ПРЕПОДОБНЫЕ КИНЕБУРГА И КИНЕСВИТА, ИГУМЕНЬИ КАСТОРСКИЕ. Дмитрий Лапа
Каменная статуя прп. Кинебурги над священнической дверью церкви Кастора, Кембриджшир (любезно предоставила Dr. Avril Lumley-Prior)
О жизни святых Кинебурги и Кинесвиты
Середина VII века была временем заключения смешанных династических браков в разделенной тогда на семь небольших англо-саксонских королевств Англии. Такие браки способствовали распространению православного христианства в тех королевствах, где все еще сохранялось язычество. Мерсия в центральной Англии около тридцати лет находилась под властью свирепого язычника Пенды (Penda of Mercia), а Нортумбрия (Northumbria; тогда разделенная на Дейру и Берницию) на севере уже стала бастионом христианства. В то время преподобная Кинебурга (Cyneburgh, Kineburga), одна из дочерей Пенды, была выдана замуж за молодого короля Альфрита (Alhfrith of Deira; 655–664), бывшего зависимым правителем Дейры (южная часть Нортумбрии) при своем могущественном отце, короле Берниции Освиу (Oswiu of Bernicia; 642–670). Ее упоминает святой Беда Досточтимый (Venerable Bede) в своем труде «Церковная история народа англов»:
«В то время народ миддиленглов, или срединных англов, принял веру и таинства истины благодаря их вождю Пэде, который был сыном короля Пенды. Поскольку он был благороднейшим юношей, достойным имени и звания короля, отец возвел его на трон, а потом отправился к королю Нортумбрии Освиу и попросил в жены своему сыну его дочь Альфледу. Его просьбу обещали выполнить лишь при условии, что он и весь его народ примут христианскую веру и Крещение. Когда Пэда узнал Слово Истины, обетование Небесного Царства и надежду на воскресение и жизнь вечную, он с радостью объявил, что готов сделаться христианином, хотя ему и отказались отдать в жены ту девушку. В принятии веры его поощрял сын короля Освиу Альфрит, его друг и родственник, женатый на дочери Пенды Кинебурге» (кн. III, гл. XXI)[1].
Помимо «Церковной истории…» Беды, преподобная Кинебурга упоминается в ряде более поздних агиографических произведений, хроник и документов.
Выйдя замуж за Альфрита, Кинебурга, теперь уже королева, стала праведной христианкой
Выйдя замуж за Альфрита, Кинебурга, теперь уже королева, стала праведной христианкой. Возможно, ее обучили и наставили в истинной вере ирландец святитель Финан Линдисфарнский (Finan of Lindisfarne; подвизавшийся в кельтской традиции), а также святитель Вильфрид (Wilfrid) и преподобный Бенедикт Бископ (Benedict Biscop) – приверженцы так называемой «римской» традиции. Это были очень неспокойные времена. В 655 году ее отец Пенда вторгся в Берницию с большой армией. Позже в том же году и Освиу, и Альфрит одержали решающую победу над Пендой при Кок-Беке (Cock Beck), в результате чего Пенда был убит. Кроме того, отношения между Альфритом и его отцом были натянутыми. В то время как Освиу соблюдал ирландские обычаи (особенно это касалось времени празднования Пасхи), Альфрит предпочитал римские. После Церковного Собора в Уитби (Synod of Whitby) 663–664 годов, когда было решено придерживаться в английской Церкви римских православных практик, имя Альфрита таинственным образом пропадает из хроник, и его судьба остается неизвестной. Возможно, он был убит во время восстания против своего отца или свергнут, а на его место поставлен король Экгфрит (Ecgfrith; 664–685), с 670-го года правивший всей Нортумбрией. Неизвестно, были ли у Альфрита и святой Кинебурги дети.
В 660-х годах после смерти мужа (супруги могли расстаться еще раньше по обоюдному согласию), гибели отца и множества других испытаний (ее новообращенный в веру брат Пэда был предательски убит) преподобная Кинебурга навсегда отошла от королевских дел и удалилась в местечко, ныне известное как Кастор (Castor) в Кембриджшире на границе с Нортгемптонширом, находившееся в самой восточной части королевства ее отца (ныне в восточной Англии). Там она приняла монашеский постриг и стала первой настоятельницей Касторского монастыря, избрав своей покровительницей Пресвятую Богородицу.
