Преподобномученик Анастасий Персиянин (Персский). Никодим Павлопулос

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сегодня, мои возлюбленные братья, вместе со святым апостолом Тимофеем, учеником апостола Павла, мы празднуем память святого и всеславного преподобномученика Анастасия Персского.

AgAnastasiosPersis

Поистине, он освещал все творение ярче и светлее солнца, ведь пример его – один из самых выдающихся в истории персов, души которых были плотно закрыты и не открылись, чтобы принять свет солнца Правды. Всеславный преподобномученик Анастасий затмил свет солнца и звезд, который его соотечественники огнепоклонники, известные восточные волхвы, хранили как зеницу ока.

Анастасий жил в Персии в годы правления Хосрова, похитителя Честного Креста, в то время как в Константинополе царствовал благочестивый император Ираклий. Отец его был волхвом по имени Вав. Рядом с ним Анастасий обучился великому искусству астрологии.

Но он убедился, что помимо отцовских и его собственных предсказаний и астрологии, существует и сила Честного и Животворящего Креста Спасителя мира Иисуса, который был похищен во время вторжения Хосрова в Святую Землю и теперь ежедневно творил чудеса на родине Анастасия.

Люди говорили и верили, что “христианский Бог пришел сюда”.

В слове Креста заключена сила Христова, и вскоре она достигла и ушей Анастасия с помощью одного верного христианина. Так, бывший волхв и звездопоклонник оставил премудрости своего отца Вава, поднял свой крест и последовал за Господом.

Между тем он был зачислен в ряды персидской армии и участвовал в сражении против Ираклия в Халкидоне. Ираклий оказался сильнее и одержал победу, в результате чего персидскую армию охватила паника и Анастасию удалось вырваться из этого порочного круга и бежать в Иераполь, где жили христиане.

Став свободным, Анастасий смог больше узнать о своей новой вере и должным образом исполнять свой долг перед Иисусом и Крестом. Чтобы зарабатывать на жизнь, он устроился к серебряных дел мастеру и стал помогать ему в его ремесле.

Оттуда святой отправился в Иерусалим, где крестился и был наречен славным именем Анастасий. После обручения духа святой принял помазание благодати и облачился в ангельскую монашескую схиму в знаменитом монастыре святого Саввы.

Столь велико было его рвение и усердие в строгой аскезе и учении, что псалтырь Давида он выучил наизусть.

Святой достигал все больших духовных высот, и душа его жаждала совершенства, стремясь принять мученичество и жить с Господом, Женихом его жизни.

Читая о подвигах и страшных мучениях, которые героически претерпевали добропобедные мученики, Анастасий, как гласит его синаксарий, воспылал желанием подражать им.

И это стремление, испытанное им при свете дня, обратилось в пророческий ночной сон. Во сне святой увидел золотую чашу, наполненную вином, которую он взял и выпил. И, сочтя это знамением его врожденного стремления к Причастию Святых Таин через мученическую смерть за Христа, Анастасий покинул монастырь.

Он пришел в Кесарию Палестинскую, нашел персидских магов и звездопоклонников и со смелостью и дерзновением стал клеймить их позором и порицать за их заблуждение, с гордостью исповедуя и открывая свою веру в Христа.

И треклятые маги схватили святого и привели к архонту Марксавану, где заставили его переносить тяжелые камни, насмехаясь над ним, избивая и таская за бороду.

Но на этом мучители не остановились и перевезли Анастасия в Персию, где представили его царю. Святой рассказал ему о величии христианской веры и ничтожности магических лжеучений, за что был безжалостно побит палками.

После этого святого подвесили на веревке и, прежде чем он испустил дух, отсекли мечом его богомудрую главу.

Ничего другого не остается нам, братья мои, как восхвалить этого славного преподобномученика словами святого гимнографа: “Преподобне отче, победителю Мидов и Халдеев быв мысленных, всю Вавилона прелесть низложив силою Креста, ни гладкостию сластей умягчился еси, ни огня искушений убоялся еси: сего ради Христос Бог наш, почестями победительными тя венча”.

Помолимся и Господу, “прельщенных обращающего и соединяющего свою словесную паству”, открыть глаза слепым безбожникам, иноверцам, экуменистам, модернистам, рационалистам и еретикам, чтобы познали они свет истины Христовой и пришли от тьмы к истинному свету. Аминь.

Никодим Павлопулос, кафигумен монастыря святого Игнатия острова Лесбос

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Синаксарь «Пемптусия»