ПРЕПОДОБНАЯ ЭББА, ИГУМЕНИЯ КОЛДИНГЕМСКАЯ. Дмитрий Лапа
Память 25 августа / 7 сентября (преставление) и 2/15 ноября (перенесение мощей)
Витраж с изображением прп. Эббы Колдингемской (фото с сайта «Early British Kingdoms»)
Происхождение и ранние годы
О жизни святой игумении, некогда почитавшейся по всей Шотландии и Северной Англии, которую упоминал преподобный Беда Досточтимый (Venerable Bede) в «Церковной истории народа англов» (кн. 4, гл. XIX, XXV), сохранилось мало сведений.
Преподобная Эбба (Ebba, Ebbe, Aebbe), известная также как Эбба Старшая, родилась около 615 года в англо-саксонском королевстве на севере Англии. Ее отцом был король Этельфрит (Aethelfrith), правивший Берницией (Bernicia) с 593 года и Дейрой (Deira) с 604 года до своей смерти в 616 году[1]. Среди ее братьев были святой Освальд-Мученик (Oswald the Martyr) и Освиу (Oswiu) – будущие короли Нортумбрии.
Когда отец Эббы погиб в битве при Ботри в южном Йоркшире, ее мать Аха отвезла всех детей в гаэльское королевство Дал Риада (Dalriada), основанное ирландскими поселенцами на северо-западе Шотландии в конце V века. Преподобная Эбба была еще младенцем. Тем временем королем Нортумбрии стал дядя Эббы по материнской линии святой Эдвин (Edwin), который лишь много лет спустя обратится ко Христу. Дал Риада тогда была бастионом Православия (в противоположность Пиктавии (Pictland) в остальной части Шотландии и Нортумбрии на севере Англии, где процветало язычество) – там основывались духовные и монашеские центры, самым известным из которых был островной монастырь Иона (Iona), основанный ирландцем преподобным Колумбой (Columba) в 563 году. Находясь под защитой королей Дал Риады и впитав в себя ирландские духовные традиции, преподобная Эбба и ее семья обратились ко Христу и приняли Святое Крещение.
Возвращение в Нортумбрию и основание монастыря Колдингем
В 630-е годы, когда ее брат святой Освальд занял трон Нортумбрии и стал поборником Православия, Эбба решила вернуться на родину и помогать ему в деле просвещения нортумбрийцев, большинство из которых были язычниками. В 635 году по приглашению святого Освальда в Нортумбрию приехал ирландец святитель Айдан (Aidan; бывший воспитанник Ионы) и основал великий монастырь на острове Линдисфарн (Lindisfarne), где процветали православное монашество, ученость и культура.
Принцесса Эбба была красивой, и многие потенциальные женихи сватались за нее. Однако она всем сердцем желала стать невестой Христовой, поэтому около 640 года приняла монашеский постриг на острове Линдисфарн. По преданию, постриг над ней совершил сам святитель Айдан, игумен и епископ Линдисфарнский. Нет сомнения, что он был духовным наставником и другом преподобной девы, как и его преемник святитель Финан (тоже уроженец Ирландии и великий миссионер).
Многие сватались за принцессу Эббу, но она всем сердцем желала стать невестой Христовой
Позднее, набравшись опыта в монашеской жизни, вместе с братьями святым Освальдом и Освиу преподобная Эбба учредила свой знаменитый двойной (или смешанный) монастырь Колдингем (Coldingham) с отдельными сообществами монахов и монахинь, которые молились в общей церкви. Первоначальное название Колдингема, согласно преподобному Беде, – «urbs Coludi», что значит «крепость Колуда». Позднее он был назван «Colodaesburg» и лишь затем получил нынешнее название. В те времена Колдингем принадлежал Нортумбрии, а сегодня находится на территории шотландского округа Скоттиш-Бордерс близ границы с Англией.
Управление обителью Колдингем
Мыс Сент-Аббс-Хед, вид с юга
О деятельности преподобной Эббы на посту первой игумении колдингемской известно немного. Она была знаменита своей мудростью, святой жизнью и проповедью Евангелия, что послужило обращению ко Христу многих язычников. Возможно, в управлении Колдингемом святая Эбба подражала своей прославленной современнице преподобной Хильде (Hild), которая служила игуменией двойного монастыря Уитби (Whitby) в Нортумбрии (ныне в Йоркшире) в то же самое время.
Внешний вид церкви приората Колдингем, Скоттиш-Бордерс (используется с разрешения приората)
Монастырь Эббы находился в 40 километрах к северу от Линдисфарна в очень суровом месте: на берегу Северного моря юго-восточной Шотландии, с постоянным холодом, сильными штормами и большими волнами. До недавнего времени историки спорили о точном местоположении обители Эббы: одни утверждали, что она располагалась на месте нынешней деревни Колдингем, а другие – на холме Керкхилл (Kirk Hill) скалистого мыса Сент-Аббс-Хед (St. Abb’s Head) близ деревни Сент-Аббс (St Abbs; названы в ее честь) у самого моря. Археологические раскопки, проведенные компанией «DigVentures» с 2017 по 2019 год, подтвердили, что монастырь находился в Колдингеме – на месте нынешней церкви-приората Колдингем. Влияние монастыря преподобной Эббы можно было сравнить с влиянием Линдисфарна и других великих обителей того времени. К сожалению, ему не было суждено долго процветать после кончины Эббы.
Интерьер церкви Колдингемского приората, Скоттиш-Бордерс (используется с разрешения приората)
Холм Керкхилл на мысе Сент-Аббс-Хед, Скоттиш-Бордерс
Две выдры вышли из моря и своим дыханием согрели ноги святого
Когда святая Эбба состарилась и по телесной немощи больше не могла следить за дисциплиной в своих общинах, некоторые насельники и насельницы Колдингема начали заниматься мирскими делами, пропускать богослужения и пренебрегать молитвой. Поэтому святая игумения обратилась за помощью к великому пастырю, подвижнику и чудотворцу, святителю Кутберту (Cuthbert) Линдисфарнскому, который стал регулярно приезжать в монастырь и наставлять монахов и монахинь. Во время одного из его посещений произошло знаменитое чудо с выдрами, описанное преподобным Бедой в «Житии святого Кутберта Линдисфарнского»:
Свт. Кутберт с выдрами (иконописец - Айдан Харт)
«В то время, когда росла слава о добродетелях и чудесах святого мужа, жила Эбба – праведная монахиня и верная раба Христова, начальствующая над монастырем, что находился в городе Колуди. Эбба была знаменита и своим благочестием, и благородством происхождения, так как была сводной сестрой короля Освиу. И вот она отправила к человеку Божию Кутберту посыльного с просьбой посетить ее монастырь. Приглашением от верной рабы Господа Кутберт не мог пренебречь. Он приехал в монастырь и провел в нем несколько дней, проповедуя путь Истины как словом, так и делом. Кутберт отправлялся на молитву, когда все спали, и, проведя ночь в бдениях, возвращался в час утренней службы.
Однажды ночью один брат из монастыря, видя, что Кутберт куда-то уходит, решил тайно за ним проследить и узнать, что тот будет делать. Покинув монастырь, Кутберт спустился к морю и, войдя глубоко в воду – так, что она доходила ему до шеи, воздел руки и принялся молиться. Всю ночь он провел, прославляя Бога. Когда стало светать, он вышел из воды и, встав на колени, продолжил молитву на берегу. И пока подвижник молился, два четвероногих животных, которых мы называем выдрами, вышли из моря и улеглись перед ним на песок; своим дыханием они согрели его ноги и своим мехом обтерли их, после чего, получив его благословение, вернулись в родную стихию. А Кутберт направился в монастырь, чтобы успеть к началу утренней службы»[2].
С 660-х годов святая Эбба оказывала значительное влияние на преподобную Этельдреду (Etheldred), будущую основательницу и первую игумению монастыря на острове Или (Ely) в Восточной Англии. В 672 году, расставшись со своим номинальным мужем, королем Эгфритом Нортумбрийским (670–685; племянником Эббы), Этельдреда приняла постриг и некоторое время подвизалась в Колдингеме под руководством преподобной, прежде чем уехать на юг в Или.
Икона свт. Вильфрида Йоркского
Эбба общалась и с другими святыми современниками. Она заступалась за великого миссионера, архипастыря и строителя церквей святителя Вильфрида (Wilfrid) Йоркского, с которым несправедливо обращались члены королевской семьи Нортумбрии. В 681 году упомянутый король Эгфрит приехал в монастырь Колдингем со своей второй супругой, королевой Эрменбургой, внезапно сраженной тяжким недугом после того, как она незаслуженно посадила святителя Вильфрида в темницу и забрала привезенные им мощи. Об этом свидетельствует Эддий Стефан – автор самого раннего жития святителя Вильфрида, написанного вскоре после его кончины:
«Тем временем король и королева разъезжали по городам, крепостям и деревням с мирской пышностью, ежедневными пиршествами и весельем. Так они прибыли в монастырь Колдингем и решили в нем остановиться. Его игумения Эбба, сестра покойного короля Освиу, была женой святой и мудрой. Но той же ночью королева вдруг стала одержимой бесом; диавольские нападки были настолько яростными, что казалось, она вряд ли доживет до следующего дня. На рассвете игумения отправилась к королеве и застала ее лежащей в кровати со сведенными судорогой мышцами рук и ног. Было видно, что она умирает. Игумения Эбба пошла к королю и со слезами на глазах изложила свое мнение о причине несчастья. Она сказала ему строго: “Точно знаю, что вы прогнали Вильфрида с его кафедры безо всякой причины. Он был изгнан и отправился в Рим, ища защиты. Теперь он вернулся с кафедры, имеющей ту же власть, что и сам апостол Петр: вязать и разрешать. И что же вы сделали? Возгнушались его (престола святого Петра) указаниями и обобрали епископа! И, вдобавок к этому, еще и заключили его в тюрьму. Послушай, сын мой, совета матери. Освободите его из уз темничных. Верните реликвии, которые королева сняла с его шеи и перевозила из города в город, как Ковчег Господа, к своей собственной гибели. Пошлите с ними посыльного. Самым лучшим было бы восстановить Вильфрида на епископской кафедре, но если не можете заставить себя это сделать, хотя бы позвольте ему и его друзьям покинуть королевство и отправиться, куда они захотят. Сделай это – и ты будешь жить, а королева поправится. Не послушаешься – Бог свидетель, вам не избежать наказания”. Король послушался святую наставницу: освободил епископа и позволил ему и его людям уехать со своими святынями. А королева исцелилась».
В то время в мужской общине Колдингемского монастыря жил святой затворник Адамнан (Adamnan, Adam; день памяти 31 января). Он родился в Ирландии, был рукоположен во иеромонаха и во время паломничества в Нортумбрию остался в Колдингеме (его не следует путать с другим святым Адамнаном – игуменом монастыря Иона и автором жития преподобного Колумбы). Адамнан преуспел в аскетической жизни, строгом соблюдении всех монашеских предписаний и порицал членов общины, которые вели себя неподобающим образом. В видении ему было открыто, что в будущем монастырь будет уничтожен огнем из-за «частых сплетен и легкомыслия» некоторых монахов и монахинь. Услышав грозное предупреждение, нерадивые насельники поспешили исправиться. Но ненадолго. После смерти святого Адамнана (ок. 680) и преподобной Эббы монастырь постигло бедствие: все его постройки сгорели во время пожара около 686 года, но вскоре он был перестроен.
Есть некоторые свидетельства того, что Колдингем не был единственным достижением преподобной Эббы: она могла также основать маленькие монашеские общины в Сент-Аббс-Хеде (давно заброшенный форт) и в Эбчестере (Ebchester) на реке Деруэнт на территории нынешнего английского графства Дарем – оба места названы в ее честь.
Кончина. Святая Эбба Младшая
Преподобная Эбба мирно скончалась в 683 году в преклонных летах, будучи всеми любимой. По ее заступничеству совершалось много чудес. Авторитет Эббы был столь велик, что ее стали почитать как святую сразу после смерти. Ее имя встречается в ряде месяцесловов, например, в календарях Дарема, Уинчкомба и Абердина. Хотя жизнь православной монашеской общины продолжалась еще 200 лет после кончины Эббы, она уже никогда не была такой многочисленной и крепкой, как при святой игумении.
Эбба Младшая была замучена вместе со своей общиной монахинь викингами
Игумению Эббу не следует путать с другой – гораздо менее известной святой с тем же именем. Речь идет о святой Эббе Младшей, игумении Колдингемской (память 23 августа). Единственным автором, писавшим о ней, был английский монах и летописец XIII века Матфей Парижский, который, возможно, использовал более ранние источники. По его свидетельству, Эбба Младшая была последней настоятельницей самого раннего Колдингемского монастыря перед его разорением датчанами в 870 году. Она была замучена вместе со своей общиной монахинь викингами. Игумении было заранее открыто о готовящемся набеге. По легенде, чтобы избежать надругательства, она и ее монахини добровольно изувечили себя, отрезав себе носы и губы. Испугавшись этого зрелища, язычники сначала убежали, но вскоре вернулись и в ярости сожгли всех обитателей монастыря заживо. Преподобной Эббе Старшей, первой игумении Колдингемской, а также преподобномученице Эббе Младшей и убитым вместе с нею составлены православные службы на английском языке[3] (автор – монах Иосиф (Ламбертсон).
Дальнейшая история обители Колдингем
Фрагмент Колдингемского бревиария. Хранится в Британской библиотеке (фото - Wikipedia)
После 870 года монашеская жизнь в Колдингеме долгое время не возобновлялась. Мало-помалу волны смыли первозданную красоту Колдингема, Сент-Аббс-Хеда и Эбчестера, но никакие волны не смогли стереть в сердцах людей память о добродетелях их основательницы Эббы.
В конце XI века, после Нормандского завоевания, мощи преподобной Эббы были снова обретены, и в 1098 году король Шотландии Эдгар I (1097–1107)[4] пожаловал земли для основания римско-католического бенедиктинского мужского монастыря-приората в Колдингеме в честь Девы Марии, св. Кутберта и св. Эббы. Монастырская церковь была освящена в 1100 году, но официально монастырь учрежден при короле Шотландии Давиде I (1124–1153). Братия состояла из монахов, прибывших из монастыря Дарема (Durham). Колдингемский приорат стал одним из крупнейших и наиболее процветающих в Шотландии. Он также был известен как центр торговли шерстью.
Икона «Собор святых Шотландии» - среди них есть прп. Эбба
Почитание преподобной Эббы возродилось по всей Шотландии и северной Англии. Часть ее мощей почивала в Колдингеме, а другая часть – в Дареме.
Среди средневековых деятелей, связанных с приоратом Колдингем, упомянем Реджинальда Даремского (+ ок. 1190), подвизавшегося некоторое время в Колдингеме, автора житий святых Годрика Финчейлского (Godric of Finchale), Освальда Нортумбрийского, рассказов о чудесах святителя Кутберта и проповеди, посвященной преподобной Эббе. Назовем также Джеффри Колдингемского (+ ок. 1215), ризничего и летописца этой обители, записавшего историю Дарема с 1150-х до 1215 года и, возможно, составившего жизнеописания святых Годрика и Варфоломея Фарнского (Bartholomew of Farne). Истинная жемчужина хранится в Британской библиотеке в Лондоне. Это иллюминированный Колдингемский бревиарий, созданный в конце XIII века одним монахом из Дарема (Колдингем был обителью, зависимой от Даремского монастыря, а затем Данфермлинского аббатства) для приората Колдингем. В красивой рукописи на латинском и французском языках находится календарь местных праздников и памятных дат (таких, как освящение престолов в честь архангела Михаила и преподобной Эббы в приорате Колдингем, освящение церкви в Колдингеме и др.), а также тексты к праздникам годового богослужебного круга, гимны и псалмы седмичного круга и прекрасные миниатюры. Среди святынь, некогда хранившихся в приорате Колдингем, были частица Животворящего Креста, на котором был распят Спаситель, и один из гвоздей, которыми Он был пригвожден ко Кресту. Однако приорат несколько раз за свою историю был почти стерт с лица земли – например, английским королем Иоанном Безземельным в 1216 году в ходе его карательной экспедиции на север после подписания Великой хартии вольностей.
Приорат Колдингем был настолько знаменит, что шотландский король Яков IV (1488–1513) включил его доходы в число свадебных подарков своей невесте Маргарите Тюдор в 1503 году.
Разрушение и возрождение приората Колдингем
В 1560 году во время шотландской Реформации колдингемский приорат был распущен, мощи преподобной Эббы и другие святыни уничтожены, а земли перешли к местному землевладельцу. Монастырь был окончательно разрушен в 1650 году, когда Оливер Кромвель осадил бывшую обитель и изгнал некоторых роялистов, укрывавшихся в ее стенах. Впоследствии развалины монастыря местные жители долго использовали как строительные материалы.
Развалины монастыря местные жители долго использовали как строительные материалы
В 1852 году в деревне Колдингем из сохранившихся руин средневекового монастыря была построена великолепная новая приходская церковь – «Колдингемский приорат». Она принадлежит Пресвитерианской церкви Шотландии и является действующей по сей день. Хотя церковь огромна, она состоит лишь из части хора[5] бывшей монастырской церкви! Недавно были проведены работы по восстановлению руин монастыря и появились тематические сады, посвященные его истории. Остатки первоначального (донорманнского) монастыря преподобной Эббы были раскопаны рядом с церковью в 2019 году. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что материалы, остатки сооружений и кости животных относятся к англо-саксонскому периоду – с 660 по 860 год нашей эры. Среди самых впечатляющих находок – ров, окружавший монастырь.
Сегодня сохранились только остатки фундамента стен, часовни и источника в Сент-Аббс-Хеде близ Колдингема. Часовня построена в Средние века братией монастыря Колдингем для увековечения памяти своих донормандских предшественников. Это место посещали паломники в период позднего Средневековья, и здесь совершались чудеса. Так, девочка, бывшая слепой на один глаз и глухой на одно ухо, исцелилась после пятнадцати ночей молитвы в часовне. Рядом с Сент-Аббс-Хэдом расположены две бухточки: одну из них, несомненно, использовал святитель Кутберт для своих ночных молений в воде. Поблизости частично сохранились два источника (один из них освящен в честь святой Эббы), к которым некогда приезжали паломники, чтобы почтить память местных святых. Отсюда открываются захватывающие виды на побережье, о которое по-прежнему разбиваются волны и где все так же часты сильные штормы – как и во времена преподобной Эббы.
Колдингем находится дальше от берега, и вполне логично, что преподобная Эбба основала здесь свою главную общину. Что же касается мыса Сент-Аббс-Хед, святая могла использовать его для тихой уединенной молитвы или основания скита.
В других местах
Церковь св. Эббы в Эбчестере, графство Дарем (фото - Bill Henderson, Geograph.co.uk)
Деревня Эбчестер в графстве Дарем стоит на месте римского форта Виндомора. Считалось, что преподобная Эбба заложила здесь один из своих монастырей, но впоследствии он подвергся разорению во время набега скандинавов и так и не был восстановлен. Местная приходская церковь освящена в честь святой Эббы и восходит к XI или XII веку, а фундамент был донормандским. Следов раннего монастыря до сих пор не обнаружено. В Средние века это уединенное место привлекало отшельников и было известно как «убежище для анахоретов».
Церковь св. Эббы в Биднелле, графство Нортамберленд
В деревне Биднелл (Beadnell) графства Нортамберленд на северо-востоке Англии находится церковь преподобной Эббы, в которой есть витраж с изображением святой и мученика Освальда. Деревня расположена на берегу Северного моря близ Бамбурга. Церковь использовали в качестве часовни в XVIII веке и перестроили в следующем столетии. На окраине села есть узкий мыс под названием Эббс-Нук (Ebb’s Nook), где в 1853 году раскопали древнюю каменную часовню XIII века, посвященную святой Эббе. Во время последних раскопок в 2012 году вокруг нее найдено множество захоронений, гораздо более ранних останков и фрагментов земляных укреплений предположительно VII века. Это позволило ученым предположить, что преподобная Эбба могла основать здесь скит, а более позднюю каменную часовню воздвигли в память о ней. Сегодня эти артефакты бережно сохраняются.
Епископальная церковь в рыбацком городке Аймут (Eyemouth) шотландского округа Скоттиш-Бордерс, построенная в 1887 году, освящена в честь святой Эббы. В деревне Эйтон (Ayton) близ одноименного замка того же округа некогда существовал источник святой Эббы.
Церковь св. Эббы на одноименной улице в Оксфорде, Оксфордшир (фото - Ирина Лапа)
Эту святую принцессу следует почитать наравне с ее братом – святым королем Освальдом
В честь преподобной Эббы (St Ebbes) названы район, улица и приходская церковь в университетском городе Оксфорде. Исторически она могла быть старейшей церковью города! В 1005 году она принадлежала Эйншемскому аббатству в Оксфордшире, и даже тогда ее называли «очень древней». Преподобная изображена в ней на старинном витраже. По одной из версий, появление церкви в честь северной святой Эббы далеко на юге объясняется тем, что она могла сопровождать своего брата, короля Освальда, в близлежащий Дорчестер-на-Темзе, где он присутствовал на крещении короля Уэссекса Кинегильса[6] святителем Бирином (Birinus). Возможно, церковь построили в ознаменование посещения этого региона святой девой и будущей игуменией. Нынешняя церковь почти полностью перестроена и расширена в XIX веке, при этом там сохранились некоторые средневековые раритеты, витражи и дискосы[7]. С историей храма связана деятельность нескольких выдающихся личностей.
Часовня св. Эббы в Эббс-Нуке близ Биднелла во время раскопок, Нортамберленд, 2012
Наконец, существуют улица и мост, названные в честь святой Эббы (St Eabbe’s) в деревне Райхолл (Ryhall) в Ратленде – самом маленьком графстве Англии, в центральной ее части. Связь преподобной Эббы с этим местом не известна, и историки предполагают, что здесь жила другая святая[8].
Возможно, эту святую принцессу – одну из многих влиятельных женщин англо-саксонского периода – следует почитать наравне с ее братом, святым Освальдом, который основал монастырь Линдисфарн, внес вклад в историю и просвещал северо-восточную Англию; точно так же его сестра преподобная Эбба основала монастырь в Колдингеме, вошла в историю и внесла вклад в просвещение юго-восточной Шотландии. Они две звезды – две из целого сонма – сияющие на небосводе Британии VII века.
Преподобная мать Эбба, моли Бога о нас!
[1] Позднее Берниция и Дейра объединились, образовав королевство Нортумбрия.
[2] Житие и чудеса святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского // https://pravoslavie.ru/52622.html
[3] Commemoration of our Venerable Mother Ebba, Abbess of Coldingham // http://orthodoxengland.org.uk/servebbo.htm,
Commemoration of the Venerable Martyr Ebba, Abbess of Coldingham, & Those with Her, Slain by the Danes // http://orthodoxengland.org.uk/servebby.htm
[4] Ранее король Эдгар был свергнут, но после видения свт. Кутберта, обещавшего ему помощь, он взял «знамя Кутберта» из даремского монастыря, отправился обратно в Шотландию с армией, которую собрал в Англии, и победил. В благодарность за чудесное возвращение на престол он и решил основать монастырь.
[5] На Западе хором называют часть кафедрального собора или большой церкви между нефом и алтарной частью с главным престолом, где располагаются места для духовенства и певчих.
[6] Король Уэссекса Кинегильс был крещен свт. Бирином, просветителем Уэссекса, в 635 г. Св. Освальд Нортумбрийский был восприемником Кинегильса и женился на его дочери Кинебурге. Так породнились королевские семьи Уэссекса и Нортумбрии.
[7] Дискос – предмет католической церковной утвари, используемый при причащении верных аналогично православному плату (не путать с одноименным предметом православной церковной утвари).
[8] Точно известно, что в Райхолле подвизалась другая святая – прп. Тибба (Tibba; память 6 марта). Она была родственницей святых Кинебурги и Кинесвиты, принцесс и игумений монастыря Кастор в Кембриджшире (тогда в королевстве Мерсия) в VII в. Св. Тибба вела в Райхолле жизнь пустынницы, а позднее ее мощи перенесли в собор города Питерборо (Peterborough). В позднем Средневековье при приходской церкви св. Иоанна Богослова в Райхолле много лет в полном затворе в келье жила еще одна безымянная подвижница, стремившаяся подражать подвигу своей ранней предшественницы. Эта древняя церковь стоит по сей день, а на ее внешней стене видны очертания средневековой кельи. Сохранилось и маленькое смотровое окошко, через которое затворница могла наблюдать за совершением мессы из своей кельи.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии