ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Иеромонах Назарий (Рыпин)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, в этом престольном храме мы сугубо торжествуем праздник Преображения Господня. Господь взошел на Фавор со своими тремя ближайшими учениками и Преобразился пред ними. Его Плоть словно бы изменилась — она просияла светлее солнца, стала чище и белее снега. Господь открывает нам тайну Будущего Века и жизни человеской души в Боге, к чему преуготован человек, что может быть даровано человеку Божественной любовью, Благодатью Христовой.
Господь не изменяется на Фаворе, Он всего-лишь приоткрывает нам Свое Божественное Существо, которое скрывалось в Его человеческом Естестве, за этой завесой Плоти славной. И вот, ученики, видя эту тайну, поражаясь этой Чистоте, этой Святости, как изображает икона: они падают ниц в трепете, не терпя видеть это сияние Божественной Славы. Той Славы, которую имел Господь всегда и той Славы, которой призван человек прославиться в Боге. И они, очнувшись от этого видения, сказали, словно малые дети: «Хорошо нам здесь быть, Господи, давай сотворим три сени, три палатки: одну Тебе, одну Моисею, одну Илии» (Мф. 17, 4).
Хорошо быть с Богом, хорошо сердцу человека рядом со Святыней. Очень часто мы слышим, что люди ощущают эту радость присутствия Божества, радость присутствия рядом с какой-то Святыней, с кем-то из святых, в какие-то праздники или просто в Храме Божием. Но почему так удивительно в человеке соединяется эта радость от присутствия Божественного и Святого и, одновременно, совершенно иная жизнь, которая словно бы борется с Богом, противоречит всякому здравому смыслу. И человек, признавая Благость пребывать с Творцом, словно бы пытается всячески от этого отстраняться. Приходит в разум по временам, кается, стремится вновь и вновь, или же не стремится вовсе, противореча сам себе. Потому что в человеке еще есть закон греха, воюющий против закона Духа. Как говорит нам об этом апостол: «Человек, отпав от Бога, исказивши свое естество, утратив свое Богоподобие бывает привлекаем дьяволом, привлекаем лукавым на всякие скверные дела и мысли».
Праздник Преображения говорит нам о том, что человек все-таки может измениться, для него существует это духовное, внутреннее, нравственное преображение. Господь открывает нам, что это возможно по Благодати Божественной. Возможно, чтобы человек стал иным. Для этого, конечно, нужны невероятные усилия, нужно мужество души, нужно огромное желание человека прилагать к этому, но полагая прежде всего основанием то, что Господь спасает человека! Человек лишь должен быть соработником Бога в этом деле, не противоречить Богу, не сопротивляться, но содействовать.
И вот, мы с вами имеем на Фаворе этот прообраз, когда мы имеем реальную возможность стать подобными Богу. Но не какими-то лишь внешними делами, как говорил один из святых современных, старец Иосиф Исихаст, что не добрыми делами, не милостынями, не вообще какой-либо добротой изменяется строптивое сердце, но болью покаяния, сокрушением сердца, смирением упраздняется бесчинное мудрование.
И нам с вами дана такая возможность — дана возможность шествовать за Христом, быть не только Его последователями, поклонниками, но подлинно стать Его учениками. И праздник Преображения предлагает нам эту возможность — показывает, что мы можем научаться от Христа, мы можем по-настоящему учиться у нашего Спасителя и Бога всем духовным совершенствам, всем добродетелям, которые Он в себе заключает. Человек призван к этой необыкновенной жизни — жизни преображенной, жизни обновленной, измененной. Всему тому, что в зачатке утратил Адам, но всему тому, что было уготовано человеку от сложения мира, всему, что было в замысле Пресвятой Троицы.
И эта великая задача, она предлежит перед каждым из нас, мы никогда не должны об этом забывать. Мы не должны забывать об этом своем невероятном звании и призвании, о котором мы так часто забываем и так бездарно, порой, к сожалению редчайшему, промениваем на что-то другое — на какие-то свои дела, заботы, суету, бессмысленность наших слов, дел, мыслей.
И вот, в этот праздник, взирая на эту радость, на этот Свет, на эту Чистоту и Святость, которая сияет нам на Фаворской Горе, постараемся и сами возжелать этой частички Чистоты и Святости, чтобы она коснулась и нашего сердца, потому что Господь просиял. Но Он требует от нас труда и подвига. Он желает просветить нас, очистить, сделать святыми, но Он ожидает от нас нашего с вами покаяния, этого внутреннего подвига — очищения своего сердца, борьбы со своими страстями, хранения своего ума от всех греховных помыслов, что возможно только напряженным трудом и покаянной молитвой. В чем да будет нам воссиявший на Фаворе Господь — Покровителем, Помощником, Утешителем, Наставником, Заступником. Спаси вас Господи!
19 августа 2016 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии