ПРЕПОДОБНЫЙ АДОМНАН, ИГУМЕН ИОНСКИЙ. Дмитрий Лапа

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Память совершается 23 сентября / 6 октября 

Преподобный Адомнан, игумен Ионский

Преподобный Адомнан, игумен Ионский

Ранние годы

Преподобный Адомнан (Адамнан, Адам, Юнан /Adomnan, Adamnan, Eunan, Adam) родился около 625 г. в Ирландии. Приблизительным местом его рождения был городок Рафо (Raphoe) нынешнего графства Донегол в провинции Ольстер. Отца будущего святого звали Ронан, а мать носила имя Ронат. В юном возрасте он учился в одной из обителей, учрежденных на ирландской земле преподобным Колумбой (Columba, Columcille), основателем прославленного шотландского[1] монастыря Иона (Iona), который приходился ему дальним родственником. Возможно, молодой прп. Адомнан также недолго обучался и преподавал в ирландском монастыре Дарроу (Durrow) графства Оффали. По мнению ученых, преподобный какое-то время возглавлял ирландский монастырь Скрин (Skreen) в графстве Слайго – место, на котором стояла эта обитель, первоначально называлось «Холм тюленей».

Уже в молодом возрасте будущий светильник Ирландской Церкви прославился необыкновенной ученостью и святостью жизни. Он стал блестящим знатоком Священного Писания и богословских наук, превосходным учителем и талантливым писателем.

Англиканский собор св. Адомнана в Рафо, гр. Донегол, Ирландия

Англиканский собор св. Адомнана в Рафо, гр. Донегол, Ирландия

Служение на острове Иона и миссионерская деятельность в Шотландии

Впоследствии прп. Адомнан переехал на остров Иону – великий ранний центр монашеской жизни и светоч христианства не только в Британии, но и всей Западной Европы того времени. Иона расположен к северо-западу от «материковой» Шотландии и относится к Внутренним Гебридам (theInner Hebrides). Административно Иона входит в округ Аргайл-энд-Бьют (ArgyllandBute).

На первых порах прп. Адомнан подвизался на Ионе под духовным руководством святого игумена Сегене

В 563-м г.прп. Колумба основал на этом маленьком островке монастырь, прославившийся святостью жизни своих насельников, высоким уровнем аскезы, культуры, учености и миссионерства на долгие века. На первых порах прп. Адомнан подвизался на Ионе под духовным руководством святого игумена Сегене (Segene; 5-й настоятель Ионы: 623–652), одним из преемников которого ему было суждено стать. Сегене знаменит тем, что именно при нем на территорию Англии были отправлены первые гаэльские миссионеры, вскормленные монашескими традициями древней Ирландии. Так, в 635-м г. в северное английское королевство Нортумбрию был отправлен свт. Айдан (Aidan), будущий основатель прославленного монастыря на острове Линдисфарн (Lindisfarne) и просветитель северных англов. Благодаря свт. Айдану Линдисфарн стал настоящим маяком христианской цивилизации и «кузницей святых», а его влияние распространилось на большую часть Англии и даже континентальную Европу.

Ионское Аббатство, окр. Аргайл-энд-Бьют

Ионское Аббатство, окр. Аргайл-энд-Бьют

В 679-м г., в возрасте 54-х лет, прп. Адомнан был назначен 9-м игуменом Ионским и, таким образом, одним из преемников прп. Колумбы. Прп. Адомнан слыл одним из мудрейших и самых активных настоятелей за всю историю монашества на Ионе. Он прославился не только как способный администратор, но и самоотверженный проповедник.

Прп. Адомнан слыл одним из мудрейших настоятелей за всю историю монашества на Ионе

По примеру других подвижников ирландской традиции, прп. Адомнан время от времени совершал миссионерские поездки по северной Англии, Ирландии и некоторым областям Шотландии, странствуя от селения к селению и бесстрашно распространяя Благую весть о Христе среди язычников. Он совершил успешную миссию и в район центральной Шотландии, где ныне находится округ Перт-энд-Кинросс (PerthandKinross), который в то время принадлежал Королевству пиктов. Там он основал монастырь в долине Глен-Лион (GlenLyon) – самой длинной, уединенной узкой долине Шотландии, а также одной из наиболее живописных: она окружена лесами и горами, а на ее территории сохранилось множество древних артефактов.

Угоднику Божиему удалось заручиться поддержкой королевской семьи пиктского государства, а после смерти святого его почитали долгое время на всей территории этого королевства. Прп. Адомнан не только стоял во главе ионской обители, но и ведал многочисленными дочерними общинами, основанными прп. Колумбой в разных уголках Шотландии за 100 лет до него.

Крест св. Адомнана в долине Глен-Лион, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Крест св. Адомнана в долине Глен-Лион, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Посещение Нортумбрии и православная Пасхалия

Примечательно, что прп. Адомнан многим известен как распространитель православной римской традиции расчета даты Пасхи в Шотландской и Ирландской Церквях. Он первым из насельников острова Иона принял православную Пасхалию – то есть Александрийскую Пасхалию, которую уже использовали (и до сих пор используют) во всем православном мире и которую ранее приняла Церковь Рима[2]. Случилось это следующим образом.

Около 688 г. игумен Адомнан совершил поездку в северное английское королевство Нортумбрию, чтобы вести переговоры с королем Альдфритом (Aldfrith; 685–704/5; который в юности учился у него в Ирландии) по поводу освобождения 60 ирландских заложников, взятых в плен его предшественником – королем Эгфритом (Ecgfrith; 670–685). Во время своего пребывания в Нортумбрии прп. Адомнан посетил прославленный монастырь Уирмут (Wearmouth), где его игумен прп. Кеолфрид (Ceolfrid) убедил святого в правильности практик и обычаев Римской Церкви (касавшихся расчета даты Пасхи и правильной формы монашеской тонзуры) и посоветовал ввести их в монастыре Иона. Следует отметить, что 24 годами ранее на Соборе в нортумбрийском городе Уитби (Whitby) английские епископы официально решили следовать этим практикам Православной Церкви Рима и распространить их на все свои епархии. Однако весьма изолированные Церкви Шотландии, Уэльса, Ирландии и Арморики (Бретани), которые не подчинялись английским епископам, ввели у себя практики старого Римского Патриархата лишь несколько десятилетий спустя. Так прп. Адомнан принял православную Пасхалию.

Прп. Адомнан был вынужден оставить управление обителью и вернуться в родную Ирландию

Угодник Божий возвратился на Иону, но, к своему разочарованию, узнал, что монахи Ионской обители не желают расставаться со своими древними ирландскими обычаями. Поэтому прп. Адомнан был вынужден на время оставить управление обителью, покинуть шотландскую землю и вернуться в родную Ирландию. Как показало время, это было промыслительно, ибо на ирландской земле ему предстояло совершить немало важных дел.

Вынужденный переезд и служение на ирландской земле

Начиная с 692-го г. прп. Адомнан принял активное участие в нескольких прошедших в Северной Ирландии Церковных Соборах, где добился потрясающих успехов. Так, на Соборе в Бирре (Birr) в 697-м г. святой выступил за введение православной Пасхалии в Церквях «Изумрудного острова», где находилось множество зависимых от Ионы монастырей, которыми он управлял в те годы. В том же году прп. Адомнан силой своего красноречия добился освобождения от обязательной военной службы женщин и детей в Ирландии. Он разработал специальный Устав по защите женщин, детей и священнослужителей, который, в частности, освобождал клириков от военной обязанности, смягчал наказание за провинности женщинам и детям, а возмещение за нанесенный им ущерб уравнивалось с возмещением за ущерб клирикам.

Этот «Устав Адомнана» (CáinAdomnáin), известный также как «Закон о невинных» (Lex Innocentium), представлял собой свод законов. Под влиянием преподобного отца его быстро приняли многие клирики, миряне и политики острова, и действие «Устава» распространилось по всей Ирландии, а позднее и Шотландии. Таким образом, угодник Божий сыграл немалую роль и в духовной, и в общественной, и даже политической жизни страны, снискав себе огромную любовь и благодарность ирландского народа.

Возвращение на Иону и письменные творения Адомнана

Со временем прп. Адомнан возвратился на Иону и управлял этой обителью до конца своих дней. По просьбе насельников Ионы он составил дошедшую до наших дней самую известную версию жития прп. Колумбы на латинском языке (VitaSanctiColumbae). Оно пользуется популярностью и сегодня, являясь одним из наиболее ярких и живых агиографических творений того времени. В нем преподобный описал жизнь, подвиги, чудеса, пророчества и видения этого славного подвижника, а также быт монастырей, ирландцев и пиктов той эпохи. В 2019-м г. перевод «Жития святого Колумбы» впервые вышел в виде монографии на русском языке (переводчик – Нина Живлова[3]).

Фрагмент пиктского креста в церкви д. Фортингалл, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Фрагмент пиктского креста в церкви д. Фортингалл, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Прп. Адомнан также является автором уникальнейшего труда под названием «Рассмотрение святых мест» (De locissanctis). В нем он описывает святыни Святой Земли, основываясь на рассказах франкского епископа и путешественника Аркульфа, корабль которого около 680 г. штормом прибило к западному берегу Британии. Благодаря этому инциденту состоялась встреча прп. Адомнана и Аркульфа, который прибыл на Иону и рассказал святому о Палестине, Галлии, Константинополе, Дамаске, Тире, Александрии и многочисленных морских островах, основываясь на личном опыте. Эта книга стала одним из самых любимых путеводителей средневековых паломников Запада по святыням Востока, ее копии оказались во многих странах Европы. Адомнан подарил экземпляр рукописи и королю Альдфриту Нортумбрийскому, любившему ученость. В конце XIX века данный труд (в трех книгах) был переведен на русский язык И. Помяловским под заглавием: «Аркульфа рассказ о святых местах, записанный св. Адомнаном»[4]. Под вдохновением от этого путеводителя прп. Беда Досточтимый (VenerableBede) около 702 г. в Англии создал прекрасный труд, который скромно назвал «Книжицей о святых местах». В нем он опирался на творения прп. Адомнана и других более ранних и современных ему авторов – эта книга тоже была любима паломниками долгие столетия[5].

Ученые приписывают прп. Адомнану создание красивых стихотворений на гаэльском языке

Ученые приписывают прп. Адомнану создание множества красивых стихотворений на гаэльском языке. Позднее, в X или XI в., в Ирландии было написано «Видение Адомнана» (FisAdamnain) – о видении святым горнего мира (особенно Рая и ада), тоже ставшее популярным в Средние века. Оно включено, в частности, в древнейшую сохранившуюся до наших дней рукопись на среднеирландском языке под названием «Книга бурой (или сероватой) коровы» (LebornahUidre), которая хранится в Ирландской Королевской Академии в Дублине[6].

Преставление и посмертное почитание

Прп. Адомнан преставился ко Господу мирно в 704-м (по другой версии – 705-м) г. в глубокой старости. Он был всеми почитаем за святую жизнь и многолетние труды на благо Святой Церкви. Преподобный игумен немного не дожил до того момента, когда в монастыре Иона приняли православный метод вычисления даты празднования Пасхи – это произошло в 716-м г.[7]. После преставления прп. Адомнана его почитание распространилось по всей Шотландии и Ирландии. Жители обеих стран равным образом почитают его как одного из своих главных заступников и покровителей, внесших существенный вклад в их духовную и светскую историю.

Церковь в д. Фортингалл с древним тисом слева, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Церковь в д. Фортингалл с древним тисом слева, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

После преставления прп. Адомнана его почитание распространилось по всей Шотландии и Ирландии

Удивительно, что угодник Божий продолжал оставаться миротворцем и заботиться о своем народе даже после перехода в вечность. Это подтверждает следующая история. Мощи прп. Адомнана хранились на Ионе почти четверть века, но в 727-м г. в Ирландии разгорелся конфликт между двумя кланами (клановая система лежала в основе ирландского общества до XVII в.). Надеясь, что по милости Божией и по молитвам прп. Адомнана удастся достичь перемирия, монахи Ионы привезли мощи святого в Ирландию и обошли с ними 40 церквей, находившихся в подчинении Ионскому монастырю. И, действительно, вскоре было достигнуто примирение: многие люди дали клятву на мощах святого игумена и обещали соблюдать «Устав св. Адомнана».

К сожалению, рака прп. Адомнана была дважды осквернена: сначала викингами в 830-м г., а затем – ровно через 200 лет, в 1030-м г.

Святые места, связанные с Адомнаном в Шотландии

Несомненно, главным центром почитания прп. Адомнана является Ионское аббатство, которое ежегодно посещают десятки тысяч паломников со всего мира. С древнейших времен множество церквей в шотландских графствах Абердиншир, Ангус, вблизи городов Банф и Форфар, а также на Гебридских островах, носили имя прп. Адомнана. Руины одной такой часовни сохранились в Нетер-Лиске в Абердиншире. Память преподобного чтят на острове Норт-Уист в составе Внешних Гебридов, а также на большом острове Бьют близ северо-западного побережья Шотландии, где подвижник построил часовню в местечке Килдаванан.

Святыни долины Глен-Лион и чудо-колокол

Сохранившийся колокол св. Адомнана в нише церкви д. Иннервик, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Сохранившийся колокол св. Адомнана в нише церкви д. Иннервик, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Тихая, дикая, закрытая долина Глен-Лион центральной Шотландии, с величественными видами, озером Лох-Тэй и рекой Лион, хранит в себе атмосферу таинственности, старины, мира и святости. Будто это укромное место специально создано для аскетов и подвижников. Самым почитаемым святым долины является прп. Адомнан, который, по преданию, ушел сюда подвизаться в преклонном возрасте. О его присутствии здесь говорят такие топонимы, как Милтон-Эонан (MiltonEonan; «город мельницы Адомнана»). Но остановимся на главных святынях края.

Внутри церкви д. Фортингалл, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Внутри церкви д. Фортингалл, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Деревня Далл (Dull) является местом, где Адомнан основал свой последний монастырь, надолго ставший центром учености[8]. Согласно местной легенде, прп. Адомнан умер не на Ионе, а в долине Глен Лион – в местечке Фортингалл, и велел положить свое тело на погребальную повозку из ивовых прутьев, пустить ее по долине и похоронить себя там, где она остановится. Она остановилась в Далле, где святого якобы и похоронили. Древняя церковь деревни Далл посвящена Св. Адомнану и датируется XVII в. Она стоит на месте донорманнского монастыря, основанного святым. Местные жители верят, что угодник Божий захоронен на ее территории! За последнее столетие вокруг церкви найдены ранние ирландские и пиктские кресты. В 2003-м г. благодаря археологическим раскопкам университета Глазго под полом найден фрагмент креста VIII в., типичного для Ионы, на котором на гаэльском высечено имя человека, скорее всего – игумена! Так подтвердилась прямая связь этого места с Ионой. Сохранилось два из четырех крестов (VIII в.), некогда стоявших с каждой из сторон за оградой монастыря и указывавших на святость пространства за ними. К сожалению, службы в этой церкви уже не проводятся, но в 1875-м г. неподалеку построена новая красивая церковь, служащая нуждам приходов Далл и Вим (Weem). В Далле имеется источник Св. Адомнана, но он находится в поле, являющемся частной собственностью, и обычно недоступен паломникам.

Древняя церковь в д. Далл, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Древняя церковь в д. Далл, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Один из крестов, окружавших монастырь в д. Далл VIIIв., Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Один из крестов, окружавших монастырь в д. Далл VIIIв., Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Древняя кельтская купель снаружи церкви д. Фортингалл, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Древняя кельтская купель снаружи церкви д. Фортингалл, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Деревня Фортингалл (Fortingall) имеет церковь, освященную в честь Свт. Коэдди (Кети) – епископа Ионы начала VIII в. По преданию, она стоит на месте церкви или монашеской общины, учрежденной св. Адомнаном. Нынешнее красивое белое здание храма построено в 1902-м г. в стиле движения «Искусства и ремесла» (ArtsandCrafts) на месте храма, стоявшего до Реформации. Церковь славится большим собранием частично сохранившихся пиктских и ирландских крестов VIII века – некоторые из них напоминают кресты Ионы. С древних пор за кафедрой церкви хранился сделанный из железа и бетона колокол VIII века, который, по преданию, принадлежал прп. Адомнану. Это характерная черта подвижников ирландской традиции, которые зачастую изготавливали своими руками колокола, а после смерти завещали их церквям или другим святым. По форме колокол напоминал древние колокола Ионы – таких колоколов в графстве Перт-энд-Кинросс до недавнего времени насчитывалось пять, а до XIX века ими благословляли больных в надежде на их исцеление. К сожалению, эта уникальная святыня была украдена в сентябре 2017 г.

Церковь в деревне Иннервик, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Церковь в деревне Иннервик, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Снаружи стены храма можно увидеть древнюю, большую каменную купель VII или VIII в., известную как «купель Адомнана». На кладбище рядом с церковью стоит огромный древний тис, имеющий 17 метров в обхвате! Тисы растут на кладбищах многих британских церквей, но этому дереву, по подсчетам ученых, от 2000 до 9000 лет (точная датировка затруднена, потому что сердцевина сгнила, а сам он разросся на отдельные стволы)! Если это так, то фортингаллский тис является старейшим живущим растением (а может быть, и живым существом) всей Европы! С этим тисом связано много легенд. Самая популярная (и неправдоподобная) гласит, что под его сенью родился и провел детство Понтий Пилат!

Внутри церкви д. Иннервик, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Внутри церкви д. Иннервик, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches)

Маленькая деревня Иннервик (Innerwick) на северном берегу реки Лион знаменита приходской церковью 1828 г., хранящей подлинное сокровище: еще один «колокол Св. Адомнана», сохранившийся до наших дней! Этот колокол находится в специальной нише. Он был утерян после Реформации, но через 200 лет обнаружен на церковном кладбище. Вот что написал о нем автор Ник Мэйхью-Смит в своем фундаментальном труде «Britain’sHoliestPlaces» («Самые святые места Британии») около 10 лет назад:

Колокол св. Адомнана в церкви д. Фортингалл (украден в 2017г.), Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches).

Колокол св. Адомнана в церкви д. Фортингалл (украден в 2017г.), Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches).

«Ландшафты долины Глен Лион – идеальное прибежище для кельтского аскета и его благочестивых странствий, где звон его колокола разносился по всей окрестности… В тот день, когда я посещал церковь в Иннервике, со мной произошло следующее. Я фотографировал святой источник в Кринларихе и нечаянно уронил свой мобильный телефон, который пролежал под водой 5 минут. Когда я его вытащил, он выглядел совершенно безнадежным – не включался, а вода продолжала с него стекать на сиденье в машине, когда я поехал в сторону Иннервика. Но стоило мне прикоснуться к чудо-колоколу через металлическую перегородку, как телефон мгновенно заработал – и он прекрасно функционирует до сих пор! Остается только гадать, благодаря кому произошло это чудо: св. Адомнану или Стиву Джобсу?» (Перевод с английского).

В недавнее время церкви в Фортингалле и Иннервике получили грант на изготовление двух новых колоколов, с использованием традиционных материалов и техник, в качестве точных копий двух колоколов Св. Адомнана. После этого сохранившийся древний колокол планируют передать в музей города Перт, где будет безопаснее. Среди достопримечательностей церкви в Иннервике – витраж 1950-х годов, изображающий покровителя Шотландии апостола Андрея на фоне, напоминающем вереск, которым покрыта часть долины Глен-Лион!

Католический собор свв. Юнана (Адомнана) и Колумбы в Леттеркенни, гр. Донегол, Ирландия

Католический собор свв. Юнана (Адомнана) и Колумбы в Леттеркенни, гр. Донегол, Ирландия

Наконец, достоин упоминания «крест св. Адомнана» в местечке Камусврачан (Camusvrachan), в миле к востоку от Иннервика. Он расположен через дорогу от коттеджа «Craigianie» («камень Юнана»). Это «стоячий» камень бронзового века с крестами VII и IX вв. с обеих сторон. У этого камня, освященного христианской молитвой, прп. Адомнан собирал жертв чумы, которая часто вспыхивала в Британии в VII веке[9]. Адомнан молился за людей, благословлял их, обращался к ним с пастырским словом и велел подниматься наверх, к своим летним хижинам – подальше от реки с загрязненной водой. После этого чума отступала!

В наши дни в Шотландии возрождается практика паломничеств к святым местам, несмотря на то, что Пресвитерианская церковь Шотландии относится к радикальной ветви протестантизма. Особого упоминания заслуживает паломнический маршрут «TheCoasttoCoastRoute» («От побережья до побережья»), идущий с запада на восток через всю страну и имеющий «Глен-Лионскую петлю», которая захватывает Далл, Фортингалл и Иннервик.

Святыни, связанные с Адомнаном в Ирландии и на о. Мэн

Один из кельтских крестов на кладбище церкви в приходе Лонан, остров Мэн

Один из кельтских крестов на кладбище церкви в приходе Лонан, остров Мэн

С незапамятных времен освященные в честь Прп. Адомнана церкви находились в северных ирландских графствах Слайго, Донегол и Лондондерри. На предполагаемой родине святого, в городке Рафо, стоит англиканский собор (церковь Ирландии), официальное название которого – «кафедральная церковь Св. Юнана (т.е. Адомнана)». Монастырь на этом месте был заложен прп. Колумбой за несколько десятилетий до рождения прп. Адомнана. В Средние века в городе построены храмы в честь обоих святых.

Витраж с изображением прп. Адомнана в соборе города Рафо, Ирландия

Витраж с изображением прп. Адомнана в соборе города Рафо, Ирландия

Интересно, что в Ирландии действует объединенная англиканская епархия Рафо и Дерри, которая имеет два кафедральных собора: упомянутый собор Св. Юнана в Рафо и собор Св. Колумбы в Дерри – еще одна зримая связь между двумя святыми. Римско-католический собор в городе Леттеркенни (Letterkenny), стоящем на реке Суилли графства Донегол, освящен в честь Святых Юнана (Адомнана) и Колумбы! Он построен в конце XIX века в викторианском неоготическом стиле; на его большой внутренней арке изображены сцены из жизни прп. Адомнана. Собор имеет 12 колоколов, каждый из которых носит имя того или иного ирландского святого, связанного с этой областью, включая прп. Адомнана. В городе Леттеркенни в честь Св. Юнана также названы колледж и клуб «Гаэльской атлетической ассоциации» (GAA). Его имя носят две начальные государственные школы в графстве Донегол.

Внутри собора свв. Юнана (Адомнана) и Колумбы в Леттеркенни, Ирландия (фото любезно предоставлено собором)

Внутри собора свв. Юнана (Адомнана) и Колумбы в Леттеркенни, Ирландия (фото любезно предоставлено собором)

На острове Мэн можно найти очень древнюю церковь в честь Св. Адомнана в приходе Лонан (Lonan) на восточном побережье. Этот храм также называется «Старая церковь Лонана». Его происхождение точно неизвестно, но в Средние века земля, на которой он стоял, принадлежала английскому монастырю Сент-Бис в Камбрии. Восточная часть церкви восстановлена в относительно недавнее время, а остальная часть представляет собой живописные руины. На церковном кладбище находятся несколько ирландских крестов, старейший из которых относится к V веку! Это место посещают многочисленные паломники и туристы.

Церковь св. Адомнана в приходе Лонан, остров Мэн

Церковь св. Адомнана в приходе Лонан, остров Мэн

***

В заключение приведем имена остальных святых игуменов Ионских, не считая преподобных Колумбу и Адомнана (последовательность по Церковному календарю, начиная с сентября):

  • прп. Кумине «Белый» (CuminetheWhite), игумен Ионский († ок. 669; память: 24 февраля и 6 октября), написавший свою версию жития прп. Колумбы;
  • прп. Дорбене (Dorbhene), иг. ионский († ок. 713; пам. 28 октября), был потомком родного брата прп. Колумбы; предположительно, экземпляр жития прп. Колумбы авторства прп. Адомнана, переписанный рукой прп. Дорбене, дошел до наших дней;
  • прмч. Блатмак (Blathmac), иг. ионский († ок. 823/5 или 835; пам. 15 января), замучен язычниками-скандинавами на ступенях алтаря ионской церкви во время совершения литургии – от его мощей происходили чудеса;
  • прп. Фергна «Белый» (FergnatheWhite), иг. ионский († ок. 623; пам. 2 марта), был среди сродников и учеников прп. Колумбы;
  • прп. Слебене, или Слебине (Slebhene, Slebhine), иг. ионский († 767; пам. 2 марта), служил настоятелем с 750-х гг.;
  • прп. Файльбе «Маленький» (FailbhetheLittle), иг. ионский (VIII в.; пам. 10 марта), служил настоятелем 7 лет и преставился в возрасте 80 лет;
  • прп. Файльбе (Failbhe), иг. ионский († 679; пам. 22 марта), служил игуменом 10 лет и был предшественником прп. Адомнана;
  • свт. Келлах (Cellach), архиеп. армаский (IX в.; пам. 1 апреля), служил игуменом ионским, а затем основал знаменитый монастырь Келлс и стал архиепископом Армы в Ирландии;
  • прп. Фередарий (Feredarius), иг. ионский († ок. 880?; пам. 18 мая), был настоятелем с 863 г. – при нем мощи прп. Колумбы перенесли в Ирландию из-за страха перед набегами викингов;
  • прп. Дунхад (Dunchadh), иг. ионский († ок. 717; пам. 25 мая) – при нем Ионский монастырь принял православную Пасхалию;
  • прп. Байтене (Baithene), иг. ионский († 598 или 601; пам. 9 июня) – двоюродный брат прп. Колумбы, ставший его преемником и преставившийся в годовщину его смерти;
  • прп. Киллене (Cillene), иг. ионский († 752; пам. 3 июня), настоятельствовал с 726 г.;
  • прп. Сигене, иг. ионский († 652; пам. 12 августа).

Преподобный отец Адомнан, моли Бога о нас!

[1] Под «Шотландией» здесь подразумевается территория нынешней Шотландии, на которой в то время находились государство Далриада (основанное ирландскими поселенцами на северо-западе Шотландии) и Королевство пиктов.

[2] Данная методика вычисления Пасхи является более точной, чем та, которой тогда еще пользовались ирландцы, бритты и пикты – так называемая «малоазийская» Пасхалия (о ней рассказывает прп. Беда в «Церковной истории народа англов»). Римская Церковь использовала Александрийский Пасхальный цикл до 1582 г., когда папа Григорий XIII произвел реформу календаря и Пасхалии и ввел так называемый «Григорианский календарь».

[3] http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=82343

[4] Описание храмов, святынь, городов и других мест человеком, жившим в VII веке, делает чтение этого труда крайне увлекательным, ведь многие из описываемых им объектов с тех пор сильно изменились. Прочитать русский перевод прп. Адомнана о святых местах можно здесь: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/660-680/Arculf/pred.htmhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/660-680/Arculf/text1.htmhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/660-680/Arculf/text2.htmhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/660-680/Arculf/text3.htm.

[5] Труд прп. Беды «Книжица о святых местах» в переводе А.Ю. Тоскина можно прочитать на русском языке здесь: http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Beda_4/framepred.htmhttp://www.vostlit.info/Texts/rus5/Beda_4/frametext.htm

[6] Название «Книги бурой коровы» объясняется тем, что, по преданию, при создании манускрипта использовалась шкура любимой коровы прп. Киарана Клонмакнойского, жившего в первой половине VI в.

[7] Это произошло благодаря одному замечательному мужу: святому епископу-миссионеру Эгберту (639–729; память: 24 апреля). Он родился в Британии и в молодости подвизался монахом на о. Линдисфарн. Позднее переехал в Ирландию, где жил в монастыре Ратмельсиги. Однажды ту местность поразила чума: почти все монахи обители либо умерли, либо рассеялись. Свт. Эгберт взмолился Богу, прося продлить ему жизнь, чтобы он смог искупить грехи и успеть совершить много добрых дел. Господь услышал его молитву: свт. Эгберт прожил еще много лет, а его сомолитвенник и остальные братия умерли в ту же ночь от чумы. С тех пор святой каждую ночь прочитывал всю Псалтирь, все посты питался один раз в день небольшим куском хлеба и разбавленным молоком и до конца своих дней не возвращался на родину, проводя время в странствиях ради Христа. Запомнился людям кротостью, простотой, воздержанием, добротой, заботой, сочувствием к нуждающимся, горячей любовью, пламенной проповедью, строгим обличением пороков. В монастыре Ратмельсиги он подготовил миссионеров для проповеди в германских землях. Усердно распространял Благую Весть не только в Ирландии, но и в Шотландии, особенно среди пиктов. За усердные труды на ниве Христовой его посвятили во епископа-миссионера. Некоторое время Эгберт подвизался и в монастыре на о. Иона, где святостью жизни и силой благодатного слова уговорил братию принять римскую Пасхалию. Его очень ценил прп. Беда Досточтимый. Свт. Эгберт скончался в возрасте 90 лет.

[8] По мнению современных ученых, первая община святого находилась в Милтон-Эонане, затем она перешла в Фортингалл и, наконец, в Далл. Оттуда в Средневековье она переехала южнее вдоль долины реки Тэй – в городок Данкелд, где сохранился величественный собор Прп. Колумбы.

[9] Прп. Адомнан – не единственный святой древней Церкви Британии, исцелявший от чумы. Моровые поветрия были частым явлением, порой опустошали целые поселения, монастыри, города, районы. От бубонной чумы в 660-е и 670-е гг. умерли такие великие святые, как прп. Бойсил Мелрозский, свт. Кедд Ластингамский и свт. Чед Личфилдский, хотя молитвой сами исцеляли многих людей. В 686-м г. от дизентерии скончался свт. Эта Хексемский. Самым выдающимся примером является свт. Кутберт Линдисфарнский – святой, который настолько стремился быть как можно ближе к Богу, что ему подчинялись все стихии. Святой пережил многие вспышки эпидемии бубонной чумы (в 661-м г. заразился сам, но получил исцеление по молитвам братии, хотя внутренние боли в ноге остались до конца жизни). Не боясь заразиться, свт. Кутберт во время эпидемий обходил селение за селением и бесстрашно входил в дома зараженных людей, лечил их молитвой, святым елеем, святой водой и просфорами. Он не пропускал ни одной маленькой деревушки – всюду интересовался, остался ли кто-нибудь в живых, о ком он мог бы помолиться. Согласно житию, он молитвой воскресил умершего от чумы сына одной матери и исцелил ее второго заболевшего ребенка. Во время пандемий жители Шотландии (прижизненно и посмертно) обращались к прп. Колумбе. Во время морового поветрия в Ирландии Колумба раздавал освященный хлеб и велел, чтобы зараженных людей и скотину окропляли освященной водой, – и все исцелялись. Благодаря заступничеству Колумбы ни Далриада, ни Королевство Пиктов не пострадали от чудовищной эпидемии чумы, опустошавшей Европу – многие видели сверхъестественный свет и ангелов над могилой святого.

https://pravoslavie.ru/134370.html