ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ О ТОМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ИСТОК ЖИЗНИ КАЖДОГО ИЗ НАС

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сквозь бурные воды времени и треволнения мира сего Церковь продолжает вести человечество ко спасению – к Богу.

И если не поднимать пыли, не эмоционировать, не нервничать и не погружаться в этот мир с головой, сквозь православный календарь можно увидеть, к чему нас ведет Мать-Церковь. К чему же?

Недавно, 25 января, Православная Церковь праздновала день памяти святой мученицы Татианы. В нынешнее воскресение, 29 января, уже фактически начались подготовительные недели к Великому посту. И начались они с Недели, когда читается евангельское зачало о Закхее (Лк. 19:1–10).

И вот сегодня, 30 января, день памяти преподобного Антония Великого – основателя пустынножительства и отца монашества.

О чем же говорят нам эти дни памяти?

Имя Татиана с латыни переводится как «устроительница». Вот и мы, подобно святой мученице Татиане, должны устраивать свою внутреннюю жизнь. Прежде всего внутреннюю жизнь. Жизнь сердца своего. Устраивать её на основе заповедей Божиих.

Но с чего начинается это устроение? Ответ дает нам евангельское зачало о мытаре Закхее. Нужно забраться на ягодичину – на дерево. Т. е. для того, чтобы узреть Бога, надо отлепиться от мира и начать движение вверх. Таких образов уединения, движения вверх и надмирности в Евангелии очень много: Преображение Господне пред учениками происходит на горе. Закхей, чтобы увидеть Господа, лезет на дерево. Друзья расслабленного, чтобы добраться ко Господу Иисусу Христу и доставить к Нему болящего, лезут на крышу. Нагорная проповедь произносится Спасителем на горе. Для того чтобы воскресить дочь Иаира, Сын Божий отсылает всех из дома. И оставляет только родителей и верных учеников. Остается в тишине и уединении.

Тишина и уединение. Их именно проповедовал преподобный Антоний Великий. Сейчас нам не всегда возможно уйти в пустыню. Но мы можем возделывать свою пустыньку в сердце своем, свою духовную обитель по примеру преподобного Антония Великого.

Ведь жизнь начинается не с трудов рук наших и не с суеты. Жизнь берет свое начало в духовном невидимом мире, который открывается в сердце нашем. Именно о нем Спаситель сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Будем же изо всех сил внутри себя с помощью ягодичины, коей есть, конечно, Церковь, искать в сердце своем это сокровище, в котором нам открывается Бог.

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/prepodobnyy-antoniy-velikiy-o-tom-gde-na...