Кафедральный собор в Питерборо, Кембриджшир
К тому времени христианство уже зародилось в Мерсии, которой правил новообращенный король Вульфхер (Wulfhere; 658–675), еще один сын Пенды. По преданию, при содействии своего брата Кинебурга основала двойной (смешанный) монастырь Кастор, с отдельными сообществами монахов и монахинь, которые молились в общей церкви. Кастор стоял на руинах огромного претория (здания римской администрации этого региона времен римского владычества) у реки Нин (Nene) и, вероятно, некогда имел раннюю римскую церковь. Он также был удобно расположен на пересечении нескольких римских дорог. Археологические раскопки показали, что на этом месте стояла ранняя вилла, которая позднее использовалась англами. Касторские монахи и монахини использовали материалы этих конструкций для строительства церкви. Старейшие известные в мире христианские дискосы и потиры были обнаружены в местечке Уотер-Ньютон (Water Newton) в километре от Кастора в 1975 году. Ученые датируют их IV веком нашей эры. Они хранятся в Британском музее Лондона.
Считается, что Кинебурга неоднократно обходила окрестные селения, проповедуя Евангелие местным жителям
Доподлинно известно, что вместе со своим братом королем Вульфхером преподобная Кинебурга подписала грамоту об основании значимого монастыря Питерборо (название, как и Санкт-Петербург, означает «город святого Петра») в честь апостолов Петра, Павла и Андрея в Мерсии (первоначальное название Питерборо – Медешамстед; теперь это большой промышленный город с кафедральным собором в Кембриджшире) в 664 году. Хотя святая при жизни пользовалась большим уважением, сохранилось мало фактов о ее деятельности на посту игуменьи. Считается, что она неоднократно обходила окрестные селения, проповедуя Евангелие местным жителям. Средневековое предание гласит, что однажды Кинебургу преследовали двое (по другой версии – трое) «злодеев» – воинов с мечами. Святая взмолилась Богу, и случайно выронила на бегу содержимое корзины, которую несла в руках. Оно чудесным образом превратилось в ковер из благоухающих цветов перед ней и колючих зарослей позади нее, тем самым преградив путь бандитам. Возможно, эту историю следует понимать символически: здесь содержится намек на ее отца-воина и бывшего мужа (или даже тестя), которые вряд ли охотно позволили бы преподобной Кинебурге стать служительницей Христовой; цветы могут символизировать добродетели святой или процветание ее монастыря. Агиограф Иоанн Тайнмутский (John of Tynemouth) в XIV веке называл Касторский монастырь «Дормундескестре», а местные жители называли его «Кинебургекаструм» в честь святой настоятельницы.
Церковь св. Кинебурги в Касторе, Кембриджшир (любезно предоставила Dr. Avril Lumley-Prior)
Преподобная Кинебурга преставилась ко Господу примерно в 680 году в Касторе, и на посту игуменьи ее сменила младшая сестра преподобная Кинесвита (Cyneswith, Kyneswide) – еще одна святая дочь Пенды, о которой мало что известно. Согласно документу X века, святая Кинесвита была по настоянию родственников обручена с королевичем Восточной Англии, но, вдохновленная видением Богородицы, приняла монашеские обеты и убедила своего жениха сделать то же самое. Прослужив второй настоятельницей Кастора много лет, преподобная Кинесвита скончалась в конце VII века, а ее преемницей по управлению монастырем стала их с Кинебургой родственница святая Тибба (Tibba), чей день памяти тоже празднуется 6/19 марта. Преподобную Тиббу почитают в деревне Райхолл (Ryhall) маленького графства Ратленд к северо-западу от Питерборо, где она некоторое время подвизалась.
Посмертное почитание
Святую любили как высокообразованную и влиятельную леди королевских кровей, оставившую мир и посвятившую себя служению Христу
Преподобную Кинебургу глубоко почитали в Касторе, Питерборо и их окрестностях. Ее имя упоминается в нескольких ранних календарях. Святую любили как высокообразованную, мужественную и влиятельную леди королевских кровей, оставившую мир и посвятившую себя служению Христу, приведя к Нему многих своих соотечественников. Ее не следует путать с другой королевой с тем же именем – женой святого Освальда Нортумбрийского (Oswald of Northumbria). Кроме того, была еще одна, менее известная, святая с именем Кинебурга, жившая в Глостершире[2].
Игумен монастыря Питерборо перенес мощи преподобных Кинебурги, Кинесвиты и Тиббы в монастырь Питерборо (который ранее пострадал от скандинавов, но был возрожден) в 963 году после того, как монастырь Кастор был разрушен викингами. Примерно в 1016 году они были перенесены в знаменитый монастырь Торни (Thorney) в Кембриджшире, но возвращены в Питерборо во время правления короля Генриха I (1100–1135). К мощам святых угодниц Божиих на протяжении средневековья стекались многочисленные паломники.
Фото хранящейся в Брюсселе «Питербороской Псалтыри» (источник – Wikipedia)
Монахи Питерборо так чтили преподобных Кинебургу и Кинесвиту, что их имена встречаются в двух иллюминированных рукописях, созданных в скриптории монастыря Питерборо. Обе они называются «Питербороская Псалтырь»: более ранняя создана для игумена Роберта в начале XIII века (ныне хранится в Музее искусств и истории имени Фицуильяма в Кембридже), а более поздняя – в начале XIV века для игумена Годфрита (хранится в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе).
Память преподобной Кинебурги до сих пор отмечается в кафедральном соборе города Питерборо, где одна из часовен посвящена святым Кинебурге, Кинесвите и Тиббе (в южном трансепте, где их рака стояла до Реформации). На западном фасаде собора также имеется статуя преподобной Кинебурги.
Англиканский собор Питерборо, которому около 900 лет, является одним из великолепнейших английских соборов, построенных в нормандском и готическом стилях. Некогда в нем хранилось огромное собрание реликвий, некоторые из которых даже были связаны со Христом (упоминались частицы пеленок, в которые было завернуто тело новорожденного Спасителя; яслей, в которые Богоматерь положила Богомладенца вместо колыбели; пяти хлебов, которыми Он накормил 5000 человек), пророками (частица жезла Аарона) и апостолами Петром, Павлом и Андреем. В монастыре Питерборо (был распущен в 1541 году, и его огромная церковь стала использоваться как англиканский собор) хранилась нетленная десница святого короля Освальда Нортумбрийского, и святыня считалась настолько драгоценной, что в XII веке была построена сторожевая башня, с которой ее охраняли монахи. Упомянутая сторожевая башня и часовня Святого Освальда в соборе сохранились. В нем также хранится «камень Хедды» – возможно, некогда отмечавший могилу преподобномученика Хедды (Hedda), игумена Питерборо, убитого викингами вместе с 84-мя монахами в 870 году. Он сделан из цельного камня в виде реликвария. Собор может похвастаться замысловато расписанным потолком в нефе (XIII век), могилой Екатерины Арагонской (первой жены короля Генриха VIII, с которой он развелся за то, что она не смогла родить ему наследника) и др.
«Камень Хедды» в кафедральном соборе г. Питерборо, Кембриджшир (любезно предоставила Dr. Avril Lumley-Prior)
Две деревни – одна в Норфолке, а другая в Западном Йоркшире – носят название Кимберли (Kimberley), вероятно, в честь преподобной Кинебурги. Существует также «Путь леди Кониберроу» – римская тропа в поле близ Кастора, место совершения чуда с цветами. Со святой связан источник близ Тоддингтона (Toddington), известный как «Кимберуэлл», в Бедфордшире.
В Касторе и Бьюкасле
В Касторе находится единственная в мире церковь, носящая имя святой Кинебурги
Сегодня Кастор – это большая деревня в шести километрах от города Питерборо. Местная приходская церковь, преемница первоначального монастыря, много делает для сохранения памяти о своих древних святых и их наследии. Эта англиканская церковь освящена в честь святой Кинебурги – единственная церковь в мире, носящая ее имя. Ее основательница ежегодно чествуется приходом 6 марта, а в июле и в церкви, и в деревне проводится «Фестиваль святой Кинебурги». Монашеская жизнь никогда не возобновлялась в Касторе после X века. Норманны перестроили первоначальный храм и торжественно освятили его в 1124 году. В последующие века он неоднократно расширялся и на протяжении столетий сохранял огромное значение.
Высеченная фигура ап. Марка (предположительно – часть бывшей раки прп. Кинебурги) в церкви Кастора, Кембриджшир (любезно предоставила Dr. Avril Lumley-Prior)
С конца VII века до Реформации Кастор был крупным центром паломничества. Существует мнение, что небольшие части мощей преподобных Кинебурги и Кинесвиты остались в Касторе после того, как основные мощи были перевезены в Питерборо, а настенные росписи, изображающие сцены из жития преподобной Кинебурги, были созданы в северном приделе в XIV веке для паломников. Во время Гражданской войны (1642–1649) эта церковь была сильно повреждена солдатами Оливера Кромвеля за поддержку короля Карла I, но позже восстановлена.
Церковь стоит на склоне холма, где находился верхний двор римского претория. Ее внушительная нормандская колокольня с раннеанглийским готическим шпилем – очень высокая и является местной достопримечательностью. По крайней мере, до 1530-х годов церковь была освящена в честь святых Кинебурги, Кинесвиты и Тиббы.
Англо-саксонский крест VII века (восточная и южная стороны) в Бьюкасле, КамбрияИз многочисленных достопримечательностей церкви Кастора, интересных современному паломнику, упомянем:
- Хоругвь с изображением преподобной Кинебурги и двух злодеев, которая когда-то принадлежала Женскому институту (Women’s Institute). Сейчас обычно хранится в приделе Богородицы.
- Рельеф начала XII века на капители юго-западной колонны в нижней части церковной колокольни, предположительно изображающий преподобную Кинебургу с преследующими ее двумя воинами (в память об известном чуде).
- Каменная статуя преподобной Кинебурги над священнической дверью работы Марка Шарпина (2015 г.).
- Деревянная (из ясеня) статуя преподобной Кинебурги в нише северной стены северного придела работы Кевина Дейли (2001 г.).
- Высеченная фигура апостола Марка, которая считается фрагментом раки преподобных Кинебурги и Кинесвиты. Работа VIII века отличается прекрасным мастерством и находится в удивительно хорошем состоянии. Святыня была найдена под полом алтаря в 1924 году. Сейчас находится справа от престола северного придела.
- Основание креста с позднесаксонской резьбой перед северной дверью. Считается, что это часть бывшего римо-британского языческого престола, который позже переделали в основание христианского креста.
- Новый престол северного придела в честь преподобной Кинесвиты с медальоном (декоративным элементом храма круглой формы), символизирующим чудо насыщения пяти тысяч. В этом же приделе находится фреска 1350 года, на которой изображены три сцены, связанные с казнью великомученицы Екатерины.
- Большая саксонская каменная престольная плита, так называемая «менса», обнаруженная в 2000 году на церковном кладбище и установленная в Богородичном приделе храма. Позднее менса была украшена пятью крестами в местах помазания епископом при освящении.
- Высеченные ангелы и другие фигуры XIV века на балках потолка храма. На потолке центрального нефа – двенадцать крылатых ангелов; пятьдесят четыре фигуры, в том числе двух ангелов и двух епископов, на крыльце; и два ангела в верхней священнической комнате. Ангелы нефа были заново покрыты позолотой в 1973 году.
- Снаружи церкви – высеченное изображение конца XI века Христа во славе, окруженного солнцем и луной, над входом южного крыльца. Когда-то оно приветствовало паломников и гостей, стекавшихся в эту церковь, которая, возможно, даже имела ряд дочерних церквей в районе.
Рельеф. Прп. Кинебурга и преследующие ее воины. Капитель колонны Касторской церкви, Кембриджшир (любезно предоставила Dr. Avril Lumley-Prior)
Имя святой высечено рунами на уникальном англо-саксонском каменном кресте VII или начала VIII века
Наконец, память о преподобной Кинебурге, хотя и весьма необычным образом, сохраняется на северо-западе Англии. Ее имя высечено рунами на великолепном уникальном англо-саксонском каменном кресте VII или начала VIII века, сохранившемся почти нетронутым на кладбище церкви святого Кутберта деревни Бьюкасл (Bewcastle) английского графства Камбрия! Созданный блестящими анонимными мастерами крест имеет 4,5 метров в высоту, с рельефными изображениями человеческих фигур (только с западной стороны), животных, виноградной лозы, замысловатых узоров, со старейшими сохранившимися солнечными часами в стране (на южной стороне) и руническими надписями со всех четырех сторон. На верхней панели западной стороны изображен Иоанн Креститель, держащий Агнца (символ Христа) в одной руке и указывающий второй на Него; центральная панель изображает Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего в левой свиток; на нижней панели видна загадочная фигура человека («сокольничего») с птицей, которую некоторые ученые отождествляют с апостолом Иоанном Богословом и орлом (его символом), но многие исследователи не исключают, что здесь изображен либо король Альфрит (муж преподобной Кинебурги), либо его преемник Экгфрит Нортумбрийский (при котором крест, возможно, был создан). Примечательно, что почти единственной расшифрованной рунической надписью на кресте является «Cynnburug», то есть «Кинебурга»! Хотя это было распространенное женское имя в англо-саксонские времена, вполне возможно, что на кресте была увековечена именно бывшая королева Кинебурга, ставшая монахиней, игуменьей и заступницей многих.
Преподобные матери Кинебурга и Кинесвита, молите Бога о нас!
[1] Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Книга третья // https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Beda/frametext3.htm
[2] Вторая святая с этим именем – Кинебурга Глостерская (VII в.; память: 25 июня), которая, по преданию, была сестрой короля Осрика (правителя мелкого королевства Хвисса) и первой игуменьей монастыря в городе Глостер на западе Англии. С ней связано много чудесных историй. Некогда в Глостере существовали часовня и источник в честь св. Кинебурги. В Музее Глостера хранится свинцовая шкатулка, на которой изображены эта святая и местный священномученик Альдат – когда-то в ней могли храниться частицы их мощей. Несколько лет назад в Глостерском кафедральном соборе была торжественно установлена статуя св. Кинебурги в натуральную величину. «Башня Кинебурги» (16 м в высоту) была возведена в рамках проекта по соединению центра Глостера с городскими доками и в качестве арт-инсталляции.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии