Преодоление праздности и уныния. Епископ Александр (Милеант)
“Воздрема душа моя от уныния,
Живи мя по словеси Твоему” (Псалом 118:).
Каждый человек инстинктивно стремится к приятному, к радости, к счастью. Насколько ощущение радости вливает в человека бодрость и оптимизм, настолько отсутствие ее делают его жизнь серой, мрачной, бессмысленной.
По благости Божией, многое в жизни приносит человеку радость. С самого начала своего появления в мир, человека радуют такие предметы и явления, как, например, приятная пища и питье, свежий воздух, солнечный свет, красота природы, общение с близкими и дорогими людьми. По мере своего развития, человек находит новые источники радости в более глубоком познании мира и стройности его законов, в предметах искусства, музыки и поэзии. Способность человека отличать приятное от неприятного имеет громадное значение в его физическом и психическом развитии.
Однако, очень рано человек убеждается в том, что одни физические и эстетические предметы не могут полностью его удовлетворить, так как он ощущает в себе чисто духовные потребности. Эти духовные потребности выражают себя во внутреннем, подсознательном стремлении к добру, к нравственному совершенству и к общению с Богом. Эти стремления создают в нем духовную жажду или голод. Если человек не обращает внимания на жажду своей души, то эта жажда со временем возрастает в силе и переходит в тупое чувство внутренней пустоты, неудовлетворенности, уныния.
Никогда человек не располагал таким изобилием и разнообразием развлечений, как в нынешний 20-й век. Жизнь насыщена театрами, фильмами, всевозможными музыкальными и электронными предметами развлечения, спортивными состязаниями, книгами, всевозможными газетами и журналами и т.д. Казалось бы, современный человек должен быть во много раз счастливее своих предков. Однако, получается наоборот. Современный человек часто чувствует себя глубоко несчастным, более несчастным, чем его отцы и деды. В этом нас убеждает тот факт, что современное злоупотребление разными одурманивающими средствами, как то: курением, спиртом, наркотиками, притупляющими или возбуждающими лекарствами принимает эпидемический характер, небывалый в истории человечества. Кроме того, известно, что значительный процент жителей больших городов страдает различными психическими болезнями, которые бессильны вылечить самые лучшие психиатры. Это обилие психических заболеваний нельзя объяснить ничем другим, как нарушенным балансом сложной человеческой природы: с одной стороны пресыщенность внешними развлечениями, а с другой стороны — острая духовная пустота!
Эти печальные наблюдения действительности говорят о том, что современному человеку совершенно необходимо понять причины создавшегося духовного кризиса, а именно понять, что ему необходимо обратить внимание на свои духовные запросы. Сознание человеком необходимости восстановить равновесие между своими физическими и душевными запросами послужит в свою очередь толчком к началу духовной жизни.
Духовная жизнь, как и всякий внутренний процесс, требует известной дисциплины и подвига. Но в самом этом подвиге и дисциплине мы обретаем мир и духовную радость. Конечно, не всякий подвиг полезен, но тот, который указан нам Самим Творцом и Спасителем нашим, который изложен в Евангелии и который осуществляется в Церкви. Церкви Бог дал все то, чего жаждет наша душа: благодать и истину. Поэтому участием в ее жизни мы обретаем удовлетворение самым возвышенным и благородным своим стремлениям. Блаженны мы, если поймем это и соответственно изменим нашу жизнь!
Епископ Александр (Милеант). Апологетические заметки
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии