Преподобный Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис): Поучения (часть 10)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

Совместная молитва

 

Один наш друг рассказывал, что когда вечером отец Порфирий за него молился, к нему иной раз приходил душевный мир, его тело становилось таким легким, что казалось, что оно вот-вот поднимется над кроватью.

Бывали, конечно, и случаи, о которых сам Геронда рассказывал одному нашему другу, когда один человек был должен деньги и о котором отец Порфирий, по просьбе давшего взаймы, молился, чтобы Бог вразумил его и он вернул долг. Молитвы Старца вызывали в этом человеке, который, не желал возвращать деньги, постоянное беспокойство, и он попросил отца Порфирий перестать о нем молиться.

Отсюда видно, что иной раз, тот за кого молился Геронда испытывал постоянное беспокойство подобное настойчивому напоминанию. Конечно, это случалось только тогда, когда человек не делал того, что он должен был сделать. Но вернемся к нашему повествованию.

Не прошло и трех недель, как вышеупомянутый иеромонах снова позвонил отцу Порфирию и ни много, ни мало, как стал горячо просить его, чтобы он прекратил за него молиться. Его молитва оставляла его без сна и днем он не мог нормально работать, и окружающие могли подумать, что он лентяй и безответственно относится к своему послушанию.

Геронда обещал выполнить его просьбу, и действительно, он перестал за него молиться, и он, как сам потом сообщил отцу Порфирию с тех пор никогда не испытывал на себе силы его молитвы, сила которой доходила даже до Америки.

Но надо сделать небольшое отступление, чтобы внести ясность в рассматриваемый вопрос, чтобы не возникло никаких превратных толкований.

Здесь скрывается великая тайна, требующая подробных пояснений. Это тайна труда, который приносит отдохновение, и покоя ведущего к погибели. Замечательны слова аввы Пимена из Патерика: «Я иду туда, где есть труд и там нахожу упокоение». И святой Исаак Сирин пишет: «Бог и ангелы Его в нужде радуются, дьявол же и служители его в отдохновении». И в другом месте: «Никто без труда не взошел на небеса».

Спортсмену, желающему одержать победу в соревновании, нравится труд тренировок, потому что он стремится к награде за победу. Геронда из опыта знал это, и из любви хотел и своего друга, иеромонаха привести к небесному упокоению, путь к которому лежит через эти временные труды. Он настойчиво напоминал ему о времени молитвы, как бы говоря: «Пробудись, несчастный, от сна, и давай, как обещались, помолимся вместе, и ты войдешь в таинства Божии и обретешь совсем иное отдохновение».

Конечно же, тот иеромонах, рассуждая по-человечески, посчитал, что чтобы быть в состоянии работать днем, он должен отдыхать ночью. Но секрет отца Порфирия заключался в том, что когда приходит благодать, тогда уже нет усталости. Ведь больший труд предпринятый ради божественной любви, ради любви ко владыке Христу, приносит и большую благодать.

И тогда проведя ночь в молитвенном бдении, на следующий день подвижник может, не смотря на свою телесную усталость, трудиться лучше на пользу своим ближним, всей Церкви. Потому что всем его трудам будет содействовать Божественная Благодать. Тогда как, отдохнув и выспавшись, он будет работать один, прикладывая лишь свои слабые человеческие усилия.

Итак, поскольку тот иеромонах «не ухватил» мысль Старца, и избрал, исходя из человеческой логики, другое направление, то он стал похож на спортсмена, который предпочитает сон тренировкам, чтобы якобы прийти на соревнования отдохнувшим. Все понимают, что это неразумное решение.

Бог в этом случае никого не принуждает, поэтому отец Порфирий, раз его предложение о совместной молитве было отклонено, и его попросили «не беспокоить», отступил. Таким образом, этот иеромонах остался один и трудился, надеясь только на свои человеческие силы. Нам неизвестно что с ним потом стало. Полагаем, что позднее он понял смысл этих ночных напоминаний Старца и получил от этого пользу.

Всю эту историю рассказал мне отец Порфирий тем летом (около 25 лет назад), потому что и я в то время испытывал… точно такое же беспокойство от молитв обо мне моего любимого Старца.

  

Чтобы жить в раю, нужно сначала умереть

 

При Божественной любви все становится Христом, все становится добрым — раем

О Божественной любви прекрасно говорит и канон святому Пахомию, написанный Феофаном:

Безстрастия желанием теплым, отче, одержимь, вещныя увядил еси страстей волны, Пахомие, и достигл еси любовию вперяемь, сего текущего сия­ния, преблаженне. Божества

Любовию Божиею, учением беседовал еси Духа: из нихже просвещаемь, добродетели совершение при­ял еси, от страстей изменив душевное устроение .

Уязвляемь Владычнею любовию, погасил еси плоти пристрастие воздержанием, Пахомие: все житие твое, яко благовонну жертву освятил еси?

Вот где сокровище, вот какие это драгоценности, как точно написал замечательный поэт Феофан!

Доб­родетелей совершение (совершенство) — это лю­бовь Божия, которая совершенна и абсолютна. Уязв­ляемы или ранимы (ниттоменос) – означает состояние, когда наша душа уязвляется, когда снедается Божественным желанием, тогда чувствительность плоти увядает. Божественное желание побеждает лю­бое страдание, и таким образом любое страдание пре­образуется и становится любовью Христовой.

Возлю­бите Христа, и Он возлюбит вас. Все страдания прой­дут, будут побеждены и преображены. Тогда все ста­новится Христом, все — раем. Но чтобы жить в раю, нужно умереть, умереть для всего и быть подобно мертвым.

Тогда мы действительно будем жить, жить в раю. Если же мы не умрем по ветхому человеку, то не будет ничего.

  

Дружба со Христом

 

Мне очень нравится стихотворение Веритиса, ко­торое называется Дружба с Христом.

 

Христом я болен,

Дружбы с Ним Я жажду!

Его горячею любовью приневолен,

И в сердце поражен однажды!

 

Из тесноты на волю сердце,

Открывшись, вырвалось в волненьи,

Сломав в груди тайную дверцу,

И любит – и не знает насыщения!

 

И так не насыщаешься! Как это? -  Чем больше пьешь вина, тем больше хочешь пить… Чем больше предаешься люб­ви Христовой, тем больше хочешь ей предаться…

Его мы должны полюбить всей своей душой, всем сердцем, всею силою, всей крепостию и всем помышлением. За­ключим наше сердце в Его любовь, чтобы соединиться с Ним. Этого просит Господь, но не для Себя, не по эгоизму, а для нас, чтобы даровать нам все, даровать нам радость и счастье.

Поэт сподобился этого. Он возлюбил Христа и был возлюблен Им. Он открыл тайну Божественной любви. Это нетрудно, наоборот, это так легко — ее от­крыть. Зависит все от образа жизни и готовности. Для этого нужен православный дух.

Ради этой любви, этой Божественной ревности, этого воодушевления ты готов даже на исповедничество, на мученичество. И ты приносишь себя в жерт­ву, не задумываясь и без всякого страха.

  

Телесный труд – это великий дар Божий

 

Однажды я пожаловался Старцу, что больше трудиться у меня нет сил. Я сказал:

- Работы этих последних дней буквально нас замучили. У меня нет сил двинуть ни рукой, ни ногой. К чему столько работ в монастыре?

Отец Порфирий стал строгим и прямо ответил:

- Когда мы в поте лица трудимся ради Бога, а затем в этом раскаиваемся и начинаем роптать, то совершаем смертный грех. Хорошо это запомни. Без телесного труда, лежа на кровати не стяжаешь добродетелей!

Телесный труд – это великий Божий дар, дарованный для нашего спасения. Для стяжания благодати Божией. Другие с радостью принимают уничижения, труды, а ты мучаешься? Величайший грех, потрудившись ради Христа, раскаиваться  и страдать из-за этого.

Ты же еще молод, и говоришь, что устаешь? В твоем возрасте я просто летел на послушание, хотел все успеть. Не смотри сейчас на меня, что я уже почти ничего не могу делать. Ты делаешь еще меньше… В тебе прочно обосновался ветхий человек который и сокрушает тебя. Но опомнись! Пой с силой, громко, радостно…

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играющее поем Виновного, Единого Благословенного, отцев Бога и Препрославленного»

Тогда же Геронда рассказал мне следующее из своей жизни в скиту Кавсокаливия на Святой Горе.

- По благодати Божией, я, когда жил в Кавсокаливии, ни разу не разбил ни одного стакана, ни одной тарелки. А мыть посуду приходилось только щеткой. У нас же не было жидкого мыла!

Я мыл быстро и хорошо… Я был собранным, расторопным, ревностным, точным и послушным. И сейчас я говорю это не из эгоизма, но во славу Божию, для тебя. Мне приходилось быть таким внимательным! Ведь у меня были святые Старцы!

   

Рай — это вечное зрение Лика Божия

 

Божественная любовь приводит тебя к тому, что ты убегаешь далеко-далеко, в пещеры и ущелья… Такое Божественное помеша­тельство (трела) было и у святого Иоанна Каливита. Это тот святой, который вдохновил меня.

Начиная свой путь с этого безумия, святые и мученики не останавливались ни перед чем, на мученичество спешили с радостью и воодушевлением. Кто любит (агапаи) мало, тот и дает мало. Кто любит больше, дает больше. А кто любит очень сильно, то что может дать равноценного? Он отдает самого себя!

По причине этой любви ко Христу святые не чув­ствовали боли мучений, какими бы жестокими они ни были. Вспомните трех отроков в печи, воспевающих и славословящих. Они орошались росой в огне печи. Вспомните святого Димитрия, святого Георгия, святую Екатерину, святую Варвару, святую Параскеву, сорок мучеников в ледяном озере. Целый сонм свидетелей (Евр. 12,1), как говорит апостол Павел.

Все эти святые и мученики, как здесь, на земле, так и даже более теперь на небе воспевают и славят Господа. Они в раю и видят Лицо Божие лицем к ли­цу (1 Кор. 13,12). Это — всё. Как говорится в первой благодарственной молитве после Божественного При­чащения?

Разве она не говорит в одном месте: Зрящих Твоего лица доброту неизреченную? Вот он, рай! Рай — это вечное зрение Лица Божия. Это выше цве­тов, экзотических птиц, журчащих вод, роз и всей той красоты, которая есть на земле, выше всей этой ма­ленькой любви.

Когда любишь Христа, то, несмотря на все свои немощи и ощущение их, у тебя есть уверенность, что ты преодолел смерть, потому что находишься в общении любви Христовой. В этом подвизаюсь и я, да помилу­ет меня Бог! Над этим я действительно тружусь день и ночь. Это так и есть: когда полюбишь Христа, тогда хочешь страдать за Него.

Будем молиться, чтобы Бог сподобил нас узреть Лицо Господне еще здесь, на земле.

  

Ленивый никогда не станет христианином

 

Геронда всегда говорил не о каком-то единичном нашем добром намерении, но о решительном, раз и на всегда переходе от старой жизни во грехе к новой жизни в святости, когда уже мы живем во Христе и Христос в нас. И в этот переход мы должны вложить все свои силы.

Однажды отец Порфирий меня спросил:

- «Скажи мне, сколько нужно лет, чтобы выучиться на юриста?»

Я ему ответил. Он меня опять спросил:

- «А сколько лет нужно, чтобы выучиться на механика, химика, врача?»

Я ответил соответственно каждой из перечисленных им профессий, недоумевая, зачем он об этом спрашивает.

