ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ ОПТИНСКИЙ. Михаил Боков
Подвижник, при котором Оптина пустынь стала такой, какой мы знаем ее сейчас — настоящим средоточием русской святости
29 июня Православная церковь чтит память преподобного Моисея Оптинского.
Семья
Преподобный Моисей Оптинский (в миру Тимофей Путилов) родился в 1782 году в Ярославской губернии в купеческой семье, где было десять детей. Один из его младших братьев в будущем пройдет с ним вместе большую часть монашеского пути и станет известен под именем Антония Оптинского. Он же напишет автобиографию, из которой станет ясно, какой путь привел братьев к высотам монашества.
Отец не отдавал сыновей в училище, сам занимался с ними дома, учил грамоте и письму, нанимал, строго следя за ними, домашних учителей, пишет преподобный Антоний. В училище, как полагал отец, на детей станут дурно влиять однокашники, а педагогам будет недосуг смотреть за учениками. Отец же пел на клиросе и не пропускал служб. Вслед за ним в храм потянулись и дети.
Когда Тимофею исполнилось 18 лет, его вместе с одним из братьев, Ионой, отправили на службу в Москву к знакомому отца. Уже тогда братья тяготели к духовной жизни: в Москве они свели знакомство с известной старицей Досифее, и та, по преданию, благословила их на монашеские труды. А вскоре пример им подал один из родственников: муж их сестры, рано умершей, ушел монахом в Саровскую пустынь. Подумав, последовали за ним и братья Путиловы.
Саров
Ко времени прибытия братьев в обитель там уже 37 лет жил Серафим Саровский. Кроме него, жил здесь и Назарий, восстановитель Валаама, пришедший в Саров проводить последние свои дни. От этих подвижников черпали братья духовные силы.
Тимофей пробыл в Сарове три года и ушел в Орловскую епархию, в Свенский Успенский монастырь. Там он спустя некоторое время и был пострижен под именем Моисея. Было ему 29 лет, а постриг его старец Афанасий, ученик Паисия Величковского, известного переводчика Святых Отцов.
Брат же его Иона остался в Сарове и позже стал игуменом обители.
Община
Вместе с группой монахов вскоре после пострига Моисей ушел жить в лес. Пустынная жизнь, управление общиной подготовили его к будущему настоятельству в Оптиной пустыни. Монахи занимались земледелием (плоды его были скудны, росла фактически одна репа), питались ягодами и грибами, а жили в хижинах, сколоченных ими же, и имели еще несколько землянок. Жизнь свою строили в молитве и посте.
В 1812 году, когда на Москву шли французы, отшельники ушли из пустыни от захватчиков, но, когда иноземцы повернули вспять, вновь вернулись в эти места. В 1816 году в лесную пустынь к Моисею приехал его брат Александр, чтобы пополнить монашеские ряды. Через четыре года Александра постригут в монахи и дадут ему новое имя — Антоний, под которым он и станет известен.
Оптина
В 1820 году Моисей проездом побывал в Оптиной пустыни и поразился красоте здешних мест. Он всегда тяготел к лесу, а сосновый бор вокруг Оптиной идеально подходил для обустройства скита. Устроить скит желал и епископ Калужский Филарет (Амфитеатров) — подвижник, канонизированный в 2005 году. Он и пригласил Моисея стать во главе своего начинания. Так Моисей и Антоний, а вместе с ними еще два монаха прибыли в Оптину, поселившись близ обители на монастырской пасеке.
Братья начали обустраивать житье: очистили место от деревьев, выстроили келью и поставили церковь в честь Иоанна Предтечи. Для устройства скита нужны были средства, богослужебная утварь, иконы, книги — за всем этим Моисей поехал в Москву. Легенда гласит, что, когда он вернулся, повозка его была так полна всем, что сам он едва на ней умещался.
В 1822 году преподобного рукоположили в иеромонахи (монах, имеющий сан священника), а спустя несколько лет, видя, как ладно и споро идет жизнь нового скита, избрали настоятелем Оптиной. Настоятельство продолжалось до самой смерти преподобного — 37 лет.
Старчество
Преподобный Антоний, брат Моисея, говорил: трудами настоятеля Оптина буквально расцвела святостью пришедших сюда старцев. При нем приходит в обитель Амвросий, позже ставший Амвросием Оптинским. Здесь поселяется и насельничает старец Лев — фактически родоначальник оптинского старчества. Духовным попечением Льва взрастает старец Макарий.
Растет и сама обитель: при Моисее воздвигаются два новых храма, появляется трапезная, вмещающая вдвое больше монахов, строятся кельи, гостиница. Преподобный Антоний заметит позже: при всей этой строительной активности паломники и ближние хотя и считали Моисея добродетельным человеком, но не ощущали всей его духовной силы. Для приходящих, да и для некоторых монахов из числа братии он оставался прежде всего устроителем жизни обители, а за духовными советами шли к другим старцам. И лишь ближний круг, в который вошли сам Антоний и старец Лев, видели, сколь много света в нем самом.
По легенде, за несколько дней до кончины преподобный, уже не встававший с постели, вдруг сказал: «Надеюсь, в воскресенье быть в церкви». «Нельзя вам, отче, служить по слабости ваших сил», — возразил келейник. «Служить нельзя, но быть можно», — ответил преподобный, и слова его сбылись: в воскресенье гроб с телом Моисея был перенесен братией в церковь.
Преподобный отошел ко Господу в 1862 году, а спустя три года явлены были его нетленные мощи. Когда в 1865 году скончался Антоний, его брат, монахи захотели устроить усопших родственников рядом — для этого открыли склеп, где почивал Моисей, и обнаружили гроб его целым. Приоткрыв его, увидели, что и тело старца избежало признаков тления.
В 1996 году Моисей был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000-го прославлен для общецерковного почитания. Мощи его и ныне покоятся рядом с мощами Антония в Казанском храме Оптиной пустыни, для процветания которой он отдал столько сил.
При подготовке материала были использованы материала сайта Оптиной пустыни — http://www.optina.ru/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии