Преподобный Иов Почаевский: бесстыдство страшнее убийства. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: phonoteka.org

Совершая зло, мы всегда знаем, что совершаем зло, даже если всеми силами пытаемся себя как-то оправдать и делаем вид, что ничего плохо не происходит.

На западе Украины стоит знаменитый форпост православия – Свято-Успенская Почаевская Лавра, возглавляемая своим неизменным небесным игуменом и покровителем – преподобным Иовом, день памяти которого Церковь чтит 10 ноября. Но, сегодня хочется говорить не столько о жизни святого, сколько об оставленных им поучениях, применимо к нашей современной жизни. Преподобный Иов не был плодовитым писателем, но некоторые его наставления все же были зафиксированы в письменном виде, к ним и обратимся.

Мое внимание привлекло его поучение о Каине и Авеле в виду того, что в нем раскрывается тема преступления и покаяния – вечно актуальных действий для каждого христианина. Вообще история об этих братьях очень глубокая и может научить нас многому.

К изложению сюжета, связанного с убийством Авеля мы обращаться не станем, ведь он известен даже тем, кто никогда не читал Библию. Акцент хотелось бы сделать на том, что уже в самом первом поколении людей после изгнания из Рая происходит такое страшное преступление как убийство.

Зло всегда порождает зло.

Очевидно, что и Каин, и Авель слышали от своих родителей рассказы о блаженной жизни с Богом, о падении и дальнейших тяжелых последствиях, которые могли ощущать на себе. Более того, они могли лично общаться с Всевышним. Но посмотрите, насколько различны плоды этих двух единоутробных братьев! А все потому, что зло всегда порождает зло. Да, сегодня мы почитаем Адама и Еву в числе наших праотцев, мы знаем, что Спаситель вывел их из ада, но их грехопадение уже в самой бытийственной своей основе не могло привести к исключительно добрым последствиям. Однако это ничуть не снимает вины со старшего брата, потому, как отметил преподобный Иов: «Каин, прежде чем убил брата, знал, что братоубийство есть зло».

Точно также и мы, совершая грех, поддаваясь действию порока, всегда знаем, что такое грех и что такое порок. У нас может не быть сил для сопротивления страсти, либо мы можем попросту не хотеть сопротивляться, думать, что как-то «пронесет», можем пытаться избежать неприятных для нас последствий, но мы всегда довольно четко знаем, где зло, а где добро. В этом плане действия Каина очень характерны и ясно демонстрируют, что за каждым нашим поступком стоит человеческая воля – добрая или злая, но наша.

Преподобній Иов Почаевский. Фото: youtube.com

Обозначенные мысли открывают другую проблему – проблему ответственности. Обратите внимание на слова Господа, обращенные к Каину после убийства: «Где Авель, брат твой?... Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 9-10). Преподобный Иов подчеркивает, что Бог, очевидно, знал, что произошло и кто виновник, но задает вопросы преступнику, дабы подтолкнуть его к покаянию. Однако Каин, увиливает от прямого ответа и лукавит. Он пытается оправдаться и не хочет нести ответственности за совершенное злодеяние, после чего его и постигает кара.

Преподобный Иов предлагает здесь интересную мысль и говорит, что Господь наложил на Каина «наказание, не столько за убийство, сколько за бесстыдство; потому что Бог ненавидит не столько согрешающего, сколько бесстыдного». Видите, как меняется акцент вины? Казалось бы, что может быть страшнее убийства, но нет, в свете лежащей перед каждым человеком вечности, в свете возможности или невозможности спасения наши действия выглядят несколько иначе. Очевидно, что Авеля ждет блаженная жизнь с Богом, но Господь тут же пытается еще спасти и Каина.

Наши перспективы в вечности могут оказаться не очень радужными, просто из-за того, что у нас нет стыда за совершенные проступки.

Перенося данные рассуждения на нашу с вами жизнь, хочется сказать, что наши перспективы в вечности могут оказаться не очень радужными, просто из-за того, что у нас нет стыда за совершенные проступки. Если мы никого не убили и ничего не украли, то это не значит, что наши шансы попасть в Рай выше, чем у убийц и воров. Наоборот, может быть и так, что страшный грех будет настолько тяготить душу преступника, что тот искренне раскается и станет всю оставшуюся жизнь лить слезу перед Богом – вспомните хотя бы сюжет всем нам известного фильма «Остров».

Но вот с нашими мелкими грехами дело может обстоять куда хуже. А ведь даже на исповеди приходится слышать, как люди пытаются оправдать себя, то подбирая максимально мягкие словесные формулировки, то используя такие наречия как «возможно», «может быть», «где-то» и т.п. Но на самом деле все довольно просто: ты либо виновен, либо невиновен. Если невиновен – то и каяться нечего, а если виновен – то не нужно «юлить», а выкладывать все перед Богом как есть – Он и так все знает, но чем сильнее мы себя осудим, чем беспощаднее будем к себе, чем больше устрашимся собственной черноты, тем глубже будет наше покаяние и тем больше будет шансов на спасение. Стыдиться нужно своих грехов, и давайте еще раз запомним поучение преподобного Иова: «Бог ненавидит не столько согрешающего, сколько бесстыдного».

Как видим, преподобный Иов Почаевский остается небесным покровителем не только для своей обители, но и добрым наставником для всех нас. Его простая и доступная мудрость позволяет немного пересмотреть наше отношение даже к такой привычной вещи как таинство исповеди и постараться сделать из нее не обыденное перечисление грехов, а действительное и действенное покаяние, открывающее дорогу к Небесному Отцу, желающему спасения каждому человеку.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/91733-prepodobnyj-iov-pochajevsk...