Но Геронда вновь спросил:

- «А сколько времени нужно нам, чтобы научиться познавать волю Божию и исполнять ее?»

Я понял, к чему были эти вопросы, и устыдился отвечать. Что я мог сказать? Что в своем большинстве мы, верующие,  ленивы и теплохладны, что мы «христиане-любители»?

Он и так это знал, и сказал мне:

- «Ленивый никогда не станет христианином. Для этого надо работать, много работать».

И в этом отношении Геронда, не ставя себя в пример, действительно являлся примером. Он ревностно посвятил все годы своей долгой жизни тому, чтобы учиться и жить Христом. Он любил труд, и телесный и духовный, и хотел передать эту любовь другим.

Отец Порфирий был уверен в том, что праздность ведет к унынию, которое несет с собой множество болезней, как душевных так и телесных. Он всем предписывал трудотерапию, но особенно тем, кто не мог найти себя и впадал в отчаяние.

Для Старца никогда было не поздно начать все сначала. Он считал крушение мирские надежды и истребление эгоизма лучшими предпосылками для этого начинания.

   

Друг – это тот, кого ты уважаешь

 

Давайте почувствуем Христа своим Другом. Он — наш Друг. Это Он Сам подтверждает, когда го­ворит: Вы — друзья Мои (Ин. 15, 14). Давайте взи­рать на Него и приближаться к Нему как к Другу.

Мы падаем? Согрешаем? Будем прибегать к Нему с любо­вью и доверием. Не со страхом, что Он покарает нас, но с тем дерзновением, которое дает нам ощущение в Нем друга. Скажем Ему: «Господи, я сделал это, пал, про­сти меня».

Но одновременно будем чувствовать, что Он нас любит, что принимает нас нежно, с любовью и про­щает нас. Пусть грех не отлучает нас от Христа. Когда мы верим в то, что Он нас любит, а мы любим Его, то не чувствуем себя чужими и отделенными от Него, да­же когда согрешаем. Мы убеждены в Его любви, и, как бы ни вели себя, мы знаем, что Он любит нас.

Друг – это тот, кого ты уважаешь (севасмо)… Если мы по-настоящему любим Христа, у нас нет страха потерять уважение (севасмо) к Нему. Здесь имеют силу следующие слова апостола Павла:

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота... я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни высота, ни глубина... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35, 38—39).

Это выс­шая, единственная связь души с Богом, которую ничто не разрывает, ничто не устрашает, ничто не колеблет.

   

Разве это не правда? Ведь это несправедливо!

 

Однажды отец Порфирий вместе с тремя своими духовными чадами отправился в один монастырь, чтобы отслужить там вечерню. В начале решили идти пешком. Однако спустя какое-то время, поскольку Геронда от ходьбы устал, а до монастыря было еще далеко, они стали задумываться, не поискать ли им на какую-либо машину?

В это время вдалеке показалось такси. Спутники отца Порфирия, все трое – миряне, а не клирики, сказали ему, что они проголосуют, чтобы такси остановилось, и спросят водителя, сможет ли он довезти их до монастыря. «Не беспокойтесь, - ответил им Геронда, - водитель такси сам остановится. Но когда мы сядем в машину, пусть никто из вас не разговаривает с водителем. Только я один буду с ним говорить».

Именно так и случилось. Водитель такси сам остановился, так что голосовать не потребовалось. Сели в машину и отец Порфирий сказал водителю, куда надо ехать. Как только они тронулись с места, таксист начал осуждать священников, обвиняя их в тысяче грехов.

Каждую свою тираду он обращал к трем мирянам, которые сидели на заднем сидении автомобиля, и спрашивал их: «Мужики, разве не так? Что вы на это скажете? Ведь это несправедливо!» Но они, следуя благословению Старца, молчали.

Потеряв всякую надежду на то, что ему ответят, таксист обернулся к отцу Порфирию и спросил его:

- «Разве не так, батюшка? Что ты на это скажешь? Разве это не правда? Ведь об этом пишут даже в газетах?»

Тогда Геронда ответил ему:

- «Чадо, я расскажу тебе одну маленькую историю. Но я расскажу ее лишь один раз. И обрати внимание, повторять ее, как ты постоянно повторяешь «свою правду», не придется...».

И он начал рассказ:

- «У одного человека, уроженца N. (отец Порфирий точно указал его родину – как указали ученики старца Порфирия, слышавшие этот рассказ, дело происходило на Кипре), был престарелый сосед, владелец большого земельного надела…

Однажды ночью он убил старого соседа и тут же закопал его во дворе... Затем, используя различные фальшивые документы и бумаги, он присвоил себе этот участок соседа в качестве наследства и продал его.

И ты знаешь, что он купил на деньги, вырученные от продажи земли? Он купил себе - такси!».

Этот рассказ произвел на таксиста столь сильное впечатление, что он остановил свою машину на обочине и закричал:

- «Батюшка! Умоляю! Ничего больше не говори… Обо всем этом знаешь только ты и я! - Ведь правда?».

- «Нет… Знает об этом и Бог, - ответил ему Геронда. – Он открыл мне все это, чтобы я рассказал тебе. И постарайся с сегодняшнего дня не бороться за правду, а изменить свою жизнь».

   

Страх – это некоторый вид сдел­ки или обмена (синаллаги)

 

Евангелие говорит, образно, конечно, о том непра­ведном человеке, который окажется там, где плач и скрежет зубов (Мф. 8,12; 13, 42), потому что вдали от Бога так и есть. И из святых отцов Церкви, писав­ших о трезвении, многие говорят о страхе смерти и ада.

Они говорят: «Имей непрестанную память о смерти». Если над этими словами глубоко задуматься, то они произведут страх ада. Человек, стараясь избежать гре­ха, размышляет над этим, чтобы душа возобладала над грехом из-за страха смерти, ада и диавола.

Все имеет свой смысл, время и место. Понятие страха хорошо для первых шагов. Он — для новона­чальных, для тех, в ком живет ветхий человек. Новона­чальный, который еще не утончился, не приобрел чуткость сердца (лептинфи), удерживается страхом от зла.

И страх обязателен, потому что мы — материальны и ничтожны. Но это лишь первая стадия, низкая степень связи с Богом. Это некоторый вид сдел­ки или обмена (синаллаги), чтобы приобрести рай и избежать ада. Он, если хо­рошенько исследовать его, укажет на некоторое корыс­толюбие, на некоторую выгоду. Мне такой способ не нравится. Потому что сделка – так бывает в человеческой дружбе, а в Божественной все иначе!

Когда человек преуспеет и войдет в любовь Божию, зачем ему этот страх? Все, что он делает, он делает из любви, а это гораздо ценнее. Если человек станет хорошим от страха Божия, а не от любви, это не столь ценно.

  

 Страх - убивает радость (хара)

 

Евангелие дает нам понять, что Хрис­тос — это радость, истина, что Христос — это рай. Как говорит об этом Евангелист Иоанн? В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, по­тому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви (1 Ин. 4, 18).

Человек теряет чувство страха, постепенно преуспевая, и входит в любовь Бо­жию. Тогда нет ни ада, ни страха, ни смерти. Тогда нас занимает лишь любовь Божия. Тогда мы делаем все ради этой любви. Как и жених ради невесты.

Если захотим последовать за Ним, то и эта жизнь со Христом — радость (хара), хотя бы и среди трудностей. Как говорит апостол Павел, радуюсь в страданиях моих (Кол. 1, 24). В этом наша религия. К этому мы должны стремиться.

Послушайте, ведь  я говорю очень важные вещи, это не формальность (ден ине та типика)! Надо любой ценой отпрыгнуть от земного вверх, попытаться, насколько возможно, жить со Христом. Когда сподобишься это­го, что тебе еще нужно? Ты приобрел все! Ты живешь со Христом, а Христос живет в тебе. После этого все очень легко — послушание, смирение, мир.

 

Христос — Жених

 

От поклонения (латрея) Христу появилась Песнь Песней премудрого Соломона. Эта книга взращивает Божест­венное желание, Божественную любовь, служение и бодрствование в отношении небесного Жениха.

Какие прекрасные слова, полные любви, желания. Божест­венной ревности! Они кажутся человеческими, но они — Божественны. Яко уязвлена Твоею любовию аз, — говорит одна стихира. То есть «я страдаю, ищет Тебя душа моя, желает Тебя, Который есть свет, жизнь, Бог, Господь и Бог мой».

В Песни Песней мы видим Христа преимущест­венно как Жениха (нимфиос). Христос — Жених нашей души. Наша душа, Его невеста, следует за ним везде: и на му­ки, и на Голгофу, и на Распятие, но и в Воскресение. Когда мы достигнем этой любви, тогда Христос войдет в нас и наполнит Собой нашу душу.

Непрестанно взирайте ввысь, на Христа, чтобы сродниться со Христом, трудиться со Христом, жить со Христом, получать от Него вдохновение, страдать с Ним и радоваться с Ним. Чтобы Христос был для вас все.

Пусть душа наша ищет, зовет своего Жениха: Тебе, Женише мой, люблю... Христос — это Же­них, это Отец, это все. Нет в жизни ничего выше любви ко Христу. Все, что мы желаем, есть во Хрис­те. Христос — это все. Вся радость, все веселие, вся райская жизнь. Мы обладаем и на земле всем самым великим (мегалиа), когда Христос в нас. Душа, влюбленная во Христа, всегда радостна и счастлива, скольких бы трудов и жертв ни выпадало ей.

  

Родовая боль (и одини)

 

Никто не может отрицать того, что полнота жиз­ни (плирома) — это Христос. Те же люди, которые отрицают эту истину, такой человек ду­шевно болен и одержим злым духом. Почему он отрицает? Он отрицает то, чего ему недостает.

Тогда душа становится пустой и в нее входит диавол. И как ребенок получает глубокую душевную рану, если в жизни лишен папы и мамы, так — и даже больше — страдает человек, если лишен Христа и Богородицы.

В Песни Песней невеста говорит о Женихе Хрис­те:

Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот, голос мое­го возлюбленного, который стучится: «отвори мне...» (Песн. 5, 2).

Невеста бодрствует и мечтает о Нем. Хотя она и спит, но душа ее стремится к Нему. Так выражается ее любовь и преданность Ему. Он постоянно у нее в мыс­лях, в сердце, даже и во сне. Она служит ему. Понима­ете? Служение ее будет от всей души и всего сердца!

Что это значит? Пусть ваши помышления будут лишь о Боге. И никакие другие мысли. Эта мысль иная, она по­добна служению Христу. Эта мысль привлекает и дела­ет довольным. Это не бывает обузой. Вы чувствуете ра­дость и духовную сладость. Это не как урок, который выучивает ребенок, чтобы пойти в школу. Это подобно любви двух людей, но любви высшей, духовной.

«Как беременная женщина, при наступлении ро­дов, мучится родовыми схватками (одинуса), вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, — и рождали (Ис. 26, 17—18)», — говорится в Книге Исайи.

Так и наша душа взывает к Богу по причине боли, душа мучится родовыми схватками (одинис), которые чувствует, когда ищет Его. Она трудится и старается. Она рожает… Что означает труд роженицы, ее плач? Раз­ве это не те страдание и родовая боль (одинис), благодаря которым в нас приходит Христос?

Эта родовая боль (и одини) самая великая из мук. Ее знают те, кто испытал ее. Это невыносимое мучение (мартырио)... 

 Исихазм.ру

http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=5&id=3251