Преображение времени

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В любую эпоху человек стремится измерить и определить ценность времени, но и, по возможности, преодолеть его границы.

The-melting-clock2-600x446

Это мы наблюдаем в памятниках мировой культуры и суждениях, которые о них высказывались. В небиблейских народах и в светских религиях существовали мифологические воззрения о священности и цикличности времени. Так сформировалась концепция цикличности времени, преобладающая и в древнегреческой философской мысли.

В дохристианский период были созданы различные праздничные циклы. Первый день месяца, первый день года, равноденствия, солнцестояние и другие важные события стали поводами для празднования. Например, в Ветхом Завете суббота ассоциировалась с седьмым днем творения, когда Бог «почил <…> от всех дел Своих» (Быт. 2:2), и получила глубокий символический смысл. Число «7», осмысляемое внутри недельного цикла, становится символом полноты творения, а также обозначает мирское, светское время недели.

Тем не менее, религиозное обоснование субботней бездеятельности, а также других праздников, лишает их гуманистического содержания. Поэтому слово Божье, сказанное через пророка, порицает эти традиции: «…новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! <…> научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного» (Ис. 1:13 – 17). Церковь, перенося центр тяжести с субботнего дня на воскресный, который является одновременно и первым и восьмым днем недели, открывает в нем пространство благодати и Царства Божия. Воскресенье, день воскресный, становится недельной Пасхой.

Для христиан месяцы, годы, века и тысячелетия находятся в руках Господа Вседержителя. Именно Он, Безначальный и Вечный, властвует над временем, вознося его к вечности. «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих, – учит Священное Писание и продолжает: они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза” (Евр. 1:10 – 11).

В церковном праздничном цикле, где огромное значение приобретает память, приход Бога в историю для избавления человечества и сопряженные с Ним спасительные события представлены как ныне существующие. Рождество Христа, Обрезание, Сретение, Крещение, Преображение, Распятие и Воскресение проживаются Церковью как современные события. Кроме того, празднуется память друзей Божьих: святых, праведников, пророков, апостолов, мучеников, иерархов, исповедников, преподобных, равно как и новомучеников, угодивших Богу и возлюбивших ближнего в нынешние неспокойные времена.

Церковь показывает, что сделал Бог для своего творения, равно как и то, что может осуществить человек, просвещаясь Святым Духом и вдохновляясь любовью Божьей. Христиане, молясь о многих и мирных летах, тем не менее, не считают время непревзойденным благом. Они расценивают его как час борьбы и духовного подвига, молясь, чтобы «оставшиеся годы их жизни прошли в мире и покаянии».

Век нынешний – это подготовка к Раю Божественной любви с помощью Святого Духа и. Тот, кто вверяет свою жизнь Богу и соблюдает Его заповеди, не боится будущего. Вдохновляясь верой пророков, апостолов и святых прошлого, он в нынешней жизни борется за умение любить и хранит надежду на причастие будущего царства и славы. Это дает ему возможность обращаться к Тому, Кто есть «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13) со словами: «Ей, гряди, Господе Иисусе» (Откр. 22:20).

Протопресвитер Василиос Каллиакманис

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.