Преображение Господне
Вера, которую принес нам Сын Божий, дает нам цель и смысл на всю жизнь
Незадолго перед тем, как исполнить своё главное дело – умереть на Кресте и воскреснуть, – Иисус Назорейский поднялся на гору Фавор с тремя учениками, чтобы помолиться. Во время молитвы Он стал светиться ярким светом, так что и одежда Его была сплошным светом. Потом рядом с Ним появились пророки Моисей и Илия, Он беседовал с ними. Ученики чувствовали присутствие необыкновенной благодати, так что Петр сказал Иисусу: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Вероятно об этом особо благодатном состоянии предупреждал Иисус, когда говорил: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1).
И сразу после это с неба спустилось светлое облако и накрыло всех. Из облака раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Апостолы испугались и пали лицами к земле. И только прикосновение руки Учителя и Его слова: «Встаньте и не бойтесь», – вернули им самообладание. Подняв взоры, они увидели, что Учитель в своем обычном человеческом облике и больше никого нет.
Для чего же Спаситель преобразился на виду у трех учеников своих? Для того, чтобы им было впоследствии (после Воскресения Его) легче было осознать, что их Учителем является Сам Бог. «Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9).
Святые отцы как раз и обращают наше внимание на то, что Преображение свершилось незадолго до смерти и Воскресения Христа. Событие Воскресения настолько необычное, невероятное, что в него трудно будет поверить. Так оно и случилось: ученики долго не могли поверить словам тех, кто видел воскресшего Иисуса и говорил с Ним, пока Он Сам не явился всем ученикам, собранным вместе.
Для того, чтобы они могли поверить в факт воскресения, Господь и приоткрыл перед ними свою Божественную природу, которая воспринимается нами как Свет. Свидетели самого момента Воскресения как раз и видели свет, видели, как светящаяся человеческая фигурка, («человек, как бы весь состоящий из света», – писал летописец Гермидий) поднимается вверх, к светящемуся облаку и скрывается в нем. После этого облако погасло, а на земле грохотнул камень, сам собой поднявшийся и упавший, открыв вход в пещеру-гроб.
Ученики этого не видели, они сидели в доме запершись «страха ради иудейска». Но трое из них вспомнили светящегося Учителя. Вспомнили и уверовали.
Для Сына Божия крайне важно было, чтобы ученики поверили в воскресение из мертвых. Ради этой веры Он и принял такую мучительную смерть – на кресте. Поверив в Его Воскресение, ученики поняли, что Иисус не просто пророк, посланник Божий, избранник Божий, а Сам Бог.
А у нас тут возникает новый вопрос: если Он Бог, то Он всемогущий. Ему достаточно было слово сказать, подумать, и все сделалось бы, как Он хотел. Почему же Он совершил такую Жертву ради нашей веры? Стоит ли вера такой мучительной Жертвы? В чем причина?
Причина в нас, людях. В той свободе воли, которую Бог дал человеку при сотворении. И не отнимает ее ни при каких условиях. А человек по своей свободной воле вкусил плод с древа познания добра и зла. На библейском языке «познать» значит соединиться, принять в себя. И человек принял в себя семя сатанинское. С тех пор человек стал смертным и слышит два внутренних голоса – голос совести, который от Бога, и голос гордости (самолюбия, самооправдания), который от дьявола. И внутренняя борьба, которая идет в нас всю жизнь, как раз и есть познание добра и зла.
Получается, что Всемогущий Бог не может (не позволяет Себе) сделать только одно: спасти человека против воли самого человека. Нужно, чтобы человек захотел спастись. А для этого нужно, чтобы человек поверил в возможность спасения. В данном случае: в возможность воскресения и вечной жизни. Жизни в Царстве Божием.
Вера – это перводвигатель нашей активности, она дает нам цель. Без веры, без цели мы ничего не можем делать. Вера первична, а знание – вторично, вера – причина, а знание – следствие. Святитель Тихон Задонский так и писал: «…не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем» (Свт. Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое).
Вера дает нам цель для любого действия. А вера, которую принес нам Сын Божий, дает нам цель и смысл на всю жизнь. Такая вера стоила такой жертвы с Его стороны. Он не нарушил свободу воли человека, но при этом дал нам цель жизни – ориентир, идеал, смысл.
Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии