Преподобный Кукша Одесский: «Я сам грешный и грешных люблю». Николай Волошин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Преподобный Кукша Одесский. Фото: pravme.ru

Его жизнь могла пройти в тихой келье афонского Свято-Пантелеймонова монастыря, куда он направился, желая посвятить себя иночеству. Но Бог уготовал ему другой крест.

29 сентября Церковь вспоминает преподобного Кукшу Одесского – светильника веры, окормлявшего наш народ в годы безбожного лихолетия. Еще в юношестве Косьма (так звали святого в миру) услышал пророчество о грядущих гонениях и лишениях. Но, будущего святого это не испугало и он с уверенностью стал на путь служения Богу и людям.

Пророчество о будущем крестоношении

Когда в душеспасительных беседах мы говорим о подвижниках благочестия, наш взор почему-то часто оборачивается в сторону древних отцов-пустынников и тех святых, которые всегда на слуху у православного народа. Если же кто-то и вспоминает более современных старцев, то на ум приходят, в основном, их пророчества о последних временах и приходе антихриста. Редко кто говорит об этих людях как о духовниках и исповедниках, которые личным примером засвидетельствовали свою преданность Христу и Его Церкви.

Одним из таких проповедников стал чтимый ныне преподобный Кукша Одесский. Его жизнь могла пройти в тихой келье афонского Свято-Пантелеймонова монастыря, куда он направился, ведомый намерением посвятить себя иночеству. Но Бог уготовал ему другой крест, видя его готовность к полному самоотречению.

«За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе – ты будешь гоним всю жизнь».

А началось все еще в ранней юности. Еще подростком Косьма полюбил людей страждущих, больных и обездоленных. Однажды он увидел, как его двоюродного брата мучает бес. Не долго думая, юноша повез одержимого к старцу. Помолившись, старец вылечил страдальца, а к Косьме обратился со словами: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе – ты будешь гоним всю жизнь». Обычный человек, услышав такое пророчество, приложил бы все усилия, чтобы как-то приспособиться к реалиям времени и избежать гонений. Но, любящий Бога, Косьма воспринял эти слова как особое призвание и более никогда не сворачивал с избранного пути.

Помазанник на священство

Однажды мать будущего святого Харитина вознамерилась отправить сына в паломническую поездку на Святую Землю. Она написала письмо афонскому священноначалию с просьбой благословить ее сына на эту поездку. Благословение было получено, и послушник Косьма отправился к местам проповеди воплотившегося Спасителя.

Но даже здесь, в обычном паломничестве, с молодым человеком начали происходить необычные вещи. Когда их группа проходила мимо Силоамской купели, кто-то случайно задел юношу, и он прямо в одежде с головой окунулся в святой источник. Вокруг раздались ироничные смешки, а кто-то невзначай заметил: «Много детей будет у него». Существовало поверье, что окунувшаяся в Силоам бесплодная женщина вскоре получит от Бога долгожданное чадо. Как оказалось, эти слова стали пророческими. Всю жизнь преподобного Кукшу окружали духовные чада – его любимые дети и ревностные молитвенники.

На этом чудеса на Святой Земле не прекратились. Когда паломники вошли в Храм Гроба Господня, они захотели помазаться святым елеем от лампады, находящейся рядом с местом погребения Христа. Только они подумали об этом, невидимая сила опрокинула одну из лампад так, что на голову Косьмы полился драгоценный елей. И стал этот елей «яко миро на главе, сходящее на браду Аароню, сходящее на ометы одежди его» (Пс. 132:2). Через возливание этого мира Сам Господь избрал его будущим священником, сделав его помазанником Своей благодати.

Дар Божий из клюва ворона и тайная Евхаристия

30-е годы XX века никто не вспомнит с радостью на душе. Бедность, голод, репрессии… Много чего пришлось пережить богобоязненному народу и боголюбивому священству. Такое отношение к христианам было закономерным, ведь еще апостол Павел писал, что «все, хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим. 3:12).

На тот момент отец Кукша был уже старцем-схимником. Потрудившись в Первую Мировую войну санитаром на поезде сообщения Киев-Львов, он подвизался в Киево-Печерской Лавре. Господь испытал его веру тяжелой болезнью, исцеление от которой наступило только после принятия великой схимы. А в 1938-м году убеленного сединами старца ожидали восемь лет ссыльной жизни в лагерях.

После тихой и молитвенной жизни в Лавре, святой оказался на изнурительных работах по лесоповалу. Длительный труд и скудное питание привели практически к полному истощению его организма. Однако и здесь он не был оставлен своим Небесным Отцом. Однажды, на Пасху, святой получил от Него долгожданное утешение.

«Я был такой слабый и голодный – ветром качало, – вспоминал преподобный. – Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется. А за проволокой повара из кухни в столовую охранников носят на головах противни с пирогами. Так вкусно пахнет, а над ними вороны летают. Я взмолился: "Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!" И вдруг слышу над головой: "Кар-р-р!" – и к моим ногам упал пирог с мясом – это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод».

Когда схимнику пришла посылка с запасными Святыми Дарами, он не замедлил освятить полотенца в качестве епитрахилей и призвал всех заключенных священников и монахов к совместной евхаристической Трапезе.

Прав был псалмопевец, сказавший «Возложи на Господа печаль твою, и тот тебя препитает» (Пс. 54:23).

В ссылке старец всегда помнил о том, что духовное окормление людей для священника имеет большее значение, нежели личное благоденствие. Поэтому, он использовал любую возможность для того, чтобы причастить заключенных. Когда схимнику пришла посылка с запасными Святыми Дарами, он не замедлил освятить полотенца в качестве епитрахилей и призвал всех заключенных священников и монахов к совместной евхаристической Трапезе. За одно такое тайное богослужение к Святым Тайнам приобщалось около ста причастников.

Только через пять лет, проведенных в ежедневном тяжком труде, старец Кукша был переправлен в ссылку в Соликамскую область, где впервые получил возможность открыто совершать богослужения в сельском храме. А затем, вновь вернувшись в Лавру он, закаленный жизненными испытаниями, приступил к своему главному и заключительному послушанию – духовничеству. 

Пророк в своем Отечестве 

Схиигумен Кукша среди братии Почаевской лавры в конце 50-х годов при наместнике Августине (Шкварко). Верхний ряд – четвертый слева. Фото: pravme.ru

Прославившись известным духовником, преподобный Кукша своим служением досаждал советской власти. Результатом стало распоряжение перевести старца из Киева в провинцию. Оказавшись в Почаевской Лавре, святой продолжил нести послушания духовника, исповедуя людей и строго обличая их пороки.

Прихожане и духовные чада помнили его и как благоговейного молитвенника, совершавшего раннюю Литургию в пещерном храме. Вот как вспоминает об этом духовная дочь старца:

«Когда отец Кукша служил в Божественную Литургию, я сразу почувствовала сильную близость души к Богу, как будто вокруг никого не было, а только Бог и я. Каждый возглас о. Кукши возносил мою душу “горе”, и преисполнял ее такой благодатью, как будто я стояла на небе перед лицом Самого Бога. На душе было по-детски чисто, необыкновенно светло, легко и радостно. Ни одна посторонняя мысль не беспокоила меня и не отвлекала от Бога».

Своим служением в алтаре преподобный показывал некий образец монашеского богослужения: спокойного, неспешного и молитвенного.

Последние годы жизни старца, проведенные в Почаеве, а затем – в Черновицкой епархии и в Одессе, были отмечены все более раскрывающимся в нем Божьим даром прозорливости. Своим сердцеведением он в одних вселял радость и надежду, других уличал в грехах, третьих предостерегал от жизненных ошибок. Но кроме частных пророчеств, он говорил и о судьбе Церкви Христовой, и о тех испытаниях, которые выпадут на долю Украинской Православной Церкви.

«Будьте бдительны, – предостерегал старец своих чад. – Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в Православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!».

*   *   *

Для преподобного Кукши Одесского вся жизнь стала служением Богу – непрестанным послушанием Его воле. Он был ревностным молитвенником и великим тружеником. Всегда делая все самостоятельно, старец отказывался от посторонней помощи, говоря: «Мы сами себе послушники до самой смерти». Но любое послушание обретает свою ценность тогда, когда совершается с любовью. А любви у святого старца было не отнять. «Я сам − грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные», – смиренно повторял он.

Даже после смерти святого каждый может ощутить его любовь, помолившись к нему от всего сердца. Преподобный Кукша продолжает совершать чудотворения и помогать верующим людям. Главное, нам нужно всегда помнить о том, что каждый святой благодетельствует нам по данной ему от Бога благодати. Поэтому, молясь к святым, нужно всегда хранить в душе крепкую веру в чудотворную силу Господню, действующую там, где человеческих усилий уже становится недостаточно. Так же, как эту веру хранил и приумножал преподобный Кукша Одесский, ставший образцом современной святости.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/74782-prepodobnyj-kuksha-odessk...