, и мы освобождаясь от того, что нас ранее беспокоило, снова обретаем здоровье.
Потому что грех, раздражительность и эгоизм ведут то к перевозбуждению, то к угнетению организма, следствием этого является появление болезней. Организм – саморегулирующаяся система. Он сам знает правильный средний путь, и стремится к тишине и покою.
Смотри: когда у меня была язва, врач дал мне одно лекарство, оно называлось zantac. Как только я его принял, боль тут же утихла.
- Вот как, - говорю я себе, - Что-то не то… Это не хорошо… Значит, это лекарство где-то в другом месте нанесет вред организму!
И больше я его не принимал, предпочитая лучше терпеть боль.
Как душевная болезнь связана с телесной
Сколь серьезным не было бы телесное заболевание, Геронда прежде всего указывал на болезнь души. Многие из приходящих к отцу Порфирию больных настойчиво просили его помолиться только лишь об избавлении их от телесного недуга. У них не хватало терпения переносить свои немощи.
Такие люди полагали, что если они не поправятся, и болезнь примет затяжной характер, то это поколеблет их веру во Христа и в конце концов приведет их и к душевному расстройству. Тем не менее, как говорил Геронда, все бывало наоборот: неосознанная ими болезнь души, грех, омрачал их взор и они не замечали высшего вразумляющего значения их телесного недуга, который попустила им любовь Божия. Геронда знал, что если он будет молиться только об их телесном здравии, то он им не поможет, потому что в своей основе они так и останутся не исцеленными. Тем самым Геронда всегда старался соединить лечение тела с лечением души.
Я слышал, как один христианин, врач-психиатр, выступая на религиозном собрании, сказал:
- Я, как психиатр, являюсь врачом не человеческой души, но его нервной системы…. Хотите, я разъясню подробнее? Душевно больным человеком является только нераскаянный грешник, потому что душа заболевает только тогда, когда человек совершает грехи и не кается. Только Христос является врачом душ человеческих.
Но, по благодати Божией, и святые обладают ведением душ. Они познают как свою душу, так и души других. Не достигший святости, страстный человек, который не обладает ведением ни своей души, ни душ других людей, может ли быть врачом душ? Христос, и по благодати Христовой святые Его, которым под силу труднейшее – исцеление души, могут справиться и с куда более «легкой» задачей, и исцелить тело, если его здравие пойдет на пользу душе.
Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это – наказание Божие за грехи, а здоровье – награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот.
Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки, как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия.
Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его.
Бывают болезни и от прямого действия бесов, но это бывает крайне редко
В тот вечер я находился в келье Старца в Каллисии. Мы беседовали о болезнях, и отец Порфирий говорил мне о том, что причиной болезней может быть и грех и сатанинское воздействие. Чтобы я лучше это усвоил, он рассказал мне следующую историю:
«Однажды ко мне пришла женщина в полном отчаянии. Она буквально умирала от горя. Причиной этого был ее муж, который, по ее словам, страдал астмой. Она его жалела, ни ничем не могла ему помочь, и от этого сильно страдала. Но я увидел все это в ином свете.
- «Я помогу тебе, - сказал я, - если ты согласишься делать то, что я буду тебе говорить».
- «Я сделаю все, что вы мне скажете», - ответила она. Тогда я говорю:
- «И так, возвращайся к себе домой. Ты пройдешь через парадное крыльцо и пройдешь в комнату, где лежит твой больной муж. Побудь с ним немного, и посмотри, что он будет делать. Затем встань, и скажи ему:
- «Я хочу ненадолго пойти на рынок кое-что купить». Однако на рынок не ходи, выйди через парадное крыльцо, обойди вокруг дома, и зайди с черного хода в кухню, которая граничит с комнатой твоего мужа. Но будь осторожна, чтобы он тебя не обнаружил. Побудь там примерно с час, и прислушивайся к тому, что будет делать твой супруг. Затем снова обойди вокруг дома и прямо пройди в его комнату. Там снова обрати внимание на то, что он будет делать когда тебя увидит».
Женщина поступила так, как я ей велел. На следующий день она зашла ко мне снова.
- «Ну что?» - спросил я ее.
- «Как только я вошла через парадное крыльцо вошла в комнату моего мужа, - начала она, - он начал сильно кашлять, плевать на пол и жаловаться на то, что и его не люблю, совсем его не жалею, оставляю его одного, наедине с его недугом. Затем я сказала ему, что на часок отойду на рынок. Начался новый приступ кашля и новые жалобы. Обогнув дом, пройдя на кухню и прислушавшись, я обнаружила, что в комнате моего мужа царит полнейшая тишина. Прошел час, и я снова зашла к нему. Как только я открыла дверь, и он меня увидел, начался новый приступ кашля и жалобы, что целый час пока меня не было, он не мог справиться с кашлем, звал на помощь, и чуть было не помер всеми покинутый».
- «Теперь ты поняла, что происходит?», - спросил я ее.
- «У меня все смешалось, - ответили она, - я не знаю, что и думать».
- «Я тебе все объясню, - сказал я. – В твоем муже сидит бес. Я это увидел, когда ты вчера пришла ко мне. Бес навел на твоего мужа астму, чтобы с ее помощью расправиться с тобой. Будучи очень чутким и легко ранимым человеком ты, видя его страдания и слыша его жалобы, будто бы ты совсем о нем не беспокоишься, из-за своих переживаний совсем высохла. Однако твой муж вовсе не выглядит обеспокоенным. Он кашляет, плюется и сетует только тогда, когда ты находишься рядом с ним, потому что этот удар направлен на тебя. Как только ты уходишь, он успокаивается».
Женщина смотрела на меня во все глаза, и потихоньку до ее сознания стал доходить смысл происходящего. Я сказал, как сражаться с врагом, и что надо сделать, чтобы и она и ее муж смогли избавиться от демона. Она послушалась меня, и сейчас жизнь у нее в семье стала лучше».
На меня произвели глубокое впечатление с одной стороны человеконенавистническое коварство врага, а с другой – необыкновенная прозорливость Старца и успех его лечения. На мой вопрос:
- «Геронда, эта астма была психологической. То есть мнимой?» он ответил:
- «Нет, это была настоящая естественная астма, но причиной ее возникновения был дьявол. Он использовал ее в качестве орудия убийства бедной женщины».
Если вы живете в добре, то зло вам не причинит вреда! Чем оно сможет вам повредить? Ведь добро непобедимо…
Если вы живете в добре, то зло вам не причинит вреда! Чем оно сможет вам повредить? Ведь добро непобедимо… И наоборот, если вы не живете Богом, то зло охватит вас: вас охватит лень, уныние, вы будете мучиться…
Тем не менее, если вы в ком-то видите лень, то у человека душа не в порядке. Мы часто, видя человека спокойного; молчаливого, не такого, как все, говорим: «Очень хороший человек, святой человек». Но человек может быть и ленивым. Ленивые, нерадивые, праздные - неправы пред Богом.
Невнимательность — это очень плохо. Это самое плохое, что может быть. А тем более леность — это болезнь, это грех. Бог не хочет, чтобы мы были ленивыми. Будете жить нерадиво?
- «Забыл это сделать, закрыть, например, дверь, когда вышел из комнаты».
- Что значит «забыл»?! - Помните! Научитесь быть внимательными!
В то время как великое усердие, движение, труд, деятельность — это добродетель. Телесный труд — это борьба, духовная борьба. Доколе будете невнимательными, дотоле будете мучиться. Напротив, чем более благоговейными и внимательными будете, тем более счастливыми.
На Святой Горе у меня в каливе в двери была старая щеколда. Ее нужно было подвинуть, чтобы открыть дверь. Но щеколда производила сильный шум. Каждый раз, когда приходил человек, щеколда делала так: «Кра - ак!» Щелчок был слышен за сто метров! Люди не могли открывать без шума... Хотя было легко открыть бесшумно, я им показывал, и они пробовали, но все равно производили шум.
Эти вещи кажутся простыми, но они очень важные – определяющие жизнь – они связаны со всей нашей жизнью. Чем больше приближаетесь к Богу, тем больше будьте внимательными во всех вещах и в духовных. Внимая своей душе, вы по благодати Божией становитесь более разумными.
Бывало ли так, чтобы вы работали в своей жизни без помыслов?! Но это возможно! - Тогда вы не делаете ошибок. Благодать Божия вас покрывает. Христианин не должен быть ленивым, не должен дремать. Христианин, куда бы ни направлялся, должен болеть сердцем в молитве, в богомыслии. И действительно, христианин, любящий Бога, может оторваться своей мыслью от земли и парить в духовном пространстве, парить среди звезд, в безграничности, в таинстве, в вечности, в Боге.
Это, поистине, будет возвышенным. Пусть молится и чувствует, что становится богом по благодати. Пусть станет пушинкой и оторвется своей мыслью от земли. Ведь мысль — это не просто фантазия, это реальное бытие. «Оторваться своей мыслью от земли и парить в духовном» — это не фантазия, это действительность, это не мечта.
Тем не менее, христианин не парит в облаках, как мы часто понимаем. Он воспринимает действительность и живет в реальной жизни, а не убегает от нее... Читаемое в Евангелии, у отцов он усваивает, учится применять это в реальной жизни – в быту… Как? Он входит в тонкости поучений, усвояет их в жизни, делает своим опытом. Тогда он начинает чутко воспринимать обращение Божие к себе и сможет ответить.
Язва желудка и рак возникают от нервов
В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное.
Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс - стресс, и – хлоп... - Язва! Так и возникает или язва - или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается.
Совершенным поступком было бы вообще не молиться о своем здоровье. Молиться, но не о том, чтобы выздороветь, а чтобы стать хорошими. И я желаю себе самому именно этого, говорю вам. Слышите?
Не именно стать такими-то добрыми, то есть добродетельными, «чтобы стать такими-то и такими-то», но нужно молиться, чтобы стяжать Божественную ревность, чтобы с верой предавать себя любви Божией, - так нужно больше молиться о своей душе. Будем желать, чтобы наша душа была соединена вместе со всеми нашими ближними, со всеми во Христе братьями с Телом Церкви, главой Которой является Христос.
И я тоже простираю руки и молюсь о всех. Перед святым Потиром, когда причащаюсь, я открываю душу, чтобы она приняла Господа, преклоняю голову и молюсь о вас, об одном, о другом, обо всей Церкви. Так поступайте и вы. Понимаете?
Не молитесь о своем здоровье
Не молитесь о своем здоровье. Не просите: «Господи, сделай меня здоровым». Нет! Но: Господи Иисусе Христе, помилуй мя — бескорыстно, с любовью, не ожидая ничего. Господи, чего хочет Твоя любовь... Только так действуйте отныне и впредь, любя Христа и своих братьев. Возлюбите Христа, станьте святыми. Отдайтесь дружбе со Христом, лишь Его любви, лишь Божественной любви.
Разве со мною происходит не то же самое? Со мною, чувствующим эту ревность, это Богопочитание, разве не происходит искушений болезнью? Но разве я преклоняюсь перед болезнью, перед раком, хоть и чувствую дряхлость своего тела? – Нет! Мне не следовало было бы об этой тайне говорить, но моя любовь к вам и ко всему миру не позволяет мне молчать…
Когда я говорю, мои легкие остаются без кислорода, а это большое зло, потому что от этого страдает сердце. Со мной произошло нечто гораздо худшее, чем инфаркт, но я живу…
Разве это не Божие вмешательство? Да, так и я совершаю послушание воле Божией в болезни. Как? - Терплю без ропота и с негодованием на самого себя, потому что никто не чист от скверны (Иов. 14. 4). Я чувствую себя плохо, и дух мой немощствует тоже.
Тайна болезни
Однажды одного пустынника, с которым я общаюсь, я попросил:
— Помолись обо мне. Я тебя люблю! Окажи и ты мне любовь в молитве, пожалей меня и помолись обо мне, чтобы Бог помиловал меня.
— Э, ну ты сказал, — отвечает он, — лучше сам молись …
— Я, — отвечаю ему, — сейчас начинаю сдавать по сравнению с тем, что делал на протяжении стольких лет…
Как там говорится в тропаре?
Ум остпрупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже моя окаянная душе, что сотворииш, егда приидет Судия, испытати твоя? (1 Великий канон преподобного Андрея Критского, 1-й тропарь 9-й песни)
Обо мне говорит этот тропарь, в нем я узнаю себя. Я полагаю, что если бы я ни сделал то и это, то сейчас бы не страдал, был бы ближе ко Христу. Я говорю это о себе, неосмотрительном...
Если хотите иметь здоровье и жить много лет, послушайте, что говорит премудрый Соломон:
Начало премудрости страх Господень, и совет святых разум: разумети бо закон, помысла есть благого. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота твоего (Притч. 9,10—11).
В этом заключена тайна, таинство: приобретем эту премудрость, это ведение, и тогда все будет действовать хорошо, все пойдет своим порядком, и мы будем жить в радости и здоровье.
Рак является самой лучшей болезнью
(Это рассказано, когда старец стал восстанавливать свои силы и стал принимать посетителей, после тяжелой болезни…)
«Когда я был молод, - сказал он, - то молился Богу, чтобы если Он когда либо попустил мне заболеть, то пусть это будет рак. Ты знаешь, рак — это самая лучшая из всех болезней… Потому что другие недомогания ты не принимаешь всерьёз, надеешься что скоро поправишься, и поэтому, обычно, внутренне ничуть не меняешься.
Однако когда ты знаешь, что у тебя рак, тогда говоришь сам себе: «Все кончено! Вот и конец. Теперь нет смысла себя обманывать. Вот, уже я ухожу». Ты прекрасно понимаешь, что люди уже не смогут тебе помочь, ты в одиночестве стоишь пред Богом.
Единственная надежда твоя – на Него. Ты хватаешься за эту надежду и спасаешься! После моей неудачной операции на глазе и после применения огромных доз кортизона, я ощутил в голове как бы взрыв. Мне показалось, что мой череп разорвало на мелкие части…
Боль была страшная! Я подумал, что Бог услышал мое старое прошение, и это рак. Но увы… Ты знаешь, я прекратил эту молитву о попущении мне раке после того, как рассказал о ней одному епископу, и он меня упрекнул, сказав, что за этой молитвой кроется эгоизм. Но боль была очень сильной. Это было прекрасно
Береги здоровье
Внимательно относись к тому, что ты ешь. Не употребляй в пищу те продукты которые, по состоянию здоровья, тебе вредны, и те, которые вызывают полноту. Не залёживайся в кровати, а то снова заболеешь. Двигайся, не сиди на месте, занимайся чем-нибудь, но - в меру.
Больше ходи, не слишком быстро, однако и не слишком медленно, избегай подъемов и спусков, как бы малы они ни были. Совершай свои прогулки по ровной местности, не спеша, спокойно, чтобы не переутомляться. Выезжай за город. Я не буду говорить тебе куда - конкретно ходить на прогулки, иди куда тебе нравится, только чтобы это было за Афинами, подальше от выхлопных газов, которые так вредят твоему здоровью. Не выходи на улицу, когда слишком холодно, или слишком жарко.
Когда же выходишь на холод, то закрывай нос и рот шарфом, чтобы не вдыхать холодный воздух. А когда жарко, ходи в панаме, чтобы не получить солнечный удар. Будь внимателен, не терзайся душой, и не переживай о том, что будет.
Я знаю, что на работе на тебя никто не давит, и внешне ты выглядишь спокойным, однако внутри сам себя терзаешь: как бы не отстать от других, как бы сделать больше и лучше. Обратил внимание, что сейчас, когда ты на больничном, и уже не первую неделю не ходишь на работу, как ты стал спокоен внутренне?
Когда ты перейдешь на другую работу, тогда комплекс неуверенности в завтрешнем дне совсем пройдет. Читай книги святых отцов и молись. Главное - не переживай, тогда ты быстро пойдешь на поправку. Как? - Чем больше ты будешь любить Христа, тем больше будешь радоваться, и тем меньше переживать.
Всё делай с любовью и благодарностью, без перенапрягайся и не суетись. Принимай пока и свои лекарства, но настанет такой день, когда ты их выбросишь.
Главное - не переживай, тогда ты быстро пойдешь на поправку. Как? - Чем больше ты будешь любить Христа, тем больше будешь радоваться, и тем меньше переживать.
Болезнь – это Божие посещение
Для себя самого Геронда молился только лишь о спасении души. И больше ни о чем! Даже когда он был тяжело болен, когда многочисленные, неизлечимые, мучительные болезни, годами изнуряющие тело Старца, ставили его на ту тонкую грань, которая проходит между жизнью и смертью, даже тогда он не отступал от своего правила!
Никогда отец Порфирий ни разу не молился Богу об исцелении своих собственных недугов. Потому что, как он сам утверждал в наших беседах, болезнь – это Божие посещение! И горе тому человеку, которого Он не посетит. Уже теперь он потерян для Бога. Потому что здоровый и богатый оба находятся далеко от дверей Рая! Как богатому, так и здоровому в равной степени угрожает опасность так и не войти внутрь. То есть остаться вне брачного чертога…
Однако то, чего сам Геронда никогда не делал для самого себя, он просил и ждал от нас, его духовных детей. «Молитесь за меня, - говорил он, - потому что я очень грешен и один, будучи отягощен столькими болезнями, не в силах понести все бремя моих беззаконий. Просите Бога, чтобы Он призрел на меня, и поддержал меня».
Однажды застав Старца таким больным, что он был не в силах не только меня поприветствовать, но не мог даже вытереть пот, который от сильной боли выступил у него на лбу, я был вынужден сказать ему:
- «Вы, Геронда, совершили такое великое множество чудес. Насколько мне известно, вы исцеляли неизлечимо больных, даже больных раком. Наконец, вы имеете такое дерзновение к Богу, какое я не знаю, есть ли у кого другого на земле. Почему вы, с вашим дерзновением не умолите Бога избавить вас от этих болезней?»
- Такого, детка, я не сделаю никогда!
- Но, почему? Вы же не попросите у Него ничего плохого?
- Потому что я не хочу принуждать Бога!
Его ответ меня поразил, обезоружил и заставил замолчать. В эти тяжелые часы я оставался рядом со Старцем и наблюдал как он боролся с болезнью – молчаливо и с полным спокойствием.
Важно заметить, что во время этого тяжкого испытания я не услышал из уст Старца ни слова недовольства, негодования, жалобы. Он не произнес ни слова о своей болезни, не выразил ни малейшей досады на такое тяжкое испытание, которое попустил ему Богочеловек Иисус. Напротив, бесчисленное число раз я слышал, как Геронда произносил два своих самых любимых слова: «Иисусе мой! Иисусе мой! Иисусе мой!»
Любовь к Старцу, скорбь и боль разрывали мое сердце. В эти тяжелые часы всем нам было более чем очевидно, что Геронда старается умолить Господа не избавить его от боли и болезней, но укрепить, дать ему силы их понести. И ему это удалось. Надо отметить, что и всегда в подобных ситуациях, Геронда поступал точно так же, как в этот раз. Его молитва о помощи всегда бывала услышана.
Вообще, надо сказать, что средством для решения всех проблем у Старца была молитва. Долгая, прилежная молитва. Ее он завещал и нам, его духовным чадам.
http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=5&id=3251
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии