Преподобный Иоа́нн Святогорский (Донецкий), затворник, иеросхимонах

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

День памяти: 24 августа

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА СВЯТОГОРСКОГО

В ми­ру Иван Крю­ков, ро­дил­ся в Кур­ске в се­мье ме­щан в 1795 го­ду. С дет­ства го­рел лю­бо­вью к мо­на­ше­ству и по­движ­ни­че­ству. В воз­расте де­вя­ти лет Иван был от­дан на обу­че­ние ма­сте­ру по из­го­тов­ле­нию из­раз­цов, дол­гое вре­мя пе­ре­но­сил чу­до­вищ­ную же­сто­кость сво­е­го хо­зя­и­на. Через неко­то­рое вре­мя по­сле за­вер­ше­ния уче­ни­че­ства он же­нил­ся по при­нуж­де­нию сво­ей ма­те­ри, от­крыл соб­ствен­ную ма­стер­скую по из­го­тов­ле­нию из­раз­цо­вых пе­чей, а чуть поз­же – два по­сто­я­лых дво­ра и трак­тир. По­сле смер­ти же­ны, в 38-лет­нем воз­расте, по­сту­пил в Глин­скую пу­стынь Кур­ской епар­хии, под ру­ко­вод­ство стар­ца-игу­ме­на Фила­ре­та.

Пол­то­ра го­да яв­лял­ся по­слуш­ни­ком, по­сле че­го по­лу­чил пра­во но­сить ря­су. С са­мо­го по­ступ­ле­ния в мо­на­стырь Иван Крю­ков от­ли­чал­ся про­сто­той и ис­крен­но­стью, усер­ди­ем и неуто­ми­мо­стью в мо­лит­ве, ко­то­рую со­про­вож­дал мно­ги­ми зем­ны­ми по­кло­на­ми. Уже в по­слуш­ни­че­ский пе­ри­од Иоанн про­сла­вил­ся спо­соб­но­стью ис­це­лять боль­ных. В мо­на­сты­ре он овла­дел гра­мо­той. Через 7 лет он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иоан­ни­кия и на­зна­чен эко­но­мом оби­те­ли. Про­ве­дя 11 лет в этой оби­те­ли и пре­успев в ней ду­хов­но, вме­сте с ча­стью Глин­ской бра­тии во гла­ве с каз­на­че­ем иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем, он по­лу­чил при­гла­ше­ние от на­сто­я­те­ля древ­ней Успен­ской Свя­то­гор­ской пу­сты­ни Харь­ков­ской епар­хии.

В Свя­то­гор­ской оби­те­ли он был остав­лен в долж­но­сти эко­но­ма и мно­го по­тру­дил­ся для бла­го­устрой­ства Свя­то­го­рья. Вот что о его де­я­тель­но­сти пи­шет Ва­си­лий Неми­ро­вич-Дан­чен­ко:

«Иоанн и тут об­на­ру­жил при­су­щие ему ха­рак­тер и ре­ши­тель­ность. Не пре­ду­пре­див, он рас­по­ря­дил­ся «от­сечь» часть го­ры под го­сти­ни­цу. Про­тив него под­ня­лось все, но он по­бо­рол пре­пят­ствия, и го­ра бы­ла «от­се­че­на». Иоанн вел вой­ну с упра­ви­те­лем По­тем­ки­ных, всту­пал­ся за ограб­лен­ное ими кре­стьян­ство, и хо­тя на сем пу­ти был сми­ря­ем на­сто­я­те­лем, но как упор­ное коз­ли­ще, ис­пол­нив на­ло­жен­ное на него по­слу­ша­ние, вновь всту­пал в бой с гос­под­ски­ми хо­ло­па­ми и от­се­кал го­ры. По­том уж его и сми­рять пе­ре­ста­ли – мах­ну­ли ру­кой. В кон­це кон­цов, впро­чем, ока­за­лось, что Иоанн был прав, за что на него на­ло­жи­ли ман­тию. Во­об­ще, в эту по­ру сво­ей де­я­тель­но­сти, ма­ло­гра­мот­ный, энер­ги­че­ский, не зна­ю­щий уста­ли, упря­мый и изоб­ре­та­тель­ный, Иоанн со­вер­шен­но под­хо­дит к ти­пу се­вер­но­го мо­на­ха-со­лов­ча­ни­на. За­тем Иоанн, а в ман­тии Иоан­ни­кий, яв­ля­ет­ся опять го­стин­ни­ком, опять «от­се­ка­ет» го­ры, ро­ет­ся в зем­ле, как крот, отыс­ки­ва­ет и на­хо­дит ста­рые под­зем­ные хра­мы, соб­ствен­но­руч­но вы­би­ва­ет для них из цель­ных ди­ких кам­ней пре­сто­лы».

Чуть поз­же Иоан­ни­кия ру­ко­по­ло­жи­ли в иеро­мо­на­хи и опре­де­ли­ли ду­хов­ни­ком к бо­го­моль­цам. В этой долж­но­сти он при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в вос­ста­нов­ле­нии под­зем­ных хо­дов. Ра­бо­тая в пе­ще­рах по их рас­чист­ке, он по­лю­бил од­ну из ме­ло­вых ке­лий, в ко­то­рой за­тво­рил­ся в 1850 го­ду, а через два го­да при­нял схи­му. Об ухо­де свя­то­го Иоан­на в за­твор Неми­ро­вич-Дан­чен­ко пи­шет сле­ду­ю­щее:

«Убе­див­шись, что Иоан­ни­кий не пре­воз­но­сит­ся а жаж­дет по­дви­га, Ар­се­ний при­ка­зал ему за­тво­рить­ся в про­стой жи­лой ке­лье и за­пе­реть став­ни. Труд­но бы­ло одо­леть Иоан­ни­кию в пер­вое вре­мя ужас оди­но­че­ства, осо­бен­но по но­чам. Но он при­вык и за­тем пе­ре­брал­ся в ме­ло­вую ска­лу. На­сто­я­тель все еще от­го­ва­ри­вал его. Сто­я­ли хо­ло­да, пе­чи там не бы­ло, и устра­и­вать ее не доз­во­ля­лось, но мо­нах не внял. На­ко­нец, ему раз­ре­ши­ли за­тво­рить­ся со­всем. Вве­ли в ме­ло­вую пе­ще­ру – и за­пер­ли на за­мок. В две­рях бы­ло про­де­ла­но ма­лое окон­це для пе­ре­да­чи пи­щи и пи­тия.

Хо­лод сто­ял там, как в лед­ни­ке.... Так про­шел це­лый год без­вы­ход­но­го пре­бы­ва­ния в за­тво­ре, са­мый труд­ный год, по­то­му что те­ло за­точ­ни­ка еще толь­ко при­вы­ка­ло к сы­ро­сти и хо­ло­ду... Про­бо­ва­ли его ис­пы­ты­вать – вы­во­ди­ли на свет, при­ка­зы­ва­ли остать­ся, но Иоан­ни­кий неиз­мен­но ухо­дил на­зад. Так про­шло еще шесть ме­ся­цев, по ис­те­че­нии ко­то­рых его по­стриг­ли в схи­му и опять на­зва­ли Иоан­ном, раз­ре­ши­ли при­об­щать­ся два ра­за в ме­сяц, а в по­сты еже­не­дель­но».

А. Ф. Ко­валев­ский, оче­ви­дец по­дви­гов за­твор­ни­ка, оста­вил опи­са­ние бы­та его скром­ной ке­лии:

«Пред­ставь­те се­бе, чи­та­тель, тес­ную и низ­кую ке­лию, сво­ды ко­то­рой не вы­ше ро­ста че­ло­ве­че­ско­го, ис­се­чен­ную в ме­лу, свет в ко­то­рую про­ни­ка­ет через уз­кую сква­жи­ну, про­бу­рав­лен­ную на­ру­жу ска­лы на до­воль­но боль­шом рас­сто­я­нии. Ат­мо­сфе­ра ке­лии рез­ко хо­лод­ная и сы­рая, на­по­ми­на­ет со­бою лед­ник: она как бы ко­лет вас и воз­буж­да­ет в те­ле озноб ли­хо­ра­доч­ный. Все убран­ство ке­лии со­став­ля­ет де­ре­вян­ный от­кры­тый гроб с боль­шим над­мо­гиль­ным де­ре­вян­ным кре­стом у из­го­ло­вья, на ко­то­ром на­пи­сан рас­пя­тый Гос­подь; в гро­бе немно­го со­ло­мы и воз­гла­вие, и в та­ком ви­де слу­жил он ло­жем успо­ко­е­ния за­твор­ни­ку, пре­труж­ден­но­му по­дви­гом бде­ния мо­лит­вен­но­го. Вот все успо­ко­е­ние, ко­то­рое доз­во­лял се­бе по­движ­ник: за­тем неболь­шой ана­лой у свя­тых икон, де­ре­вян­ный об­ру­бок, слу­жив­ший вме­сто сту­ла, кув­шин для во­ды, гор­нец для пи­щи, на­голь­ный ту­луп, вет­хая ман­тия с епи­тра­хи­лью и неуга­са­е­мая лам­па­да – удо­вле­тво­ря­ли все жиз­нен­ные по­треб­но­сти за­твор­ни­ка, да еще неиз­мен­ные его тя­же­лые же­лез­ные вери­ги и жест­кая вла­ся­ни­ца, ко­то­рые но­сил он на сво­ем те­ле и ко­то­рые са­ми со­став­ля­ли нема­лое ис­пы­та­ние сво­ей тя­же­стью и остро­той. Пра­ви­ло мо­лит­вен­ное по за­по­ве­ди от­ца Ар­се­ния со­вер­шал он сле­ду­ю­щее: в сут­ки по­ла­гал 700 по­кло­нов зем­ных, 100 по­яс­ных, про­из­но­сил мо­литв Иису­со­вых 5000, Бо­го­ро­дич­ных 1000, чи­тал ака­фи­сты Слад­чай­ше­му Иису­су, Бо­го­ма­те­ри и Стра­стям Хри­сто­вым, по­мян­ник... при­об­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн... в со­сед­ней пе­щер­ной церк­ви Иоан­на Пред­те­чи, где слу­жи­лась еже­не­дель­но ли­тур­гия по втор­ни­кам...

Сы­рость бы­ла та­кая, что одеж­да недол­го слу­жи­ла, ви­ди­мо ис­тле­ва­ла и рас­па­да­лась. Ми­ри­а­ды на­се­ко­мых ки­ше­ли в ке­лье, в гро­бу и одеж­дах по­движ­ни­ка, уязв­ля­ли до кро­ви его те­ло и на­ру­ша­ли его по­кой, ес­ли толь­ко мож­но на­звать по­ко­ем ло­же в гро­бу при та­кой об­ста­нов­ке. Но кре­пость ду­ха по­движ­ни­ка Бо­жия бы­ла по­ис­ти­не изу­ми­тель­на: все тер­пел он му­же­ствен­но ра­ди Гос­по­да и спа­се­ния сво­ей ду­ши; стра­да­ния Гос­по­да все­гда пред­став­лял он взо­ром ду­ши сво­ей и, про­ти­во­по­став­ляя им свой по­двиг, счи­тал его ни­чтож­ным от ис­крен­не­го серд­ца».

Иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорской пустыни

В та­ких тру­дах про­жил по­движ­ник в за­тво­ре 17 лет, при­чем пер­вые 5 лет – без печ­но­го отоп­ле­ния. Раз в ме­сяц свя­той по­ки­дал за­твор, чтобы при­ча­стить­ся Свя­тых Тайн в мо­на­стыр­ской церк­ви. Бра­тия мо­на­сты­ря об­ви­ня­ла по­движ­ни­ка в гор­до­сти и глу­ми­лась над ним, но Иоанн при­об­рёл мно­го по­чи­та­те­лей сре­ди ми­рян.

С се­ре­ди­ны 1850-х го­дов Иоанн при­ча­щал­ся раз в неде­лю, по­сле служ­бы бла­го­слов­лял тол­пя­щий­ся в церк­ви на­род, ра­ди бе­сед с по­се­ти­те­ля­ми от­кры­вал две­ри сво­ей ке­льи.

За по­движ­ни­че­скую, са­мо­от­вер­жен­ную лю­бовь к Бо­гу и ближ­ним Гос­подь при зем­ной еще его жиз­ни спо­до­бил его бла­го­дат­ных да­ров непре­стан­ной мо­лит­вы, да­ра рас­суж­де­ния, про­зор­ли­во­сти, да­ром це­ли­тель­ства и чу­до­тво­ре­ний. От по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния в тем­но­те по­движ­ник ослеп, и в по­след­ние го­ды жиз­ни мог тво­рить лишь непре­стан­ную Иису­со­ву мо­лит­ву.

За неде­лю до кон­чи­ны, со­хра­няя по­слу­ша­ние во­ле на­сто­я­те­ля, тя­же­ло боль­ной ста­рец был пе­ре­ве­зен на боль­нич­ный мо­на­стыр­ский ху­тор Ах­тыр­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, где 11 ав­гу­ста 1867 го­да мир­но скон­чал­ся. Пре­по­доб­ный Иоанн был по­хо­ро­нен у ал­та­ря боль­нич­ной церк­ви.

Ши­ро­кое на­род­ное по­чи­та­ние Иоан­на на­ча­лось со дня его смер­ти. У мо­щей свя­то­го про­изо­шло мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний, за­пись ко­то­рых ве­лась в мо­на­сты­ре. По­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да, несмот­ря на пре­пят­ствия, чи­ни­мые вла­стя­ми, па­лом­ни­че­ства к мо­ги­ле Иоан­на про­дол­жа­лись.

24 ав­гу­ста 1995 го­да, в день кон­чи­ны, в год 200-ле­тия со дня рож­де­ния, со­сто­я­лось про­слав­ле­ние по­движ­ни­ка Иоан­на, за­твор­ни­ка Свя­то­гор­ско­го, для мест­но­го по­чи­та­ния в ли­ке пре­по­доб­ных Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. С уста­нов­ле­ни­ем в 2003 го­ду Со­бо­ра Кур­ских свя­тых пре­по­доб­ный Иоанн был вклю­чен и в него.

Все­чест­ная гла­ва его бла­го­го­вей­но хра­нит­ся в Свя­то-Успен­ском со­бо­ре Свя­то­гор­ской Лав­ры, где еже­не­дель­но по чет­вер­гам пе­ред Ли­тур­ги­ей слу­жит­ся мо­ле­бен у ра­ки свя­то­го, от ко­то­ро­го по­да­ют­ся ис­це­ле­ния и по­мощь всем с ве­рою при­те­ка­ю­щим. Еже­год­но в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го – 24 ав­гу­ста со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход во­круг оби­те­ли с его мо­ща­ми, на ко­то­рый со­би­ра­ет­ся до де­ся­ти ты­сяч па­лом­ни­ков.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на Свя­то­гор­ско­го с уста­нов­ле­ни­ем да­ты па­мя­ти 24 ав­гу­ста.

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-svjatogorskij-doneckij-zatvornik