Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий
Память 1 / 14 июня
Святой Дионисий[1]родился в Вологде около 1362 года. С самой юности он вел подвижническую жизнь в Спасо-Каменном монастыре на озере Кубенское. В обители был введен строгий афонский устав, и управлял ею святой Дионисий Грек, будущий епископ Ростовский (1425)[2].
Проведя много лет в послушании, Дионисий захотел посвятить себя безмолвной молитве и ушел в заброшенный монастырь. Затем, продвигаясь вглубь леса, он дошел до реки Глушицы, протекавшей к востоку от озера, и поселился там (ок. 1400).
Однако долго пребывать в уединении Дионисию не пришлось. Святость жизни подвижника и его духовная мудрость привлекли к нему множество верующих: жить, подражая ему, хотели не только мужчины, но и женщины. Томимые духовной жаждой, они без колебаний отправлялись за наставлением к святому в это пустынное место.
Благодаря поддержке князя Димитрия Заозерского место подвига преобразовалось в общежительный монастырь, насчитывавший 15 человек братии. Обитель была посвящена Покрову Божией Матери. Для духовных дочерей святой Дионисий основал на соседнем холме еще один монастырь, посвященный преподобному Леонтию Ростовскому (память 23 мая). Жизнь в нем строилась согласно афонскому уставу, а в дальнейшем обитель послужила образцом для многих других монастырей, более или менее отдаленных, расположенных по всей России.
В своих наставлениях преподобный Дионисий особенно часто говорил о хранении помыслов, которое помогает достичь чистоты сердца – необходимого условия истинной молитвы и созерцания. Святой Дионисий был одаренным иконописцем[3], отливал из меди и резал по камню. Он ни мгновения не пребывал в праздности и принимал пищу, только если был крайне истощен. Дух его никогда не рассеивался и не отвлекался от молитвы.
Когда община возросла, в монастыре возвели новую, более просторную церковь (1412). Желая хранить безмолвие, благоприятствующее беседе с Богом, святой отправился к речным берегам в место под названием Сосновец, в 4 километрах от монастыря. Однако по просьбе монахов он в конце концов вернулся в обитель, сделав Сосновец скитом для подвижников, желавших полного уединения. Но когда братия и там стала многочисленной, ему пришлось ввести общежительное правило (1422).
Именно в скиту святой Дионисий провел последние годы жизни, продолжая осуществлять духовное руководство в Глушице. Он вырыл себе могилу и ежедневно приходил на нее, чтобы размышлять о смерти. Преподобный почил во Христе 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет[4].
Одна из написанных им икон Божией Матери была передана в Семихолмский монастырь, основанный неподалеку его учениками. По прошествии времени обитель опустела из-за эпидемии чумы. Тогда Пресвятая Богородица явилась благочестивой монахине одного из московских монастырей, которая была парализована три года, и пообещала исцеление, если монахиня отправится в монастырь и восстановит местную церковь. Инокиня исцелилась, отправилась в Семихолмский монастырь, поселилась там в маленькой келье и восстановила обитель, даровав ей известность на несколько столетий.
-------------------------
[1]Его «Житие» было написано Иринархом, автором «Жития св. ГригорияПельшемского».
[2]Св. Дионисий был по рождению грек. Перед тем как приехать в Россию, он жил на горе Афон. Затем он провел некоторое время в Богоявленском монастыре в Москве и снискал уважение и восхищение великого князя Дмитрия Донского. Святой стал игуменом Спасского монастыря на озере Кубенское, где ввел афонские обычаи. Именно этим примером руководствовался прп. Дионисий Глушицкий в своих начинаниях. В 1418 г. Дионисий Грек был поставлен архиепископом Ростовским и явился вдохновителем монашеских начинаний святых того времени. Он почил в мире 18 октября 1425 г. Этот святой не канонизирован, но его имя фигурирует в разных агиографических сборниках. Он воспоминается 23 мая, в день празднования Собора Ростово‑Ярославских святых.
[3]Несколько из написанных им икон сохранилось до наших дней.
[4]Его почитание было признано Московским Собором 1547 г. До революции мощи святого и его преемника св. Амфилохия почитались в Сосновецком монастыре.
http://www.pravoslavie.ru/put/62129.htm
См. также: «Память преподобного отца нашего Дионисия, игумена Глушицкого, нового чудотворца» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Тропарь преподобному Дионисию, игумену Глушицкому
глас 1
Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́емь,/ Диони́сие преподо́бне,/ вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев,/ Христа́ еди́наго возлюби́л еси́/ и Сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́лся еси́,/ со зверьми́ живы́й, весь Христо́ви./ Отону́дуже и Всеви́дящее О́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с и по преставле́нии обогати́л тя есть./ Те́мже вопие́м ти:/ моли́ непреста́нно о всех нас,/ честну́ю па́мять твою́ при́сно// в пе́снех почита́ющих.
Перевод: Любовью к Богу с юности разжигаем, Дионисий преподобный, все земные блага возненавидев, Христа единого ты возлюбил и ради Него поселился во внутреннюю пустынь, и жил со зверями, весь Христов. Поэтому Всевидящее Око, увидев твои труды, по преставлении обогатил тебя даром чудотворений. Потому взываем к тебе: «Моли непрестанно обо всех нас, почитаемую твою память всегда в молитвенных песнопениях прославляющих».
Кондак преподобному Дионисию, игумену Глушицкому
глас 8
Все твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в,/ Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́, в пусты́ню всели́вся,/ и, та́мо а́нгельски пожи́в, мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию;/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́ просла́ви и да́ром чуде́с обогати́./ Те́мже вси вопие́м ти:// ра́дуйся, Диони́сие преподо́бне, пусты́нный жи́телю.
Перевод: Всю твою духовную волю устремив к Богу, ты последовал Ему необратимо, поселился в пустыни, и, там прожив подобно Ангелам, ты был для многих путем ко спасению. Потому и Христос тебя прославил и обогатил даром чудотворений. Вот и мы все взываем к тебе: «Радуйся, Дионисий преподобный, житель пустыни».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии