ПРЕПОДОБНЫЙ ЕРАЗМ ПЕЧЕРСКИЙ: КАК ПОСЛЕ ДОБРЫХ ДЕЛ К ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТ ИСКУШЕНИЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Память преподобного Еразма Печерского 24 февраля (8 марта по новому стилю).

Прп. Еразму посвящено одно из слов Киево-Печерского патерика, написанное владимиро-суздальским епископом Симоном по рассказам «святых и блаженных старцев, бывших тому свидетелями и очевидцами». Автор слова мог слышать о чуде, случившемся с прп. Еразмом, когда был монахом Печерского монастыря, примерно в конце XII – начале XIII в. 

Печерский черноризец Еразм имел немалое богатство и все его истратил на украшение великой Печерской церкви (Успенского собора) – на церковную утварь и благолепие храма. Он украсил иконы окладами – «оковал много икон, которые и доныне стоят у вас над алтарем», писал святитель Симон. «И дошел он до последней нищеты, и все стали пренебрегать им, и стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь, а не на милостыню роздал его». Мрачные мысли о ненужности сделанного им дела и о неблагодарности братии вложил ему в сердце дьявол, как сказано в патерике. Инок перестал радеть о своем монашеском житии и спасении души, проводя дни свои в лености и грехах.

Заболев, Еразм восемь дней лежал без чувств и почти без дыхания. Братия, видя его тяжкие мучения, сокрушалась, что душа не может выйти из тела по причине множества нераскаянных грехов. Однако неожиданно Еразм встал с постели, будто и не болев, и поведал о явлении преподобных Антония и Феодосия Печерских, сказавших, что по их молитвам Господь даровал ему время на покаяние. Было Еразму и видение Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом и святыми, пообещавшей иноку спасение и Царствие Небесное как награду за украшение Ее церкви. Пресвятая Дева велела ему покаяться, принять великий ангельский образ – схиму, и тогда Она заберет душу, очистившуюся от грехов. Еразм, как и было ему велено, исповедал все свои грехи перед братией, был пострижен в схиму и, по речению Пресвятой Богородицы, на третий день преставился.

При чтении этого рассказа приходит мысль, что печерские святые были живыми людьми, подобно нам обуреваемыми греховными страстями. Но они с помощью Божией боролись со страстями, после греховных падений вставали и в конце земной жизни, принеся всецелое покаяние, вошли в Царствие Небесное. В патерике не раз говорится о чудесной помощи прп. Антония и Феодосия,  которые молятся о всех подвизающихся и трудящихся в Печерской обители.

Мощи прп. Еразма в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Епископ Симон в конце написанного им повествования об Еразме наставляет монаха Поликарпа не сожалеть об истраченных на украшение церкви деньгах. «Ведая это, брат, не думай: «Напрасно истратил, что имел», так как перед богом сочтено все, до последнего медяка. Надейся же на милость божию за труд свой».

Возле мощей прп. Еразма, что почивают в Ближних пещерах, помещена икона, написанная по гравюре Леонтия Тарасевича. Она выполнена для издания патерика 1702 г. Перед преподобным изображена в облаках явившаяся ему Богоматерь со святыми Антонием и Феодосием Печерскими. На иконе, за левым плечом инока, виден и дьявол, влагающий ему в душу мрачные мысли. Пример прп. Еразма, получившего спасение за любовь к благолепию храма Божиего, учит нас этой добродетели и предостерегает от бесовского уныния и внушаемых нечистой силой сожалений о напрасности добрых дел.

Старший научный сотрудник

Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Елена Лопухина

http://pravlife.org/content/prp-erazm-pecherskiy-kak-posle-dobryh-del-k-...