Преподобный Иоанн Лествичник о борьбе с «вкусняшками». Протоиерей Игорь Рябко
Игумен Синайского монастыря, святой Иоанн, получил свою «фамилию» благодаря духовно-назидательному произведению «Леcтвица». Вы, конечно же, читали эту книгу?
Любой человек, который не знаком с творениями Святых Отцов, взяв в руки эту книгу, вряд ли сможет дочитать до конца «Лествицу». А все потому, что ум современного человека привык жить в своих маленьких мыслях, с которыми он играется, как ребенок с пластилином. Ум лепит из них мягкие игрушки, размягчая их своими чувствами и украшая фантазиями. Для того, чтобы выйти из такого мертвого круга греховного мышления, нужна Божественная мудрость, получить которую можно только заплатив за нее очень дорогую цену.
Современный человек похож на обезьянку, которую мир поймал, положив в кувшин с узким горлышком какую-то ароматную «вкусняшку». Наш ум, как лапа, хватает приманку и потом уже не в силах вырваться из этой ловушки, потому, что не желает разжать свои цепкие пальцы. Помыслы – это цепи, сковывающие нашу душу. Святой Иоанн Лествичник рассказывает о том, как шаг за шагом, ступень за ступенью нужно разбивать оковы этого плена.
Мир живет в глубокой яме лжи, выбраться из которой можно лишь по лестнице Благодати. Восходя по лестнице добродетелей, человек обретает великий покой, прозревая в нем свою вечную и бессмертную жизнь. Поднимаясь по ступеням все выше и выше, христианин обретает Божественную любовь и мудрость, духовную защиту святых, благодатную молитву, освобождение от навязчивых помыслов и греховного мышления.
Христианином невозможно быть без любви, а любви не может быть без духовной свободы.
Святой Иоанн Лествичник учит тому, что христианином невозможно быть без любви, а любви не может быть без духовной свободы. Евангельские заповеди блаженств – это декларация свободы от мира, страстей, помыслов, эгоизма, ненависти, от всех жизненных обстоятельств, которые сковывают нашу душу. Но обретается эта свобода только в гонениях и преследованиях от внешних или внутренних врагов.
Во время этой кровопролитной брани, которая происходит внутри нашего сердца, свои греховные мысли мы должны заменить Благодатью. Сатанинская злобная сила мыслей против Благодати – вот как называется эта битва. Если этого не понимать, то даже совершая множество добрых дел, вычитывая все правила и регулярно посещая церковь, совершенно не заметно для себя, человек может оказаться во вражеской оккупации и дьявольском плену. Такой мирянин, давно находясь в глубокой «прелести» духовного самообольщения, будет бояться приблизиться к Иисусовой молитве, переживая за то, чтобы не попасть в «прелесть», а монах, запираясь в своей келье, становится похожим на сурка, впавшим в зимнюю спячку. Чтобы спастись и первому, и второму, нужно уподобившись трудолюбивой пчеле, научиться перерабатывать свой жизненный опыт, превращая его в непрестанную молитву.
Бог даровал человеку духовную автономию. Все, что ему нужно для спасения, он обретает еще при рождении. Но мир, хватая ребенка за руку, сразу же начинает пичкать его своими знаниями, умениями и навыками, чтобы он как можно раньше потерял возможность радоваться и удивляться дарованному ему от Бога великому чуду жизни. Родители, становясь союзниками дьявола в этой борьбе, ломают хрупкую детскую психику через свое педагогическое колено, беспощадно избивая его душу дубинкой «надо», «должен», «учи», «не отставай» и проч. Спустя годы измученная, сморщенная, увядшая, больная душа сможет вернуть себе радость утраченного детства. но только с помощью Христовой Благодати. Это происходит тогда, когда к ней приходят другие учителя, которых зовут скорби и лишения.
Все, что нужно человеку для спасения, он обретает еще при рождении.
Утесняющие жизненные обстоятельства принуждают душу вернуться ко Христу, как к единственной надежде и упованию. Вера обретается человеком не потому, что он логически осознал то, что Бог есть, и не потому, что он прочитал много книг. Некая внутренняя интуиция, глубоко спрятанная в остатках непорочного детского сознания, влечет душу к Свету и Источнику радости. Но если порочная жизнь уничтожит и этот островок чистого детства, то вернуть ее к Богу смогут лишь великие скорби, да и то далеко не всегда.
Благодать Божия не любит наших фантазий и выдумок. Когда человек начинает писать в своей голове сочинение на тему «Как же меня обидели», предаваться внутреннему диалогу с оскорбившим, услаждаться своими фантазиями и мечтами, жить в виртуальном мире – Благодать покидает его. Тогда только беда может вернуть ее в наше сердце. Беда часто нужна человеку для того, чтобы опытно понять – настоящие страдания его ждут как раз там, где он надеялся обрести наслаждение и мнимую мирскую радость.
Лживый мир похож на крокодила, который внезапно показываясь на спокойной водной бытового благополучия, открывает зубатую пасть своей сатанинской непредсказуемой сущности. Не каждый может выдержать это внезапное нападение так, чтобы не сойти с ума и не впасть в отчаяние. Но и дьявол делает этот последний прыжок на душу не зразу. Сначала он незаметно плетет паутину вокруг человеческого сердца, загоняя его все глубже в свои сети.
И без того узкие врата, ведущие нас в вечную жизнь, становятся еще уже, а то и вовсе захлопываются перед самым носом у тех, кто пытается что есть мочи протащить через них свои земные привязанности.
Мудрый и опытный в духовной брани христианин даже свои падения может обращать в победы. Потому, что каждое поражение в брани – это повод к совершенствованию и, что немаловажно, к самоукорению. А молитва без самоукорения – это как бег на одной ноге. Не к великим и трудным подвигам нам надо стремиться, а учиться непрестанно творить добро, пусть даже самое мелкое и незаметное. Из этой маленькой повседневной мозаики, как правило, и устрояется здание нашего внутреннего человека. Даже простой сухарик, поданный голодному с искренней любовью, будет в глазах Божьих большим приношением, чем жертва богача, который от своего избытка смог накормить хлебом целый город.
Потеряв сердечную интуицию, люди стали жить законами логики, которые заменили для них духовное ведение. Поэтому законы мира духовного кажутся им парадоксальными и противоречивыми. Но, тем не менее, они действены и незыблемы. Один их них говорит о том, что чем больше мы стремимся к людям со своей человеческой искаженной любовью, тем дальше они удаляются от нас. И чем дальше мы уходим от людей для того, чтобы стать ближе к Богу, тем больше находим вокруг себя тех, кто нуждается в нашей помощи. И без того узкие врата, ведущие нас в вечную жизнь, становятся еще уже, а то и вовсе захлопываются перед самым носом у тех, кто пытается что есть мочи протащить через них свои земные привязанности.
Животные не знают, что такое спасение и не стремятся к нему. Но если человек, услышав и узнав о нем, не устремился ко спасению всей своей душой, всем сердцем, всею мыслию своею, то он рискует стать хуже животного и уподобиться демонам. Тому, на ком надеты наручники греха, не получить гражданство в Небесном Иерусалиме. Туда имеют право войти лишь те, кто научился на земле жить так, чтобы каждую свою мысль, каждый поступок, каждое слово согласовывать с Евангелием. А заметив даже малейшее уклонение от правильного курса, научился стоять за душу до последней капли крови.
Стать святым – это не особая привилегия, это прямая обязанность каждого христианина.
Православный человек не тот, кто хорошо знает Евангелие и понимает своим интеллектом, о чем идет речь в Символе веры, а тот, кто изменил свою греховную природу, стяжав благодать и преобразив в Ней свою душу.
Именно поэтому душа, хоть немного вкусившая сладости меда благодати, будет стремиться к уединению тишины и молитвы, понимая, что только так можно встретить Христа в своем сердце. Если, приобретя начальную Благодать, человек продолжает поддерживать активные связи с миром и так называемыми многочисленными друзьями и знакомыми, то, начав «за здравие», он может окончить «за упокой». Не оставив свои земные привязанности, главная из которых – это наш собственный эгоизм, человеку сложно будет достичь спасения.
Следование за Христом требует блаженной «ненависти» ко всему, что нас от Него отлучает. Христос никуда не ушел, Он всегда рядом и стоит на пороге нашего сердца, стуча в его дверь для того, чтобы войти и сотворить в нем Себе обитель. Стать святым – это не особая привилегия, это прямая обязанность каждого христианина.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/78811-prepodobnyj-ioann-lestvich...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии